Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 18:34, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности влияния коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива.
Объект исследования – социально-психологический климат коллектива.
Предмет исследования – влияния коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива.
Гипотеза исследования - коммуникативные качества руководителя и неформального лидера различаются и оказывают различное влияние на СПК трудового коллектива.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЛЕКТИВА 3
1.1 Понятие социально-психологического климата 3
1.2 Особенности коммуникативных качеств руководителя 3
1.3 Роль руководителя в формировании социально-психологического климата коллектива 3
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА 3
2.1 Организация и методы исследования 3
2.2 Результаты исследования 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 3
106. Повышаю свою деловую квалификацию.
111. Люблю быть во главе.
116. Обладаю чувством достоинства.
121. Склонен к дерзким ответам.
126. Прибегаю к упорству.
131. Критичен преимущественно по отношению к себе.
136. Склонен почитать авторитеты.
141. Проявляю чувство
меры и такта во
146. Добрый, вселяющий уверенность.
102. Обладаю широким кругозором.
107. Способен в большинстве случаев принять верное решение.
112. Стремлюсь к успеху.
117. Люблю соревноваться.
122. Строгий, но справедливый.
127. Несговорчивый.
132. Склонен к самобичеванию.
137. Почти никогда и никому не возражаю.
142. Умею расположить к себе.
147. Отзывчивый к призывам о помощи.
103. Общественно активен.
108. Дисциплинирован.
113. Стремлюсь распоряжаться другими.
118. Стремлюсь к известности.
123. Умею настоять на своем.
128. Упрямый.
133. Склонен чаще соглашаться.
138. Склонен ждать указаний.
143. Гибкий, умеющий приноровиться к обстоятельствам.
148. Ко всем проявляю симпатию.
104. Стремлюсь к
109. Способен принять новое.
114. Люблю давать советы.
119. Независимый, надеющийся на себя.
124. Открытый и прямолинейный.
129. Стремлюсь добиться своего, иногда вопреки необходимости.
134. Уступчивый.
139. Люблю, чтобы меня опекали.
144. Способен в тактичной форме потребовать исполнения задачи.
149. Великодушен и терпим к недостаткам других.
156. Всегда высказываюсь в духе общепринятого, даже если знаю, что сказанное никогда не будет раскрыто.
105. Способен мобилизовать и направить совместные усилия людей на достижение общих целей коллектива.
110. Хотел бы, чтобы
мой сын или дочь работали
под руководством такого
115. Умею распоряжаться, приказывать.
120. Уверен в себе, напорист.
125. Категоричен, повелителен.
130. Проникнут духом противоречия.
135. Мягкотелый.
140. Послушный.
145. Прост и естествен в общении.
150. Нежный и мягкосердечный.
153. Случалось, что опаздывал на свидание или на работу.
Обработка результатов тестирования
Обработку протокола
следует начинать с определения
достоверности ответов
Если испытуемый отвечает искренне, нечетные цифры (151, 153, 155, 157, 159) должны быть обведены, а четные (152, 154, 156, 158, 160) — не обведены. Ответы считаются достоверными, если испытуемый солгал не более четырех раз. При пяти неискренних ответах результаты опроса подвергаются сомнению, при шести и более — считаются недостоверными. В последнем случае обработка и интерпретация результатов тестирования не производится.
После проверки результата тестирования на искренность испытуемого определяют профиль его личностных свойств.
Определение профиля личностных свойств
Подсчитываем число отмеченных (взятых в кружок) цифр отдельно по каждой вертикальной шкале. Результаты записываются в горизонтальную строку «Сумма». Цифры, которые будут проставляться в строке «Сумма», означают степень выраженности каждого из десяти параметров. Выделены четыре степени выраженности психологических свойств: номинальная (0—3 балла), потенциальная (4—7 баллов), перспективная (8—11 баллов) и суперзона (свыше 12 баллов). Профиль личностных свойств определяется следующим образом.
Вначале подсчитывается по вертикали, сколько цифр взято в кружок, кроме цифр шкалы «Достоверность». Например, обведено 12 цифр. Она находится на границе между перспективной зоной и суперзоной. В этой же колонке, но в разделе «Зоны» напротив цифры «12» ставится первая точка. Остальные параметры отмечаются аналогичным образом и точки соединяются прямыми линиями. Получается профиль выраженности десяти качеств личности.
В случае, если профиль всех десяти параметров испытуемого не выходит за пределы номинальной зоны, можно предположить, что он не желает сотрудничать с экспериментатором, либо это происходит из-за быстрого для него темпа чтения качеств экспериментатором (при групповом тестировании). Такой случай может происходить и из-за того, что испытуемый отмечал только хорошие, по его мнению, качества, обнаруживая тем самым сознательное приспособление к экспериментатору и конформность. Может быть испытуемый действительно имеет слабую выраженность исследуемых свойств. В последующей беседе с ним, как правило, выясняется подлинная причина распределения исследуемых свойств личности испытуемого в пределах только номинальной зоны.
На основе данных тестирования и определения профиля личности испытуемого результаты диагностики его качеств интерпретируются.
Интерпретация результатов тестирования
Верхняя, цифровая часть протокола делится на три блока (нижний, средний и верхний), включающие по пять показателей.
Нижний блок любой шкалы составляют показатели, характеризующие адаптивное, т.е. нормальное, приспособительное поведение. Верхний — дезадаптивное поведение, иначе говоря, это зона конфликтного поведения. Чем больше показателей верхнего блока будет отмечено в протоколе, тем вероятнее возможность конфликтного поведения личности.
1. Направленность. Адаптивное
поведение: стремление к
Конфликтная зона: просматривается тенденция к выходу за рамки групповых интересов (1—5).
2. Деловитость. Адаптивное
поведение: стремление к
Конфликтная зона: проявление деловой активности в сфере руководства людьми. Способность идти на риск ради достижения поставленных целей (6—10).
3. Доминирование. Адаптивное
поведение: стремление к лидерс
Конфликтная зона: деспотичность (11—15). Подчиняет себе в силу излишнего стремления быть во главе, действует грубо, ради собственной цели. Борьба, проявление агрессии.
4. Уверенность в себе.
Адаптивное поведение:
Убежден в собственных силах, надеется на себя. Стремится к созданию хорошего мнения о себе у окружающих в силу повышенного чувства собственного достоинства. Честолюбив, жаждет известности, стремится к почетному положению. Лидер авторитарного типа.
Конфликтная зона: себялюбие (16—20). Ревниво относится к успехам и благополучию других людей. Эгоистический рационализм (деловитость в отношении всего, что может принести благополучие лично ему, активный выбор полезного для себя) и своеобразная «дипломатия» (уступки, если это дает положительный для него результат, и сопротивление, если это угрожает личному комфорту и покою).
5. Требовательность, жесткость.
Адаптивное поведение:
Конфликтная зона: непримиримость (21—25). Не идет на уступки и компромиссы. Упрям из принципа. Отсутствие эмпатии. Садистские тенденции — стремление позлословить о ком-либо у него за спиной, испытывая при этом удовольствие.
6. Упрямство, негативизм.
Адаптивное поведение:
Конфликтная зона: негативизм (26—30). Крайняя неуступчивость. Стремление добиться своего вопреки необходимости, здравому смыслу. Активно противодействует всякому вмешательству извне. Тайное тщеславие, мстительность, ревность, подозрительность, обидчивость, самодурство.
7. Уступчивость. Адаптивное поведение: уступчивость (131—135), кроткость (81—85). Сговорчивость, готовность уступить без спора. Стремление добровольно отказаться в пользу другого. Соглашается и покоряется, перестает сопротивляться мнению, влиянию, установкам без всякого нажима. Предоставляет возможность кому-либо продвинуться в чем-либо прежде себя. Склонен к компромиссам и послаблениям. Покорный, незлобивый, смирный.
Конфликтная зона:
пассивная подчиненность (31—
8. Зависимость. Адаптивное поведение: послушание (136—140), неуверенность в себе (86—90). Колеблющийся, несамостоятельный, сомневающийся в своих силах и возможностях. Послушный, склонный к подражанию. Предпочитает подчиненность другим, чужой воле при отсутствии самостоятельности, свободы.
Конфликтная зона: зависимость (36—40). Поиск опеки сильных лиц, руководства, помощи. Некритическое следование образцам, апелляция к авторитетам. Социальная незрелость. Человек ведомый, легко поддается внешним воздействиям других.
9. Психологический такт. Адаптивное поведение: тактичность (141—145), чуткость (91—95). Во взаимоотношениях с людьми выражено чувство меры и такта. Быстро устанавливает меру воздействия, влияние и контакт с другими людьми, исходя из их индивидуальных особенностей. Быстро находит нужный тон, находчив при первом знакомстве, контактах. Умеет оценить обстановку и приноровиться к ней. Содействует благополучию других. Активно сотрудничает с лидером, общителен и уживчив. Естествен в обращении. Может быть лидером демократического типа, тактически гибким.
Конфликтная зона: мягкость (41—45). Излишняя мягкость, снисходительность сочетается с некоторыми оттенками конформизма (ориентация на мнение окружающих, поиск социального одобрения).
10. Отзывчивость. Адаптивное поведение: отзывчивость (146—150), бескорыстие (96—100). Легко отзывается на чужие нужды, готов помочь. Чувствителен к поведению других. Умеет сопереживать. Не стремится к личной выгоде. Присущи самоотдача, бескорыстие. Опека над слабыми и беззащитными. Совестливый, великодушный. Может быть лидером демократического типа с альтруистической направленностью.
Конфликтная зона: жертвенность (46—50). Снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать своими интересами.
Пользователи данной методики могут не только проводить сравнительный анализ развития организаторских и коммуникативных качеств личности испытуемых, активистов и неформальных лидеров, но и выявлять (при проведении группового опроса) резерв актива. Анализ противоречий организаторских качеств позволяет своевременно корректировать поведение испытуемых (клиентов), целенаправленно руководить их самовоспитанием, подключать к тем видам деятельности, которые помогут одним преодолеть излишнюю податливость или упрямство, другим — развивать отзывчивость, психологический такт и т.д.
КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Результаты проведения социометрии
№ п/п |
Кол-во выборов |
Социометрический статус |
1 |
6 |
звезда |
2 |
7 |
звезда |
3 |
8 |
звезда |
4 |
7 |
звезда |
5 |
4 |
предпочитаемый |
6 |
3 |
предпочитаемый |
7 |
3 |
предпочитаемый |
8 |
3 |
предпочитаемый |
9 |
5 |
предпочитаемый |
10 |
4 |
предпочитаемый |
11 |
4 |
предпочитаемый |
12 |
3 |
предпочитаемый |
13 |
3 |
предпочитаемый |
14 |
5 |
предпочитаемый |
15 |
4 |
предпочитаемый |
16 |
4 |
предпочитаемый |
17 |
4 |
предпочитаемый |
18 |
3 |
предпочитаемый |
19 |
2 |
принимаемый |
20 |
2 |
принимаемый |
21 |
1 |
принимаемый |
22 |
1 |
принимаемый |
23 |
1 |
принимаемый |
24 |
2 |
принимаемый |
25 |
1 |
принимаемый |
26 |
1 |
принимаемый |
27 |
2 |
принимаемый |
28 |
1 |
принимаемый |
29 |
2 |
принимаемый |
30 |
0 |
изолированный |
Информация о работе Влияние коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива