Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление возможностей развития творческих способностей детей, используя средства декоративно-прикладного искусства.
В ходе работы, я поставила перед собой следующие задачи:
Рассмотреть сущность понятия творческой способности человека;
Рассмотреть социально-психологический портрет ребёнка;
Определить основные декоративно-прикладные средства, которые способствуют развитию творческих способностей детей;
Рассмотреть и проанализировать деятельность декоративно-прикладного кружка «Марья-Искусница»;
Разработать рекомендации по улучшению работы декоративно-прикладного кружка, направленные на развитие творческих способностей детей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы изучения творческих способностей детей.
1.1.Творческая способность: понятие, сущность, виды………………………..5
1.2. Социально-психологический портрет ребёнка……………………………14
1.3 Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства………………………………………………………….25
Глава II. Опыт работы декоративно-прикладного кружка по развитию творческих способностей детей
2.1. Анализ деятельности декоративно-прикладного кружка «Марья Искусница». …….…………………………………………….………………...33
2.2. Рекомендации по улучшению работы декоративно-прикладного кружка «Марья-Искусница»…………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………....51
Список литературы………………………………………………………………53
Приложение……………………………………………………………………...55

Файлы: 1 файл

3MSKD_Chebotaryova_Olga_Kursovaya_rabota2.docx

— 2.64 Мб (Скачать файл)

     В этом возрасте  важное значение приобретает  чувственная сфера. 
Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. 
Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. 
Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, 
вспышки гнева. В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам. Подростки - мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и 
мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только 
книжные пираты и, разбойники, но и вполне зёленые местные хулиганы. 
Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную 
грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость - подлостью, любовь к себе - насилием над другими. Девочки - подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно - положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным. В этот период стоит, уделить большое внимание на формирование нравственных качеств личности и знакомство с примерами положительных идеалов.  
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность 
самовыражения  и  самореализации.  Учащимся  будут  интересны  такие 
классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и 
учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения.

В связи с «чувством  зрелости» у подростка появляется специфическая социальная активность, стремление приобщаться к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, приобрести их качества, умения и привилегии. При этом в первую очередь усваиваются  более доступные, чувственно-воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик  и манера поведения (способы отдыха, развлечений, специфический лексикон, мода в одежде и прическах, курение, употребление алкоголя и наркотических средств).

Для подросткового возраста характерна потребность в общении  со сверстниками. Подростки не могут  жить вне коллектива, мнение товарищей  оказывает огромное влияние на формирование личности подростка.13

Старший школьный возраст называют ранней юностью, соответствует возрасту учеников 9-11 классов (15-17 лет) средней школы.

Раннюю юность – считают  «третьим миром», существующим между  детством и взрослостью. В это  время вырастающий ребенок оказывается  на пороге реальной взрослой жизни. Учебная деятельность активно сочетаемая с разнообразным трудом имеет огромное значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Развивается познавательная сфера, происходит познание профессий. Деятельность

приобретает элементы исследования  направленность на приобретение профессии, на поиск места в жизни. Больший интерес у старших школьников вызывают не сверстники, а взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах связанных с будущей жизнью. Менее значимыми становятся межличностные отношения, отношения в семье.

Будущая жизнь интересует старших школьников в первую очередь  с точки зрения профессиональной. Поиски смысла жизни, своего места в мире могут быть напряженными, но не у всех. Некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста.

Формируется ценностная система  взглядов на окружающий мир, жизненная  позиция и ценностные ориентации школьника. В старшем школьном возрасте совершается мировоззренческий  выбор; с мировоззренческими установками  непосредственно связанно моральное  и профессиональное самоопределение. Мировоззрение складывается у старших  школьников как следствие постепенного приобретения опыта общественного  поведения, роста морального сознания и социальных убеждений, изучения основ  наук в школе, формирования теоретического мышления. Это система убеждений  личности, сформированная в определенных условиях ее жизнедеятельности. Только в отношении старшего школьного  возраста можно говорить о формировании мировоззрения так, как для этого  необходима определенная степень моральной, интеллектуальной, психической зрелости. Основной направленностью личности становится ее устремленность в будущее, выбор жизненного пути. То есть ребенок должен уметь осуществлять выбор (выбирать), разбираться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. Старшеклассник прощается с детством, со старой привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он устремлен в будущее, которое одновременно притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше чем в подростковом возрасте. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральное новообразование периода – самоопределение. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни. С выработкой мировоззренческих установок, личностным и профессиональным самоопределением связанно и окончательное становление жизненного мира.14

1.3 Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное творчество (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.

Произведения декоративно-прикладного  искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для  оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. 15

К основные видам декоративно-прикладного творчества относятся:

  • Батик
    • Холодный батик
    • Горячий батик
  • Гобелен
  • Нитяная графика
  • Художественная резьба
    • Резьба по камню
    • Резьба по дереву
    • Резьба по кости
  • Керамика
  • Вышивка
  • Древнерусское лицевое шитье
  • Вязание
    • Вязание крючком
    • Вязание спицами
  • Макраме
  • Ковроделие
    • Ворсовый ковёр
    • Безворсовый ковёр
  • Ювелирное искусство
  • Художественная обработка кожи
  • Художественная обработка металла
    • Христианская оловянная миниатюра
    • Художественная ковка
    • Художественное литье из благородных металлов, бронзы и латуни
    • Художественное литье из чугуна
  • Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.)
  • Работа со стеклом
    • Витраж
    • Мозаика
    • Набойка16

Средствами декоративно-прикладного  искусства,   считаются те способы или инструменты для выполнения какой-либо работы или достижения какой-либо цели. В нашем случае мы выполняем работу в сфере декоративно-прикладного искусства для развития творческих способностей детей.

С какого возраста следует развивать творческие способности детей? Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Занятия декоративно-прикладным искусство комплексно воздействуют на развитие ребенка. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей, тонкому восприятию формы, цвета, веса, пластики. Развивают творческие способности детей.

При построении работы с  детьми необходимо придерживаться следующих  принципов: актуальность, реалистичность, систематичность, активность, воспитывающий характер обучения, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала, совместная деятельность, контролируемость.

    Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.17

Давно известно, что для  творчества необходимо комфортное психологическая  обстановка и наличие свободного времени, поэтому условие успешного  развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье  и детском коллективе. Учителя  должны создать безопасную психологическую  базу для возвращения ребенка  из творческого поиска и собственных  открытий. Важно постоянно стимулировать  ребенка к творчеству проявлять  сочувствие к его неудачам, терпеливо  относиться даже к странным идеям  несвойственным в реальной жизни. Нужно  исключить из обихода замечания и осуждения.18

         Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства, возможно уже с самого раннего возраста, начиная с 6 месяцев. Используя краски, восковые мелки, фломастеры (толстые, на водной основе), масляная пастель,  гуашь (отечественного производства, сертифицированная, нетоксичная, акварельные краски на меду не годятся, так как могут вызвать аллергию у ребенка), кисти № 10; 22; 24,бумага белая, обои, плакаты и т.д.

К шести месяцам ребенку  уже не достаточно простого внимания со стороны взрослых. Ему необходимо что-то делать вместе со взрослым. В  этом возрасте взрослый привлекает младенца благодаря его умению действовать  с предметами. Основными средствами общения, помимо экспрессивно-мимических, становятся предметные действия и движения (позы, жесты). При этом следует учитывать, что у детей второго полугодия  жизни отношение к близким  и посторонним взрослым качественно  различается. После 6 месяцев дети тяжело переживают отсутствие матери, тогда  как ее присутствие стимулирует  познавательный интерес и исследовательскую  активность ребенка. Продолжительность занятий — 5—20 минут и более, в зависимости от возраста, настроения и желания самого ребенка. Результат

работы с красками зависит  от «художественного стажа» ребенка, самочувствия, внешних условий, а возраст влияет на качество изображения.19              С полутора лет, после овладения техникой рисования (пальцами, рукой), ребенок пытается создать свою технику рисования. После года, иногда раньше, ребенок начинает «рисовать» кистью. С полутора лет ребенок пытается называть то, что он изобразил. Работа с красками вызывает положительные эмоции и снимает отрицательные — как у ребенка, так и у матери, развивает творческие способности уже на самых ранних стадиях развития, уже формируются представления цветов и различных форм.

В возрасте от 1 до 3 лет применяются  такие занятия, которые развивают мелкую моторику рук, речь, фантазию малышей, знакомят с окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому развитию, к таким упражнениям декоративно-прикладного искусства можно отнести рисование пальцами, создание аппликаций, вырезание трафаретов, печати из поролона, лепка глиной и пластилином и т.п. 

Информация о работе Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей