Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:02, дипломная работа
Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
Изучить научную литературу по проблеме лидерства, а так же коммуникативных и организаторских способностей личности.
Исследовать уровень развития коммуникативных и организаторских способностей военнослужащих УЦСН.
Установить степень влияния коммуникативных и организаторских способностей на социальный статус личности в группе.
Введение. 2
Глава I. Теоретические и методологические подходы к проблеме лидерства, коммуникативных и организаторских способностей личности. 7
§1. Статус лидера в группе и его социально-психологическая характеристика. 7
§ 2. Организаторские и коммуникативные способности и их влияние на положение личности в группе. 40
Глава II.Социально-психологический анализ влияния коммуникативных и организаторских способностей на становление лидера в группе. 69
§1 Исследование влияния коммуникативных и организаторских способностей на положение личности в группе (на примере воинского коллектива УЦСН). 69
§ 2. Формы и методы коммуникативных и организаторских способностей. 75
З А К Л Ю Ч Е Н И Е. 79
ЛИТЕРАТУРА. 83
Приложение. 86
Голицынский пограничный институт
Федеральной службы безопасности России.
Кафедра психологии и педагогики
«Рекомендовать к защите»
Начальник кафедры
психологии и педагогики
……………………..……..…А. Невара
«…….»……………..……..…200……. г.
Гутянко Ирины Владимировны.
Влияние коммуникативных и организаторских способностей на становление лидера в группе.
Дипломная работа студентки факультета заочного обучения П-11 группа
Голицыно 2003
Оглавление.
Жизнедеятельность курсантского коллектива
в значительной мере определяется характером
взаимоотношений между его
Отношения между курсантами регламентируются как законами, действующими в обществе, так и воинскими уставами, имеющими силу законов.
Служебные взаимоотношения проявляются при выполнении военнофункциональных обязанностей: боевого дежурства, караульной и внутренней (вахтенной) службы, учебно-боевых и других служебных задач.
Неформальные взаимоотношения формируются и развиваются в межличностных контактах курсантов, прежде всего в сфере быта, отдыха и досуга. Здесь большую роль играют индивидуально-психологические особенности каждого курсанта, особенно курсанта, который является лидером данной группы.
Лидер в основном призван осуществлять
регуляцию межличностных
Актуальность изучения лидерства как социально-психологического явления определяется прежде всего тем, что последнее представляет собой один из наиболее значимых факторов групповой интеграции, способствующих достижению групповых целей с наибольшим эффектом.
Всякая деятельность требует от
человека обладания специфическими
качествами, определяющими его пригодность
к ней и обеспечивающими
Подчёркивая связь способностей с успешной деятельностью, следует ограничить круг индивидуально-варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Способности выступают как сложное синтетическое образование, зависящее и включающее в себя не только различные психофизические функции и психические процессы, но и всё развитие личности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы её организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с мерой устойчивости склонностей человека некоторой деятельности.
К настоящему времени в психологической науке сложилась общепринятая система представлений о способностях, как важнейших компонентах в структуре личности. Ёе основные положения состоят в следующем:
¾ Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для неё знаниями, умениями и навыками. Выделяют три основных признака, отличающие способности от всех других психических явлений:
¾ Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;
¾ Способности несводимы к знаниям, умениям, и навыками, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.
Проблема способностей
Значительный вклад в
Отвечая на вопрос, как возникают способности, А. Анастази писал: «Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой… Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды» [9, 28].
Социальная психология, изучая положение личности в группе не остаётся в стороне от рассмотрения её индивидуально-психологических особенностей и социально-психологических качеств.
Социальных психологов интересует
проблема влияния психологических
особенностей личности на протекание
социально-психологических
Одним из важнейших процессов групповой динамики является лидерство, которое выражает положение личности в группе, её статус и роль.
Однако проблема влияния способностей личности на её социальный статус остаётся наименее разработанной.
Коллектив является высокоорганизованной социальной группой, где социальный статус и роль каждой личности во многом зависят от его умения общаться и взаимодействовать с другими членами группы.
В связи с этим проблема влияния
коммуникативных и
Статус лидера в социальной психологии – это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.
Способность к организаторской деятельности находит выражение в потребности организовать деятельность других людей, принимать решение и нести за них ответственность.
Коммуникативные способности в психологическом плане базируются на таких личностных качествах, как социабельность, общительность, эмпатичность, экспрессивность, рефлексивность, а также на сформированности умений межличностного взаимодействия и организации «коммуникативного пространства».
В связи с этим цель дипломной работы будет заключаться в определении зависимости процесса становления лидера в группе коммуникативных и организаторских способностей личности.
Объект исследования: процесс лидерства в группе, коммуникативные и организаторские способности личности.
Предмет исследования: зависимость процесса становления лидера в группе от коммуникативных и организаторских способностей личности.
Гипотеза: высокоразвитые коммуникативные и организаторские способности позволяют личности оказывать влияние на других членов группы и стать неформальным лидером в коллективе.
Исследование в рамках дипломной работы проводилась в учебном центре специального назначения, на учебной заставе.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
Методы исследования:
Положения, выносимые на защиту:
§1. Современное состояние проблемы лидерства в психологии
В психологической науке «
Лидерство является результатом действия как объективных факторов (цели и задачи группы в конкретной ситуации), так и субъективных (интересы, потребности, индивидуально-типологические особенности членов группы, а также действия лидера как инициатора и организатора групповой деятельности).
Основные подходы к проблеме лидерства основываются на ряде теорий, принятых в зарубежной и отечественной психологии.
Лидерство стало объектом исследования, когда в начале двадцатого столетия начали впервые изучать управление. Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе.
Наиболее ранней социально-психологической теорией лидерства, возникшей на заре XX в., явилась так называемая «теория черт» лидерства.
Эти ранние исследования ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств.
Главным постулатом этой теории явилось признание основным в формировании лидерства индивидуальных особенностей ведущего члена группы, в которой личностные качества и характеристики, присущие лидеру, считаются врожденными, проявляемыми в любой обстановке. Теория базировалась на идеях английского ученого Ф. Гальтона, подчеркивавшего роль наследственных факторов в жизненном пути знаменитых людей. К. Бэрд (1986), продолжая данную теорию, составил список из 79 черт, которые различные исследователи назвали как «лидерские».
В 1948 г. Стогдилл сделал комплексный обзор исследований в области лидерства, где отмечал, что изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Он обнаружил, что лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Однако Стогдилл также отметил, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Затем он сделал вывод, с которым согласились бы сегодняшние ученые-бихевиористы: «человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств», не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных руководителей, часто приводится в качестве доказательства того, что эффективность руководства имеет ситуационный характер.
Второй подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства.
Несмотря на то, что поведенческий подход продвинул изучение лидерства, сосредоточив внимание на фактическом поведении руководителя, желающего побудить людей на достижение целей организации, его основной недостаток заключался в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. Более ранние авторы бихевиористской школы, как правило, рассматривали лидеров, которые вели себя демократично и считались с другими, как самых эффективных в современных организациях. Однако, обобщая результаты исследований, использовавших данный подход, группа авторов утверждает, что «не существует одного «оптимального» стиля руководства». Очень вероятно, что эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль».
Ни подход с позиций
личных качеств, ни поведенческий подход
не смогли выявить логического