Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление возможностей развития творческих способностей детей, используя средства декоративно-прикладного искусства.
В ходе работы, я поставила перед собой следующие задачи:
Рассмотреть сущность понятия творческой способности человека;
Рассмотреть социально-психологический портрет ребёнка;
Определить основные декоративно-прикладные средства, которые способствуют развитию творческих способностей детей;
Рассмотреть и проанализировать деятельность декоративно-прикладного кружка «Марья-Искусница»;
Разработать рекомендации по улучшению работы декоративно-прикладного кружка, направленные на развитие творческих способностей детей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы изучения творческих способностей детей.
1.1.Творческая способность: понятие, сущность, виды………………………..5
1.2. Социально-психологический портрет ребёнка……………………………14
1.3 Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства………………………………………………………….25
Глава II. Опыт работы декоративно-прикладного кружка по развитию творческих способностей детей
2.1. Анализ деятельности декоративно-прикладного кружка «Марья Искусница». …….…………………………………………….………………...33
2.2. Рекомендации по улучшению работы декоративно-прикладного кружка «Марья-Искусница»…………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………....51
Список литературы………………………………………………………………53
Приложение……………………………………………………………………...55

Файлы: 1 файл

3MSKD_Chebotaryova_Olga_Kursovaya_rabota2.docx

— 2.64 Мб (Скачать файл)

Содержание: Разработка и  изготовление поделок и украшений  по собственному выбору, коллективное обсуждение замысла и вариантов  исполнения, индивидуальная работа.

Содержание занятий 2 года обучения

Раздел 1. Основы вышивки бисером и лентой.

Задачи этого цикла  занятий - приобретение вышивальных  навыков и формирование художественного  вкуса на основе создания несложных  картин и панно. Дети приобретают  навыки работы с тканью, нитью, пяльцами, продолжают изучать возможности  бисера и ленты как ценного  художественного материала, знакомятся с принципами вышивания лентой и  декоративным шнуром, создают первые картины и учатся располагать композиции в рамке.

Раздел 2. Создание панно. Работа с лентой.

Обучающиеся знакомятся с  наиболее доступными приемами изготовления цветов из лент различной ширины, учатся создавать фон картины из кусочков лент или ткани, оформляют свои работы в виде букетиков и панно.

Раздел 3. Декорирование предметов различной формы.

Даются основные знания по оплетению заготовок и поверхностей разной формы, изучаются дополнительные и наиболее доступные приемы: сплетение, обвивка, насыпка, расшивка фона, использование  накладных элементов, закрепляются знания, приобретенные на протяжении всего курса, совершенствуются ремесленные  навыки. Ребята учатся находить наиболее яркое применение имеющихся материалов и созданных ранее декоративных деталей, добиваются художественной законченности  и гармоничности общего вида изделия.

Занятия детей творчеством, проводятся в светлом, проветриваемом  кабинете. Дети приходят на занятия за 5-10 минут до его начала, организуют свое рабочее место сами.

По словам педагога, основным условием успешной реализации программы  является постоянное поддержание интереса детей к области прикладного  творчества и непосредственно - к  самим занятиям, необходимо поддержание  творческой атмосферы занятий и  положительной мотивации каждого  ребенка. Для наиболее эффективного решения данной задачи руководителю стоит выбрать стиль педагогического  общения с детьми, основанный на положениях педагогики сотрудничества и увлеченности совместным творческим делом.

В кружке насчитывается на данный момент 27 воспитанников, из них 11 мальчиков и 16 девочек. Нельзя не подчеркнуть  то, что в данный кружок ходит  немало  мальчиков, что указывает  на интерес к рукоделию не только со стороны девочек. Возрастной диапазон колеблется:

1 группа – 4 человека 2000-2001 год рождения.

2 группа – 6 человек  1998 – 2000 год рождения.

3 группа – 6 человек  1998 – 1999 год рождения

4 группа – 11 человек  1998 – 2002 год рождения (свободная  посещение).

 

По отчёту педагога, ознакомительное занятие посетили более70-ти детей. Общее число воспитанников остается, практически, неизменным, хотя есть выбывшие дети. Выбывание связано чаще всего с изменением смены занятий в школе, также уходит часть мальчиков из-за специфики самого кружка, где оптимальным возрастом для занятий именно с мальчиками составляет 8-10 лет. Хотя замечено, что задерживаются в кружке именно те дети, родители которых участвуют в жизни своего ребенка, осуществляют необходимый контроль, помогают правильно организовать время, заинтересованы в приобретении ребенком новых навыков. К сожалению, немало ребят приходят в клуб, не имея такой поддержки со стороны семьи, есть такие, которые даже не знают, куда ходит их ребенок и чем он занят. Среди них наибольшее число особо неусидчивых детей, не умеющих прилагать какие-то ни было усилия, доводить дело до конца. Они записываются везде и им очень трудно удержаться где бы то ни было.

Основными посетителями кружка стали преимущественно дети из близлежащих  дворов, но есть несколько человек, проживающих в отдалении, а также  двое детей, приезжающих из другого  района на консультации. Большинство  детей пришли по приглашению своих  друзей, одноклассников, педагогов  клуба.

Эффект разработанной  программы на развитие творческих способностей детей, можно пронаблюдать в том, что дети сами предлагают виды деятельности творчества, используемые материалы, техники. К примеру, один из воспитанников  этого кружка, мальчик 9 лет, занимается сооружением миниатюрных зданий (домов, небоскрёбов) из картонных упаковок и других подобных подручных средств. Дети, применяют свои новые способности уже в жизни: делают подарки на праздники своим родным, даже находят идеи, как можно починить или реставрировать испортившиеся вещи в быту.

В целом, основные педагогические цели, которые ставила педагог можно считать достигнутыми, а решение поставленных задач продолжает вестись в процессе занятий. За время работы выявлены основные проблемы, связанные с недостатком прикладных навыков и знаний у детей. Например, больше половины детей испытывают огромные трудности при работе с ножницами. Вырезание по кругу, или, тем более, по сложному контуру для некоторых - сложнейшая задача. Особую сложность представляет работа с иглой и мелкими предметами, очень малое число детей научено правильно и экономично использовать материал, они не умеют найти центр заготовки, точно соединить углы, не развит глазомер, чувство художественной меры, отсутствует навык самостоятельно организовывать свою работу, нет усидчивости. Занятия в кружке позволило таким ребятам постепенно приобрести недостающие знания и умения, повысить самооценку, по-новому, более знающе и с практической стороны взглянуть на окружающие нас вещи. Дети, которые уже изготовили сувениры и подарки для своих близких или принимавшие участие в оформлении клуба, стали чувствовать себя более уверенно, с большей готовностью приходят на помощь другим детям, легче откликаются на замечания педагогов. Участие в межклубных соревнованиях и мероприятиях позволило им проявить себя с разных сторон, помогло дружбе детей внутри коллектива, что положительно сказывается на атмосфере занятий.

  Очень большим стимулом для работы детей является участие в выставках. Это помогает ребенку четче увидеть цель деятельности, увеличить свои старания, выполнить свою работу более качественно, понять ее значимость. Работы ребят участвуют во внутриклубных мероприятиях, в которых множество гостей клуба ознакомились с работами детей, в выставке, посвященной Творчеству молодежи в Детском городском саду, а так же на конкурсе-выставке «Диво Дивное», проводимый на базе школы этического и эстетического воспитания «Славянка».

Рассмотрев деятельность кружка, я сделала вывод, что успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

    • Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
    • Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
    • Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
    • Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередование дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
    • Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
    • Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

 

Занятия декоративно-прикладным искусством  способствуют развитию творческих способностей детей, а так же этическому и эстетическому воспитанию. Дети, посещающие данный кружок, проводят своё свободное от школьных занятий время не только с пользой, но и развлечением, развивая фантазию, создают новые образы, приобретают новые навыки, которые пригодятся им в будущем.  Усидчивая и кропотливая работа развивает у детей чувство уважения  к труду других людей, старание, интерес к новому, а так же развивает коммуникацию детей, работать в коллективе. Прекрасно выстроенная работа педагога и тёплое отношение к ребятам, привносит гармонию в развитие личности ребёнка, интерес к дальнейшему творчеству и повышение самооценки.

 

2.2 Рекомендации по улучшению работы декоративно-прикладного кружка «Марья-Искусница».

 

На мой взгляд, деятельность кружка организованна его руководителем  очень хорошо. Педагог дополнительного  образования, Лилия Алексеевна, работает с детьми профессионально, пытается каждому уделить внимание, мягко  указать на недостатки. Лилия Алексеевна – креативно мыслящий педагог, т.к. она придумывает разнообразные  варианты создания творческих произведений, буквально из подручных, на первый взгляд, невзрачных предметов. Заинтересованность детей в занятиях от этого только растёт. Педагог не даёт сложных заданий, а ищет такие пути творческого процесса, чтобы поделка была интересной, и процесс выполнения был максимально минимален по времени, ведь интерес у ребёнка может пропасть от продолжительной и рутинной работы.

Со своей стороны, у  меня есть пару рекомендаций по работе данного кружка:

  1. Ввес<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14p

Информация о работе Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей