Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:02, дипломная работа
Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
Изучить научную литературу по проблеме лидерства, а так же коммуникативных и организаторских способностей личности.
Исследовать уровень развития коммуникативных и организаторских способностей военнослужащих УЦСН.
Установить степень влияния коммуникативных и организаторских способностей на социальный статус личности в группе.
Введение. 2
Глава I. Теоретические и методологические подходы к проблеме лидерства, коммуникативных и организаторских способностей личности. 7
§1. Статус лидера в группе и его социально-психологическая характеристика. 7
§ 2. Организаторские и коммуникативные способности и их влияние на положение личности в группе. 40
Глава II.Социально-психологический анализ влияния коммуникативных и организаторских способностей на становление лидера в группе. 69
§1 Исследование влияния коммуникативных и организаторских способностей на положение личности в группе (на примере воинского коллектива УЦСН). 69
§ 2. Формы и методы коммуникативных и организаторских способностей. 75
З А К Л Ю Ч Е Н И Е. 79
ЛИТЕРАТУРА. 83
Приложение. 86
Метод анализа инцидентов.
Другой разновидностью АКС является разбор ситуаций методом инцидента (случая, происшествия, столкновения, обычно неприятного характера).
Его цель - поиск информации самим участником анализа. Обучаемые получают краткое сообщение об инциденте, произошедшем в какой-нибудь организации. Сообщение может быть письменным или устным по типу: "Случилось или произошло..." Однако для принятия обоснованного решения обучаемым предлагается информация явно недостаточная, им необходимо прежде всего разобраться в обстановке, определить, есть ли проблема и в чем, собственно, она состоит, что надо делать, что нужно знать для принятия того или иного решения. Обучаемые, таким образом, ставятся перед необходимостью поиска дополнительной информации.
Основным назначением данного метода является развитие или совершенствование умений обучаемых, с одной стороны, принимать решения в условиях недостаточной информации, с другой -рационально собирать и использовать информацию, необходимую для принятия решения; кроме того развиваются навыки задавания и постановки вопросов.
После сообщения об инциденте участники занятия запрашивают информацию у организатора с помощью вопросов. Он, в свою очередь, может открыть дискуссию о необходимости той или иной информации или сразу же сообщить требуемые данные. Получив необходимую и достаточную, по их мнению, информацию, участники анализируют ее, принимают решения в небольших подгруппах, а затем выносят на общую дискуссию, так же, как это делается при традиционном анализе ситуаций.
Метод разбора деловой корреспонденции.
Этот метод называют также "информационным лабиринтом". Участники группы получают папки с одинаковым набором документов, относящихся к деятельности определенного предприятия, организации. Участник анализа выступает в роли лица, принимающего решение. В папке находятся письма от организаций-партнеров, записки от руководителей.
Первая часть задания: каждая группа разбирается в документах, адресует их соответствующему исполнителю, накладывает необходимую резолюцию там, где считает нужным дать ход документу.
Вторая часть задания
Материал для такого обучения могут подобрать как сами обучаемые, так и организаторы занятий.
Метод психологического видеотренинга.
Психологический видеотренинг представляет собой игровое занятие. Как и в предыдущем методе, участники группы разыгрывают между собой ситуации, возникающие при общении. Все это снимается видеокамерой, а затем под руководством психолога и специалиста по профилю занятий просматривается с разбором поведения участников.
Учебная цель занятия - развитие навыков конструктивной деловой коммуникации, адекватного ситуации поведения, выработка необходимого имиджа (через коррекцию используемых вербальных и невербальных средств), формирование необходимой психологической установки.
Психологическая установка - это устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования. Такая предрасположенность побуждает человека ориентировать свою деятельность и поведение в соответствии с вполне определенными формами ответной реакции на поступки других людей, что снижает степень неопределенности.
Метод имитационных игр.
В этих играх имитируются некоторые хозяйственные, правовые, социально-психологические, административно-управленческие и другие механизмы, определяющие поведение людей и их взаимодействие. Например, широко известная имитационная игра "Вавилон" предполагает участие каждого члена группы в роли "мифического" правителя одного из государств прошлого: Вавилона, Бактрии, Гиневии, Флавии, Астении, Мидии (4-6 человек). В начале игры каждое государство обладает одинаковыми ресурсами, в ходе игры необходимо с помощью "войн", "переговоров", "торговли" и т. п. приумножить богатства своего государства.
Учебная цель игры - развитие коммуникативных способностей обучаемых, их творческого мышления, умения вести переговоры и торги. По этому же принципу построены такие известные игры, как "Полет на Луну", "Происшествие в пустыне", "Кораблекрушение", "Робинзон", "У озера", "Экологическая катастрофа" и другие, описанные в литературе по игропрактике.
В настоящей дипломной работе рассматривалось
влияние коммуникативных и
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используются нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки.
Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время. Коммуникативные и организаторские способности являются одними из главных, которые влияют на социальное положение личности в коллективе.
Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно коррелирует с развитостью у него коммуникативных способностей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общение определенных ролей (актеры, врачи, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий.
Организаторские способности – умение организовывать деятельность других людей, умение принимать решение и нести за них ответственность.
Личность с высоким уровнем
коммуникативных и
Решающие значение в приобретение личности статуса лидера в неформальной структуре межличностных отношений в группе имеет уровень развития коммуникативных и организаторских способностей.
Социальный статус – положение человека в системе внутри групповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.
Важной социально-
Социальная роль-совокупность норм, правили форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе.
Социальный статус и роль каждой личности зависит от умения и навыка общения, от умения сотрудничества с другими членами группы.
Высокоразвитые коммуникативные и организаторские способности позволяют личности оказывать влияние на других членов группы и стать неформальным лидером в коллективе.
Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, то есть строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.
Лидерство необходимо рассматривать как групповое явления: лидер не мыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре.
Лидером рассматривается тот, в
котором в наиболее виде представлены
такие качества, которые особенно
значимы для групповой
Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей.
В целях подтверждения данных выводов в рамках дипломной работы было проведено социально – психологическое исследование, в ходе которого анализировалось наличие зависимости между коэффициентом коммуникативных способностей и количеством полученных выборов; между коэффициентом организаторских способностей и количеством полученных выборов.
В ходе социометрического исследования были выявлены в группе лидеры (Гехт, Толстопятов).
Все выявленные в коллективе лидеры имеют высокие показатели сформированности коммуникативных способностей. В результате чего можно сделать вывод, что лидерами в данной группе стали военнослужащие, имеющие высокие коммуникативные способности.
Военнослужащим имеющим низкие коммуникативные способности, целесообразно посещать тренинги межличностного общения (расширение словарного запаса и общего кругозора).
ВОПРОСНИК КОС.
1. Много ли у Вас друзей, с
которыми Вы постоянно
2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
3. Долго ли Вас беспокоит
4. Всегда ли Вам трудно
5. Есть ли у Вас стремление
к установлению новых
6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что Вам приятнее
и проще проводить время с
книгами или за какими-либо
другими занятиями, чем с
8. Если возникли какие-либо
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
13. Легко ли Вам удается
14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у Вас не
бывает конфликтов с
17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
20. Правда ли, что Вы обычно
плохо ориентируетесь в
21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у Вас
23. Испытываете ли Вы чувство
затруднения, неудобства или
24. Правда ли, что Вы утомляетесь
от частого общения с
25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли Вы проявляете
инициативу при решении
27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
28. Верно ли, что Вы редко стремитесь
к доказательству своей
29. Полагаете ли Вы, что Вам
не доставляет особого труда
внести оживление в