Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:57, курсовая работа
Целью данной работы является выявление возможностей развития творческих способностей детей, используя средства декоративно-прикладного искусства.
В ходе работы, я поставила перед собой следующие задачи:
Рассмотреть сущность понятия творческой способности человека;
Рассмотреть социально-психологический портрет ребёнка;
Определить основные декоративно-прикладные средства, которые способствуют развитию творческих способностей детей;
Рассмотреть и проанализировать деятельность декоративно-прикладного кружка «Марья-Искусница»;
Разработать рекомендации по улучшению работы декоративно-прикладного кружка, направленные на развитие творческих способностей детей.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы изучения творческих способностей детей.
1.1.Творческая способность: понятие, сущность, виды………………………..5
1.2. Социально-психологический портрет ребёнка……………………………14
1.3 Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства………………………………………………………….25
Глава II. Опыт работы декоративно-прикладного кружка по развитию творческих способностей детей
2.1. Анализ деятельности декоративно-прикладного кружка «Марья Искусница». …….…………………………………………….………………...33
2.2. Рекомендации по улучшению работы декоративно-прикладного кружка «Марья-Искусница»…………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………....51
Список литературы………………………………………………………………53
Приложение……………………………………………………………………...55
Так же, к концу первого года занятий, ребёнок знает:
К концу второго года обучения ребенок умеет:
К концу второго года занятий, ребёнок знает:
Педагог готовит за определённый период времени (за месяц и за год) отчёты по проделанной работе, организуются выставки, смотры деятельности кружка. Так же поделки часто используются, как материальные средства для различных мероприятий клуба (сценок, концертов и.п.), а так же служат декоративными элементами украшения самого помещения клуба.
По мнению педагога, детские работы не должны быть слишком трудоемкими, а замыслы невыполнимыми, потому она старается включить в программу наиболее результативные и простые техники. Например, она советует на фоне освоения вышивальных стежков обязательно поработать с узкой лентой. Эти, казалось бы, разные техники имеют сходные основы, и вышивание лентой прекрасно закрепляет знания декоративных швов, а изделия получаются ярче и одновременно проще.
Работа с бисером, таким образом, придает изделиям особый блеск и прочность, наивысшим образом способствует формированию усидчивости и аккуратности, совершенствует моторику рук, что особенно важно для детей младших групп, ленты и шнур помогают в короткое время создать потрясающе красивые элементы, а знание основ вышивания нитью сделает работу художественно завершенной.
Педагог разрабатывает пошаговый план занятий с группой на каждый год из 2-х лет программы.
К примеру, приведу план-программу клуба «Марья-Искусница», разработанный педагогом дополнительного образования, Гузеевой Лилией Алексеевной.
1 год обучения:
3анятие №1: Ознакомительное (2ч)
Цель: Ознакомление с планом работы кружка, знакомство с материалами, правилами поведения, историей бисероплетения.
Содержание: Освещение плана работ на ближайший год, просмотр выставки базовых изделий, исторические сведения из истории бисероплетения, беседа о правилах поведения и организации работы в клубе.
Материалы: Образцы работ, иллюстрации, бусины и бисер разных размеров и формы, проволока, леска.
Раздел 1: Низание с использованием метода проволочной закрутки.
Тема 1.1. Основы петельного низания (10ч)
Занятие №1. Цель: Познакомить детей с принципом низания на проволоку, научить выполнять простейшие слитные элементы.
Содержание: Показ вариантов выполнения работы, подбор материала, изготовление цветочка с листиком, оформление общего вида изделия.
Материалы: Проволока толщиной 0,3-0,5 мм, бисер среднего размера, бусина или пуговка для серединки цветка, отрезок зеленой нити для оформления стебля.
Занятие №2-3. Цель: Добиться аккуратного исполнения задания в процессе освоения приема проволочной закрутки.
Содержание: Изготовление веточки а) с заполнением проволочной петли
б) с отдельно оформленными бисеринами, оформление изделия в виде броши, заколки или букетика.
Занятие №4. Цель: Познакомить детей с простейшими приемами декорирования предметов, показать возможности использования изученных элементов, воспитывать художественный вкус и чувство материала.
Содержание: Планирование работы, обсуждения замысла, подготовка вазочки для декорирования, декорирование и выполнение необходимых дополнительных элементов.
Материал: Иллюстрационный материал, пустая емкость, сходная по форме с вазой или стаканчиком, элементы, изготовленные на предыдущих занятиях и дома самостоятельно, бисер, декоративный шнурок или ленточка, клей ПВА.
Тема 2-1: Насекомые и забавные зверушки.
Занятия №1-5. Цель: Научить изготавливать поделки по заданной схеме или разработанные самостоятельно, подбирать материал в зависимости от исходного замысла, отработать и закрепить полученные навыки при изготовлении разнообразных изделий.
Содержание: Знакомство сообщим принципом изготовления поделок на проволоке, отработка приема на основе изготовления ряда поделок: стрекозы, пчелки, крабика, улитки, жирафа и др.
Материал: Бусины разных размеров и форм, крупные и средние бисерины, проволока.
Занятие №6. Цель: Закрепить полученные навыки, активизировать творческие способности и самостоятельность.
Содержание: Конкурс на лучшую поделку, разработанную самостоятельно.
Занятие №7-10. Цель: Расширить представления детей о возможностях использования изученных приемов, научить находить им применение.
Содержание: Разработка сюжетной или декоративной композиции, создание панорамной картины с использованием ранее изготовленных элементов. Возможно создание коллективной работы.
Раздел 2. Параллельное плетение на проволоке (20 ч)
Тема 1.2: Основы параллельного плетения на проволоке.
Занятие №1. Цель: Познакомить детей с возможностями метода, научить записывать и составлять схему изделия, отработать начальные приемы низания.
Содержание: Просмотр изделий,
выполненных в технике
Материал: Готовые работы для показа, иллюстрации, отражающие неограниченные возможности метода, бисер №8-10, проволока 0,3 мм, тетрадь, ручка.
Занятие №.2. Цель: Закрепление изученного приема, достижение качественного выполнения задания.
Содержание: Завершение работы над «аленьким цветочком», изготовление тычинок и чашелистика, сборка.
Материал: Бисер №8-10, проволока, отрезок зеленой нити.
Занятие №3-5. Цель: Совершенствования навыка плетения параллельным методом и составления красочной схемы изделия.
Содержание: Изготовление бабочки: а) просмотр иллюстративного материала б) выбор расцветки крыльев и составление схемы в) плетение крыльев г) сборка деталей и плетение туловища.
Тема 2.2: Плетение фигурок с дополнительными элементами.
3анятие №1-5. Цель: Закрепление навыков, полученных на предыдущих занятиях, совершенствование в выборе цветового решения.
Содержание: Разработка (зарисовка схемы) и плетение: а) рыбки б) ящерицы в) составного изделия на выбор ( бант, зверушки и т.п.)
Материал: Бисер №8, проволока, тетрадь, ручка, цветные карандаши.
Тема 3.2: Параллельное плетение спаренным методом.
3анятие №1-3. Цель: Познакомить детей с данным приемом, добиться качественного его выполнения.
Содержание: Запись схемы и изготовление колокольчика (вьюнка).
Материал: Бисер №8, проволока, тетрадь, ручка.
3анятие №4-6. Цель: Закрепить навыки плетения на проволоке, активизировать самостоятельное творческое мышление.
Содержание: Разработка и опробирование новых схем (например, брелока для телефона или сувенира), самостоятельный подбор материала, изготовление деталей и сборка, коллективный анализ работ, подведение итогов работы в данном разделе.
Раздел 3. Забавные фигурки. Изготовление объемных поделок на леске
Тема 1.3: Плетение на леске параллельным методом.
Занятие.1. Цель: Показать возможности плетения на леске параллельном методом и отличия аналогичной работы на проволоке, привить навыки работы с леской.
Содержание: просмотр иллюстративного материала и готовых работ, выполненных в изучаемой технике, изготовление изделия «змейка» на проволочном каркасе, оформление как кулона или украшения для ручки.
Тема 2.3: Усложнение «в крестик» при плетении фигур на леске. Расширение и сужение фигуры.
3анятие №1-5. Цель: Научить детей варьировать размеры и форму изделия.
Содержание: Показ нового приема работы, разработка и запись схемы выбранной фигуры а) по образцу («мышка с сыром» и «мышка на качелях»)
б) по самостоятельно выполненному эскизу («пчелка», «тигренок», лисичка» и т.п.)
Материал: Средний и мелкий бисер, леска 0,3 мм, тетрадь, фломастеры.
3анятие №6-10. Цель: Закрепить полученные навыки при использовании разных приемов плетения в одном изделии, показать неограниченность возможностей работы в подобных техниках.
Содержание: Разработка и изготовление кукол и составных фигур, оформление поделок в сюжетные композиции.
Материал: Готовые работы для показа, иллюстративный материал (варианты работ, схемы, иллюстрации к народным сказкам для подбора сюжетной композиции)
Раздел 4. Основы низания на нити.
Тема 1.4: Азы работы с нитью и иглой. Простые цепочки.
3анятие №1. Цель: Научить приемам работы с нитью, показать принципы создания цепочек. Содержание: Показ иллюстративного материала по теме готовых работ, знакомство с
видами фурнитуры, используемой при создании украшений, плетение простой цепочки с цветочком, оформление в виде браслета (прикрепление замочка).
Материал: Бисер среднего размера, бусины или бисер 0.3-0,4 мм в диаметре, капроновая нить, игла для бисероплетения.
3анятие №2. Цель: Добиться свободного и качественного выполнения цепочки, умения закреплять и менять нить.
Содержание: Плетение цепочки «цветы», оформление в виде ожерелья и браслета.
3анятие №3-6. Цель: Научить плетению цепочки двумя иглами, приемам наплетения на цепочку и усложнения ряда.
Содержание: а) плетение цепочки «колечки» б) варианты использования цепочки «колечки» и «в крестик» в) наплетения на цепочку, усложненный ряд.
Тема 2.4: Основы ажурного плетения.
3анятие №1. Цель: Показать возможности использования изделий, созданных ажурным плетением, научить плести простейшую сетку в 1,5 ромба.
Содержание: Показ иллюстративного и демонстрационного материала, плетение двухцветного ажурного браслета по заданной схеме.
3анятие №2-5. Цель: Продолжить знакомство с вариантами ажурного плетения, научить варьировать рисунок и ширину изделия.
Содержание: а) разработка схемы для плетения из бисера трех-четырех цветов, плетение изделия на основе сетки в три ромба б) плетение колье «розовая фантазия
Тема 3.4 Подплетение. Виды подвесок.
3анятие №1-2. Цель: Научить делать подплетение и бахрому к изделиям, разрабатывать собственные варианты.
Содержание: а) изготовление брелока-памятки с различными видами подвесок
б) выбор варианта подплетения и доработка ранее сделанных изделий
Тема 4.4: Круговое плетение.
3анятие №1-3. Цель: Научить плести элементы круглой формы без стягивания рядов.
Содержание: Изготовление медальона и круглых подвесок.
Тема 5.4: Создание бисерного полотна. Мозаичное плетение.
Содержание: а) зарисовка схемы и плетение браслета «незабудки» б) разработка рисунка и плетение изделия по собственной схеме в) создание мозаичного жгута (плетение браслета «змейка», колье «трубочки»).
Заключительные занятия на закрепление полученных навыков.