Влияние коммуникативных и организаторских способностей на становление лидера в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:02, дипломная работа

Описание работы

Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
Изучить научную литературу по проблеме лидерства, а так же коммуникативных и организаторских способностей личности.
Исследовать уровень развития коммуникативных и организаторских способностей военнослужащих УЦСН.
Установить степень влияния коммуникативных и организаторских способностей на социальный статус личности в группе.

Содержание работы

Введение. 2
Глава I. Теоретические и методологические подходы к проблеме лидерства, коммуникативных и организаторских способностей личности. 7
§1. Статус лидера в группе и его социально-психологическая характеристика. 7
§ 2. Организаторские и коммуникативные способности и их влияние на положение личности в группе. 40
Глава II.Социально-психологический анализ влияния коммуникативных и организаторских способностей на становление лидера в группе. 69
§1 Исследование влияния коммуникативных и организаторских способностей на положение личности в группе (на примере воинского коллектива УЦСН). 69
§ 2. Формы и методы коммуникативных и организаторских способностей. 75
З А К Л Ю Ч Е Н И Е. 79
ЛИТЕРАТУРА. 83
Приложение. 86

Файлы: 1 файл

диплом работа.1.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

Вклад в разработку основ проблемы общения внесли Б.Ф. Ломов, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, А.Б. Добрович, А.В. Мудрик и др.

При рассмотрении вопросов общения, в качестве эквивалента  понятию  «общение» применяют  понятие «коммуникации». Отметим  существенные различия в толковании этих понятий.

В лингвистике под коммуникацией понимают «общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д. Это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Человеческая форма коммуникации характеризуется главным образом, функционированием языка.

 

Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера.

В качестве субъектов общения может  выступать как индивидум, так и группа. Если рассмотреть, по поводу чего и для чего люди общаются, и выделить все возможные функциональные ситуации, то оказывается, что таких ситуаций может быть четыре:

• цель общения находится вне  самого взаимодействия субъектов;

• цель общения заключена в нем  самом;

• цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения;

• цель общения — приобщение самого его — инициатора — к ценностям партнера.

Любое общее дело предполагает общение  и взаимодействие участников как  необходимое средство обеспечения его эффективности.

Особенности общения заключаются  в том, что

• партнер в общении всегда выступает  как личность, значимая для субъекта;

• общающихся людей отличает хорошее  взаимопонимание в вопросах дела;

    • основная задача общения — продуктивное сотрудничество.

Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение

общения для деятельности, говорил: "Умение общаться

людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или  кофе. И я готов платить за это  умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире" [36, 58].

Уметь общаться - это значит уметь  разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обменивается информацией и взаимодействуют.

Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров  наиболее часто применяется схема  восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название "фактор превосходства".

Превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или  недооценка) происходит по многим параметрам.

 Для того чтобы подействовал  фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить.

Для определения этого параметра  в нашем распоряжении есть два  основных источника информации:

• одежда человека, его внешнее  оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определенных случаях даже такая "одежда", как машина, оформление кабинета и т. д.

• манера поведения человека (как  сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

Информация о превосходстве  обычно так или иначе "закладывается" в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

Действие фактора привлекательности  при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится ( внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценить многие его личностные характеристики.

Итак, чем больше внешне привлекателен  для нас человек, тем он кажется  лучше во всех других отношениях; если же он привлекателен, то и остальные  его качества недооцениваются.

В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера — его актуального эмоционального состояния, намерений, динамики его отношения к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

• Наиболее простой способ понимания  другого человека обеспечивается идентификацией — уподоблением себя ему. При идентификации  человек как бы ставит себя на место  другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях. Методика Д.Карнеги (1888—1955), изложенная им в книге "Как оказывать влияние на людей", основана на механизме идентификации.

• Очень близка к идентификации  эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Основоположник гуманистической психологии К. Роджерс (1902— i987) определял эмпатическое понимание как "умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть правильно ли мое понимание"[37, 95].

Процесс понимания друг друга опосредован  процессом рефлексии.

В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим  индивидом того. как он воспринимается партнером по общению [3,38]. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т. е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

Общение — это прежде всего коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения.

Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения.

Эффективные коммуникации требуют  лаконичности и структурной простоты построения фраз. Недопустимо строить  разговор громоздким, так как к  концу высказывания слушающий уже успевает забыть, о чем говорилось вначале. Однако лаконизм — это не только краткость, но и грамотное построение высказываний. Они не должны быть громоздкими в плане их структуры. По возможности следует избегать сложносочиненных и сложноподчиненных фраз, а также сложных грамматических оборотов. Все это допустимо и, более того, необходимо в письменной речи, но неэффективно в разговорной.

Неотъемлемым компонентом культуры речи является требование информационной насыщенности сообщения. Объем высказывания должен соответствовать количеству информации, включенному в него. Перекос в сторону объема высказывания порождает многословие и, вследствие этого, негативную реакцию со стороны собеседника. Перекос в сторону объема информации ведет к недостаточно полному ее пониманию и также снижает эффективность коммуникаций.

Сообщения должны быть, далее, предварительно сформулированы в идеальном плане, а затем — в вербальном. «Не  начинайте говорить, пока вам самим  не ясно, что вы хотите сказать» —  так обычно формулируется это требование.

Любое высказывание осуществляется на том или ином эмоциональном фоне. Отсутствие эмоциональной окраски, так же как и ее гипертрофирование, — ошибки речи. Поэтому одним  из правил культуры речи является соразмерность, гармония содержания высказывания и меры (а также «знака» — положительного или отрицательного) его эмоциональной насыщенности.

Аналогичное требование предъявляется  и к сочетанию вербальных и  невербальных средств коммуникации. Речь обычно сопровождается жестикуляцией, мимическими и пантомимическими проявлениями. Их характер, а также мера выраженности должны быть адекватны содержанию самого высказывания, должны помогать понять его, быть иллюстративными.

Одно из важнейших требований состоит  в том, что речь, вообще коммуникация — это не самоцель, а средство, служащее определенным задачам. Отсюда следует, что коммуникации должны строиться с учетом их целевой направленности и содержанию соответствовать той задаче, для которой они осуществляются. Имеется в виду соответствие не только по содержанию, но и по объему. Коммуникации должны удовлетворять требованию «необходимости и достаточности» для его понимания как средства решения той или иной задачи.

Наконец, еще одним важнейшим  требованием культуры речи выступает  ее адекватность особенностям адресата — того, кому она обращена. «Истина лежит не на устах говорящего, а в ушах слушающего» — так можно конкретизировать это тpe6oвание. Его реализация предполагает учет говорящим культурно-образовательного уровня адресата, его профессиональных знаний и компетентности, ценности ориентации и интересов, насущных для него потребностей, а также его личностных качеств и опыта. Следует говорить на том «языке», который характерен для адресата. Способность говорить «на разных языках» — в зависимости от специфики адресата — важное умение руководителя, позволяющее ему «быть своим» в очень разных социальных и профессиональных группах.

Сочетание указанных требований является одним из условий коммуникативной  компетентности лидера в группе.

Коммуникативная компетентность наиболее полно и ярко проявляется в тех ситуациях, когда межличностное общение выходит на первый план, выступает главной формой организации взаимодействия лидера с другими членами группы при проведении бесед. Однако при проведении бесед она является хотя и необходимой, но уже недостаточной. При этом следует соблюдать и иные — специфические правила. В целом между ними трудно провести четкую грань; однако они все же различны по степени формализованности, регламентированности и статусу участников. Общие коммуникативные правила с психологической точки зрения для них имеют много общего, а основные из них заключаются в следующем [7, 18] .

- Устанавливать контакт с самых  первых этапов беседы. Хорошим  средством для этого является, например, умение заставить собеседника в самом начале контакта сказать «да» (пусть и по незначительному поводу), согласиться с вами. В этом отношении позитивен и так называемый метод Сократа, состоящий в такой формулировке вопросов, особенно в начале беседы, на которые можно дать только позитивный ответ.

- Тщательная предварительная подготовка  к разговору и в особенности  — четкое уяснение своих целей,  характеристик собеседника, а  также общей тактики своего  поведения во время него, подбор  соответствующих аргументов.

- Наличие выработанной заранее собственной позиции.

- «Стараться меньше говорить, а  больше слушать». Вообще умение  слушать — важнейшая часть  искусства ведения разговора.  Кроме того, что оно позволяет  лучше и полнее понять позицию  другой стороны (а также в  ряде случаев — скрыть свою позицию), оно способствует возникновению симпатии, положительного отношения со стороны собеседника, поскольку свидетельствует о внимании и уважении к нему. Ни в коем случае нельзя перебивать собеседника. Более того, после окончания его очередного высказывания следует делать паузы, которые озадачивают его, заставляют как-то пытаться их объяснить, ослабляют его позицию, повышая у него чувство неуверенности. Он как бы утрачивает при этом коммуникативную инициативу.

— Относиться к собеседнику или партнеру с искренним вниманием и (или) демонстративно его проявлять. Главное для собеседника — это его самооценка. Если с ней солидарны, если ее не только не ставят под сомнение, но и выдвигают на первый план, то многие коммуникативные проблемы решаются автоматически. Следует чаще называть собеседника по имени.

— Проявлять внимание к собеседнику: стараться во время беседы смотреть на него, желательно в глаза (хотя и  не злоупотреблять этим); задавать, казалось бы, незначимые, но подчеркивающие внимание к собеседнику вопросы, солидаризироваться с ним в тех вопросах, где это только возможно.

— Не делать поспешных выводов, в  особенности если собеседник еще  не до конца изложил свою точку  зрения. Сами же выводы и реакции  на аргументы собеседника не должны носить характер подчеркнуто эмоциональных проявлений.

— Не занимать в процессе беседы «оборонителъно-пассивную» позицию; стараться быть не ведомым, а ведущим, то есть активно влиять как на содержание, так и на общий  характер беседы, в том числе на ее эмоциональную окраску.

— Стараться без необходимости  не вступать в спор и мнить, что  «лучший способ одержать победу в  споре — уклониться от него».

— Помнить о будущем — о  тех последствиях, к которым явно или скрытно приведет беседа. Она  может привести к достижению локальной, сиюминутной цели, но породить конфликт или неприязнь, которые в дальнейшем будут иметь более сильные негативные последствия, нежели сиюминутный результат бесед, переговоров.

Все эти требования сохраняют свою правомерность в ходе разговора.

В процессе неформального межличностного общения обычно выделяют пять основных этапов: начало разговора, передача основной информации, аргументация, нейтрализация  или опровержение встречных замечаний  и аргументов, принятие решения. Соответственно существует пять главных принципов проведения беседы — для каждого основного этапа [7, 20]:

1) необходимо привлечь внимание  участников к проблеме, мотивировать  необходимость их участия в  обсуждении;

2) пробудить личный интерес участников  к возможно более эффективному решению обсуждаемой проблемы;

3) все высказывания, формулируемые  в ходе разговора, должны быть  по возможности максимально обоснованными  и рационально аргументированными;

4) прежде чем пытаться опровергнуть  аргументы других участвующих  в совещании лиц, следует попытаться раскрыть их действительные позиции, интересы, сомнения, т.е. причины самих аргументов;

5) соблюдать на практике принцип  максимально возможного учета  интересов участников беседы  при выработке окончательного  решения.

Информация о работе Влияние коммуникативных и организаторских способностей на становление лидера в группе