Влияние адаптации на процесс социализации девиантных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 22:31, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
Исследование особенностей социальной адаптации современного подростка.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему в социологической и психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности школы и семьи как первой социализирующей системы.
3. Изучить факторы риска и благополучия в процессе социальной адаптации подростка.

Содержание работы

Введение
4
Глава 1. Социальная адаптация подростков.
9
1.1. Социальная адаптация подростка в условиях школьного социума.
9
1.1.1. Механизмы социализации подростка в педагогическом процессе школы.
9
1.1.2. Критерии успешности социализации.
14
1.1.3. Условия, нарушающие процесс социализации.
17
1.1.4. Стили педагогического руководства в процессе социализации подростков.
20
1.1.5. Виды, формы негативного поведения подростков, формирующиеся под влиянием отрицательных условий.
28
1.2. Социальная адаптация подростков в условиях семейного воспитания.
31
1.2.1. Виды, формы негативного поведения подростков, формирующиеся под влиянием отрицательных условий.
31
1.2.2. Динамика развития семьи, основные тенденции.
35
Глава 2. Влияние адаптации на процесс социализации подростков.
38
2.1. Понятие личности, ее развитие.
38
2.2. Влияние самооценки и состояния тревожности на социальную адаптацию подростков.
43
2.3. Результаты исследования сформированности социальной адаптации подростков.
52
Заключение.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа - Влияние адаптации на процесс социализации девиантных подростков.doc

— 581.00 Кб (Скачать файл)

Гиперопека  или позиция чрезмерного оберегания является по мнению многих авторов, и но нашему мнению, одной из худших. Роберт Байярд утверждает, что «она основана на ряде предположений, унижающих достоинство детей и учителей, оказывает и на тех и на других пагубное воздействие» [5].

В случае использования  этого стиля воспитания ребенок воспринимается как беспомощное существо, которое не способно жить самостоятельно и нуждается в педагогическом руководстве.

Раттер указывает  на то, что «гиперопека - это, как  правило, избыточный контакт с ребенком, слишком длительный уход за ним как за «маленьким» и подавление независимого поведения. Избыточный контакт может носить как физический, так и социальный характер» [38],

Ле Шан  определяет гиперопеку, как «стремление  взрослых   подавить

потребность ребенка расти и экспериментировать» [28].

Она видит  две причины в использовании  взрослыми гиперопеки:

- взрослые используют ребенка для выполнения поручений, носящих 
личностную значимость;

- гиперопека скрывает враждебность по отношению к ребенку.

К этому перечню  причин гиперопеки можно добавить еще  и следующие:

  • беспокойство,   обусловленное   школьной   ситуацией   и  тревожно- 
    мнительными чертами характера;
  • боязнь несчастья с ребенком;
  • страх одиночества;
  • потребность в признании;
  • доминирование в отношениях;
  • необщительность;
  • невротизм.

Мы определяем гиперопеку как сочетание чрезмерного  контроля и демонстрации любви к ребенку. Мы говорим «демонстрация любви», так как гиперопека может быть действительно вызвана сильным вниманием к ребенку и боязнью его потерять (уйдет в другую школу), а может быть и так, что учителя на самом деле не любят своего ученика, но из-за чувства вины «изображают» или «демонстрируют» большую любовь к нему через гиперопеку. Последствия гиперопеки бывают самые разнообразные и тяжелые. Как правило, у ребенка запаздывает социальная зрелость, возникает зависимость от взрослых, пассивность, отсутствие инициативы, податливость. Может сформироваться поведение типа «избалованное дитя», которое влечет чрезмерную самоуверенность и высокое мнение о своей личности, заносчивость, дерзость с одной стороны, а с другой стороны, беспокойство, постоянное чувство тревоги, вплоть до психического заболевания. Может быть и так, что у ребенка формируется низкая самооценка плюс зависимость от взрослых, что приводит к тому, что человек, достигая взрослости, оказывается совершенно не готовым к самостоятельной жизни. Все дети воспитываемые в условиях гиперопеки, имеют трудности в общении с другими детьми, медленно адаптируются к новому и с трудом привыкают к школе.

Гипоопека. Гипоопека выражается в том, что учителя уделяют очень мало внимания и заботы ребенку или вообще не занимаются им. Причин гипоопеки можно выделить несколько. Одной из них является обучение в школе нежеланного ученика. В этом случае у учителей может возникнуть неприязнь к ребенку из-за того, что им пришлось оставить более любимого ученика иуделять внимание этому. Обычно нежеланным ученикам не оказывают необходимой поддержки и заботы в школе.

Бывает и  так, что учителя ожидали от ученика  многого, планировали его успехи, заранее обдумывали какой работе будут его обучать. В случае, когда появившийся в школе ученик не соответствует их ожиданиям, родители разочаровываются в нем и испытывают чувство недовольства. «Не такой» ребенок тоже оказывается заброшенным. Еще одна причина гипоопеки - это убежденность педагогов в необходимости подготовить ученика сильным, приспособленным к трудной самостоятельной жизни. Для этого они с самых ранних классов предоставляют ученикам максимум свободы и минимум опеки, и контроля. У таких педагогов ученик чувствует себя нелюбимым и брошенным.

Самой распространенной причиной гипоопеки является равнодушие к ученику и нежелание его воспитывать. Иногда такие педагоги скрывают свое равнодушие рассуждениями о том, что в школе должно быть равноправие, что человек должен максимально реализовать свой потенциал и так далее. Крайним проявлением равнодушия к ученику является детская безнадзорность. В таких случаях взрослые не осуществляют ни малейшего контроля за действиями подростка. В целом гипоопека приводит к формированию у подростка агрессивности, непослушания, склонности к воровству и асоциальному поведению.

 

1.1.5. Виды, формы негативного поведения подростков, формирующиеся под влиянием отрицательных условий.

При нарушениях процесса социализации, обусловленных неблагоприятными факторами. Среды, из-за невозможности удовлетворения потребностей ребенка, у детей и подростков могут возникать самые различные формы отклоняющегося поведения.

Когда мы говорим  «отклоняющееся поведение», мы имеем  в виду такое поведение, которое выходит за рамки принятых социальных норм или представляющее опасность для самого человека или других людей. Отклоняющееся поведение, причиняющее вред самому человеку и обществу, называется деструктивным. Крайним проявлением отклоняющегося (девиантного) поведения является деликвентное поведение, которое нарушает правовые нормы и имеет общественно опасный характер. Отклоняющимся поведением также можно считать и те формы поведения, «которые внешне не находятся в противоречии с правовыми, морально-этическими и культурными нормами, но вместе с тем нарушают целостность личности, задерживают ее развитие или делают его крайне односторонним, серьезно осложняют межличностные отношения» [24].

Проявления  отклоняющегося поведения бывают как  ситуативными (случайными), так и постоянными (закономерными). В этой работе мы говорим только о закономерных, постоянных проявлениях отклонений в поведении подростка. Проявления отклоняющегося поведения, вызванные конкретной жизненной ситуацией, не дают нам оснований считать человека, как имеющего отклоняющееся поведение. Каждому в жизни случается совершить поступок, который является отклонением от нормы, но к этому вынуждают сложившиеся обстоятельства и в других ситуациях этого больше не происходит. Подросток, который действительно имеет отклонения в поведении, совершает проступки даже в тех ситуациях, которые его к этому объективно не провоцируют. В таких случаях можно утверждать, что для индивида отклоняющееся поведение является ценностью.

Для такого подростка  отклоняющееся поведение является способом удовлетворения его потребности, либо способом снятия дискомфорта испытываемого из-за невозможности удовлетворения потребности.

Изначально  ребенок или подросток с отклоняющимся  поведением имеет психологическую готовность к такому поведению. «Этот феномен представляет собой сочетание определенных личностных особенностей, препятствующих нормальной социальной адаптации подростка» [56]. Эта психологическая готовность начинает сказываться в ситуациях затрудненности удовлетворения значимых социальных потребностей человека. В этих случаях неудовлетворенные потребности оказываются фрустированными. Подросток имеет перед собой два пути выхода из фрустрации:

  • конструктивный путь;
  • деструктивный путь.

Когда подростку не удается  решить проблемы конструктивным путем, ему приходится идти по второму, деструктивному пути. Это означает, что у него есть три возможности:

  • возникновение психопатических реакций;
  • невроз;
  • отклоняющееся поведение.

Рассмотрим  формы и виды отклоняющегося поведения, формирующиеся при нарушенном процессе социализации. Отклонения в поведении имеют два уровня:

    • Криминогенный уровень;
    • До криминогенный уровень.

На до криминогенном  уровне находятся те формы отклоняющегося поведения, которые не нарушают нормы права и не являются общественно опасными. Под влиянием различных негативных факторов воспитательного процесса, у детей могут сформироваться отклонения в поведении как до криминогенного, так и криминогенного уровней.

К формам отклоняющегося поведения, которые могут быть обусловлены окружающим влиянием, можно отнести следующие:

1) аддитивное  поведение  -  выражается  в  стремлении  к уходу  от 
реальности путем изменения своего психического состояния посредством 
приема   некоторых   веществ   или   постоянной   фиксации   внимания   на 
определенных предметах или видах деятельности;

2) анти социальное поведение-совершение действий, противоречащих 
этике и морали,   безответственность, игнорирование законов и прав других 
людей (крайнее проявление - деликвентное поведение);

3) суицидное поведение - повышенный риск совершить самоубийство;

4) конформистское     поведение     -     отсутствие     самобытности, 
оригинальности, приверженность к официальным точкам зрения;

5) нарцисстическое     поведение - любовь     к     себе,     повышенная 
чувствительность к оценкам других людей;

6) фанатическое поведение-слепая приверженность какой-либо идее, 
нетерпимость к другим взглядам;

7) аутистическое поведение - затруднения в социальных контактах, 
оторванность от действительности [23].

Беличева   С.А.    предлагает   более    общую   классификацию   форм отклоняющегося     поведения:      1)социальные     отклонения     корыстной направленности    -    поступки,    связанные    со    стремлением    получить материальную,   денежную   и   другую   выгоду;   2)поступки   агрессивной направленности-действия    направлены    против    личности;    3)отклонения социально-пассивного типа - уход от активной жизни, нежелание решать личные и социальные проблемы (крайнее проявление-самоубийство) [6].

Вывод: Таким образом, мы выяснили, что отклоняющееся поведение, сформировавшееся    под    влиянием    негативных    окружающих    условий различается по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Кроме того, мы выяснили, что в школе и семье могут создаваться предпосылки для возникновения отклоняющегося поведения, которое проявляется не только во внешней, поведенческой стороне.

 

1.2.  Социальная  адаптация подростков в условиях  семейного воспитания.

 

1.2.1.  Понятие  семьи, ее функции в социализации  подростка.

Семья является одним из важнейших социализирующих институтов, развитие и функционирование которого во многом определяется ходом развития общества и, наоборот, функционирование семьи во многом определяет состояние общества. В словаре по социологии семья определяется как «малая группа, основанная на браке и (или) кровном родстве, члены которой связаны взаимными общими правами и обязанностями, эмоциональной близостью, совместным ведением хозяйства» [22].

Это определение семьи  содержит в себе перечень таких характерных  черт этого института, как юридический статус, эмоциональные отношения между членами семьи и совместное ведение хозяйства. На наш взгляд, этот перечень можно дополнить такими характерно гиками семьи, как рождение и воспитание детей, оказание психологической поддержки членами семьи друг другу, проживание на одной территории. Приведенное выше определение является не только не полным, но и не точным. Главным фактором семьи здесь является «брак - регулируемая обществом исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, которая порождает их обязательства по отношению друг к другу и к детям» [44].

Как известно, в настоящее  время существуют такие типы семей, которые не подпадают под это определение по разным причинам, например, они часто создаются без брака. Определить, что такое семья во многом помогают ее функции. Они также отвечают и на вопрос для чего она нужна, т.к. функции описывают ту роль, которую семья играет в обществе, те последствия, которые проистекают из ее деятельности для человека и для общества.

В ходе исторического развития семья претерпевает изменения своих функций и их иерархии. Но, несмотря на это, в любой исторический период важнейшими остаются функции, относящиеся к рождению и воспитанию детей.

Рассмотрим перечень функций, которые являются актуальными на данном этапе развития семьи:

- генеративная     функция     (репродуктивная)     -     обеспечение 
деторождения, продолжение рода;

- функция первичной социализации - ребенок должен быть введен 
в общество через воспитательное общение с людьми;

- экономическая   и   хозяйственно   -    бытовая   функция   -   быт семьи, удовлетворение повседневных потребностей;

- гедонистическая функция - функция здорового секса;

- рекреационная    и  психотерапевтическая  -  человек восстанавливает  свои  силы  в  семье  и  семья  -  это  сфера  абсолютной защищенности и принятия [47].

- воспитательная функция - ребенок становится членом общества 
под   влиянием   целенаправленных   мер,   необходимых   для   правления процессом социализации.

Функции по воспитанию и первичной социализации не стоит смешивать друг с другом, они являются различными по своему содержанию и роли. Если функция первичной социализации необходима для введения ребенка в общество, как его члена и для того, чтобы не допустить возникновения эмоциональной деривации и ее последствий, то функция по воспитанию необходима для контроля за процессом социализации с тем, чтобы не допустить или смягчить влияние на нее негативных, стихийных факторов из социальной среды. Эти функции дополняют друг друга по содержанию. В этом смысле, социализация является процессом, а воспитание осуществляет контроль над прохождением этого процесса.

Информация о работе Влияние адаптации на процесс социализации девиантных подростков