Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 22:31, дипломная работа
Цель исследования:
Исследование особенностей социальной адаптации современного подростка.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему в социологической и психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности школы и семьи как первой социализирующей системы.
3. Изучить факторы риска и благополучия в процессе социальной адаптации подростка.
Введение
4
Глава 1. Социальная адаптация подростков.
9
1.1. Социальная адаптация подростка в условиях школьного социума.
9
1.1.1. Механизмы социализации подростка в педагогическом процессе школы.
9
1.1.2. Критерии успешности социализации.
14
1.1.3. Условия, нарушающие процесс социализации.
17
1.1.4. Стили педагогического руководства в процессе социализации подростков.
20
1.1.5. Виды, формы негативного поведения подростков, формирующиеся под влиянием отрицательных условий.
28
1.2. Социальная адаптация подростков в условиях семейного воспитания.
31
1.2.1. Виды, формы негативного поведения подростков, формирующиеся под влиянием отрицательных условий.
31
1.2.2. Динамика развития семьи, основные тенденции.
35
Глава 2. Влияние адаптации на процесс социализации подростков.
38
2.1. Понятие личности, ее развитие.
38
2.2. Влияние самооценки и состояния тревожности на социальную адаптацию подростков.
43
2.3. Результаты исследования сформированности социальной адаптации подростков.
52
Заключение.
В качестве таких условий, влияющих как на развитие личности подростка, так и на его социализацию, Немов Р.С. выделяет «систему отношений в школе» [36]. Кон И.С. утверждает, что на процесс социализации влияют «все условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования взрослых. Снайдер указывает на такие условия, как «создаваемая взрослыми для детей реальность и методы, которыми взрослые пользуются для управления чувствами детей» [43].
Зарубежные психодинамические теории считают нарушения межличностных отношений взрослых и детей одним из основных условий формирования отрицательного поведения.
Влияние этих и других условий не является абсолютным, то есть их существование в школе не всегда приводит к тому, что социализация ребенка нарушается. Воспитываясь в условиях школы с ее недостатками, ребенок не всегда становится «трудным». Это происходит от того, что каждый человек развивается в совершенно разных условиях, поэтому и результат этого развития может быть совершенно иной. Кроме того, эти условия взаимодействуют с самим организмом человека, как таковым, и это тоже накладывает на процесс развития свой отпечаток. Поэтому нельзя однозначно говорить о том, что наличие в школе одного или нескольких неблагоприятных условий влечет за собой возникновение нарушений в процессе социализации и как следствие отрицательное поведение ребенка.
В связи с этим, необходимо выделить основные негативные школьные условия, которые с большей долей вероятности приводят к нарушению процесса социализации школьника. К ним относятся:
1) недостаток внимания,
теплоты со стороны родителей, учителей,
эмпатии (эмоциональные отношения) - оказываются
неудовлетворенными
потребности в любви, безопасности и защите;
2) частые конфликты
в школе (атмосфера школьного,
классного
коллектива) - не удовлетворены первичные
потребности;
3) негативные
установки педагогов
(демонстрация педагогами
моделей поведения и взглядов на жизнь,
несущих негативные начала);
4) излишний или
недостаточный контроль
над школьником
(качество « контроля»);
структурные
характеристики школы и
их изменения (перевод
в
другой класс, подгруппу и
др.)
насилие над
ребенком в школе (социальная
потребность в
самостоятельности формирует
отношения «зависимость - независимость»).
С этим фактом школьного уровня воспитания Короленко У.П. связывает «риск развития различных форм поведения» [23]. Кроме того, негативное поведение у подростка может сформироваться тогда, когда в школе существует ряд проблем:
а) снижение материального, технического обеспечения школы;
б) социально-психологическая
напряженность в обществе, школьном
коллективе, вызывающие дискомфортные
отношения в классе.
Как показали многочисленные исследования, плохие отношения между педагогами и учениками приводят к формированию девиантного и отрицательного поведения подростков.
В целом к школьным условиям, нарушающим социализацию подростков, относятся все те условия в школе, которые приводят к неудовлетворенности наиболее важных и актуальных потребностей школьников.
