Влияние акцентуаций характера старшеклассников на их профессиональное самоопределение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 17:52, дипломная работа

Описание работы

Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на преобразование современной общеобразовательной школы. У нее назрела необходимость создать такую систему образования, в центре которой было бы решение задачи расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного трудового пути.
Для выпускника школы важно сознание того, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет умениями и навыками общения, обладает способностью адаптироваться к новым условиям труда, быть конкурентоспособным, мобильным. Наиболее перспективным направлением для современной школы может стать профильное дифференцированное обучение, которое требует организации профориентационной работы, ориентированной на учет индивидуальных особенностей школьника. Оно способно повысить эффективность профессионального самоопределения, сделать его более адекватным особенностям личности, может обеспечить здоровье учеников ценой наименьшего напряжения их в ходе обучения.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………...
Глава I. Теоретические и методологические подходы к обоснованию проблемы акцентуаций характера личности студентов колледжа на их профессиональное самоопределение.
1.1. Основные подходы к пониманию характера в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Общие проблемы формирования мировоззрения личности
1.3. Направленность личности и проблема профессионального самоопределения молодого человека
Глава 2. Эмпирическое исследование профориентационных предпочтений у подростков с различными акцентуациями характера.
2.1. Гипотеза, цели, задачи и контингент исследованных
2.2. Методики исследования
2.2.1. Опросник ДДО
2.2.2. Методика "Опросник профессиональных предпочтений" (модификация теста Голланда)
2.2.3.
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы ……………………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 472.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение …………………………………………………………...

 

                  Глава I. Теоретические и методологические подходы к обоснованию проблемы акцентуаций характера личности студентов колледжа на их профессиональное самоопределение.

 

 

           1.1. Основные подходы к пониманию характера в отечественной и зарубежной  психологии

 

          1.2. Общие проблемы формирования  мировоззрения личности

 

          1.3. Направленность личности и проблема профессионального самоопределения молодого человека

 

         Глава 2. Эмпирическое исследование профориентационных предпочтений у подростков с различными акцентуациями характера. 

 

2.1. Гипотеза, цели, задачи и контингент исследованных

 

2.2. Методики исследования

 

       2.2.1. Опросник ДДО

 

       2.2.2. Методика "Опросник профессиональных предпочтений" (модификация теста Голланда)

 

        2.2.3.

 

Заключение   …………………………………………………

 

Список использованной литературы   ……………………

 

Приложения  …………………………………………………

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на преобразование современной общеобразовательной школы. У нее назрела необходимость создать такую систему образования, в центре которой было бы решение задачи расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного трудового пути.

Для выпускника школы важно сознание того, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет умениями и навыками общения, обладает способностью адаптироваться к новым условиям труда, быть конкурентоспособным, мобильным. Наиболее перспективным направлением для современной школы может стать профильное дифференцированное обучение, которое требует организации профориентационной работы, ориентированной на учет индивидуальных особенностей школьника. Оно способно повысить эффективность профессионального самоопределения, сделать его более адекватным особенностям личности, может обеспечить здоровье учеников ценой наименьшего напряжения их в ходе обучения.

В процессе личностно ориентированного образования и профессионального самоопределения становится наиболее значимой диагностика. Она используется для оценки возможностей ученика, для решения пригодности какой-либо образовательной программы, для нацеливания обучения на поддержку и развитие самых разных возможностей ученика через процесс его сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Одной из важных целей образования является идея самореализации, жизненного трудового самоопределения, но, к сожалению, воплощение этой идеи либо находится в сильной зависимости от мастерства педагога, либо вообще не обеспечено эффективными психолого-педагогическими методиками и технологиями, тем более профориентационного плана, которые бы позволили говорить о практическом решении проблемы профессионального самоопределения подростков. Поиски новых методов и форм активизации профессионального самоопределения учащихся имеют важное значение для теории и практики обучения и воспитания. Нужно признать, что труд, профессиональная деятельность из личностно значимых все более превращаются в средство построения успеха, то есть становится чем-то внешним по отношению к внутреннему миру, к душе самоопределяющегося школьника. Фундаментальные вопросы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки учащихся получили обоснование в трудах П.Р.Атутова, СЯ.Батышева, В.А.Полякова, А.Д.Сазонова, М.Н.Скаткина, Н.Н.Чистякова, С.Н.Чистяковой и др. Методологические проблемы профориентации освещены в трудах А.В.Ботяковой, А.Е.Голомштока, Л.А.Йовайши, Е.А.Климова, П.А.Шавира и др.

Проблемы формирования у школьников профессиональных интересов и намерений, мотивов выбора профессии нашли отражение в работах М.А.Весны, В.Д.Витиныиа, А.Л.Михащенко, М.В.Ретивых, В.Л.Савиных, Б.А.Федоришина и ряда других. Мы опирались в ходе изучения этих трудов на вопросы взаимосвязи психофизиологических особенностей и желаний человека в решении проблемы профпригодности.

В настоящее время многие подростки 14-17 лет уже делают свой первый профессиональный выбор, от которого может зависеть последующее их отношение к труду.

Актуальность проблемы в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, отчасти характеризующей уже взрослого человека, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии, с пубертатными сдвигами и т. д. Все эти факторы предъявляют особые требования к механизмам адаптации личности для обеспечения возможности успешно справляться с вызванными таким образом «психическими перегрузками».

В теоретическом аспекте проблема профессионального самоопределения - это одна из ключевых проблем психологии профессионального становления личности, в которой профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой - как критерий одного из этапов этого процесса. Само профессиональное становление личности, в свою очередь, является составной частью общего ее развития, и др. Оно проходит в своем развитии четыре основные стадии: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональную адаптацию и частичную или полную реализацию личности в профессиональном труде. В соответствии с этими стадиями выделяются уровни профессионального самоопределения. В последние 20 лет в исследованиях профессионального самоопределения в нашей стране можно условно выделить два основных направления. Первое направление связано в основном с исследованием возрастных особенностей развития школьников. Эти исследования сводят данную проблему к анализу подготовки выпускников школы к выбору профессии и самого акта выбора. С одной стороны, процесс профессионального самоопределения весьма длителен и не завершается выбором профессии. Вопрос о выборе профессии или об уточнении этого выбора может возникать в течение всей жизни человека.

С другой стороны, результаты экспериментальных исследований показывают, что многие выпускники средней школы выбирают профессию без достаточного основания, затрудняясь мотивировать свой выбор. Этот выбор в подростковом возрасте может быть осуществлен под влиянием случайно возникшего интереса или внешних обстоятельств, под влиянием родителей и, что весьма часто встречается, может являться актом подражания сверстникам. Даже в том случае, если выбор профессии мотивирован, успешность профессионального самоопределения не может быть до конца гарантирована. Формирование устойчивого положительного отношения к профессии - и это надо особо подчеркнуть - происходит только в ходе самой профессиональной деятельности.

В рамках второго направления в отечественной литературе неоднократно обсуждались результаты экспериментальных исследований зависимости профессионального самоопределения от таких факторов, как характер взаимоотношений учащихся друг с другом и с преподавателями (на стадии формирования профессиональных намерений), специфика дидактической системы профессионального обучения (на стадии подготовки к избранной профессиональной деятельности), характер требований, предъявляемых к работнику, особенности сферы межличностных отношений на производстве (на стадии вхождения в профессию). Вместе с тем существует острый недостаток в исследованиях, представляющих целостную картину влияния различных факторов на динамику профессионального самоопределения на всех стадиях профессионального становления личности.

Целью настоящей работы является изучение факторов, связанных с профессиональным самоопределением старшими школьниками.

Задачи:

Изучить основные подходы к профессиональному самоопределению молодежи в подростковом возрасте.

Провести предварительный отбор по ряду параметров выборки для статистического исследования.

Изучить вопросы направленности личности на профессиональное самоопределение молодого человека.

Провести подбор психологических и статистических методик.

Провести эмпирическое исследование по теме работы.

Объект исследования: акцентуации характера и профориентация учеников колледжей в возрасте 14-19 лет.

Предмет исследования: взаимосвязь профориентационных предпочтений с рядом психологических параметров.

Гипотеза исследования: акцентуированные черты личности связаны с выбором будущей профессии старшими школьниками.

Методологическую основу исследования составляют:

- теоретические  положения о единстве сознания  и деятельности, разработанные в  общей (М.Я.Басов, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) и социальной  психологии (Г.М.Андреева, А.А.Деркач, А.В.Петровский);

- общепсихологические концепции управления (Р.Л.Кричевский, К.Левин, Ф.Фидлер, А.Л.Свенцицкий);

- подход  к теории управления Р.Блейка  и Дж. Моутона;

- понимание  сущности характера в концепции  теории черт (Г.Олпорт, Н.Шмишек, К. Леонгард, Э.Г. Эйдемиллер и др.).

Методика исследования включала изучение литературных источников отечественных и зарубежных авторов; включенное и невключенное наблюдение; анализ документов; опросы, беседы, психологическое тестирование.

Для обработки эмпирических данных применялся количественный и качественный анализ,  статистические методы анализа информации с использованием пакета программ Microsoft Exsel.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась опорой на известные теоретические положения, сопоставлением полученных данных и разнообразием применяемых исследовательских процедур и методик, их взаимным дополнением, сочетанием качественного и количественного анализа с применением математических методов обработки, репрезентативной выборкой испытуемых.

Выборку исследования составили 35 студентов, обучающихся в ГБОУ СПО Политехнический колледж № 42.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Основные подходы к пониманию  характера в отечественной и  зарубежной  психологии

 

История учения о характере начинается с Платона (428-347 гг. до н. э.) и связана с его философской концепцией, с идеалистическим пониманием сущности действительного мира идей и вещей как мира теней, из его учения о душе как особой субстанции, причины всего сущего (так называемая идеалистическая линия в изучении характера). Платон выделяет три начала души:

- разумное  начало, обращённое на познание  и всецело сознательную деятельность;

- яростное  начало, стремящееся к порядку  и преодолению трудностей;

- страстное  начало, выражающееся в бесчисленных  вожделениях человека.

Преобладание разумного начала определяет «нормальный» тип характера, который отличается высокой познавательной способностью. Преобладание низменного яростного начала образует тимократический тип, характеризующийся честолюбием и склонностью к борьбе. И, наконец, страстное начало определяет олигархичекий тип характера, с отрицательными чертами скупостью, стяжательством, а положительными - бережливостью и сдержанностью.

Кроме указанных типов Платон наметил еще два: демократический, отличающийся нравственной неустойчивостью и стремлением к чувственным наслаждениям, и тиранический, основной чертой которого является проявление животных страстей.

Идеалистическому учению Платона противостояло учение Демокрита о материальности души (так называемая материалистическая линия в изучении характера), нераздельности физического и духовного в человеке, зависимости человека от внешнего мира. В этом направлении важную роль сыграло учение Гиппократа (460-370 гг. до н. э). Основу человеческого организма, по его оценке, составляют четыре сока, преобладание одного из которых определяет темперамент, на основе которого выделяются различные типы характеров людей. Преобладание крови, вырабатываемой в сердце, - основа сангвинического (от лат. «кровь») темперамента; слизи, вырабатываемой в мозгу, - флегматического (от греч. «слизь); желтой желчи из печени - холерического (от греч. «желчь»); преобладание черной желчи из селезенки является основой меланхолического (от греч. «черная желчь») темперамента. Гиппократ вывел классификацию человеческих типов на соматической основе [40, с.50]. Данное материалистическое учение о темпераментах и характерах является основой естественной типологии людей с опорой на основные свойства человеческого тела.

Впервые термин «характер» использовал Аристотель – ученик Платона в своем сочинении «Поэтика». По его мнению: «…характер – это то, в чем проявляется решение людей, поэтому не выражают характера те речи, в которых неясно, что известное лицо предпочитает, или чего избегает; или такие, в которых совершенно не указывается, что предпочитает, или чего избегает говорящий…» [3, с.17]. Аристотель дал описание душевных качеств – нравов – людей в соответствии с их возрастом, социальным положением, профессией. Аристотель считает, что характер не является природным свойством, а его черты складываются как результат опытности.

Это учение было развито учеником Аристотеля Теофрастом (370-288 гг. до н. э.). В своем трактате «Характеристики» он выделил 30 характеров: лицемер, льстец, болтун, деревенщина, низкопоклонный и др. и дал их описание, основанное на наблюдении за поступками людей [14, с.69]. Теофраст считал характер устойчивым проявлением личности. Он также впервые высказал предположение о том, что характеры людей отражают и выражают нравственную жизнь общества. Взгляды авторов эпохи античности: Теофраста, Платона, Аристотеля, Аристона иногда называют психологической линией интерпретации характера с признанием приоритета общественной жизни.

Информация о работе Влияние акцентуаций характера старшеклассников на их профессиональное самоопределение