Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление возможностей развития творческих способностей детей, используя средства декоративно-прикладного искусства.
В ходе работы, я поставила перед собой следующие задачи:
Рассмотреть сущность понятия творческой способности человека;
Рассмотреть социально-психологический портрет ребёнка;
Определить основные декоративно-прикладные средства, которые способствуют развитию творческих способностей детей;
Рассмотреть и проанализировать деятельность декоративно-прикладного кружка «Марья-Искусница»;
Разработать рекомендации по улучшению работы декоративно-прикладного кружка, направленные на развитие творческих способностей детей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы изучения творческих способностей детей.
1.1.Творческая способность: понятие, сущность, виды………………………..5
1.2. Социально-психологический портрет ребёнка……………………………14
1.3 Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства………………………………………………………….25
Глава II. Опыт работы декоративно-прикладного кружка по развитию творческих способностей детей
2.1. Анализ деятельности декоративно-прикладного кружка «Марья Искусница». …….…………………………………………….………………...33
2.2. Рекомендации по улучшению работы декоративно-прикладного кружка «Марья-Искусница»…………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………....51
Список литературы………………………………………………………………53
Приложение……………………………………………………………………...55

Файлы: 1 файл

3MSKD_Chebotaryova_Olga_Kursovaya_rabota2.docx

— 2.64 Мб (Скачать файл)

 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Волгоградский  государственный институт искусств и культуры»

Факультет социально-культурной деятельности

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Тема: «Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей».

 

 

 

 

Работа выполнена

Студенткой 3 курса (Д.о.)

Чеботарёва  Ольга Андреевна

 Научный руководитель  – 

Преподаватель кафедры СКД

Зайцева Алла Павловна

 

 

 

ВОЛГОГРАД 2010-2011г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы изучения творческих способностей детей.

1.1.Творческая способность:  понятие, сущность, виды………………………..5

1.2. Социально-психологический  портрет ребёнка……………………………14

1.3 Развитие творческих  способностей детей средствами  декоративно-прикладного искусства………………………………………………………….25

Глава II. Опыт работы декоративно-прикладного кружка по развитию творческих способностей детей

2.1. Анализ деятельности  декоративно-прикладного кружка  «Марья Искусница». …….…………………………………………….………………...33

2.2. Рекомендации по улучшению работы декоративно-прикладного кружка «Марья-Искусница»…………………………………………………………….49

Заключение……………………………………………………………………....51

Список литературы………………………………………………………………53

Приложение……………………………………………………………………...55

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Стремление к творчеству характерно для каждого человека, но в детском возрасте оно имеет наиважнейшее значение в развитии ребёнка. Одним из действенных средств развития творческих способностей детей признано декоративно-прикладное искусство. На сегодняшний день существует огромное количество видов декоративно-прикладного искусства, которые используются в целях развития творческих способностей ребёнка.

Зачем же нужно развивать  творческие способности?  Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, социализации личности, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа, поэтому,  я считаю эту тему актуальной для рассмотрения и изучения.

Целью данной работы является выявление возможностей развития творческих способностей детей, используя средства декоративно-прикладного искусства.

В ходе работы, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность понятия творческой способности человека;
  2. Рассмотреть социально-психологический портрет ребёнка;
  3. Определить основные декоративно-прикладные средства, которые способствуют развитию творческих способностей детей;
  4. Рассмотреть и проанализировать деятельность декоративно-прикладного кружка «Марья-Искусница»;
  5. Разработать рекомендации по улучшению работы декоративно-прикладного кружка, направленные на развитие творческих способностей детей.

 

Объектом исследования темы является – процесс развития творческих способностей детей.

 Предметом – средства декоративно-прикладного искусства направленные на развитие творческих способностей детей.

В первой главе, я собираюсь  рассмотреть  теоретические основы изучения творческих способностей детей. Дам основное понятие таким терминам, как творчество, мотив, способность, их виды, а так же творческие методы. Рассмотрению так же подлежит социально-психологический  портрет детей различного возраста, их специфика развития. Опишу основные виды декоративно-прикладного творчества и его возможные средства, влияющие на развитие творческих способностей детей на разных этапах развития.

Во второй, практической части, я решила изучить деятельность декоративно-прикладного кружка «Марья-Искуссница», который находится в учреждении культуры, молодёжном клубе «Флагман». Я рассмотрю организацию деятельности по работе педагога с детьми, программу  кружка: какие виды декоративно-прикладного  искусства используются в творческой деятельности, организацию творческого процесса и условия работы.

Разработаю рекомендации, которые будут позитивно влиять на  процесс формирования творческих способностей детей  в условиях данного  декоративно-прикладного кружка.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения творческих способностей детей.

1.1Творческая способность: понятие, сущность, виды.

Для раскрытия  сущности творческой способности,  рассмотрим понятия творчество и способность.

Творчество в общем смысле – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Преобразовательная деятельность, разрушающая старое во имя нового и создающая на основе старого общественно ценное новое. Новизна, оригинальность, общественная значимость творчества – и процесс и результат.

Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) – уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо  вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие  несводимые к трудовым операциям  или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении  с продуктами производства.1

Творчество – деятельность, порождающее нечто качественно  новое, никогда ранее не существовавшее.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Виды и функции  творчества

Виды творчества

Функции (цель)

Предмет(результат)

Художественное творчество

Создание новых эмоций

Произведения (искусства)

Научное творчество

Создание новых знаний

Теории, открытия, изобретения

Техническое творчество

Создание новых средств  труда

Процессы, механизмы

Спортивное творчество

Достижение новых результатов

Сила, скорость, выносливость


 

Творчество, как процесс, первоначально рассматривалось, исходя из самоотчетов деятелей искусства  и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению, созерцанию, инсайту и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Английский ученый Г. Уоллес выделил  четыре стадии процессов творчества:

  • Подготовку;
  • Созревание;
  • Озарение;
  • Проверку; 2

Сам творческий процесс поддается  классификации. Например, творческие методы. Для подготовки творческих результатов существуют определенные методы. Из их числа можно выделить пять классических:

  • Эволюция. Это - метод возрастающего усовершенствования. Новые идеи происходят от других идей, новые решения от предыдущих, новые немного лучше старых. Много очень сложных вещей, которыми мы пользуемся сегодня, развиты в течение длительного периода постоянного приращения. Делая что-то немного лучше здесь, немного лучше там, постепенно результат получается намного лучше, или даже полностью отличается от оригинала. Эволюционный метод творчества напоминает нам о критическом принципе: Каждая проблема, которая была решена, может быть решена снова и лучшим способом.
  • Синтез. В этом методе две или больше существующих идей комбинируются в третью, новую идею.
  • Революция. Иногда лучшая новая идея - совершенно другая, значительно отличающаяся от предыдущих идей.
  • Повторное использование. Взгляд на что-то старое под новым углом.
  • Смена направления. Много творческих прорывов происходит, когда внимание переключается от одного ракурса проблемы к другому. Это иногда называют творческой проницательностью. Когда один путь решения не работает, переключайтесь на другой. Не обязательно следовать конкретному пути, нужно следовать конкретной цели. Фиксация на одном пути решения иногда может быть проблемой для тех, кто не понимает этого; они становятся зацикленными на одном, не работающем, пути решения и в результате получают только разочарование результатами.3

      Центральным, специфическим творческим моментом считалось озарение — интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что новое решение возникает в предметной деятельности, доступной дешифровке на основе предыдущего опыта. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К.С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании человека как высшей концентрации духовных сил личности при порождении нового.

Важнейшей стороной творчества являются мотивы. Мотивы делятся на внешние и внутренние. К первым относятся стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения. Сюда же можно отнести "давление обстоятельств", наличие проблемных ситуаций, предъявление задачи, конкуренция, стремление превзойти соперников и т.д. Следование таким мотивам всегда приводит к столкновениям интересов личности, группы людей, сообщества и приводит в той или иной степени социальному поражению. Главное значение для творчества имеют внутренние мотивы, в основе которых лежит врожденная потребность к поисковой активности, тенденция к новизне и новшеству, потребность в новых впечатлениях. Для людей творчески одаренных сам поиск нового приносит гораздо большее удовлетворение, чем материальные выгоды. Ведущим мотивом творчества является личностная склонность, заложенная от рождения.

Переходя от раскрытого понятия  творчества, дадим определение способности.

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.4

Способности делят на общие и специальные.

Общими называют способности, которые определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности. Общепризнанно, что в отличие от специальных способностей интеллект проявляется в эффективности решения разнообразных задач. Интеллект иногда рассматривают как общую способность (проявление не в одном, а в нескольких видах деятельности) – в противоположность специальным, каждая из которых обусловливает эффективность выполнения единой.

Специальные способности бывают:

  • учебные и творческие
  • умственные и специальные
  • математические
  • конструктивно-технические
  • музыкальные
  • литературные
  • художественно-изобразительные
  • физические способности

Врождёнными являются анатомо-физиологические  особенности, выступающие как предпосылки  возможного развития способности, сами же способности формируются в процессах осуществления разнообразной деятельности, в сложной системе взаимодействий индивида с другими людьми.  Способность, проявляемая в осуществлении некоторой конкретной деятельности, имеет комплексную структуру, складывающуюся из разнообразных компонентов. С этим связано широко распространённое явление компенсации: при относительной слабости или даже отсутствии одних компонентов, высокая способности к осуществлению некоторой деятельности достигается развитием других компонентов. Этим же объясняется наблюдаемое различие в сочетаниях личностных и физиологических характеристик лиц, проявивших высокий уровень развития способности к какой-либо одной определённой деятельности.

Качественный уровень  развития способности выражается понятием таланта и гениальности. Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность способности, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества.5

И всё же, что такое творческие способности?  Можно ли их развить или это дано от рождения? Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них. Человек сам может в себе воспитать, а скорее разбудить, способность к творчеству. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.

Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.6

Творческие способности являются важнейшими специфическими качествами личности, характеризующими ее стремление изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями, исследователи определяют творческие способности  как проявление потребности его жизненных сил, высший уровень учебно-воспитательного процесса и необходимое условие всестороннего развития личности.7

Творческая личность постоянно  стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей  основной деятельности, но и в смежных  отраслях. В большинстве случаев  творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.

Информация о работе Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей