Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 20:23, практическая работа
Переведите в формы делового общения переговоры между Попом и Балдой, героями одноименной сказки А.С.Пушкина. Используйте язык бизнеса: совмещение профессий, система оплаты труда, работодатель, работник, претендент на должность, договор, контракт, условия работы, компромисс, консенсус, виды и содержание деятельности и пр.
Защита — воспитание силы воли и исключительной уверенности и уважения к себе.
30. Обвинение в теории, или мнимое отсутствие практики.
Манипулятор в качестве неожиданного контраргумента выдвигает требование, согласно которому слова выбранного им объекта манипуляции как бы хороши только в теории, тогда как на практике ситуация якобы будет иной. Тем самым бессознательно давая понять объекту манипуляций, что все слова, только что услышанные манипулятором, ничего из себя не представляют и хороши только на бумаге, а в реальной ситуации все будет складываться по-другому, а значит, собственно, опираться на такие слова нельзя.
Защита — не обращать внимание на домыслы и предположения других людей и верить только в силу своего разума.
______________________________
Критика и комплименты в деловой коммуникации
Комплименты в деловой коммуникации.
Комплимент – это приятные слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека.
Зачем?
- человек услышал в
свой адрес комплимент по
- благодаря функционированию
установки на желательность
- возникает чувство
- чувство удовлетворения
всегда сопровождается
- возникшие положительные эмоции связываются по закону ассоциации с их источником и переносятся на того, кто их вызвал;
- возникает притяжение к этому человеку.
Как?
- Без двусмысленности.
- Без гипербол.
- Учитывая высокое мнение.
- Без дидактики.
- Без «приправ».
Правила:
- встраивайте слова-комплименты в общую фразу;
- не делайте пауз;
- конструируйте фразу так, чтобы после комплимента следовал содержательный текст; чем длиннее общая фраза после слов-комплиментов, тем лучше;
- желательно выстраивать
высказывание так, чтобы часть
общей фразы после слов-
1. Что представляет собой комплимент?___________________
приятные слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека.
2. Зачем нужно делать комплименты?
_ Хваля деловых партнеров, мы помогаем им чувствовать себя значимыми в глазах других, создаем доброжелательную атмосферу делового контакта. Вызывая своими словами у партнера улыбку или приятное удивление, мы отвлекаемся от собственных проблем и поднимаем свое настроение. Наконец, чем больше комплиментов мы делаем людям, тем больше приятных слов возвращается к нам.
3.Когда уместно говорить комплименты?
_______Если
же говорить о настоящих, действительных
комплиментах, то все они классифицируются
по двумя осям: "прямые - косвенные"
и "открытые - с прикрытием". В прямых
комплиментах идет прямое упоминание
достоинств человека или того, что он делает,
косвенный комплимент - случается непрямо,
через что-то, опосредованным образом.
Открытый комплимент себя не скрывает,
более того - привлекает к себе внимание
и себя подчеркивает, комплимент с прикрытием
- отвлекает от себя внимание, переключает
внимание на что-то другое. Самый простой
и явный – это прямой и открытый комплимент,
но именно он вызывает больше всего отторжения
у людей, склонных в комплиментах видеть
лесть и подлизу. Самый безопасные – это
косвенные комплименты с прикрытием,
именно с них начинать надежнее всего.________________________
Критика в деловой коммуникации
Если бы мы не имели собственных недостатков, нам не доставляло столько радости подмечать промахи окружающих.
Ларошфуко
Прежде чем высказать кому-нибудь горькую правду, помажь кончик своего языка медом.
Арабская пословица
Позитивная критика всегда ситуативно уместна, осуществляется в присутствии объекта критики. Предметом критики являются дела и поступки, а не личность человека, его особенности, характер, умственный потенциал. Объективная критика опирается только на конкретные факты и аргументы. Конечной целью критики является решение, помогающее изменить ситуацию, конкретные предложения по устранению недостатков и снятию возникших проблем. Цель критикующего – выявить действительные причины допущенных ошибок. Критика должна быть щадящей!
Приемы снижения негативного воздействия замечаний:
- ссылки на чужой опыт и высказывания;
- «сжатие» нескольких замечаний;
- одобрение плюс уничтожение;
- перефразирование;
- «эластичная оборона»;
- принятие замечания;
- сравнение;
- метод опроса;
- упреждение;
- отсрочка.
Позитивные установки на восприятие критики
- Самая важная установка – понимание того, что все, что я делаю или сделал, можно сделать лучше.
- Если меня критикуют – значит, верят в мои способности исправить дело.
- Если критика в мой
адрес отсутствует – это
- Критика моих действий дает возможность своевременно предотвратить сбои в работе.
