Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:57, курсовая работа
Целью данной работы является выявление возможностей развития творческих способностей детей, используя средства декоративно-прикладного искусства.
В ходе работы, я поставила перед собой следующие задачи:
Рассмотреть сущность понятия творческой способности человека;
Рассмотреть социально-психологический портрет ребёнка;
Определить основные декоративно-прикладные средства, которые способствуют развитию творческих способностей детей;
Рассмотреть и проанализировать деятельность декоративно-прикладного кружка «Марья-Искусница»;
Разработать рекомендации по улучшению работы декоративно-прикладного кружка, направленные на развитие творческих способностей детей.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы изучения творческих способностей детей.
1.1.Творческая способность: понятие, сущность, виды………………………..5
1.2. Социально-психологический портрет ребёнка……………………………14
1.3 Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства………………………………………………………….25
Глава II. Опыт работы декоративно-прикладного кружка по развитию творческих способностей детей
2.1. Анализ деятельности декоративно-прикладного кружка «Марья Искусница». …….…………………………………………….………………...33
2.2. Рекомендации по улучшению работы декоративно-прикладного кружка «Марья-Искусница»…………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………....51
Список литературы………………………………………………………………53
Приложение……………………………………………………………………...55
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Творческая способность относится к общим умственным способностям.
Известный русский исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:
Многие ученые и педагоги, считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:
По-другому, творческую способность ещё называют – креативность. Надо сказать о существующих взглядах на креативность, как на составную часть (любой) одаренности, которая определяется, как высокий уровень развития каких-либо способностей. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.10
Безусловно, способность к творческим решениям появляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие возможности можно и нужно развивать.
1.2. Социально-психологический портрет ребёнка.
По периодизации, основанной на социальных принципах, развитие детей условно можно разделить на этапы:
Рассмотрим особенности развития каждого из данных этапов.
В преддошкольном возрасте быстро прогрессирует четкость движения, развитие речи, умение концентрировать внимание. Появляется способность к обобщению и пониманию абстрактных понятий. Слово для малыша обозначает не только какой-то конкретный предмет, у него уже есть способность к ассоциации. Начало счета начинается различием между «один» и «много». Двухлетний ребенок уже знает, что значит «один» и «два». Некоторые трехлетки умеют в правильной последовательности назвать несколько цифр. Развитие речи в 2 и 3 года идет очень быстро, у большинства детей как бы скачками: после овладения несколькими новыми словами наступает перерыв. Обычно в период увеличения подвижности, когда потребность в движении и манипуляции рук больше, такие дети отодвигают на задний план потребность речи. Эта подвижность характерна для очень подвижных детей, у которых потребность в движениях опережает развитие речи. В первом полугодии второго года жизни с каждым месяцем появляется несколько новых слов. Сначала ребенок называет существительные, потом глаголы. Между 15-м и 20-ми месяцами он начинает составлять слова в предложения, а потом строит простые, из 2-3 слов, предложения.
К концу второго
года жизни число слов, употребляемых
ребенком, возрастает очень быстро
- до нескольких сотен, и
Развитие способности
мыслить в 2-3 года очень динамично.
В этом возрасте ребенок
В предшкольном возрасте совершенствуются чувства. Ребенок не только любит, боится или злится, но способен к сочувствию, зависти, тревоге за близких. Трехлетний ребенок проявляет свои особенности и все большую самостоятельность, иногда упорство, негативизм. Это требует от взрослых понимания и большого терпения. Только спокойное, ласковое, но решительное поведение взрослого гарантирует ребенку равновесие и уверенность. Когда ребенок уже владеет быстрой речью, обычно в 3-4 года, его учат пользоваться вежливыми ее формами.
Четырехлетний ребенок умеет
называть основные цвета, сосчитать 3-4
предмета. В 5 лет из большого количества
предметов ребенок умеет
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Ведущей в младшем школьном
возрасте становится учебная деятельность.
Она определяет важнейшие изменения,
происходящие в развитии психики
детей на данном возрастном этапе. В
рамках учебной деятельности складываются
психологические
В этом возрасте происходит
появление и другого важного
новообразования —
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого
возраста, его позитивные приобретения
являются необходимым основанием, на
котором выстраивается
Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков - несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек. Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность их внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако, создавать трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Значимой
особенностью мышление
Средний школьный
возраст - самый благоприятный для
творческого развития. В этом возрасте
учащимся нравиться решать проблемные
ситуации, находить сходство и различие,
определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные
мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение
и суждение. Самому решать проблему, участвовать
в дискуссии, отстаивать и доказывать
свою правоту. Исследования внутреннего
мира подростков показывают, что одной из самых главных
моральных проблем среднего школьного
возраста является несогласованность
убеждений, нравственных идей и понятий
с поступками, действиями поведением.
Система оценочных суждений, нравственных
идеалов неустойчивые. Трудности жизненного
плана, семейные
проблемы, влияние друзей могут вызвать
у ребят большие сложности в
развитии и становлении. 12