Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление возможностей развития творческих способностей детей, используя средства декоративно-прикладного искусства.
В ходе работы, я поставила перед собой следующие задачи:
Рассмотреть сущность понятия творческой способности человека;
Рассмотреть социально-психологический портрет ребёнка;
Определить основные декоративно-прикладные средства, которые способствуют развитию творческих способностей детей;
Рассмотреть и проанализировать деятельность декоративно-прикладного кружка «Марья-Искусница»;
Разработать рекомендации по улучшению работы декоративно-прикладного кружка, направленные на развитие творческих способностей детей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы изучения творческих способностей детей.
1.1.Творческая способность: понятие, сущность, виды………………………..5
1.2. Социально-психологический портрет ребёнка……………………………14
1.3 Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства………………………………………………………….25
Глава II. Опыт работы декоративно-прикладного кружка по развитию творческих способностей детей
2.1. Анализ деятельности декоративно-прикладного кружка «Марья Искусница». …….…………………………………………….………………...33
2.2. Рекомендации по улучшению работы декоративно-прикладного кружка «Марья-Искусница»…………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………....51
Список литературы………………………………………………………………53
Приложение……………………………………………………………………...55

Файлы: 1 файл

3MSKD_Chebotaryova_Olga_Kursovaya_rabota2.docx

— 2.64 Мб (Скачать файл)

Так же, к концу первого  года занятий, ребёнок знает:   

  • Основные     свойства     материалов,     используемых     в     бисероплетении, технические приемы и средства;
  • Основные виды материалов, используемых в аппликации и при шитье, их свойства и область применения;
  • Основные швы, используемые при сшивании и художественной обработке деталей;
  • Первоначальные исторические сведения об искусстве изготовления изделий из бисера;

К концу второго года обучения ребенок умеет:

  • Выполнять основные декоративные стежки;
  • Вышивать по предложенной или собственной схеме небольшие сюжетные композиции, выполнять декоративные элементы с помощью бисера, шнура, ленты;
  • Изготовлять цветы из атласной (капроновой) ленты или полосок ткани;
  • Составлять композиции из своих изделий, оформлять их в рамки, а также в виде корзиночек и панно;
  • Украшать предметы обихода, одежды или интерьера, используя полученные навыки;

К концу второго года занятий, ребёнок знает:

    • Основные приемы вышивания по канве и без нее, названия декоративных швов (крест, болгарский крест, гобеленовый шов, елочка, стебельчатый шов, тамбур, рококо, гладьевые швы и др.);
    • Ряд приемов, используемых в декорировании предметов: сплетение, обвивка, вышивка по сетке, насыпь, украшение накладными элементами.
    • Подбирать материалы и техники в зависимости от первоначального замысла, грамотно их комбинировать;
    • Совершать более сложные манипуляции с декоративными материалами;
    • Изготовлять объемные элементы с помощью новых предложенных техник;
    • Оценивать свои работы с точки зрения художественной законченности и качества выполнения, доводить их до наиболее высокого уровня.

 

Педагог готовит за определённый период времени (за месяц и за год) отчёты по проделанной работе, организуются выставки, смотры деятельности кружка. Так же поделки часто используются, как материальные средства для различных мероприятий клуба (сценок, концертов и.п.), а так же служат декоративными элементами украшения самого помещения клуба.

По мнению педагога, детские  работы не должны быть слишком трудоемкими, а замыслы невыполнимыми, потому она старается включить в программу  наиболее результативные и простые  техники. Например, она советует  на фоне освоения вышивальных стежков  обязательно поработать с узкой  лентой. Эти, казалось бы, разные техники  имеют сходные основы, и вышивание  лентой прекрасно закрепляет знания декоративных швов, а изделия получаются ярче и одновременно проще.

Работа с бисером, таким  образом, придает изделиям особый блеск  и прочность, наивысшим образом  способствует формированию усидчивости  и аккуратности, совершенствует моторику рук, что особенно важно для детей  младших групп, ленты и шнур помогают в короткое время создать потрясающе красивые элементы, а знание основ  вышивания нитью сделает работу художественно завершенной.

Педагог разрабатывает пошаговый  план занятий с группой  на каждый год из 2-х лет программы.

К примеру, приведу план-программу клуба «Марья-Искусница», разработанный педагогом дополнительного образования, Гузеевой Лилией Алексеевной.

1 год обучения:

3анятие №1: Ознакомительное (2ч)

Цель: Ознакомление с планом работы кружка, знакомство с материалами, правилами поведения, историей бисероплетения.

Содержание: Освещение плана  работ на ближайший год, просмотр выставки базовых изделий, исторические сведения из истории бисероплетения, беседа о правилах поведения и  организации работы в клубе.

Материалы: Образцы работ, иллюстрации, бусины и бисер разных размеров и формы, проволока, леска.

Раздел 1: Низание с использованием метода проволочной закрутки.

 Тема 1.1. Основы петельного низания (10ч)

Занятие №1.   Цель:   Познакомить   детей   с   принципом   низания   на   проволоку,   научить выполнять простейшие слитные элементы.

Содержание: Показ вариантов  выполнения работы, подбор материала, изготовление цветочка с листиком, оформление общего вида изделия.

Материалы: Проволока толщиной 0,3-0,5 мм, бисер среднего размера, бусина или пуговка для серединки  цветка, отрезок зеленой нити для  оформления стебля.

Занятие №2-3. Цель: Добиться аккуратного исполнения задания в процессе освоения приема проволочной закрутки.

Содержание: Изготовление веточки  а) с заполнением проволочной  петли

б) с отдельно оформленными бисеринами, оформление изделия в  виде броши, заколки или букетика.

Занятие №4. Цель: Познакомить детей с простейшими приемами декорирования предметов, показать возможности использования изученных элементов, воспитывать художественный вкус и чувство материала.

Содержание: Планирование работы, обсуждения замысла, подготовка вазочки  для декорирования, декорирование  и выполнение необходимых дополнительных элементов.

Материал: Иллюстрационный  материал, пустая емкость, сходная по форме с вазой или стаканчиком, элементы, изготовленные на предыдущих занятиях и дома самостоятельно, бисер, декоративный шнурок или ленточка, клей ПВА.

Тема 2-1: Насекомые и забавные зверушки.

Занятия №1-5. Цель: Научить изготавливать поделки по заданной схеме или разработанные самостоятельно, подбирать материал в зависимости от исходного замысла, отработать и закрепить полученные навыки при изготовлении разнообразных изделий.

Содержание: Знакомство сообщим  принципом изготовления поделок  на проволоке, отработка приема на основе изготовления ряда поделок: стрекозы, пчелки, крабика, улитки, жирафа и др.

Материал: Бусины разных размеров и форм, крупные и средние бисерины, проволока.

Занятие №6. Цель: Закрепить полученные навыки, активизировать творческие способности и самостоятельность.

Содержание: Конкурс на лучшую поделку, разработанную самостоятельно.

Занятие №7-10. Цель: Расширить представления детей о возможностях использования изученных приемов, научить находить им применение.

Содержание: Разработка сюжетной или декоративной композиции, создание панорамной картины с использованием ранее изготовленных элементов. Возможно создание коллективной работы.

Раздел 2. Параллельное плетение на проволоке (20 ч)

Тема 1.2: Основы параллельного плетения на проволоке.

Занятие №1.   Цель:  Познакомить детей с возможностями метода, научить записывать и составлять схему изделия, отработать начальные приемы низания.

Содержание: Просмотр изделий, выполненных в технике параллельного  плетения и иллюстраций, плетение остроконечного лепестка, запись схемы

Материал: Готовые работы для показа, иллюстрации, отражающие неограниченные возможности метода, бисер №8-10, проволока 0,3 мм, тетрадь, ручка.

Занятие №.2. Цель: Закрепление изученного приема, достижение качественного выполнения задания.

Содержание: Завершение работы над «аленьким цветочком», изготовление тычинок и чашелистика, сборка.

Материал: Бисер №8-10, проволока, отрезок зеленой нити.

Занятие №3-5. Цель: Совершенствования навыка плетения параллельным методом и составления красочной схемы изделия.

Содержание: Изготовление бабочки: а) просмотр иллюстративного материала  б) выбор расцветки крыльев и  составление схемы в) плетение крыльев  г) сборка деталей и плетение туловища.

Тема 2.2: Плетение фигурок с дополнительными элементами.

3анятие №1-5. Цель: Закрепление навыков, полученных на предыдущих занятиях, совершенствование в выборе цветового решения.

Содержание: Разработка (зарисовка  схемы) и плетение: а) рыбки б) ящерицы  в) составного изделия на выбор ( бант, зверушки и т.п.)

Материал: Бисер №8, проволока, тетрадь, ручка, цветные карандаши.

Тема 3.2: Параллельное плетение спаренным методом.

3анятие №1-3. Цель: Познакомить детей с данным приемом, добиться качественного его выполнения.

Содержание: Запись схемы  и изготовление колокольчика (вьюнка).

Материал: Бисер №8, проволока, тетрадь, ручка.

3анятие №4-6. Цель: Закрепить навыки плетения на проволоке, активизировать самостоятельное творческое мышление.

Содержание: Разработка и опробирование новых схем (например, брелока для телефона или сувенира), самостоятельный подбор материала, изготовление деталей и сборка, коллективный анализ работ, подведение итогов работы в данном разделе.

Раздел 3. Забавные фигурки. Изготовление объемных поделок на леске

Тема 1.3: Плетение на леске параллельным методом.

Занятие.1. Цель: Показать возможности плетения на леске параллельном методом и отличия аналогичной работы на проволоке, привить навыки работы с леской.

Содержание: просмотр иллюстративного  материала и готовых работ, выполненных  в изучаемой технике, изготовление изделия «змейка» на проволочном  каркасе, оформление как кулона или  украшения для ручки.

Тема 2.3: Усложнение «в крестик» при плетении фигур на леске. Расширение и сужение фигуры.

3анятие №1-5. Цель: Научить детей варьировать размеры и форму изделия.

Содержание: Показ нового приема работы, разработка и запись схемы выбранной фигуры а) по образцу («мышка с сыром» и «мышка на качелях»)

б) по самостоятельно выполненному эскизу («пчелка», «тигренок», лисичка» и т.п.)

Материал: Средний и мелкий бисер, леска 0,3 мм, тетрадь, фломастеры.

3анятие №6-10. Цель: Закрепить полученные навыки при использовании разных приемов плетения в одном изделии, показать неограниченность возможностей работы в подобных техниках.

Содержание: Разработка и  изготовление кукол и составных  фигур, оформление поделок в сюжетные композиции.

Материал: Готовые работы для показа, иллюстративный материал (варианты работ, схемы, иллюстрации  к народным сказкам для подбора  сюжетной композиции)

Раздел 4. Основы низания на нити.

Тема 1.4: Азы работы с нитью и иглой. Простые цепочки.

3анятие №1. Цель: Научить приемам работы с нитью, показать принципы создания цепочек. Содержание: Показ иллюстративного материала по теме готовых работ, знакомство с

видами фурнитуры, используемой при создании украшений, плетение простой  цепочки с цветочком, оформление в виде браслета (прикрепление замочка).

Материал: Бисер среднего размера, бусины или бисер 0.3-0,4 мм в  диаметре, капроновая нить, игла для  бисероплетения.

3анятие №2.   Цель:  Добиться  свободного  и  качественного  выполнения цепочки, умения закреплять и менять нить.

Содержание: Плетение цепочки  «цветы», оформление в виде ожерелья и браслета.

3анятие №3-6. Цель: Научить плетению цепочки двумя иглами, приемам наплетения на цепочку и усложнения ряда.

Содержание: а) плетение цепочки  «колечки» б) варианты использования  цепочки «колечки» и «в крестик» в) наплетения на цепочку, усложненный  ряд.

Тема 2.4: Основы ажурного плетения.

3анятие №1. Цель: Показать возможности использования изделий, созданных ажурным плетением, научить плести простейшую сетку в 1,5 ромба.

Содержание: Показ иллюстративного  и демонстрационного материала, плетение двухцветного ажурного браслета по заданной схеме.

3анятие №2-5. Цель: Продолжить знакомство с вариантами ажурного плетения, научить варьировать рисунок и ширину изделия.

Содержание: а) разработка схемы  для плетения из бисера трех-четырех  цветов, плетение изделия на основе сетки в три ромба б) плетение колье «розовая фантазия

Тема 3.4 Подплетение. Виды подвесок.

3анятие №1-2. Цель: Научить делать подплетение и бахрому к изделиям, разрабатывать собственные варианты.

Содержание: а) изготовление брелока-памятки с различными видами подвесок

б) выбор варианта подплетения  и доработка ранее сделанных  изделий

Тема 4.4: Круговое плетение.

3анятие №1-3. Цель: Научить плести элементы круглой формы без стягивания рядов.

Содержание: Изготовление медальона  и круглых подвесок.

Тема 5.4: Создание бисерного полотна. Мозаичное плетение.

Содержание: а) зарисовка  схемы и плетение браслета «незабудки»  б) разработка рисунка и плетение изделия по собственной схеме  в) создание мозаичного жгута (плетение браслета «змейка», колье «трубочки»).

Заключительные занятия  на закрепление полученных навыков.

Информация о работе Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей