Влияние коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности влияния коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива.
Объект исследования – социально-психологический климат коллектива.
Предмет исследования – влияния коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива.
Гипотеза исследования - коммуникативные качества руководителя и неформального лидера различаются и оказывают различное влияние на СПК трудового коллектива.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЛЕКТИВА 3
1.1 Понятие социально-психологического климата 3
1.2 Особенности коммуникативных качеств руководителя 3
1.3 Роль руководителя в формировании социально-психологического климата коллектива 3
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА 3
2.1 Организация и методы исследования 3
2.2 Результаты исследования 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 3

Файлы: 1 файл

КОММУНИКАТИВНОСТЬ И СПК дораб.doc

— 603.50 Кб (Скачать файл)

Влияние коммуникативных  качеств руководителя на СПК коллектива

 

РЕФЕРАТ

курсовой работы «Влияние коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива»

Объем работы: 40 cтр., 2 рис., 4 табл., 30 литературных источников, 5  приложений.

 

Ключевые слова: социально-психологический климат, коллектив, управление, руководитель, формальный лидер, неформальный лидер

 

В работе рассмотрены следующие  аспекты:

1) Понятие социально-психологического климата.

2) Особенности коммуникативных качеств руководителя.

3) Роль руководителя в формировании социально-психологического климата коллектива.

4) влияние коммуникативных качеств руководителя и неформального лидера на СПК трудового коллектива.

 

Основные результаты работы:

1. Среди сотрудников  ресторана 4 человека обладают социометрическим статусом «звезда», то есть являются лидерами в организации.

2. Социально-психологический климат в изучаемом коллективе относительно благоприятен. При этом следует отметить, что необходимо повышать уровень развития ответственности каждого сотрудника.

3. Формальный лидер представляет собой лидера авторитарного стиля, которому присущи жесткость, доминирование, требование безоговорочного подчинения. Неформальный лидер представляет собой тип демократического лидерства.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы  развития, адаптации человека в быстро меняющемся мире. В связи с этим особое звучание приобретает проблема взаимодействия человека, общества и коллектива.

Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и  психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с  совершенствованием как организации, так и условий труда.

Благоприятный социально-психологический  климат является условием повышения  производительности труда, удовлетворенности  работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он представляет собой итог систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществление специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными.

Сегодня к руководителю предъявляются достаточно высокие  требования. Эффективность управления процессами и людьми в ситуациях  большого информационного насыщения, постоянно изменяющихся условий и быстро растущих оборотов, зависит от образования и образованности менеджера, стремления к развитию и обучению, личностных качеств и способностей, уровня зрелости и ответственности и хорошо развитого набора профессиональных управленческих компетенций.

Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний  день влияние коммуникативных качеств  руководителя на СПК трудового коллектива исследовано не в полной мере. Более  того, проблема коммуникативных качеств  и влияния на СПК коллектива у формальных и неформальных лидеров также относится к малоизученным. В то же время изучение влияния руководителя на СПК трудового коллектива позволит оптимизировать руководство коллективом и работу сотрудников в целом.

Цель работы – выявить особенности влияния коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива.

Объект исследования – социально-психологический климат коллектива. 

Предмет исследования – влияния коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива.

Гипотеза исследования - коммуникативные качества руководителя и неформального лидера различаются и оказывают различное влияние на СПК трудового коллектива.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие  социально-психологического климата.

2. Выделить особенности коммуникативных качеств руководителя.

3. Проанализировать  роль руководителя в формировании социально-психологического климата коллектива.

4. Экспериментально проверить  гипотезу.

Методы исследования:

- теоретический анализ литературы;

- психологическое тестирование;

- методы математической статистики (описательная статистика).

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ  КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЛЕКТИВА

1.1 Понятие социально-психологического климата

В современной психологии не существует единого определения социально-психологического климата. Е.С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе [3, c. 18].

Б.Ф. Ломов включает в  понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива [13, c. 37].

Р.Х. Шакуров рассматривает  понятие психологического климата с двух его сторон: психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологической, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования как самостоятельного объединения людей [24, c. 191].

В.М. Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия  социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Он также выделил в этом понятии три «климатические зоны» [26, c. 70-71]:

1) социальный климат, который определяется тем, насколько  на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан,

2) моральный климат, который  определяется моральными ценностями  общепринятыми в данном коллективе.

3) психологический климат, то есть неофициальная атмосфера,  которая складывается между работниками,  находящимися в непосредственном  контакте друг с другом. То  есть, психологический климат- это  микроклимат, зона действия которого  значительно локальнее морального и социального.

В отечественной психологии наметились 4 основных подхода к  пониманию природы социально-психологического климата.

Представителями первого  подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин) климат рассматривается как общественно-психологический  феномен, как состояние коллективного сознания. Климат – отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическим климатом необходимо понимать такое социально-психологическое состояние первичного трудового коллектива, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов коллектива [14, c. 50].

Сторонники второго  подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой коллектива. Климат – настроение группы людей.

Авторы третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский) анализируют  социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена коллектива [10, c. 68].

Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов коллектива, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.

Специфика социально-психологического климата группы состоит в том, что он представляет собой интегральную и динамическую характеристику психических состояний всех членов коллектива. Сложившиеся в коллективе отношения, выступая в качестве объективных условий трудового взаимодействия и общения, требует от человека не любого, а вполне определенного стиля поведения. Эмоции одного члена группы определенным образом мотивируют поведение других членов, направляя их на устранение фрустрирующих воздействий [29, c. 190].

Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального - установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы, все отдельные элементы социально-психологического климата. Состояния психики группы характеризуются различной степенью осознанности. Необходимо четко разграничивать элементы социально-психологического климата и факторы, влияющие на него. К примеру, особенности организации труда в каком-либо трудовом коллективе не являются элементами социально-психологического климата, хотя влияние организации труда на формирование того или иного климата несомненно. Социально-психологический климат - это всегда отраженное, субъективное образование в отличие от отражаемого - объективной жизнедеятельности данной группы и условий, в которых она протекает. Отражаемое и отраженное в сфере общественной жизни диалектически взаимосвязаны. Наличие тесной взаимозависимости между социально-психологическим климатом группы и поведением ее членов не должно приводить к их отождествлению [11, c. 82].

Социально-психологический  климат- это психологический настрой  в группе или коллективе. Основные факторы психологического климата: взаимоотношения по вертикали и по горизонтали, их стиль и нормы, а затем различные составляющие производственной обстановки (организация и условия труда, система стимуляции). Существует прямая положительная связь между социально-психологическим климатом коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов (Андреева Г.М.) [1, c. 95].

На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд  факторов макро- и микросреды.

Факторы макросреды – это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся: общественно-политическая ситуация в стране, экономическая ситуация в обществе, уровень жизни населения, организация жизни населения, социально-демографические факторы, региональные факторы и этнические факторы [3, c. 74].

Факторы микросреды – это материальное и духовное окружение личности в трудовом коллективе. К микрофакторам относятся [18, c. 42]:

  1. объективные – комплекс технических, санитарно-гигиенических, организационных элементов.
  2. субъективные – характер официальных и организационных связей между членами коллектива, наличие товарищеских контактов, сотрудничество, взаимопомощь, стиль руководства.

Характеристики   благоприятного социально-психологического климата [12, c. 89]:

  1. В коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между работниками, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам коллектива нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
  2. В коллективе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
  3. В коллективе высоко ценят такие черты личности как принципиальность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
  4. Члены коллектива активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в труде и профессиональной деятельности.
  5. Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
  6. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата [12, c. 91]:

  1. В коллективе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии людей друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, люди позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
  2. В коллективе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
  3. Такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
  4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, коллектив невозможно поднять на общее дело.
  5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
  6. В коллективе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
  7. В трудных случаях коллектив не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Информация о работе Влияние коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива