Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 17:52, дипломная работа
Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на преобразование современной общеобразовательной школы. У нее назрела необходимость создать такую систему образования, в центре которой было бы решение задачи расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного трудового пути.
Для выпускника школы важно сознание того, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет умениями и навыками общения, обладает способностью адаптироваться к новым условиям труда, быть конкурентоспособным, мобильным. Наиболее перспективным направлением для современной школы может стать профильное дифференцированное обучение, которое требует организации профориентационной работы, ориентированной на учет индивидуальных особенностей школьника. Оно способно повысить эффективность профессионального самоопределения, сделать его более адекватным особенностям личности, может обеспечить здоровье учеников ценой наименьшего напряжения их в ходе обучения.
Введение …………………………………………………………...
Глава I. Теоретические и методологические подходы к обоснованию проблемы акцентуаций характера личности студентов колледжа на их профессиональное самоопределение.
1.1. Основные подходы к пониманию характера в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Общие проблемы формирования мировоззрения личности
1.3. Направленность личности и проблема профессионального самоопределения молодого человека
Глава 2. Эмпирическое исследование профориентационных предпочтений у подростков с различными акцентуациями характера.
2.1. Гипотеза, цели, задачи и контингент исследованных
2.2. Методики исследования
2.2.1. Опросник ДДО
2.2.2. Методика "Опросник профессиональных предпочтений" (модификация теста Голланда)
2.2.3.
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы ……………………
Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. [51, с.86]
Таким образом, представители психодинамического направления стремятся показать, что личность, ее поведение и характер определяются не внешними условиями жизни, а исключительно внутренними свойствами.
Представители социо-культурного направления понимают характер личности как продукт динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и отношений.
Ведущим в теории личности А. Адлера является положение об исходной социальности человека. Все поведение человека происходит в социальном контексте и человеческую природу можно постичь только через понимание человеческих отношений. Основными психологическими категориями, которые использовал Адлер в своей теории личности, явились: социальный интерес, целенаправленность, стремление к совершенству, чувство неполноценности, компенсация, стиль жизни и тип личности [17, с.56].
По Адлеру стиль жизни – это уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, совокупность которых определяет неповторимую картину существования индивидуума. Стиль жизни –– личная философия индивидуума, характерные для него верования и взгляды на жизнь, служащие стержнем личности. Стиль жизни предполагает четыре типа установок, направляющих социальное поведение человека, способ решения трех главных жизненных задач. Каждая из установок имеет два параметра: выраженность социального интереса и уровень активности.
В соответствии с этими типами социальных установок различают четыре типа личности:
-
управляющий тип. Человек, относящийся
к этому типу, самоуверен, напорист,
обладает незначительным
-
берущий тип. Большинство таких
людей удовлетворяют свои
-
избегающий тип. У этих людей
недостаточно социального
- социально-полезный тип. В этом человеке соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень социальной активности. Такие люди проявляют заботу о других, заинтересованы в общении. Вся их энергия направлена на помощь другим [4, с.28].
К социокультурному направлению в характерологии также можно отнести и взгляды Эриха Фромма. Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Завершая свой исторический анализ, Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность.
Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности – то, что Фромм называл «основными ориентациями характера». Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.
Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Он отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума [48 с.110].
На основе этого разделения Фромм предлагает схему типологии характеров, представленную в таблице 1.
Таблица 1.
Типология характеров Э.Фромма
Ассимиляция |
Социализация | |
I. Неплодотворная ориентация: | ||
а) Рецептивная (берущая) |
Мазохистская (преданность) |
Симбиоз |
б) Эксплуататорская (овладевающая) |
Садистская (авторитет) | |
в) Стяжательская (сберегающая) |
Деструктивная (настойчивость) |
Отстра-ненность |
г) Рыночная (обменивающая) |
Безразличная (честность) | |
II. Плодотворная ориентация: | ||
Деятельная Любящая Разумная |
Любящая Разумная |
Разумная |
По мнению Э. Фромма, в характере никогда не доминирует какая-то одна из неплодотворных или исключительно плодотворных ориентаций. Ориентации вступают между собой в различные сочетания, и, для того, чтобы охарактеризовать человека, нужно, как правило, определить, какая ориентация у него преобладающая [48, с.112].
К.Хорни в своих работах также придерживалась социокультурного взгляда на личность. Хотя ее теория в большей степени относится к больным неврозами, чем к здоровым людям, многие ее идеи помогли в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений.
Согласно К.Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности (Horney, 1939). Первая из них, по мнению К. Хорни, играет менее существенную роль, нежели вторая, причем в удовлетворении потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, то это способствует удовлетворению его потребности в безопасности и формированию здоровой личности. В противном случае весьма вероятно патологическое развитие личности. Основным результатом дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и, в то же время, испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования.
Подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми, как в настоящем, так и в будущем. Отсюда было выведено определение базальной тревоги – это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия.
Чтобы справляться с чувством базальной тревоги, ребенок часто прибегает к различным стратегиям. К. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей (в любви, в одобрении, в руководящем партнере и т.д.). Позже К. Хорни разделила список этих потребностей на три категории [50], на основании которых предложена типология характеров, представленная в таблице 2:
Таблица 2.
Типология характеров К. Хорни
Ориентация |
Краткое описание |
На людей: устойчивый тип |
Этому типу необходимо чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Отношения завязывают с целью избежать одиночества. |
От людей: обособленный тип |
Для этого типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. Нет истинной заинтересованности в людях. Стремятся к уединенности, независимости. |
Против людей: враждебный тип |
Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь – это борьба против всех. В данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение. |
Таким образом, исследования авторов социо-культурного направления внесли свой важный вклад в понимание сущности характера человека, обращая особенное внимание на влияние социальной среды, воспитания, отношений с родителями и т. п. Но поскольку эмпирической проверке их теории не подвергались, то на практике их подходы распространения не получили.
Особый интерес представляет акцентуированный подход в понимании и определении сущности характера человека, предложенный немецким психитром Карлом Леонгардом. Сущность концепции К. Леонгарда заключается в том, что людей отличают друг от друга не только врожденные, но и приобретенные в течение жизни черты. Он выделил психические сферы, определяющие индивидуальность человека: сфера направленности интересов и склонностей; сфера чувств и воли; сфера интеллекта. Формирование характера, по его мнению, зависит от тех условий, в которых оно происходило (семья, школа, профессия, круг общения). Склонности, направленность интересов исходят извне. Направленность честолюбивых помыслов человека зависит только от внешних стимулов. Он обращает внимание на то, что люди, имеющие одни и те же черты характера, ставя перед собой разные цели, могут быть злейшими врагами. Так, разнонаправленным может быть чувство долга у двух честолюбивых людей. Кроме того, К.Леонгард отмечал, что существуют и типы людей, сформированные профессией, как, например, тип служащего, офицера или комерсанта. Профессия накладывает отпечаток на характер человека. «Заложенная в человеке природой тенденция взаимодействует с избранной профессией, более того, человек и определенную профессию часто избирает именно потому, что она соответствует его индивидуальным склонностям» [29, с.11].
Становление отечественной характерологии, также как и зарубежной, шло по различным направлениям. На взгляды отечественных ученых огромное влияние оказали, во-первых, работы по физиологии Ивана Петровича Павлова, во-вторых, разработка системно-деятельностного подхода.
И.П. Павлов объяснил природу человека и его характер, исходя из свойств нервной системы. Им было выделено три основных свойства нервной системы: сила нервных процессов (возбуждения и торможения); уравновешенность этих процессов; подвижность нервных процессов. В зависимости от сочетания свойств нервной системы И.П. Павлов различал четыре основных типа нервной системы, а также соответствующие им виды темперамента (идентифицированные ранее Гиппократом: сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); сильный, уравновешенный инертный (флегматик); сильный неуравновешенный (холерик); слабый (меланхолик). И.П. Павлов определял характер человека как фенотип, считая его сплавом врожденного и приобретенного: «образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов» [38].
Важность работ И.П. Павлова трудно переоценить, но главным для развития характерологии является их влияние на решение вопроса взаимосвязи характера и темперамента.
Продолжая его исследования, огромный вклад в развитие характерологии внесли Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын, открыв новые свойства нервной системы. Это - динамичность, определяющая «легкость генерации нервной системой процессов возбуждения и торможения, в частности, при формировании временных связей» и лабильность, характеризующая показатели скорости возникновения и прекращения процесса возбуждения [36].
Формально-динамической характеристикой, относящейся к темпераменту, по В.Д. Небылицыну, является эмоциональность, впечатлительность, импульсивность, эмоциональная возбудимость, лабильность, а также доминирование одного из ведущих настроений (радости, гнева, страха, печали и т.д.) [37, с.336].
Ряд отечественных авторов рассматривают личность как совокупность свойств и, соответственно, характер как рядоположенное психическое явление.
К авторам данного направления можно отнести Константина Николаевича Корнилова. Основой его типологии характера послужили особенности психофизиологических реакций человека.
К.Н. Корнилов считал, что из сочетания таких характеристик реакций, как скорость и сила получается 4 типа поведения: 1) лица с природной склонностью к быстрому и сильному способу реагирования - мускульно-активный тип; 2) лица с природной склонностью к быстрому и слабому способу реагирования - мускульно-пассивный тип; 3) лица с природной склонностью к медленному и сильному способу реагирования - сенсорно-активный тип; 4) лица с природной склонностью к медленному и слабому способу реагирования - сенсорно-пассивный тип [22].
К.Д. Ушинский под характером понимал «всю сумму тех особенностей, которыми отличается деятельность одного человека от деятельности другого, без отношения к самому содержанию этой деятельности, которое может быть глупо и умно, нравственно и безнравственно» [47, с.327].
К.Д. Ушинский выделял два фактора в образовании характера: влияние врожденных особенностей организма (общее влияние состояния организма, влияние особенностей пищевого процесса, влияние устройства органов мозга, влияние особенностей нервной ткани, влияние патологический состояний организма) и влияние впечатлений жизни.
К.Д. Ушинский считал, что характер человека проявляется в его практической деятельности и формируется всю жизнь, но решающее значение имеет формирование характера в ранний период жизни человека, когда он обладает большей впечатлительностью и прочной запечатлеваемостью.
Понимание характера Ушинским К.Д. очень близко современным представлениям отечественных психологов. Кроме того, характер не отождествляется с личностью, хотя рассматривается как свойство рядоположенное.