1.1.4.
Стили педагогического
Одной из составляющих функциональной стороны социализации является стиль педагогического руководства, воспитания школьников. Особое внимание мы решили уделить этому внимание в виду того, что уже давно известно о влиянии некоторых стилей и типов руководства, воспитания в школе на возникновение отклоняющегося поведения у детей и подростков. Однако, не правильно будет утверждать, что то или иное воспитание может вызвать отклонения в поведении. Правильнее будет говорить, что существуют определенные типы воспитания, которые создают более высокий риск возникновения отклоняющегося поведения. Таким образом, нашей задачей является выделить те стили руководства, воспитания, которые наиболее неблагоприятны для развития ребенка, а также определить, какие именно последствия влекут для ребенка эти стили воспитания.
Для начала определим, что такое «воспитание».
«Воспитание - это процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый в рамках и под воздействием социальных институтов с целью подготовки ее к выполнению социальных функций и ролей» [6].
Целенаправленное воспитание в идеале предполагает полное управление процессом социализации, которое и направлено на создание воспитывающей Среды. Но по разным причинам в жизни часто случается так, что воспитание приводит к нарушению механизмов социализации, и в результате к нарушенному процессу социализации.
Вопрос о влиянии того или иного стиля педагогического руководства, воспитания уже рассматривался различными исследователями. Проанализируем взгляды, предложенные некоторыми из них.
Мишель Кле предложил классификацию стилей воспитания по критерию «метод педагогического контроля». Он выделяет 6 стилей воспитания:
1) автократичный стиль (педагог указывает ребенку что и как делать);
2) авторитарный стиль (ребенок
может выразить свое мнение, но
решение принимают педагоги,
не прислушиваясь к голосу ребенка);
3) авторитетный стиль (ребенок
свободно высказывает свое мнение и
принимает решение, но с одобрения педагогов);
4) эгалитарный стиль (одинаковые
права в принятии решений между
педагогами и детьми);
5) снисходительный стиль (решения
в большей части принимает сам
ребенок);
6) все дозволительный стиль
(подросток сам решает подчиняться ему
учителями или нет) [20].
Наиболее благоприятным для развития и социализации ребенка по мнению М. Кле является авторитетный стиль. Автократичный и авторитарный стили основаны на излишнем контроле, они подавляют самостоятельность ребенка. Снисходительный, вседозволяющий и эгалитарный стили являются также неблагоприятными для подростка, так как лишают его модели ответственного взрослого поведения.
Беличева С.А. приводит более обширный перечень ошибочных стилей воспитания:
На наш взгляд, классификация предложенная Беличевой С.А. скорее описывает различные ошибки воспитания, руководства но не стили.
Короленко У. П. предлагает 4 стиля руководства, воспитания, которые по его мнению соответствуют различным видам отклоняющегося поведения, которые он анализирует в своей работе [23]:
Таблица №1
Классификация стилей семейного воспитания (Короленко У.П)
Стиль Воспитания |
Тип Позиции |
Способ поведения с ребенком |
Характерные словесные выражения |
Влияние на развитие ребенка | |
Демокра- тический |
принятие и Любовь |
нежность и занятия с ребенком |
Он центр интересов |
чувство безопасности нормальное развитие | |
Гипоопека |
Явное отвержение |
Невниматель-ность жестокость избегание контактов |
ненавижу этого ребенка не буду о нем заботиться |
агрессивность преступность эмоциональная | |
Авторитарный |
излишняя требователь-ность |
критика отсутствие похвал придирчи-вость |
не хочу ребенка такого какой он есть |
фрустрация неуверенность в себе | |
Гиперопека |
чрезмерная |
Чрезмерные |
все сделаю для |
Инфатилизм | |
Опека |
поблажки или ограничение свободы |
ребенка |
неспособность к самостоятельности |
- гиперопека - преувеличенная, мелочная забота о детях;
- предъявление непомерных
требований - от ребенка требуют очень
многого: порядка, выполнения дисциплины,
выполнения своих обязанностей
и так далее;
- школа, класс с непрогнозируемыми
эмоциональными реакциями -
учителя, склонные к неожиданным изменениям
настроения;
- гипоопека - недостаточное внимание к детям;
Предложенные этими авторами классификации нас не вполне удовлетворяют. Не выделены четко критерии, по которым они выделяют те или иные стили руководства, воспитания. Большинство описанных ими стилей скорее можно определить как типичные ошибки руководства или воспитания, которые могут допускаться в рамках любого стиля.
На основании вышеизложенного, мы предлагаем рассматривать стиль руководства, воспитания как сочетание двух критериев:
а) контроль над ребенком;
б) эмоциональное отношение к ребенку со стороны взрослых. Воспитание - это одна из форм межличностного общения, а точнее -общение между педагогами и учениками. Воспитание других людей и поддержание между ними различных отношений для любого человека сопряжено с оцениванием других и установлением определенных эмоциональных отношений - либо позитивных, либо негативных. В отношениях между родителями и ребенком также можно выделить оценку и в связи с ней определенное эмоциональное отношение. В своей классификации мы будем использовать такие показатели эмоционального отношения как позитивное и негативное отношение к ребенку, так как эмоциональные отношения почти всегда можно выразить в терминах «симпатии-антипатии».
С этих же позиций мы рассматриваем и контроль за ребенком в школе, а точнее мы предлагаем в качестве критерия «сильный контроль» и «недостаточный контроль». Мы выбрали именно эти критерии, так как считаем, что воспитание или выбор воспитательных мер, качество контроль над ребенком, его жесткость или мягкость во многом определяются не только убеждениями педагогов, но и их чувствами по отношению к ребенку.
Контроль в воспитании также важен, как и отношение к ребенку, так как он реализуется в процессе социализации и является необходимым ее инструментом. Контроль над ребенком является одним из условий формирования самосознания личности. Условно мы разделяем контроль на отношение к дисциплине и конкретное выражение в виде санкций.
Таким образом, мы выделили четыре основных стиля руководства, воспитания. Один из них положительно влияет на. социализацию, а три других - отрицательно:
демократический
стиль - эмоциональное
отношение к ребенку
(любовь и принятие) и разумный
контроль (ребенку задаются определенные
рамки его поведения и в пределах этих
рамок ему предоставляется полная
свобода);
авторитарный
стиль - эмоциональное отношение
характеризуется
как негативное в сочетании с чрезмерным
контролем;
гиперопека -
демонстрируется любовь к ребенку
в сочетании с
сильным контролем;
гипоопека - нелюбовь к ребенку и отсутствие контроля.
Рассмотрим, в чем заключается особенность каждого стиля и к каким последствиям приводит их применение.
Авторитарный стиль. Этот стиль характеризуется излишним применением контроля к ребенку и недостаточным проявлением теплых эмоциональных отношений. Чрезмерный контроль или строгая дисциплина в школе, как правило, выражается стремлением учителей:
а) во всем контролировать детей, проверяя каждый шаг;
б) следить за их попытками сделать что-либо по своему;
в) ограничивать активность и самостоятельность;
г) предписывать образ действий;
д) часто запрещать;
е) ругать за малейшие промахи и недостатки;
ж) прибегать к различным санкциям [40].
Поведение учителей, применяющих этот стиль не содержит в себе готовности принять ребенка, помочь ему или убедить в чем-то. В результате у ребенка растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а это ведет к убежденности в своей мало ценности и ненужности. У ребенка, воспитывающегося в таких условиях формируется неопределенная Я - концепция и ее негативная направленность. Усугубляет ситуацию еще и то, что этот стиль характеризуется тем, что учителя чаще применяют наказания, чем поощрения. Поэтому любая новая ситуация ассоциируется у ребенка с возможностью наказания, что сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. Еще одним негативным последствием этого стиля воспитания является то, что ребенок, испытывая негативные чувства к себе, переносит их на других людей.
Информация о работе Влияние адаптации на процесс социализации девиантных подростков