Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:57, курсовая работа
Целью данной работы является выявление возможностей развития творческих способностей детей, используя средства декоративно-прикладного искусства.
В ходе работы, я поставила перед собой следующие задачи:
Рассмотреть сущность понятия творческой способности человека;
Рассмотреть социально-психологический портрет ребёнка;
Определить основные декоративно-прикладные средства, которые способствуют развитию творческих способностей детей;
Рассмотреть и проанализировать деятельность декоративно-прикладного кружка «Марья-Искусница»;
Разработать рекомендации по улучшению работы декоративно-прикладного кружка, направленные на развитие творческих способностей детей.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы изучения творческих способностей детей.
1.1.Творческая способность: понятие, сущность, виды………………………..5
1.2. Социально-психологический портрет ребёнка……………………………14
1.3 Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства………………………………………………………….25
Глава II. Опыт работы декоративно-прикладного кружка по развитию творческих способностей детей
2.1. Анализ деятельности декоративно-прикладного кружка «Марья Искусница». …….…………………………………………….………………...33
2.2. Рекомендации по улучшению работы декоративно-прикладного кружка «Марья-Искусница»…………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………....51
Список литературы………………………………………………………………53
Приложение……………………………………………………………………...55
Содержание: Разработка и изготовление поделок и украшений по собственному выбору, коллективное обсуждение замысла и вариантов исполнения, индивидуальная работа.
Содержание занятий 2 года обучения
Раздел 1. Основы вышивки бисером и лентой.
Задачи этого цикла занятий - приобретение вышивальных навыков и формирование художественного вкуса на основе создания несложных картин и панно. Дети приобретают навыки работы с тканью, нитью, пяльцами, продолжают изучать возможности бисера и ленты как ценного художественного материала, знакомятся с принципами вышивания лентой и декоративным шнуром, создают первые картины и учатся располагать композиции в рамке.
Раздел 2. Создание панно. Работа с лентой.
Обучающиеся знакомятся с наиболее доступными приемами изготовления цветов из лент различной ширины, учатся создавать фон картины из кусочков лент или ткани, оформляют свои работы в виде букетиков и панно.
Раздел 3. Декорирование предметов различной формы.
Даются основные знания по
оплетению заготовок и
Занятия детей творчеством, проводятся в светлом, проветриваемом кабинете. Дети приходят на занятия за 5-10 минут до его начала, организуют свое рабочее место сами.
По словам педагога, основным
условием успешной реализации программы
является постоянное поддержание интереса
детей к области прикладного
творчества и непосредственно - к
самим занятиям, необходимо поддержание
творческой атмосферы занятий и
положительной мотивации
В кружке насчитывается на данный момент 27 воспитанников, из них 11 мальчиков и 16 девочек. Нельзя не подчеркнуть то, что в данный кружок ходит немало мальчиков, что указывает на интерес к рукоделию не только со стороны девочек. Возрастной диапазон колеблется:
1 группа – 4 человека 2000-2001 год рождения.
2 группа – 6 человек 1998 – 2000 год рождения.
3 группа – 6 человек 1998 – 1999 год рождения
4 группа – 11 человек 1998 – 2002 год рождения (свободная посещение).
По отчёту педагога, ознакомительное занятие посетили более70-ти детей. Общее число воспитанников остается, практически, неизменным, хотя есть выбывшие дети. Выбывание связано чаще всего с изменением смены занятий в школе, также уходит часть мальчиков из-за специфики самого кружка, где оптимальным возрастом для занятий именно с мальчиками составляет 8-10 лет. Хотя замечено, что задерживаются в кружке именно те дети, родители которых участвуют в жизни своего ребенка, осуществляют необходимый контроль, помогают правильно организовать время, заинтересованы в приобретении ребенком новых навыков. К сожалению, немало ребят приходят в клуб, не имея такой поддержки со стороны семьи, есть такие, которые даже не знают, куда ходит их ребенок и чем он занят. Среди них наибольшее число особо неусидчивых детей, не умеющих прилагать какие-то ни было усилия, доводить дело до конца. Они записываются везде и им очень трудно удержаться где бы то ни было.
Основными посетителями кружка стали преимущественно дети из близлежащих дворов, но есть несколько человек, проживающих в отдалении, а также двое детей, приезжающих из другого района на консультации. Большинство детей пришли по приглашению своих друзей, одноклассников, педагогов клуба.
Эффект разработанной программы на развитие творческих способностей детей, можно пронаблюдать в том, что дети сами предлагают виды деятельности творчества, используемые материалы, техники. К примеру, один из воспитанников этого кружка, мальчик 9 лет, занимается сооружением миниатюрных зданий (домов, небоскрёбов) из картонных упаковок и других подобных подручных средств. Дети, применяют свои новые способности уже в жизни: делают подарки на праздники своим родным, даже находят идеи, как можно починить или реставрировать испортившиеся вещи в быту.
В целом, основные педагогические цели, которые ставила педагог можно считать достигнутыми, а решение поставленных задач продолжает вестись в процессе занятий. За время работы выявлены основные проблемы, связанные с недостатком прикладных навыков и знаний у детей. Например, больше половины детей испытывают огромные трудности при работе с ножницами. Вырезание по кругу, или, тем более, по сложному контуру для некоторых - сложнейшая задача. Особую сложность представляет работа с иглой и мелкими предметами, очень малое число детей научено правильно и экономично использовать материал, они не умеют найти центр заготовки, точно соединить углы, не развит глазомер, чувство художественной меры, отсутствует навык самостоятельно организовывать свою работу, нет усидчивости. Занятия в кружке позволило таким ребятам постепенно приобрести недостающие знания и умения, повысить самооценку, по-новому, более знающе и с практической стороны взглянуть на окружающие нас вещи. Дети, которые уже изготовили сувениры и подарки для своих близких или принимавшие участие в оформлении клуба, стали чувствовать себя более уверенно, с большей готовностью приходят на помощь другим детям, легче откликаются на замечания педагогов. Участие в межклубных соревнованиях и мероприятиях позволило им проявить себя с разных сторон, помогло дружбе детей внутри коллектива, что положительно сказывается на атмосфере занятий.
Очень большим стимулом для работы детей является участие в выставках. Это помогает ребенку четче увидеть цель деятельности, увеличить свои старания, выполнить свою работу более качественно, понять ее значимость. Работы ребят участвуют во внутриклубных мероприятиях, в которых множество гостей клуба ознакомились с работами детей, в выставке, посвященной Творчеству молодежи в Детском городском саду, а так же на конкурсе-выставке «Диво Дивное», проводимый на базе школы этического и эстетического воспитания «Славянка».
Рассмотрев деятельность кружка, я сделала вывод, что успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
Занятия декоративно-прикладным искусством способствуют развитию творческих способностей детей, а так же этическому и эстетическому воспитанию. Дети, посещающие данный кружок, проводят своё свободное от школьных занятий время не только с пользой, но и развлечением, развивая фантазию, создают новые образы, приобретают новые навыки, которые пригодятся им в будущем. Усидчивая и кропотливая работа развивает у детей чувство уважения к труду других людей, старание, интерес к новому, а так же развивает коммуникацию детей, работать в коллективе. Прекрасно выстроенная работа педагога и тёплое отношение к ребятам, привносит гармонию в развитие личности ребёнка, интерес к дальнейшему творчеству и повышение самооценки.
2.2 Рекомендации по улучшению работы декоративно-прикладного кружка «Марья-Искусница».
На мой взгляд, деятельность
кружка организованна его
Со своей стороны, у меня есть пару рекомендаций по работе данного кружка: