Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 18:34, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности влияния коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива.
Объект исследования – социально-психологический климат коллектива.
Предмет исследования – влияния коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива.
Гипотеза исследования - коммуникативные качества руководителя и неформального лидера различаются и оказывают различное влияние на СПК трудового коллектива.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЛЕКТИВА 3
1.1 Понятие социально-психологического климата 3
1.2 Особенности коммуникативных качеств руководителя 3
1.3 Роль руководителя в формировании социально-психологического климата коллектива 3
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА 3
2.1 Организация и методы исследования 3
2.2 Результаты исследования 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 3
Часто причиной неудовлетворенности сотрудников являются следующие факторы [23, c. 60]:
- эргономические факторы
(условия труда, удобство
- функциональные факторы
(неопределенность
- управленческие факторы (неясность управленческой концепции руководителя в отношении подчиненных, жесткий и порой грубый стиль управления персоналом, необъективность и несправедливость руководителей в оценках, привлечение руководством подчиненных к выполнению ими несвойственных функций и др.),
- экономические факторы
(несвоевременность выдачи
- правовые факторы
(отсутствие должностной
- психологические факторы
(противоречия и конфликты,
Если в повседневной
работе с персоналом стараться устранять
указанные отрицательные
Важнейшей проблемой в изучении СПК является выявление факторов, которые его формируют. Наиболее важными факторами, определяющим уровень психологического климата производственного коллектива являются личность руководителя и система подбора и расстановки административных кадров. На него оказывают влияние и личностные качества руководителя, стиль и методы руководства, авторитет руководителя, а также индивидуальные особенности членов коллектива.
Руководитель оказывает влияние практически на все факторы, определяющие социально-психологический климат. От него зависят подбор кадров, поощрение и наказание членов коллектива, продвижение их по службе, организация труда работников. Многое зависит от его стиля руководства.
СПК – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценка условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решение общих задач коллектива. Члены коллектива как личности определяют его социальную микроструктуру, своеобразие которой обуславливается социальными и демографическими признаками (возрастом, полом, профессией, образованием, национальностью, социальным происхождением). Психологические особенности личности способствуют или мешают формированию чувства общности, то есть влияют на формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе [8, c. 41].
Таким образом, руководитель играет ключевую роль в формировании социально-психологического климата в трудовом коллективе.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА
2.1
Организация и методы
Эмпирическое исследование было проведено с целью проверки гипотезы. База проведения исследования – ресторан «Камянiца». Выборку исследования составили 30 работников ресторана «Камянiца» (27 работников, 3 руководителя).
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Социометрическое исследование
Социометрия – это система некоторых приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, при диагностике уровня деловой активности и т.д.
Испытуемым было предложено ответить на 2 вопроса:
1. С кем бы Вы хотели работать вместе?
2. С кем из коллег Вы бы хотели отправиться на отдых?
На основе проведения социометрического исследования были выделены следующие социометрические статусы:
1) Звезды (более 5 выборов).
2) Предпочитаемые (3-5 выборов).
3) Принимаемые (1-2 выбора).
4) Изолированные (о выборов).
2. Социально-психологическая самооценка коллектива (СПСК) (О. Немов) (Приложение 1)
Методика состоит из 74 утверждений.
Инструкция: «Ознакомившись со списком суждений, оцените, какое количество ваших коллег проявляет отношения и формы поведения, зафиксированные в содержании этих суждений.
Варианты ответов:
«все» — 6 баллов;
«почти все» — 5 баллов;
«большинство» — 4 балла;
«половина» — 3 балла;
«меньшинство» — 2 балла;
«почти никто» — 1 балл;
«никто» — 0 баллов.
Выбранные оценки записывайте в опросном листе напротив порядкового номера соответствующих суждений.
3. Методика
определения организаторских и
коммуникативных качеств
Опросник содержит 160 утверждений, которые требуют 20—30 минут интенсивной работы по самооценке личности. В случае оценивания качеств у испытуемого другим лицом в опроснике утверждения следует читать от третьего лица (к примеру, вместо «Очень люблю привлекать к себе внимание» следует читать «Очень любит привлекать к себе внимание» и т.п.).
Инструкция для испытуемых: «Постарайтесь охарактеризовать себя. Это не испытание Вашего интеллекта или способностей. Выявляются некоторые особенности Вашего повседневного реагирования. Большинство свойств, названных в анкете, нельзя однозначно назвать хорошими или плохими, но они проявляются в Вашем поведении. Если свойство Вам подходит, обведите в протоколе цифру, указывающую порядковый номер свойства. Форма протокола представлена ниже.
Не задерживайтесь долго над обдумыванием, на ответы дается не более 15—20 минут. Помните, что:
1) отмечать свойство нужно
2) не пропускайте плохие (с Вашей точки зрения) свойства и те, которые якобы повторяются;
3) чем больше отмеченных свойств,
Организация экспериментального исследования:
1. этап - предварительный: а) знакомство респондентами и выявление проблемы исследования;
б) подбор диагностических методик;
в) просмотр бланков в правильности их выполнения (нет пропусков или двойного ответа на вопрос.
2. этап – основной:
а) подсчет баллов и процентов;
б) формулировка выводов исследования;
в) интерпретация данных исследования.
В ходе проведённого исследования были использованы следующие принципы:
1) принцип детерминизма (все социальные явления причинно обусловлены, между ними существует всеобщая закономерная связь);
2) принцип единства психики и деятельности (сознание и деятельность человека взаимосвязаны и взаимообусловлены);
3) принцип объективности (личная позиция исследователя не должна влиять на результаты проводимого им исследования, выводы должны делаться только на основе фактических данных);
4) принцип развития (изучение явлений социальной сферы должно проводиться в их развитии, т.е. отражение этих явлений не должно носить застывший характер).
Статистическая обработка данных осуществлялась в программе Statistica 6.0. В курсовой работе был произведен расчет описательной статистики (среднее значение, стандартное отклонение).
2.2 Результаты исследования
Результаты проведения социометрического исследования представлены в Приложении 3. Анализ полученных результатов сведен в табл. 2.1
Таблица 2.1 – Социометрический статус работников ресторана
Социометрический статус |
АВ |
% |
Звезда |
4 |
13 % |
Предпочитаемый |
14 |
47 % |
Принимаемый |
11 |
37 % |
Изолированный |
1 |
3 % |
Всего |
30 |
100 % |
Примечание. АВ – абсолютное выражение. % - процентное соотношение.
В графическом виде данные представлены на рис. 2.1
Рисунок 2.1 – Социометрические статусы сотрудников ресторана
Результаты проведения социометрии показали, что социометрическим статусом «звезда» обладали 13 % испытуемых. Звездой можно считать члена группы, набравшего в группе наибольшее число положительных выборов, при этом более половины от их возможного количества. Также «звездой» может стать человек, набравший максимальное количество положительных выборов другими наиболее популярными в группе членами.
В то же время социометрическим статусом «предпочитаемый» характеризовались 47 % работников. Эти испытуемые не являются лидерами, но их охотно принимают в коллективе, прислушиваются к их мнению.
Стас «принимаемый» был выявлен у 37 % испытуемых. Эти работники не обладают высокой популярностью в коллективе, но в то же время у них присутствуют референтные группы, т.е. некоторые из работников поддерживают с ними контакт.
Статус «изолированный» был выявлен всего у одного сотрудника. Этот сотрудник является изгоем в коллективе, не принят им. Качественный анализ показал, что данный сотрудник пришел на работу всего месяц назад, и, таким образом, еще не нашел подход к остальным сотрудникам. Вероятнее всего, этот статус является временным.
Анализ результатов социометрического исследования показал, что 4 человека обладают социометрическим статусом «звезда», то есть являются лидерами в организации. При этом анализ занимаемых должностей показал, что 2 человека являются руководителями, т.е. формальными лидерами, а 2 человека – рядовые сотрудники, т.е. неформальными лидерами.
Таким образом, в организации было выявлено:
1) 2 формальных лидера.
2) 2 неформальных лидера.
Результаты проведения
социально-психологическая
Таблица 2.2 – Особенности социально-психологического климата коллектива
№ |
Показатель |
Уровень развития |
1 |
Стремление к сохранению целостности группы |
Средний |
2 |
Сплоченность (единство отношений) |
Средний |
3 |
Контактность (личные взаимоотношения) |
Высокий |
4 |
Открытость |
Средний |
5 |
Организованность |
Средний |
6 |
Информированность |
Средний |
7 |
Ответственность |
Низкий |
Таким образом, в коллективе на высоком уровне развита контактность, что проявляется в том, что для сотрудников наибольшее значение имеет установление хороших межличностных отношений со своими коллегами.
В то же время на среднем уровне развиты стремление к сохранению целостности группы, сплоченность, открытость, организованность. Это свидетельствует о недостаточно высоком уровне развития коллектива как единой группы.
На низком уровне в коллективе развита ответственность, т.е. испытуемые недостаточно требовательны другу к другу, не могут объективно оценить свои успехи и неудачи, не работают с полной отдачей над решением общей задачи.
Признаками высокого уровня организации группы по результатам наблюдения являются:
Информация о работе Влияние коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива