Влияние коммуникативных и организаторских способностей на становление лидера в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:02, дипломная работа

Описание работы

Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
Изучить научную литературу по проблеме лидерства, а так же коммуникативных и организаторских способностей личности.
Исследовать уровень развития коммуникативных и организаторских способностей военнослужащих УЦСН.
Установить степень влияния коммуникативных и организаторских способностей на социальный статус личности в группе.

Содержание работы

Введение. 2
Глава I. Теоретические и методологические подходы к проблеме лидерства, коммуникативных и организаторских способностей личности. 7
§1. Статус лидера в группе и его социально-психологическая характеристика. 7
§ 2. Организаторские и коммуникативные способности и их влияние на положение личности в группе. 40
Глава II.Социально-психологический анализ влияния коммуникативных и организаторских способностей на становление лидера в группе. 69
§1 Исследование влияния коммуникативных и организаторских способностей на положение личности в группе (на примере воинского коллектива УЦСН). 69
§ 2. Формы и методы коммуникативных и организаторских способностей. 75
З А К Л Ю Ч Е Н И Е. 79
ЛИТЕРАТУРА. 83
Приложение. 86

Файлы: 1 файл

диплом работа.1.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

Метод анализа инцидентов.

Другой разновидностью АКС является разбор ситуаций методом инцидента (случая, происшествия, столкновения, обычно неприятного характера).

Его цель - поиск информации самим участником анализа. Обучаемые получают краткое сообщение об инциденте, произошедшем в какой-нибудь организации. Сообщение может быть письменным или устным по типу: "Случилось или произошло..." Однако для принятия обоснованного решения обучаемым предлагается информация явно недостаточная, им необходимо прежде всего разобраться в обстановке, определить, есть ли проблема и в чем, собственно, она состоит, что надо делать, что нужно знать для принятия того или иного решения. Обучаемые, таким образом, ставятся перед необходимостью поиска дополнительной информации.

Основным назначением данного  метода является развитие или совершенствование  умений обучаемых, с одной стороны, принимать решения в условиях недостаточной информации, с другой -рационально собирать и использовать информацию, необходимую для принятия решения; кроме того развиваются навыки задавания и постановки вопросов.

После сообщения об инциденте участники  занятия запрашивают информацию у организатора с помощью вопросов. Он, в свою очередь, может открыть дискуссию о необходимости той или иной информации или сразу же сообщить требуемые данные. Получив необходимую и достаточную, по их мнению, информацию, участники анализируют ее, принимают решения в небольших подгруппах, а затем выносят на общую дискуссию, так же, как это делается при традиционном анализе ситуаций.

Метод разбора деловой  корреспонденции.

Этот метод называют также "информационным лабиринтом". Участники группы получают папки с одинаковым набором документов, относящихся к деятельности определенного предприятия, организации. Участник анализа выступает в роли лица, принимающего решение. В папке находятся письма от организаций-партнеров, записки от руководителей.

Первая часть задания: каждая группа разбирается в документах, адресует их соответствующему исполнителю, накладывает необходимую резолюцию там, где считает нужным дать ход документу.

Вторая часть задания заключается  в том, чтобы на основании разрозненной информации в отдельных документах составить представление о ситуации, сложившейся на управляемом объекте, сделать выводы и принять ряд решений, то есть найти выход из "информационного лабиринта".

Материал для такого обучения могут  подобрать как сами обучаемые, так и организаторы занятий.

Метод психологического видеотренинга.

Психологический видеотренинг представляет собой игровое занятие. Как и в предыдущем методе, участники группы разыгрывают между собой ситуации, возникающие при общении. Все это снимается видеокамерой, а затем под руководством психолога и специалиста по профилю занятий просматривается с разбором поведения участников.

Учебная цель занятия - развитие навыков  конструктивной деловой коммуникации, адекватного ситуации поведения, выработка необходимого имиджа (через коррекцию используемых вербальных и невербальных средств), формирование необходимой психологической установки.

Психологическая установка - это устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования. Такая предрасположенность побуждает человека ориентировать свою деятельность и поведение в соответствии с вполне определенными формами ответной реакции на поступки других людей, что снижает степень неопределенности.

 Метод имитационных  игр.

В этих играх имитируются некоторые  хозяйственные, правовые, социально-психологические, административно-управленческие и другие механизмы, определяющие поведение людей и их взаимодействие. Например, широко известная имитационная игра "Вавилон" предполагает участие каждого члена группы в роли "мифического" правителя одного из государств прошлого: Вавилона, Бактрии, Гиневии, Флавии, Астении, Мидии (4-6 человек). В начале игры каждое государство обладает одинаковыми ресурсами, в ходе игры необходимо с помощью "войн", "переговоров", "торговли" и т. п. приумножить богатства своего государства.

Учебная цель игры - развитие коммуникативных  способностей обучаемых, их творческого  мышления, умения вести переговоры и торги. По этому же принципу построены  такие известные игры, как "Полет  на Луну", "Происшествие в пустыне", "Кораблекрушение", "Робинзон", "У озера", "Экологическая катастрофа" и другие, описанные в литературе по игропрактике.

 

З А К Л Ю Ч Е  Н И Е.

В настоящей дипломной работе рассматривалось  влияние коммуникативных и организаторских  способностей на становление лидера в группе.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают  разных успехов, мы обращаемся к понятию  способности, полагая, что разницу  в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используются нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки.

Способности представляют собой высокий  уровень развития общих и специальных  знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время. Коммуникативные и организаторские способности являются одними из главных, которые влияют на социальное положение личности в коллективе.

 Коммуникативные способности  – это умения и навыки общения  с людьми, от которых зависит  его успешность. Люди разного  возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно коррелирует  с развитостью у него коммуникативных способностей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общение определенных ролей (актеры, врачи, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий.

Организаторские способности –  умение организовывать деятельность других людей, умение принимать решение и нести за них ответственность.

Личность с высоким уровнем  коммуникативных и организаторских  способностей более предрасположено  к руководству с другими членами  группы.

Решающие значение в приобретение личности статуса лидера в неформальной структуре межличностных отношений в группе имеет уровень развития коммуникативных и организаторских способностей.

Социальный статус – положение  человека в системе внутри групповых  отношений, определяющее степень его  авторитета в глазах остальных участников группы.

Важной социально-психологической  характеристикой является не только социальный статус, но и социальная роль, она определяет положение личности в группе.

Социальная роль-совокупность норм, правили форм поведения, характеризующих  типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе.

Социальный статус и роль каждой личности зависит от умения и навыка общения, от умения сотрудничества с  другими членами группы.

Высокоразвитые  коммуникативные  и организаторские способности  позволяют личности оказывать влияние на других членов группы и стать неформальным лидером в коллективе.

Лидером является такой член малой  группы, который выдвигается в  результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении  конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, то есть строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

Лидерство необходимо рассматривать  как групповое явления: лидер не мыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре.

Лидером рассматривается тот, в  котором  в наиболее виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, то есть являющиеся для группы ценностями.

Таким образом, в лидерскую позицию  в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей.

В целях подтверждения данных выводов  в рамках дипломной работы было проведено  социально – психологическое  исследование, в ходе которого анализировалось наличие зависимости между коэффициентом коммуникативных способностей и количеством полученных выборов; между коэффициентом организаторских способностей и количеством полученных выборов.

В ходе социометрического исследования были выявлены в группе лидеры (Гехт, Толстопятов).

Все выявленные в коллективе лидеры имеют высокие показатели сформированности коммуникативных способностей. В  результате чего можно сделать вывод, что лидерами в данной группе стали  военнослужащие, имеющие высокие  коммуникативные способности.

Военнослужащим имеющим низкие коммуникативные способности, целесообразно  посещать тренинги межличностного общения (расширение словарного запаса и общего кругозора).

 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. 240 с.
  2. Агеев B.C. Психология межтрупповых отношений. М.: МГУ, 1983. 138 с.
  3. Анастази А. Дифференциальная психология. Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 1. М.
  5. Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 2. М.
  6. Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 3. М. МГУ, 1988. 430 с
  7. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М.: МГУ, 1978. 269 с.
  8. Артёмов В.А. Введение в социальную психологию М., 1927.
  9. Аружин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
  10. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. 103 с.
  11. Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов И.А. Социальная психология научного коллектива. М.: Наука, 1987. 213 с.
  12. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.. МГУ, 1982. 198 с.
  13. Бодалев А.А. Психология о личности. — М., 1988.
  14. Введение в практическую социальную психологию. Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М.: Наука, 1994. 255 с.
  15. Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М., 1973.
  16. Волков И.П. О социометрической методике в социально-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ, 1970.
  17. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988.
  18. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. 166 с.
  19. Головаха Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. Киев, 1979.
  20. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979. 126 с.
  21. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984. 207 с.
  22. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. 64 с.
  23. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. 347 с.
  24. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М.: МГУ, 1991. 194с.
  25. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: МГУ, 1985. 221 с.
  26. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев: Наукова думка, 1982. 157 с.
  27. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1964. 172 с.
  28. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант.. — Л., 1985.
  29. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. (Возрастное развитие способностей: 129—220. Способности и личность: 221—278.)
  30. Леоптьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
  31. Ломов Б.Ф., Журавлев А.Л. Психология и управление. М.: Наука, 1978.
  32. Межличностное восприятие в группе. Под ред. Г.М. Андреевой иА.И. Донцова. М.: МГУ, 198). 292с.
  33. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979.
  34. Методы социальной психологии. Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977. 172 с.
  35. Общение и деятельность. Под ред. Г.М. Андреевой и Я. Яноушека. Прага. Изд-во Карпова ун-та. 1981. 238 с.
  36. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 253
  37. Рогозин Ю.П. Секреты общения. – М.:Знание. 1991.
  38. Роджерс К.К. Наука о личности. М.; МГУ, 1998.
  39. Рубинштейн CJI. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II. — М., 1989. (Способности: 122-147.)
  40. Русланова А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л.: ЛГУ, 1977.
  41. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: МГУ, 1992. 110 с.
  42. Социальная психология личности. Под ред. М.И. Бобневой и Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1979. 341 с.
  43. Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность. Л., 1975.
  44. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. — Т. I. — М., 1985.
  45. Тильман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с фр. М.: Прогресс, 1988. 255 с.
  46. Чаадаев П.Я. Полн. Собр.соч. Т.1. – М.: Наука, 1991г.
  47. Чуперлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу.,— Пермь, 1990.
  48. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1968.

 

Приложение.

ВОПРОСНИК КОС.

1. Много ли у Вас друзей, с  которыми Вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли Вам удается склонить  большинство своих товарищей  к принятию ими Вашего мнения?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство  обиды, причиненное Вам кем-то  из Ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться  в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у Вас стремление  к установлению новых знакомств  с разными людьми?                                     

6. Нравится ли Вам заниматься  общественной работой?

7. Верно ли, что Вам приятнее  и проще проводить время с  книгами или за какими-либо  другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-либо помехи  в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

9. Легко ли Вы устанавливаете  контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

10. Любите ли Вы придумывать  и организовывать со своими  товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?

12. Часто ли Вы откладываете  на другие дни те дела, которые  нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли Вам удается устанавливать  контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15. Трудно ли Вы осваиваетесь  в новом коллективе?

16. Верно ли, что у Вас не  бывает конфликтов с товарищами  из-за невыполнения ими своих  обязанностей, обязательств?

17. Стремитесь ли Вы при удобном  случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных  дел Вы принимаете инициативу  на себя?

19. Раздражают ли Вас окружающие  люди и хочется ли Вам побыть  одному?

20. Правда ли, что Вы обычно  плохо ориентируетесь в незнакомой  для Вас обстановке?

21. Нравится ли Вам постоянно  находиться среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение,  если Вам не удается закончить  начатое дело?

23. Испытываете ли Вы чувство  затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь  от частого общения с товарищами?

25. Любите ли Вы участвовать  в коллективных играх?

26. Часто ли Вы проявляете  инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших  товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь  к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли Вы, что Вам  не доставляет особого труда  внести оживление в малознакомую  Вам компанию?

Информация о работе Влияние коммуникативных и организаторских способностей на становление лидера в группе