- Критика заставляет задуматься: чем она вызвана, как исправить положение.
При каких формах деловой коммуникации уместна критика?
__ Позитивной (конструктивной)
критике свойственны следующие характеристики:
1. Она всегда ситуативно уместна, т. е.
к ней прибегают в том месте и в то время,
когда от нее есть созидательная польза
(на деловом совещании, в процессе дискуссии,
на конференции, в ходе деловой беседы
и пр.).
2. Осуществляется в присутствии объекта
критики. Замечания о ком-то или о его поступках,
высказанные третьему лицу в отсутствие
второго, как правило, создают потенциально
конфликтную ситуацию. Автор замечаний
не может быть уверен в конфиденциальности
разговора, а доверенное лицо может воспользоваться
полученной информацией и распространить
ее или передать тому, о ком идет речь,
но уже в искаженном, деформированном
виде, с добавлением собственных комментариев.
Поэтому целесообразно критиковать что-либо
в присутствии самого человека, допустившего
ошибки.
3. Предметом критики являются дела и
поступки (неверные или сомнительные умозаключения,
высказывания, рассуждения, ошибки, допущенные
в работе, неправильные действия), а не
личность человека (его особенности, характер,
умственный потенциал).
4. Опирается на конкретные факты, аргументы,
доказательства, а не на «вкусовые суждения»
или вымышленные сюжеты.
5. Конечной целью критики является решение,
помогающее изменить ситуацию, конкретные
предложения по устранению недостатков,
по снятию возникших проблем. Критика
— это не хладнокровное, незаинтересованное
описание допущенных промахов, она предполагает
активное, пристрастное отношение, заинтересованность
в улучшении дела.
6. Цель критикующего заключается в том,
чтобы выявить действительные причины
допущенных ошибок и предложить конструктивные
шаги по их устранению.
7. Должна быть щадящей. Когда о критике
говорят метафорически, часто употребляют
такие образы, как «критические стрелы»,
«удары критики», «такой-то попал под критический
обстрел», «под ударами критики его здоровье
не выдержало» и т.. ______________________________
При каких формах деловой коммуникации критика неуместна? Почему?
______ Критиканство — это вид злопыхательской критики. Оно характеризуется полным отсутствием позитивности и конструктивности, как правило, неуместно, имеет завуалированную форму, преследует эгоистические цели, например: показать свою активность, деловитость и т. п.
Цель псевдокритики — сведение личных счетов; используется также как средство сохранения или повышения своего положения и престижа, как стиль работы. Разновидности псевдокритики: ординарная критика, показная критика, «организованная критика», «согласованная критика», контркритика.
______________________________
Прежде чем выступать с критикой, что необходимо сделать?
В общении деловых партнеров
целесообразнее использовать прием lege
artis, т. е. осуществлять процесс критики
по всем законам искусства: сначала сказать
что-то позитивное, затем высказать замечания,
оценить обратную связь для определения
реакции критикуемого и установить
«мост» на сотрудничество [1, с. 294]. Этот
наиболее эффективный способ критики
состоит из четырех этапов:
1) ввод в критику, создание доброжелательной
атмосферы в начале разговора;
2) критические замечания, высказывания
по существу вопроса;
3) «обратная связь», визуальный контакт
с критикуемым для определения реакции
на критику:
а) реакция адекватная (есть контакт глаз,
доброжелательное лицо, кивки головой)
— завершение критики («мост» на сотрудничество);
б) реакция интрапунитивная (вовнутрь)
— обида (нет контакта глаз, плечи опущены,
руки закрыты, избегание взгляда, тремор
пальцев рук, покраснение, побледнение
кожных покровов); необходимо «снять»
обиду с помощью психологических приемов,
например приема «валидол», т. е. сказать
о том, что основная работа сделана хорошо,
недостатки вполне устранимы, на что не
потребуется больших затрат времени («не
так страшен черт, как его малюют»); потом
следует прием «авансированная похвала»,
т. е. выражение уверенности в том, что
критикуемый коллега вполне справится
с предлагаемыми изменениями, доработками,
пересмотром точек зрения, а затем — завершение
критики;
в) реакция экстрапунитивная (вовне) —
агрессия, гнев; невербальные сигналы,
свидетельствующие о такой реакции, —
суженные зрачки глаз, вертикальная складка
на лбу, сжатые зубы, стиснутые кулаки,
одно плечо направлено вперед и т. п.; критикующий
в этой ситуации должен быстро перестроиться,
чтобы избежать конфликта, и предложить
критикуемому то, о чем говорили, воспинимать
как информацию к размышлению;
4) выход из критики, ее завершение, предложение
о возможной помощи, эмоциональная поддержка:
«я уверен, вы с этим справитесь».__________________
Вопросы и ответы в деловой коммуникации
Значение вопросов при деловом взаимодействии:
- вопрос – удобная форма побуждения («Вы могли бы…?»);
- с помощью вопросов
привлекается внимание
- вопросы несут определенную информацию;
- с помощью вопроса можно наводить партнера на нужный ответ (содержащийся в самом вопросе, например, вопрос, требующий согласия);
- сразу после восприятия
партнером вопроса его
- вопросы помогают разговорить партнера;
- правильно сформулированный
вопрос позволяет дипломатично
исправить ошибку в
- вопросы создают основу для доверительных отношений.
Виды вопросов:
- информационные – для сбора необходимых сведений;
- контрольные – для проверки, следит ли партнер за вашей мыслью;
- для ориентации –
- подтверждающие – чтобы выйти на взаимопонимание, добиться одобрения;
- ознакомительные – для ознакомления с целями, мнением партнера;
- однополюсные – повторение вопроса партнера в знак того, что вы поняли, о чем идет речь и чтобы он это понял, и для выигрыша времени;
- встречные – при правильной постановке ведут к сужению разговора и подводят партнера к согласию;
- альтернативные –
- направляющие – если партнер уклоняется от темы;
- провокационные – с целью установить, чего в действительности хочет партнер, и верно ли он понимает ситуацию;
- вступительные – позволяющие заинтересовать партнера, расположить к себе, могут содержать указание на возможное решение проблем партнера;
- заключающие – для
подведения итогов делового
Закрытые вопросы – ведущие (наводящие) вопросы, на которые можно ответить очень коротко. Кроме вопросов, предполагающих ответы «да» или «нет», прямыми являются и вопросы типа «сколько?» и «что именно?».
Открытые вопросы – часто начинаются со слов «что», «почему», «как». Они выявляют ключевые факты в ситуации. Но в деловой ситуации партнеры, как правило, не любят отвечать на вопрос «почему»?
Как отвечать на вопросы?
1. Прежде чем отвечать на вопрос, сделайте паузу (не менее 8 секунд).
2. Если вопрос оказался сложным по составу (т.е. состоящим из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части.
3. Если вопрос труден по содержанию, то:
а) попросите повторить вопрос; в нем могут измениться акценты, а то и весь смысл;
б) повторите вопрос так, как вы его поняли;
в) попросите несколько минут на размышление;
г) приведите аналогичный пример из собственного опыта.
4. Если вам задают вопрос
открытого типа, уточните, какая
конкретно информация
5. Если при ответе вас
неправильно поняли, необходимо
немедленно исправить ситуацию
и переформулировать свою
Как быть с некорректными вопросами?
Некорректный вопрос – это а) вопрос, вторгающийся в коммерческие тайны; б) вопрос, задевающий интимную сферу вашей жизни; в) вопрос, оскорбляющий достоинство вашей личности; г) плохо сформулированный вопрос.
Уловки для ухода от ответа на некорректный вопрос:
- ответом вопрос на вопрос;
- переадресовка, отправление к более компетентному лицу;
- игнорирование;
- перевод разговора на другую тему;
- «срочное дело»;
- демонстрация полного непонимания ситуации;
- негативная оценка самого вопроса;
- юмор, ирония, сарказм.
Прием бумеранга
Иногда вместо ответа используется прием «возвратного удара», или прием бумеранга. Суть его заключается в том, что тезис или аргумент, высказанный одним из партнеров, обращается против него же, только сила удара во много раз увеличивается. Такой прием характерен для спора, дискуссии, а вот его разновидность, прием «подхвата реплики», часто используется вместо ответа.
Что означает «правильно сформулировать вопрос»?
_ Правильно поставленный вопрос позволяет
уточнить точку зрения оппонента, получить
от него дополнительные сведения, понять
его отношение к обсуждаемой проблеме.
Ответ считается правильным, если он содержит
суждения истинные и логически связанные
с вопросом. Вопрос
представляет собой одну из логических
форм. Он включает в себя прежде всего
исходную информацию, а также указание
на ее недостаточность и необходимость
дальнейшего дополнения и расширения.
Нельзя задать вопрос, не имея представления
о предмете обсуждения, так же как и для
того, чтобы ответить на вопрос, нужна
компетентность, способность правильно
оценить содержание и характер вопроса.______________________
Какие существуют правила для ответов на вопросы?
_ 1. Прежде чем отвечать на вопрос, сделайте паузу (не менее 8 секунд).
2. Если вопрос оказался сложным по составу (т. е. состоящим из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части.
3. Если вопрос труден по содержанию, то:
а) попросите повторить вопрос; в нем могут измениться акценты, а то и весь смысл;
б) повторите вопрос так, как вы его поняли;