Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:02, дипломная работа
Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
Изучить научную литературу по проблеме лидерства, а так же коммуникативных и организаторских способностей личности.
Исследовать уровень развития коммуникативных и организаторских способностей военнослужащих УЦСН.
Установить степень влияния коммуникативных и организаторских способностей на социальный статус личности в группе.
Введение. 2
Глава I. Теоретические и методологические подходы к проблеме лидерства, коммуникативных и организаторских способностей личности. 7
§1. Статус лидера в группе и его социально-психологическая характеристика. 7
§ 2. Организаторские и коммуникативные способности и их влияние на положение личности в группе. 40
Глава II.Социально-психологический анализ влияния коммуникативных и организаторских способностей на становление лидера в группе. 69
§1 Исследование влияния коммуникативных и организаторских способностей на положение личности в группе (на примере воинского коллектива УЦСН). 69
§ 2. Формы и методы коммуникативных и организаторских способностей. 75
З А К Л Ю Ч Е Н И Е. 79
ЛИТЕРАТУРА. 83
Приложение. 86
Эти — общеорганизационные
Способность к целеполаганию включает два основных аспекта. Во-первых, это способность к формулировке, генерированию целей; определению приоритетов целей; выделению наиболее существенных из них.
Во-вторых, это способность к формулировке целей перед членами группы, которая обеспечивала бы принятие этих целей ими.
Способность к прогнозированию состоит в умении лидера «заглянуть в будущее», предугадать развитие событий и в результате такого прогноза строить работу не по типу реактивной (пассивной) стратегии, а на основе активно-прогностической («упреждающей») стратегии.
Способность к планированию как своих действий, так и действий членов группы, а также организации в целом, являясь одним из основных условий деятельности.
Коммуникативные способности обеспечивают эффективную реализацию деятельности, а в психологическом плане базируются на таких личностных качествах, как социабельность, общительность, эмпатичность, экспрессивность, рефлексивность, а также на сформированности умений межличностного взаимодействия и организации «коммуникативного пространства» в управляемой системе.
В способностях контроля главное — это умение сопоставить результат с индивидуальными возможностями исполнителя; определить меру реализации им в деятельности своего истинного потенциала, а также выбрать наиболее приемлемый именно для его индивидуальности способ контроля и поощрения. Это — способность использовать контроль не как самоцель, а как средство для повышения эффективности индивидуальной деятельности группы, а в итоге — всего организационного функционирования.
Выводы :
1. Статус–понятие, обозначающее либо нормативного регламентированное (формально устанавливаемого). Либо неформального сложившееся положение человека в системе межличностных отношений, в групповой (организационной) иерархии, а также меру его влияния на них.
2. Статус–позиция индивида в группе или обществе. Поэтому существуют личные и социальные статусы. Кроме них есть главный (с чем вы себя отождествляете), приписываемый (задач неподконтрольными вам обстоятельствами), достигаемый (по свободному выбору) и смешанный.
3. Личностным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы в соответствии с его личными качествами. Быть лидером значит занимать определённое место в системе межличностных отношений. Потребность во внимании, признании и самовыражении является универсальной потребностью каждого индивида. Она же лежит в основе процесса формирования лидерства как наиболее эффективного способа удовлетворения этих естественных потребностей человека.
4. Социальный статус (формальный, должностной) отличается от личностного статуса (неформального, социально-психологического) тем, что это есть положение человека в обществе, которые он занимает как представитель большой социальной группы.
5. О лидерстве можно говорить как о способности влиять на других и на состояние совместной деятельности. Это влияние может обнаруживать себя в разнообразных формах проявления личностного статуса в неформальной структуре межличностных отношений в группе.
6. Социальный статус и роль лидера во многом зависят от коммуникативных и организаторских способностей. Коммуникативные и организаторские способности лидера имеют важное значение в приобретении социального статуса в неформальной структуре межличностных отношений в группе.
Исходя из целей дипломной работы, в учебном центре специального значения (УЦСН) войсковой части 2567, на учебной заставе было проведено экспериментальное исследование для изучения влияния коммуникативных и организаторских способностей на становление лидера.
В качестве объекта исследования был выбран коллектив военнослужащих срочной службы (в количестве 30 человек).
Исходя из выше изложенного, была сформулирована гипотеза исследования: военнослужащий, имеющий высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей занимающее лидирующее место в коллективе.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующее задачи:
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы:
- анализ и синтез методологической, педагогической, психологической литературы по вопросам коммуникативных и организаторских способностей, инструкции и методические рекомендации.
- «коммуникативные и организаторские способности»
- социометрический опрос.
Для выявления коммуникативных и организаторских способностей было проведено исследование в форме анкетирования, в котором приняло участие 30 человек.
Для исследование военнослужащих применялась методика «Коммуникативные и организаторские способности» и социометрический опрос «Кого бы вы выбрали организатором праздника? например 28 мая.»
Данная методика предназначена для выявления коммуникативные и организаторские способности лидера (умение четко и быстро устанавливать деловые товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т.д.).
Методика содержит 40 вопросов на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Время выполнения методики 10-15 минут. При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских способностей.
На первом этапе исследования группе военнослужащих было предложено ответить на вопросы методики «Коммуникативные и организаторские способности» (текст см. в приложении).
На каждый вопрос предлагалось ответить искренне и точно, не стараться произвести своими ответами благоприятное впечатление.
Результаты проведенной
N |
Фамилия И.О. |
Кол-во балов, набранных по коммуникативным способностям. |
Кол-во балов, набранных по организаторским способностям. |
1. |
Карев.А. С. |
17 |
18 |
2. |
Гехт Н.Л. |
18 |
18 |
3. |
Лавренович С.И. |
17 |
18 |
4. |
Адельшин Н.М. |
17 |
10 |
5. |
Пантелеев М.В. |
17 |
11 |
6. |
Самофалов И.В. |
9 |
10 |
7. |
Хрулин А.А. |
16 |
16 |
8. |
Федоров Д.В. |
14 |
14 |
9. |
Любименко А.А. |
15 |
18 |
10. |
Хватов Я.П. |
17 |
18 |
11. |
Шевяков С.В. |
12 |
9 |
12. |
Анфалов С.А. |
19 |
17 |
13. |
Ярмаков В.П. |
12 |
13 |
14. |
Кошниченко П.Г. |
12 |
13 |
15. |
Якушин Р.А. |
15 |
18 |
16. |
Малков И.С. |
13 |
18 |
17. |
Понамарев А.Л. |
13 |
12 |
18. |
Давыдов А.П. |
13 |
12 |
19. |
Сизов А.О. |
19 |
13 |
20. |
Толстопятов П.С. |
18 |
18 |
21. |
Белов Н.А. |
17 |
20 |
22. |
Маленков С.И. |
15 |
17 |
23. |
Рюмин И.К. |
13 |
13 |
24. |
Дейч К.В. |
14 |
13 |
25. |
Понов К.Н. |
17 |
16 |
26. |
Золотов С.И. |
15 |
18 |
27. |
Киленков Н.Н. |
12 |
15 |
28. |
Молот А.П. |
16 |
14 |
29. |
Штанько С.В. |
15 |
18 |
30. |
Клепиков Р.Е. |
16 |
19 |
Из данной таблицы результатов проведенного исследования видно, что в данном коллективе есть лидер с высокими коммуникативными и организаторскими способностями, способный быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты, влиять на людей, и, тем самым объединить интересы всех членов данной группы.
С помощью этого метода можно
оценить уровень
Затем были проанализированы взаимные выборы, результаты которых заносились в таблицу 2 (см. приложение).
Был вычислен коэффициент корреляции между предлагаемым коэффициентом К и уровнем предпочтений. Полученные результаты сведены в таблицу 3 (см. приложение).
Проанализировав результат исследования, пришли к выводу:
Для подтверждения сделанных
Рассчитанные коэффициенты коммуникативных и организаторских способностей являются субъективными, так как получены в результате ответов тестируемых на вопросы, касающиеся их личных достоинств, поэтому результаты могут быть искаженными, приукрашенными. На это указывает то, что из 20 возможных баллов тестируемые набрали не менее 9, а среднее значение по Кк равно 15,1, что в полтора раза выше ожидаемых 10. Между тем, можно косвенно и более объективно оценить уровень коммуникативных способностей каждого тестируемого, исходя из количества сделанных им выборов и количества совпадений (взаимных выборов). По условиям теста, каждый испытуемый мог выбрать произвольное количество партнеров для выполнения различных совместных заданий, одно из которых случайным образом отбиралось для исследования и результаты которого представлены в таблице 1.
Затем были проанализированы взаимные выборы (например, Понамарев выбирает Любименко, а Любименко выбирает Понамарева), результаты представлены в таблице 2.
Предположим, что критерием коммуникативных способностей является количество взаимных выборов (действительно, чем больше способности к общению, тем с большим числом товарищей субъекту удается установить взаимный контакт). Поскольку вероятность взаимного выбора зависит от общего числа сделанных исследуемым выборов, то в качестве коэффициента коммуникабельности с использованием взаимных выборов выберем выражение:
В итоговой строке
Полученные результаты сведены в таблицу 3.
Как видим, полученный коэффициент корреляции 0,8560 показывает наличие явно выраженной зависимости уровня коммуникационных способностей на уровень предпочтений.
Также можно заметить, что такие
военнослужащие, как Молот, Карев, Рюмин
активно стремятся к
Мир меняется так быстро, информация устаревает с такой скоростью, что даже специалисты не успевают приспосабливаться к переменам, которые сами же и вызывают своей инновационной деятельностью. Появляются новые опасности и угрозы не только для профессиональной карьеры, но и для благополучия людей в целом, возрастает суммарный риск. Чтобы его уменьшить, надо знать и уметь учитывать всю совокупность факторов риска на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективу.
С этой целью и нужно использовать активные методы обучения и развития: дискуссии, разнообразные игры, анализ ситуаций, тренинга, позволяющие погрузить человека в активное контролируемое общение, где они могут проявить свою сущность (личностную и профессиональную).