Влияние коммуникативных и организаторских способностей на становление лидера в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:02, дипломная работа

Описание работы

Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
Изучить научную литературу по проблеме лидерства, а так же коммуникативных и организаторских способностей личности.
Исследовать уровень развития коммуникативных и организаторских способностей военнослужащих УЦСН.
Установить степень влияния коммуникативных и организаторских способностей на социальный статус личности в группе.

Содержание работы

Введение. 2
Глава I. Теоретические и методологические подходы к проблеме лидерства, коммуникативных и организаторских способностей личности. 7
§1. Статус лидера в группе и его социально-психологическая характеристика. 7
§ 2. Организаторские и коммуникативные способности и их влияние на положение личности в группе. 40
Глава II.Социально-психологический анализ влияния коммуникативных и организаторских способностей на становление лидера в группе. 69
§1 Исследование влияния коммуникативных и организаторских способностей на положение личности в группе (на примере воинского коллектива УЦСН). 69
§ 2. Формы и методы коммуникативных и организаторских способностей. 75
З А К Л Ю Ч Е Н И Е. 79
ЛИТЕРАТУРА. 83
Приложение. 86

Файлы: 1 файл

диплом работа.1.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

То есть в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в этой ситуации, человек, обладающий им, становится лидером. В этом смысле интересно высказывание американского исследователя Дж. Шнейдера о том, что число военных лидеров Англии пропорционально числу конфликтов, в которые страна была вовлечена; это, по его мнению, говорит в пользу влияния на выдвижение лидера ситуативных факторов, в частности, социальной или политической ситуации в стране в тот или иной период.

Ситуационная теория лидерства подчеркивает относительность чер, присущих лидеру, и предполагает, что качественно разные обстоятельства могут потребовать качественно разных лидеров. Для того чтобы снять возможные возражения, будто теория  рассматривает личность лидера как марионетку, американский ученый Э. Хартли предложил модификацию этой теории. Он предположил, что, во-первых, если человек становится лидером в одной ситуации, не исключено, что он им станет и в другой; во-вторых, в результате стереотипного восприятия лидеры в одной ситуации рассматриваются группой как "лидеры вообще"; в-третьих, став лидером в определенной ситуации, человек приобретает авторитет, который способствует его избранию лидером и в следующий раз; в-четвертых, лидером чаще выбирают человека, имеющего мотивацию к достижению этой позиции.   

Однако такая размытая формулировка не сняла односторонности с этой теории, и, как часто бывает в науке, два крайних варианта породили третий, более или менее компромиссный, а именно личпостно-ситуативные теории. В 1952 г. Г. Герт и С. Милз выделили четыре фактора, которые было необходимо, по их мнению, учитывать при рассмотрении феномена лидерства: 1) черты и мотивы лидера как человека; 2) образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей, побуждающие их следовать за ним; 3) характеристики роли лидера; 4) институциональный контекст, т.е.те официальные и правовые параметры, в которых работает лидер и в которые он и его последователи вовлечены. Стогдилл и Шатли предложили изучать лидерство с точки зрения статуса, взаимодействия, восприятия и поведения индивидов по отношению к другим членам группы. Таким образом, лидерство стало рассматриваться как отношения между людьми, а не как характеристика отдельного индивида.

Иное понимание  Лидерства,  дается  в  теориях   так   называемого  гуманистического   направления,   утверждающего,   что   человеческое существо по  природе  своей  -  сложный  мотивированный  организм,  а организация в принципе всегда управляема. Поэтому лидер должен так преобразовать организацию, чтобы индивиду  была обеспечена свобода  для  осуществления  его  собственных  целей,  потребностей,  и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление целей организации.  Эти идеи были развиты в работах Р.  Блейка,  Дж. Макгрегора и других  американских  психологов. Гуманистические теории лидерства скорее  применимы к малым социальным  группам. 

Довольно широкое распространение в США получила и так называемая мотивационная теория лидерства, представители которой (С. Митчел, С. Эванс и др.) доказывают, что эффективность лидера зависит от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое ими в процессе работы. Эта теория предполагает определенную структуру лидерского процесса, определяя типы лидерского поведения: это поддерживающее лидерство, директивное лидерство, лидерство,ориентированное на достижение качественного результата; установки и поведение последователей, учитывающие удовлетворение или неудовлетворение работой, одобрение или неодобрение лидера, мотивацию поведения; ситуативные факторы, включающие, во-первых, индивидуальные черты последователей и, вовторых, фактор "окружающей среды" (поставленная задача, система власти в группе и т.д.), выполняющий три функции, от которых зависит влияние лидера на мотивацию последователей: мотивацию последователей на выполнение поставленной задачи, стабилизацию поведения ведомых, вознаграждение за решение задачи.  Мотивационная теория лидерства позволяет не только предполагать заранее, какой стиль будет наиболее эффективен в той или иной ситуации, но и объяснить, почему.  Заметное место среди исследований проблемы лидерства занимают и теории обмена и трансактного анализа. Дж. Хоманс, Дж. Марч, Г. Саймон, Дж. Тибо, Г. Келли, К. Джерджен рассматривают лидера как чувствующего потребности и желания своих последователей и предлагающего им способы их осуществления. Здесь акцент делается на эмоциональной стороне процесса. Лидер может быть ориентирован на решение реальных задач, достижение определенных целей, а может придавать первостепенное значение взаимоотношениям со своими последователями. Именно такой стиль лидерства стал предметом анализа в этих теориях, когда межличностные отношения выступают на передний план.  И наконец, атрибутивные теории рассматривают лидера как своего рода марионетку, получающую прямые указания и власть от своих последователей, которые приводят его в движение как кукольник куклу.  Ни для кого не секрет, что население той или иной страны имеет определенные прототипы политического лидерства, формирующиеся в процессе развития политической культуры общества. С одной стороны, это стихийный процесс, являющийся творчеством масс. С другой - это процесс целенаправленного воздействия на массовое сознание со стороны различных политических сил через средства массовой информации. В американской действительности характеристики телевизионных героев нередко проецируются на политических "героев".  Такая точка зрения предполагает, что лидер отражает цели группы и действует от ее имени. Здесь предполагается, что для понимания лидерства необходимо иметь представление об ожиданиях и целях последователей.  Суммируя все изложенное, можно сделать вывод, что все концептуальные подходы к проблеме лидерства находятся пока на стадии внешнего описания явления и систематизации наблюдаемых или предполагаемых его признаков, накопления эмпирических материалов в этих границах.  Не трудно заметить, что все вышеперечисленные подходы имеют право на существование, поскольку все они отражают тот или иной аспект проблемы. Но, повидимому, для комплексного понимания феномена политического лидерства необходимо учитывать различные типы переменных, которые в совокупности определяют природу лидерства в каждый конкретный исторический период.

Вся жизнедеятельность  курсантского коллектива в значительной мере определяется характером взаимоотношений между его членами. Качество учебно-служебной деятельности курсантов повышают доброжелательные взаимоотношения, направленные на поддержку друг друга, несложившиеся - разрушают коллектив и затрудняют совместную деятельность его членов, препятствуют его сплочению и порождают конфликты.

Служебные взаимоотношения включают в себя такие компоненты, как: боевое дежурство, караульную и внутренную службы, учебно-боевые и другие служебных задачи.

Но отношения между  курсантами регламентируются не только законами, воинскими уставами, имеющими силу законов, но и законами, действующими в обществе.

Неформальные взаимоотношения  формируются и развиваются в  межличностных контактах  курсантов, прежде всего в сфере быта, отдыха и досуга. Здесь большую роль играют индивидуально-психологические особенности курсантов, являющихся лидерами в группах.

Лидер - это глава  своей  группы,  проводник  идеи,  который  может  завладеть умами общества или его значительной,  ведущей  части.

Лидер в основном призван  осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе. Лидерство возникает стихийно; явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей мере зависит от настроения группы; сфера деятельности лидера - в основном малая группа.

Лидер может быть формальным (например, назначенным для осуществления руководства конкретным участком работы, подразделением). За формальным лидерством стоят громоздкие нормы, правила, инструкции и обязанности. Наряду с формальным лидером в организации может быть неформальный (несанкционированный организационной структурой) лидер – человек, который в силу своих способностей и личностных качеств способен увлечь и повести за собой людей.

Неформальные  лидеры — это члены коллектива, официально не имеющие высшей руководящей должности, но которые благодаря набору персональных качеств, жизненного опыта и поведения заняли особое положение. Механизм его возникновения связан с тем, что каждый участник коллектива признает (хотя бы на поведенческом уровне): человек, претендующий на лидерство, превосходит его по одному или нескольким параметрам.

В характеристике самого понятия неформального лидера групповой  деятельности представляется существенным подчеркнуть несколько обстоятельств:

- во-первых, лидер не  выдвигается группой на соответствующий  пост, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы;

- во-вторых, лидер выдвигается  на роль неофициального руководителя, а следовательно, с его личностью  идентифицируется специфическая  и не исчерпываемая системой  официально общепринятых значений система групповых норм и ценностей;

- в-третьих, лидер выдвигается  на соответствующую роль в  условиях не только специфической,  но и всегда достаточно значимой  для Жизнедеятельности группы  ситуации.

Неформальное  лидерство не имеет чётко выраженной иерархии, тем не менее, оно поддаётся анализу в рамках команды. Основываясь на функционально-ролевом подходе и адаптируя типологию Э. ДеБоно (E. De Bono), можно выделить следующие основные типы неформальных лидеров:

1. Лидер-вдохновитель - такой тип лидеров, как правило, предлагает группе свою программу действий, определяет нормы поведения внутри группы, цели и задачи деятельности. Деятельность таких лидеров заключается в основном на решении организационных вопросов функционирования группы.

2. Лидер-организатор - это тип личности, характеризующийся высокой степенью общественной направленности. Этот тип в отличие от предыдущего лично организует и руководит групповой деятельностью, осуществляет программу, ранее выработанную всей группой.

3. Лидер смешанного типа - этот тип соответственно сочетает в себе элементы лидера-вдохновителя и лидера-организатора, то есть он разрабатывает план, задает программы и одновременно организует и руководит ее выполнением.

4. Авторитарные лидеры - используют в своей деятельности авторитарные, жесткие методы управления группой. Этот тип лидера решает все вопросы жизни и деятельности группы, поддерживает жесткую дисциплину и следит за неукоснительным соблюдением и выполнением принятых группой норм. Такие руководители не терпят возражений и советов, принимают все решения сами, а остальные выполняют их волю, за непослушание следует суровое возмездие.

5. Демократические лидеры - используют в руководстве неформальной группой демократический стиль управления. Склонны учитывать мнение других членов молодежной неформальной группы, могут советоваться с ними, хотя последнее слово всегда остается за лидером. В целях обеспечения морально поддержки в группе такой лидер часто выдает свои решения за решения всей группы.

6. Ситуативный лидер - проявляет свои организаторские качества только в определенных ситуациях.

7. Универсальный лидер - в отличие от предыдущего, постоянно проявляет свои качества и выполняет функции лидера.

8. Лидер как регулятор отношений  внутри группы. Регулирование личностных и деловых отношений внутри группы осуществляется через коммуникативную сеть, которая может иметь различный вид. В некоторых группах вся информация проходит через лидера; иногда существуют в группе приближенные к лидеру лица, которые замыкают на себе эту сеть; существует тип групп, где лидер является "одним из всех".

9. Лидер как пример. В некоторых типах групп лидер может служить моделью поведения для остальных членов группы, т. е. обеспечивает их наглядным указанием того, кем они должны быть и что они должны делать. Командир отделения, который храбро ведет своих солдат в бой, служит именно таким примером.

 

 

Таким образом, неформальное лидерство растет изнутри  группы, появляется стихийно и является своеобразным символом общности. Оно  может основываться на компетентности, личной симпатии или на ситуационных факторах (например, умении взять на себя ответственность в экстремальных условиях). Неформальный лидер пользуется большим влиянием в коллективе: он может стать как серьезной проблемой, так и надежной опорой руководителя. Влияние неформального лидера на результаты работы организации нередко может быть даже более значимым, чем влияние формального лидера, не располагающего качествами, необходимыми для успешного управления людьми.

У психологов есть специальные  инструменты для выявления лидеров, но обычно достаточно интуиции и наблюдательности, чтобы понять, кто есть кто. Перечень факторов, определяющих возможность неформального лидерства, достаточно широк: компетентность, коммуникабельность и инициативность, интеллектуальное развитие, личные психологические качества, хорошие ораторские способности. Огромное влияние на формирование статуса лидера в группе оказывает общение с другими людьми.

Коммуникабельность  — первый признак того, что человек  может быть лидером. Если немного понаблюдать за атмосферой в курсантском коллективе, то нетрудно заметить, кто находится в центре внимания, к кому обращаются за советом и кому делегируют представительские функции.

 

 

§ 2. Организаторские и коммуникативные способности и их влияние на положение личности в группе.

Коммуникативные способности являются одной из составных  частей индивидуальности человека, обеспечивают успешность становления человека как субъекта общения.

Коммуникативные способности  являются одним из главных, которые влияют на его положение в коллективе.

Психология коммуникаций, особенно, психология речевого поведения, это очень обширная, самостоятельная  область социальной психологии. По своему объему она вполне сопоставима  с психологией управленческой деятельности в целом: общение и деятельность являются двумя основными и как бы “равномощными” понятиями, характеризующими процесс управления, поведения руководителя в нем.

Русский мыслитель Петр Чаадаев (1794—1856) остроумно заметил: "Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе" [42, 78 ]. И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.

Информация о работе Влияние коммуникативных и организаторских способностей на становление лидера в группе