Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 17:52, дипломная работа
Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на преобразование современной общеобразовательной школы. У нее назрела необходимость создать такую систему образования, в центре которой было бы решение задачи расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного трудового пути.
Для выпускника школы важно сознание того, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет умениями и навыками общения, обладает способностью адаптироваться к новым условиям труда, быть конкурентоспособным, мобильным. Наиболее перспективным направлением для современной школы может стать профильное дифференцированное обучение, которое требует организации профориентационной работы, ориентированной на учет индивидуальных особенностей школьника. Оно способно повысить эффективность профессионального самоопределения, сделать его более адекватным особенностям личности, может обеспечить здоровье учеников ценой наименьшего напряжения их в ходе обучения.
Введение …………………………………………………………...
Глава I. Теоретические и методологические подходы к обоснованию проблемы акцентуаций характера личности студентов колледжа на их профессиональное самоопределение.
1.1. Основные подходы к пониманию характера в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Общие проблемы формирования мировоззрения личности
1.3. Направленность личности и проблема профессионального самоопределения молодого человека
Глава 2. Эмпирическое исследование профориентационных предпочтений у подростков с различными акцентуациями характера.
2.1. Гипотеза, цели, задачи и контингент исследованных
2.2. Методики исследования
2.2.1. Опросник ДДО
2.2.2. Методика "Опросник профессиональных предпочтений" (модификация теста Голланда)
2.2.3.
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы ……………………
Таким образом, в античной материалистической философии были намечены два аспекта характера: выражение в нем основных свойств человеческого тела и отражение в нем общественной жизни.
Приведенные взгляды на сущность характера оставались долгое время неизменными. Они во многом зависели от господствовавшей в средние века религиозной идеологии.
В XVIII в. французские материалисты (Дидро, Гельвеций, Ламетри, Гольбах) рассматривали характер человека в неразрывной связи с условиями жизни. Они считали, что среда обуславливает характер человека, а воспитание - формирует характер.
В это же время возникают различные фаталистические теории характера. Одни рассматривали связь характера человека и строения (выражения) его лица («Физиономика» Лафатера), другие – с определенными участками строения черепа («Френология» Галля). Несостоятельность последней позже была доказана.
В качестве предмета специальной отрасли – этологии – характер выступил у английских психологов Д. Милля и А. Бэна («Об изучении характера», 1861) и – характерологии – у немецких психологов Ю. Банзена («Очерки характерологии», 1867) и Клагеса («Принципы характерологии», 1910). [9]
А. Бэн разделил характеры на эмоциональные, волевые и интеллектуальные. В значительной степени под влиянием Бэна развил свою концепцию характера французский психолог Теодор Рибо (1839-1916). В основание определения типов характера Рибо положил две психические функции: чувство и волю, отведя интеллекту роль лишь дополнительного фактора. Для понятия характера, по Рибо, существенны два признака: единство и устойчивость. Соответственно, Рибо делит все характеры на два класса: чувствительные и волевые. Каждый из этих классов включает в себя несколько подклассов. В классе чувствительных характеров – это кроткие, созерцательные, эмоциональные. Класс волевых характеров разделяется на два по параметру силы: посредственно активные и великие активные.
Кроме того, Рибо устанавливает третий, дополнительный класс – апатичные характеры, которые отличаются слабой активностью, слабыми чувствами, но более деятельным умом. Этот класс делится на два подкласса: чисто апатичный тип («мало чувствительности, мало деятельности, мало ума»), второй подкласс в зависимости от направления сильно выраженного ума еще раз делится на практические и спекулятивные характеры. К смешанным типам Рибо относит апатично-активные («расчетливые»), чувствительно-деятельные, апатично-чувственные и умеренные характеры. Из числа упомянутых «чистых» типов Рибо исключает «аморфные» и «неустойчивые» характеры. Это приобретенные характеры. В них нет ничего врожденного, они пластичны и поддаются всякому влиянию. Они являются продуктами исключительно обстоятельств, среды, воспитания, влияния людей, предметов, их окружающих. Их очень много, легион. Неустойчивые характеры – отбросы и осадки цивилизации, они не обладают единством и постоянством и потому не могут быть включены в классификацию.
Другой представитель эмпирического направления - А.Фулье пытался включить в характер и приобретенные свойств [49]. Прямым его последователем был Малапер. В своей работе «Элементы характера и законы их сочетания» [30] он говорит о том, что характерология имеет две части: статистическую и динамическую. Первая изучает структуру характера, а вторая - его функции и законы эволюции. По Малаперу, особенности характера обусловлены сочетанием ума, чувства и воли. Он намечает 6 видов характера: аппатичные, аффективные, умственные, активные, умеренные и волевые. Важно отметить, что Малапер, как и Рибо, включает в понятие характера волю.
Итак, до конца XIX века внимание ученых к проблеме характера сводилось преимущественно к теоретическому анализу и попыткам классификации. Исследования не были ориентированны на решение практических задач.
Со становлением психологии как самостоятельной науки совершенствовалось и учение о характере. Вместе с тем, до сих пор не был выработан единый общепринятый подход к проблеме характера, различные психологические школы и группы исследователей по-своему рассматривают природу, структуру, особенности, а также факторы, обусловливающие проявление и развитие характера.
Рассмотрим некоторые из них.
Сторонники конституционально-
Так, например, Эрнст Кречмер считал, что каждому типу телосложения соответствует определенный психологический склад темперамента, или, согласно его терминологии, характера, а также определенная склонность к тому или иному психическому заболеванию. [45, с.440] Причем, по его мнению, основополагающим понятием является конституция. Основываясь на эмпирических данных, в своей работе "Строение тела и характер" (1922) он установил три постоянно повторяющихся главных типа строения тела, которые назвал астеническим, атлетическим, пикническим, а также небольшие группы, которые были объединены под общим названием диспластических специальных типов. [24]
Э.Кречмер выделил соответственно им два рода темперамента: циклотимический и шизотимический. Пикническому типу соответствует первый род темперамента, астеническому, атлетическому и диспластическому - второй. Циклотимическиму темпераменту свойственна диатетическая пропорция колебания между состояниями веселья и печали, шизотимическому свойственна психолоэстическая пропорция колебания между раздражительностью и холодностью. Что касается третьей особенности темперамента - психического темпа, то циклотимикам свойственна «колеблющаяся кривая между подвижным и флегматичным», а у шизотимиков – «прыгающая кривая между тягучестью и подвижностью».
Таким образом, Э.Кречмер, считая характер приоритетно зависимым от конституции, по существу отождествляет его с темпераментом, но, в то же время, не исключает и некоторого влияния «психического воспитания, среды и переживаний».
У.Шелдон в своей работе «Анализ конституциональных различий» [53] также связывает между собой строение тела человека и темперамент. По его мнению, структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии.
Им были выделены три типа: 1) эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы); 2) мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань); 3) эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань). Людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани, для мезоморфного типа характерны стройное и крепкое тело, большая физическая сила, а для эктоморфного — хрупкое телосложение, плоская грудная клетка и длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой. По Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функции определенных органов тела: висцеротония, соматотония и церебротония. Лиц с преобладанием определенного типа телосложения Шелдон называет соответственно висцеротониками, соматотониками и церебротониками и считает, что каждый человек обладает всеми названными группами свойств. [31, с.557] Так, для висцеротоников характерны: общительность, терпимость, приветливость, жажда любви и одобрения окружающих и т. д. Соматотоники энергичны, склонны к риску и доминированию, агрессивны, шумны и т. д. Церебротоники склонны к уединению, рассуждениям, скрытны, чрезмерно чувствительны и т. д.
Типы У.Шелдона схожи по своему проявлению с типами предложенными Э.Кречмером Так, эндоморфы - пикники по Э.Кречмеру, мезоморфы - атлетики, эктоморфы - астеники.
В современной психологической науке большинство конституционных концепций повергается острой критике из-за недооценки в них роли среды и социальных условий в формировании психических свойств человека. Более серьезного внимания заслуживают концепции, основанные на рассмотрении особенностей функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме.
Психоаналитическое или психодинамическое направление в характерологии объясняет характер человека, его действия и поступки, социальную жизнь в целом, инстинктивными, бессознательными влечениями.
По З. Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. В инстинктах проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами. Влияние последних на поведение может быть как прямым, так и непрямым, замаскированным. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение – их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Инстинкты как таковые являются «конечной причиной любой активности». [51, с.60]
По Фрейду личность человека состоит из трех основных взаимосвязанных между собою структур: «Я», «Оно» и «Сверх-Я» (структурная модель). Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее как некие процессы, чем как особые "структуры" личности.
Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет, а также что человек рождается с определенным количеством половой энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.
З. Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему развития З. Фрейд включил и латентный период, приходящийся в норме на промежуток между 6-7-м годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называют прегенитальными стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо.
Структура личности каждого индивидуума характеризуется в категориях соответствующей стадии психосексуального развития, которой он достиг или на которой у него произошла фиксация. С каждой из психосексуальных стадий развития связаны одноименные типы характера:
- оральный.
Человек с орально-пассивным
- анальный.
Человек с анально-
- фаллический.
Фаллические типы стремятся
- генитальный.
Генитальный характер – это
идеальный тип личности в
В отличие от З. Фрейдa, у которого на первый план выступают сексуальные влечения личности, К. Юнг при создании типологии исходил из биологических установок (сознательных и бессознательных) самосохранения. К.Юнг рассматривал либидо для обозначения всей психической энергии, не ограничиваясь ее сексуальной формой. [55, с.5]
К.Юнг различал две основные направленности или жизненные установки личности - экстраверсию и интроверсию. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру – другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом.
Позже Юнг включил в свою типологию психологические функции. Четыре основные функции, выделенные им – это мышление, ощущение, чувство и интуиция. Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция – чувство – информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного. По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентирована на построение рациональных суждений, цель которых – определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесение суждений о том, является ли этот опыт, прежде всего, приятным или неприятным.
Вторую пару противоположных функций – ощущение и интуицию – Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно «схватывают», регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется сублиминальным и неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как если бы он фотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на неосознанные образы, символы и скрытое значение переживаемого.