Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление возможностей развития творческих способностей детей, используя средства декоративно-прикладного искусства.
В ходе работы, я поставила перед собой следующие задачи:
Рассмотреть сущность понятия творческой способности человека;
Рассмотреть социально-психологический портрет ребёнка;
Определить основные декоративно-прикладные средства, которые способствуют развитию творческих способностей детей;
Рассмотреть и проанализировать деятельность декоративно-прикладного кружка «Марья-Искусница»;
Разработать рекомендации по улучшению работы декоративно-прикладного кружка, направленные на развитие творческих способностей детей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы изучения творческих способностей детей.
1.1.Творческая способность: понятие, сущность, виды………………………..5
1.2. Социально-психологический портрет ребёнка……………………………14
1.3 Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства………………………………………………………….25
Глава II. Опыт работы декоративно-прикладного кружка по развитию творческих способностей детей
2.1. Анализ деятельности декоративно-прикладного кружка «Марья Искусница». …….…………………………………………….………………...33
2.2. Рекомендации по улучшению работы декоративно-прикладного кружка «Марья-Искусница»…………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………....51
Список литературы………………………………………………………………53
Приложение……………………………………………………………………...55

Файлы: 1 файл

3MSKD_Chebotaryova_Olga_Kursovaya_rabota2.docx

— 2.64 Мб (Скачать файл)

      Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Творческая способность относится к общим умственным способностям.

    Известный русский исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

  • Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
  • Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
  • Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
  • Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
  • Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
  • Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
  • Гибкость мышления.
  • Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
  • Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
  • Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
  • Лёгкость генерирования идей.
  • Творческое воображение.
  • Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла8

Многие ученые и педагоги, считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

  • Способность рисковать.
  • Дивергентное мышление.
  • Гибкость в мышлении и действиях.
  • Скорость мышления.
  • Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
  • Богатое воображение.
  • Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
  • Высокие эстетические ценности.
  • Развитая интуиция 9

      По-другому, творческую способность ещё называют – креативность.  Надо сказать о существующих взглядах на креативность, как на составную часть (любой) одаренности, которая определяется, как высокий уровень развития каких-либо способностей. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.10

Безусловно, способность  к творческим решениям появляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие возможности можно и нужно  развивать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Социально-психологический портрет ребёнка.

По периодизации, основанной на социальных принципах, развитие детей условно можно разделить на этапы:

  • Преддошкольный возраст до 3 лет
  • Дошкольный 3 – 7 /6/ лет
  • Младший школьный возраст 7 /6/ - 10 лет
  • Средний школьный возраст 11 – 14 лет
  • Старший школьный возраст /подростковый/ 15 – 18 лет

Рассмотрим особенности  развития каждого из данных этапов.

В преддошкольном возрасте быстро прогрессирует четкость движения, развитие речи, умение концентрировать внимание. Появляется способность к обобщению и пониманию абстрактных понятий. Слово для малыша обозначает не только какой-то конкретный предмет, у него уже есть способность к ассоциации. Начало счета начинается различием между «один» и «много». Двухлетний ребенок уже знает, что значит «один» и «два». Некоторые трехлетки умеют в правильной последовательности назвать несколько цифр.   Развитие речи в 2 и 3 года идет очень быстро, у большинства детей как бы скачками: после овладения несколькими новыми словами наступает перерыв. Обычно в период увеличения подвижности, когда потребность в движении и манипуляции рук больше, такие дети отодвигают на задний план потребность речи.  Эта подвижность характерна для очень подвижных детей, у которых потребность в движениях опережает развитие речи. В первом полугодии второго года жизни с каждым месяцем появляется несколько новых слов. Сначала ребенок называет существительные, потом глаголы. Между 15-м и 20-ми месяцами он начинает составлять слова в предложения, а потом строит простые, из 2-3 слов, предложения.

 

 К концу второго  года жизни число слов, употребляемых  ребенком, возрастает очень быстро - до нескольких сотен, и произносит  он их все более правильно.  Есть не только существительное  и глагол, но и прилагательные  и наречия. Двухлетний ребенок  начинает употреблять в предложениях  падежи и времена. Из местоимений  первым появляется «я», несколько  позже «мы», «нас», «нам», свидетельствующие  о развитии чувства общественности. Трехлетний ребенок разговаривает  неустанно, использует около 1000 слов, строит правильные, все более  длинные предложения. Дети уже  употребляют правильные грамматические  формы, все конкретнее выражают  свои мысли, рассказывают о  событиях дня, о том, что  наступит в будущем. В 2,5 года  ребенок может наизусть рассказать  коротенькое стихотворение

 Развитие способности  мыслить в 2-3 года очень динамично.  В этом возрасте ребенок мыслит  вслух. Далее развитие мышления  идет на основе собственных  впечатлений, памятных событий,  которые составляют причины и  следствия. Воображение только  начинает формироваться, и оно  очень несовершенно, что обусловливает  типичное для этого периода  жизни недостаточное чувство  опасности - например, ребенок может  выбежать на проезжую часть,  войти в глубокую воду, прикоснуться  к очень горячим предметам. 

 В предшкольном возрасте совершенствуются чувства. Ребенок не только любит, боится или злится, но способен к сочувствию, зависти, тревоге за близких. Трехлетний ребенок проявляет свои особенности и все большую самостоятельность, иногда упорство, негативизм. Это требует от взрослых понимания и большого терпения. Только спокойное, ласковое, но решительное поведение взрослого гарантирует ребенку равновесие и уверенность.   Когда ребенок уже владеет быстрой речью, обычно в 3-4 года, его учат пользоваться вежливыми ее формами.

Четырехлетний ребенок умеет  называть основные цвета, сосчитать 3-4 предмета.  В 5 лет из большого количества предметов ребенок умеет правильно  отсчитывать  10. В этом возрасте он должен также правильно понимать и использовать слова, обозначающие время суток и года. Только 6-7 летние дети запоминают дни недели и месяцы. Шестилетний ребенок умеет считать  до 100 единицами и десятками, прибавляет в пределах десяти, отнимает в пределах пяти, в возрасте семи лет - прибавляет в пределах двадцати, отнимает в  пределах десяти. Способностью различать  деньги дети овладевают в разные периоды  жизни в зависимости от практических потребностей, значительно быстрее, если они участвуют в покупках.  Главная форма обучения в этом возрасте - игра. Обычно она способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук  и чувство прекрасного. Между  тремя и шестью годами жизни дидактическое  значение имеют головоломки, мозаика.11

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики  детей на данном возрастном этапе. В  рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной  деятельности, столь сильная в  первом классе, начинает снижаться. Это  связано с падением интереса к  учебе и с тем, что у ребенка  уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для  того чтобы этого не происходило  учебной деятельности необходимо придать  новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает  того, что младший школьник активно  включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения. Согласно Л.С. Выготскому, с началом  школьного обучения мышление выдвигается  в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим». Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются  навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий. В младшем  школьном возрасте память, как и  все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

В этом возрасте происходит появление и другого важного  новообразования — произвольного  поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать  в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные  ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это  связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию  в группе сверстников. То есть их поведение  так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха. С  формированием у младших школьников произвольного поведения тесно  связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. Ребенок способен оценить  свой поступок с точки зрения его  результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим  образом. Появляется смыслово-ориентировочная  основа в поступках, это тесно  связано с дифференцированностью  внутренней и внешней жизни. Ребенок  способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет  соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка  становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано  с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с  окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах. Ребенок  начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам  эмоций на взрослых, желаниям сделать  то, что хочется, к капризам. «Негативное  содержание этого возраста проявляется  в первую очередь в нарушении  психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т. д.». Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми, ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками». Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка. В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. «Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни». «Социальное пространство ребенка расширилось — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил». Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками.  Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха. В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности. Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным  этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены  ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими  для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь  учиться и верить в свои силы.

Полноценное проживание этого  возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного  субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий  для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков - несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек. Стоит обратить внимание  на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность их внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако, создавать трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.

 Значимой  особенностью мышление подростка  является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их послушный ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает пора кризисной ситуации - «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.

Средний школьный возраст - самый благоприятный для  творческого развития. В этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчивые. Трудности жизненного плана, семейные 
проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят большие сложности в 
развитии и становлении. 12

Информация о работе Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей