Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление возможностей развития творческих способностей детей, используя средства декоративно-прикладного искусства.
В ходе работы, я поставила перед собой следующие задачи:
Рассмотреть сущность понятия творческой способности человека;
Рассмотреть социально-психологический портрет ребёнка;
Определить основные декоративно-прикладные средства, которые способствуют развитию творческих способностей детей;
Рассмотреть и проанализировать деятельность декоративно-прикладного кружка «Марья-Искусница»;
Разработать рекомендации по улучшению работы декоративно-прикладного кружка, направленные на развитие творческих способностей детей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы изучения творческих способностей детей.
1.1.Творческая способность: понятие, сущность, виды………………………..5
1.2. Социально-психологический портрет ребёнка……………………………14
1.3 Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства………………………………………………………….25
Глава II. Опыт работы декоративно-прикладного кружка по развитию творческих способностей детей
2.1. Анализ деятельности декоративно-прикладного кружка «Марья Искусница». …….…………………………………………….………………...33
2.2. Рекомендации по улучшению работы декоративно-прикладного кружка «Марья-Искусница»…………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………....51
Список литературы………………………………………………………………53
Приложение……………………………………………………………………...55

Файлы: 1 файл

3MSKD_Chebotaryova_Olga_Kursovaya_rabota2.docx

— 2.64 Мб (Скачать файл)

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения и фантазии. На бытовом уровне воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и потому не имеет никакого практического значения. В научном понимании воображение - это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Основой воображения являются образы. Образы воображения опираются на образы памяти, но существенно отличаются от них. Образы памяти - это неизменные, по возможности правильные образы прошлого. Образы воображения изменены и отличаются от того, что можно наблюдать в реальности. Некоторые считают, что воображение у детей более развито, чем у взрослых. Но это не так. Ведь у детей еще мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают образы, гораздо беднее, чем у взрослых, а также менее разнообразны комбинации создаваемых образов. Однако если сравнивать роль воображения в детстве и зрелом возрасте, то, конечно же, в жизни ребенка воображение проявляется гораздо чаще и допускает гораздо более легкое нарушение реальности, чем у взрослого.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.

Дошкольный возраст –  возраст активного рисования. Рисунки  могут быть самыми разными по содержанию, они приобретают сюжетный характер. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, строения предметов; представления  детей систематизируются. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Видами декоративно-прикладного искусства на этот период могут быть такие, как лепка из пластилина и глины, создание композиционных картин из разнообразных предметов, работа с цветной бумагой, разнообразные техники рисования (брызганьем, пёрышком) и пр. Основные достижения старшего дошкольного возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Младшие школьники, делая что-либо своими руками, развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Благодарный детский возраст наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности. Практикуются различные росписи (хохломская, гжель), лепка, вышивание, плетение (кружево, бисером), работа с различными материалами (деревом, тканью, бумагой).  Что же касается детей  среднего школьного возрастов, то развитие творческих способностей на данном этапе очень велико, тем, что дети переходят в новую самостоятельную жизнь, в которой огромное место, как фактор развития творческих способностей, играет постановка ситуативных задач, которые требуют творческого осмысления и решения. Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Среди них те задачи, которые стимулируют познавательную активность детей, содержат элементы неизвестности, противоречия, направлены на выяснения причин и взаимосвязей явлений, то есть задачи творческого уровня.

Развитие творческих способностей детей среднего возрастов средствами декоративно-прикладного искусства осуществляются на личном выборе и творческих увлечениях самого ребёнка, если он желает этим заниматься для развития своих творческих способностей. Это может быть различные техники рисования (роспись) по стеклу, ткани, посуде, дереву, бисероплетение, вязание, резьба по дереву, оригами и уже более сложные, профессиональные техники декоративно-прикладного творчества.

Развитие творческих способностей детей старшего школьного возраста опираются на их самоорганизацию, умение правильно и результативно оценивать сферу своей творческой деятельности. Развивается творческая активность.

 Занятие творчеством  развивает у детей старшего возраста интеллектуально-логические способности: умения анализировать, выделять главное, логически связно описывать явление, давать определения, доказывать, классифицировать, систематизировать, а так же развивает интеллектуально-эвристические способности: способность генерировать идеи, ассоциативность мышления, способность видеть противоречие, проблему, способность преодолевать инертность мышления. Так же, развиваются коммуникативно-творческие способности: способность аккумулировать и использовать творческий опыт других, способность к сотрудничеству в процессе творческой деятельности, способность избегать конфликты

и разрешать их.

В данном периоде развития, дети охотно изучают народное декоративное творчество различных народов, их отдельные направления, к примеру, хохлома, городец, изготовление игрушек (Богородская игрушка, Сергиевопосадская игрушка, Игрушка русского Севера и т.п.), дети охотно и инициативно участвуют в создании декораций для массовых мероприятий (в школах, либо учреждениях дополнительного образования), что тоже является  декоративным творчеством, которое развивает их творческие способности, фантазию и активность.

        И в заключение, хочется добавить, что у каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Развитие творческих способностей ребёнка с раннего детства и в течение взросления, имеет огромное значение, закладывает пласт его личностных качеств, формирует этические и эстетические вкусы, которые в будущем сыграют большую роль  его социализации и самореализации в современном мире.

Глава 2. Опыт работы учреждения культуры по развитию творческих способностей детей.

2.1. Анализ деятельности декоративно-прикладного кружка «Марья Искусница».

 

История существования кружка.

 

Деятельность кружка по рукоделию  ведется с апреля 2007 года вначале  на базе подросткового клуба «Дружба». После открытия клуба «Флагман»  кружок в феврале 2008г. был полностью  переведен в новый клуб, получив  название «Марья-искусница».

Первоначально планировалась  только работа по курсу бисероплетения и вышивки, но исходя из запросов детей, было сделано приложение к программе, включающее наиболее интересные и доступные  разделы по работе с бумагой, текстилем, с подручным материалом и др.

Особенности построения занятий  и программы целиком происходят из особенностей работы подростковых клубов в целом.

    • в первую очередь — это то, что мы принимаем всех детей, которые имеют желание заниматься в кружке, без каких-либо ограничений, требований к специальным способностям и начальным навыкам.
    • Во-вторых, несмотря на то, что каждый педагог клуба старается скомплектовать постоянные группы детей, новые дети приходят в течение всего года, имеют различный уровень знаний и их необходимо органично вводить в процесс занятий.

Именно поэтому педагог  дополнительного образования Гузеева  Лилия Алексеевна,  сделать программу  наиболее гибкой, адаптированной под  личные особенности воспитанника. Для  этого, во всех, без исключения разделах, она предложила ребятам задания  различной степени сложности, достаточно трудные для получения необходимых навыков и достаточно доступные для поддержания положительной мотивации успеха и интереса к занятиям. К тому же изучение любой техники практически всегда требует освоения или закрепления комплексных умений, это позволяет расширить знания детей, которые уже занимались данной техникой, усложнить и детализировать работы, а также «подтянуть» тех, кто пропустил предыдущие разделы.

Клуб посещает немало гостей, многие хотят попробовать свои силы в рукоделии. Для них у педагога заготовлено несколько интересных уроков, за который можно успеть сделать небольшую поделку, даже если ребенок никогда не занимался ранее. Основным в работе кружка является не только обретение определенных навыков, но расширение возможностей и знаний детей, которые они смогут применить самостоятельно в повседневной жизни. Работа с готовой схемой или по образцу необходима только на некоторых этапах работы. Лилия Алексеевна учит детей проводить параллели, как им иногда кажется, между совершенно разными работами. Например, дети открывают то, что зная несколько вышивальных стежков, они, оказывается, могут выполнить и вышивку бисером, и лентами, и многое другое, тем самым дети познавая и видя новые варианты проделываемой ими работы, развивают в себе творческий взгляд на привычные вещи.

Также педагог постоянно  старается активировать воображение, изобретательность детей, снять  у них страх сделать что-либо «не так», учит творчески замещать материалы, видеть за куском материи  образ — что может получиться. Когда есть образ того, что можно  сделать, появляется и определенная цель, которую  учится достигать  ребёнок, работа становится зажигательной, понятной и радостной.

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником или великим мастеровым, но определенным потенциалом художественного и  творческого развития обладает каждый. Занятия рукоделием предоставляют  неограниченные возможности для развития детского творчества, воспитывают любовь и уважение к мастерству человеческих рук.

Для деятельности декоративно-прикладного  кружка, педагог разработала программу  осуществления творческой деятельности.  Любая программа, безусловно, только ступенька в открываемый мир, но самое  главное, что могут дать детям такие занятия, - это не просто владение какими-либо

техническими навыками. Самое  ценное здесь - осознание собственного творческого труда как части  общей и огромной народной культуры. Дети прекрасно понимают, что все  окружающее нас создано человеческой фантазией и руками и своим  внешним видом обязано таким  вот выдумщикам, затеявшим сделать  этот мир более красивым.

 

Целью программы является создание условий для формирования и развития художественного вкуса, эстетического восприятия окружающего мира, творческих способностей и активности детей через изучение основ рукоделия.

 

Задачи для реализации поставленной цели :

  • Расширение представлений учащихся о декоративно-прикладном творчестве;
  • Обучение основам бисероплетения, вышивки и приемам декорирования предметов

обихода, одежды и др.;

  • Обучение  художественному использованию текстиля,  различных видов  бумаги, картона и т.п.;
  • Обучение чтению и составлению схем изделия;
  • Развитие художественного вкуса и творческих способностей учащихся, расширение представлений о средствах художественного отображения действительности;
  • Развитие   у   детей   мелкой   моторики   рук,   аккуратности,   усидчивости,   умения организовать свое рабочее место;
  • Развитие умения ставить перед собой реальные художественные задачи, находить необходимые приемы и средства для достижения художественной выразительности.

В программу включены творческие задания, такие как составление  композиций, из изделий и элементов, сделанных ранее, упор в которых  делается на выразительность, гармоничность  цветового решения и формы, соответствие их первоначальному художественному  замыслу, т. е., на всей совокупности изобразительных  средств. Решая эти задачи, ребенок  делает на доступном уровне то же самое, что и настоящий художник.

Наиболее яркие изделия  рождаются не из слепого повторения известных приемов, но при умелом их сочетании, поэтому занятия не останавливаются только на бисероплетении или вышивке, а стараемся дать знания и навыки в работе с определенными группами материалов (картоном, бумагой, текстилем, бусинами, панетками, пуговицами и т.п.). Ребята учатся выбирать материалы и техники, которые наиболее эффективно помогут им реализовать задуманное.

Программа кружка рассчитана на работу с детьми и подростками 10-15 лет. Дети набираются в группы по желанию. Программа рассчитана на детей с разной подготовкой и разным уровнем художественных способностей. Занятия носят преимущественно практический характер.

Программа составляется педагогом  на 2 года обучения. Работа проводится в малых группах по 10-15 человек, так, чтобы педагог могла уделить внимание каждому ребёнку на занятии.

Результат от занятий в  кружке состоит в развитии творческих способностей ребенка, его воображения, сохранении интереса к области декоративно- художественного творчества и непосредственно - к занятию рукоделием.

К концу первого года обучения ребёнок уже умеет:

  • Организовывать рабочее место;
  • Работать   с   различными   видами   бумаги,   картона,   текстиля,   выполнять операции складывания, вырезания, скатывания;
  • Изготовлять     изделия-сувениры    методом     параллельного    плетения    и проволочной закрутки, методом мозаичного плетения на леске;
  • Производить простые операции с нитями разной фактуры и бечевкой;
  • Читать и составлять схему изделия;
  • Выбирать   наиболее   подходящий   материал   для   достижения   ожидаемого художественного результата;

Информация о работе Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей