Влияние коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности влияния коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива.
Объект исследования – социально-психологический климат коллектива.
Предмет исследования – влияния коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива.
Гипотеза исследования - коммуникативные качества руководителя и неформального лидера различаются и оказывают различное влияние на СПК трудового коллектива.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЛЕКТИВА 3
1.1 Понятие социально-психологического климата 3
1.2 Особенности коммуникативных качеств руководителя 3
1.3 Роль руководителя в формировании социально-психологического климата коллектива 3
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА 3
2.1 Организация и методы исследования 3
2.2 Результаты исследования 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 3

Файлы: 1 файл

КОММУНИКАТИВНОСТЬ И СПК дораб.doc

— 603.50 Кб (Скачать файл)

 

106. Повышаю свою деловую  квалификацию.

 

111. Люблю быть во  главе.

 

116. Обладаю чувством  достоинства.

 

121. Склонен к дерзким  ответам.

 

126. Прибегаю к упорству.

 

131. Критичен преимущественно  по отношению к себе.

 

136. Склонен почитать  авторитеты.

 

141. Проявляю чувство  меры и такта во взаимоотношениях.

 

146. Добрый, вселяющий  уверенность.

 

102. Обладаю широким  кругозором.

 

107. Способен в большинстве  случаев принять верное решение.

 

112. Стремлюсь к успеху.

 

117. Люблю соревноваться.

 

122. Строгий, но справедливый.

 

127. Несговорчивый.

 

132. Склонен к самобичеванию.

 

137. Почти никогда и  никому не возражаю.

 

142. Умею расположить  к себе.

 

147. Отзывчивый к призывам о помощи.

 

103. Общественно активен.

 

108. Дисциплинирован.

 

113. Стремлюсь распоряжаться  другими.

 

118. Стремлюсь к известности.

 

123. Умею настоять на  своем.

 

128. Упрямый.

 

133. Склонен чаще соглашаться.

 

138. Склонен ждать указаний.

 

143. Гибкий, умеющий приноровиться к обстоятельствам.

 

148. Ко всем проявляю  симпатию.

 

104. Стремлюсь к самосовершенствованию.

 

109. Способен принять  новое.

 

114. Люблю давать советы.

 

119. Независимый, надеющийся  на себя.

 

124. Открытый и прямолинейный.

 

129. Стремлюсь добиться своего, иногда вопреки необходимости.

 

134. Уступчивый.

 

139. Люблю, чтобы меня  опекали.

 

144. Способен в тактичной  форме потребовать исполнения  задачи.

 

149. Великодушен и терпим  к недостаткам других.

 

156. Всегда высказываюсь  в духе общепринятого, даже если знаю, что сказанное никогда не будет раскрыто.

 

105. Способен мобилизовать  и направить совместные усилия  людей на достижение общих  целей коллектива.

 

110. Хотел бы, чтобы  мой сын или дочь работали  под руководством такого человека, как я.

 

115. Умею распоряжаться, приказывать.

 

120. Уверен в себе, напорист.

 

125. Категоричен, повелителен.

 

130. Проникнут духом  противоречия.

 

135. Мягкотелый.

 

140. Послушный.

 

145. Прост и естествен  в общении.

 

150. Нежный и мягкосердечный.

 

153. Случалось, что опаздывал на свидание или на работу.

 

Обработка результатов  тестирования

 

Обработку протокола  следует начинать с определения  достоверности ответов испытуемого. Шкала «Достоверность» занимает последнюю цифровую горизонталь  в ключе к опроснику (151, 152, 153... 160) и в общую сумму свойств, отмеченных в вертикальных шкалах, не входит (см. протокол).

 

 Если испытуемый  отвечает искренне, нечетные цифры  (151, 153, 155, 157, 159) должны быть обведены, а четные (152, 154, 156, 158, 160) — не обведены. Ответы считаются достоверными, если испытуемый солгал не более четырех раз. При пяти неискренних ответах результаты опроса подвергаются сомнению, при шести и более — считаются недостоверными. В последнем случае обработка и интерпретация результатов тестирования не производится.

 

После проверки результата тестирования на искренность испытуемого  определяют профиль его личностных свойств.

 

Определение профиля  личностных свойств

 

Подсчитываем число  отмеченных (взятых в кружок) цифр отдельно по каждой вертикальной шкале. Результаты записываются в горизонтальную строку «Сумма». Цифры, которые будут проставляться в строке «Сумма», означают степень выраженности каждого из десяти параметров. Выделены четыре степени выраженности психологических свойств: номинальная (0—3 балла), потенциальная (4—7 баллов), перспективная (8—11 баллов) и суперзона (свыше 12 баллов). Профиль личностных свойств определяется следующим образом.

 

Вначале подсчитывается по вертикали, сколько цифр взято  в кружок, кроме цифр шкалы «Достоверность». Например, обведено 12 цифр. Она находится на границе между перспективной зоной и суперзоной. В этой же колонке, но в разделе «Зоны» напротив цифры «12» ставится первая точка. Остальные параметры отмечаются аналогичным образом и точки соединяются прямыми линиями. Получается профиль выраженности десяти качеств личности.

 

В случае, если профиль  всех десяти параметров испытуемого  не выходит за пределы номинальной  зоны, можно предположить, что он не желает сотрудничать с экспериментатором, либо это происходит из-за быстрого для него темпа чтения качеств экспериментатором (при групповом тестировании). Такой случай может происходить и из-за того, что испытуемый отмечал только хорошие, по его мнению, качества, обнаруживая тем самым сознательное приспособление к экспериментатору и конформность. Может быть испытуемый действительно имеет слабую выраженность исследуемых свойств. В последующей беседе с ним, как правило, выясняется подлинная причина распределения исследуемых свойств личности испытуемого в пределах только номинальной зоны.

 

На основе данных тестирования и определения профиля личности испытуемого результаты диагностики  его качеств интерпретируются.

 

Интерпретация результатов  тестирования

 

Верхняя, цифровая часть  протокола делится на три блока (нижний, средний и верхний), включающие по пять показателей.

 

Нижний блок любой  шкалы составляют показатели, характеризующие  адаптивное, т.е. нормальное, приспособительное  поведение. Верхний — дезадаптивное  поведение, иначе говоря, это зона конфликтного поведения. Чем больше показателей верхнего блока будет отмечено в протоколе, тем вероятнее возможность конфликтного поведения личности.

 

1. Направленность. Адаптивное  поведение: стремление к повышению  своего общего интеллекта и  кругозора, к мобилизации совместных  усилий людей на достижение общих целей коллектива (101—105). Содержательность и многообразность потребностей и интересов при сосредоточении вокруг общественных, коллективистских целей деятельности. Способность работать коллективно и для коллектива (51—55).

 

 Конфликтная зона: просматривается тенденция к выходу за рамки групповых интересов (1—5).

 

2. Деловитость. Адаптивное  поведение: стремление к повышению  деловых и организаторских качеств  (106—110). Уверенность, ответственность  за свои решения. Проявление  функций внешнего контроля, собственной организации деятельности (50—60).

 

Конфликтная зона: проявление деловой активности в сфере руководства  людьми. Способность идти на риск ради достижения поставленных целей (6—10).

 

3. Доминирование. Адаптивное  поведение: стремление к лидерству (111—115), властность (61—65). Экспансия власти. Желание иметь вес в глазах других. Желание распоряжаться, иметь успех, попирая чужие желания и волю. Мотивы борьбы, завоевания. Тщеславие. Лидер авторитарного типа.

 

Конфликтная зона: деспотичность (11—15). Подчиняет себе в силу излишнего стремления быть во главе, действует грубо, ради собственной цели. Борьба, проявление агрессии.

 

4. Уверенность в себе. Адаптивное поведение: самоуважение (116—120), самолюбие (66—70).

 

Убежден в собственных  силах, надеется на себя. Стремится к созданию хорошего мнения о себе у окружающих в силу повышенного чувства собственного достоинства. Честолюбив, жаждет известности, стремится к почетному положению. Лидер авторитарного типа.

 

 Конфликтная зона: себялюбие (16—20). Ревниво относится к успехам и благополучию других людей. Эгоистический рационализм (деловитость в отношении всего, что может принести благополучие лично ему, активный выбор полезного для себя) и своеобразная «дипломатия» (уступки, если это дает положительный для него результат, и сопротивление, если это угрожает личному комфорту и покою).

 

5. Требовательность, жесткость.  Адаптивное поведение: требовательность (121—125), жесткость (71—75). Сила воли, решительная и категоричная форма  просьб. Настойчивость в достижении цели любыми средствами. Открыт, прямолинеен, раздражителен. Если встречает сопротивление, проявляет агрессию, недружелюбие, гнев. Лидер авторитарного типа.

 

Конфликтная зона: непримиримость (21—25). Не идет на уступки и компромиссы. Упрям из принципа. Отсутствие эмпатии. Садистские тенденции — стремление позлословить о ком-либо у него за спиной, испытывая при этом удовольствие.

 

6. Упрямство, негативизм. Адаптивное поведение: упрямство  (126—130), скептицизм (70—80). Неуступчивость. Несговорчивость. Сомнение, скептически недоверчивое отношение. Стремление добиться своего, отстаивает свою позицию. Оборона в отношении с лидерами. Оппозиция. Сопротивляется любому влиянию.

 

Конфликтная зона: негативизм (26—30). Крайняя неуступчивость. Стремление добиться своего вопреки необходимости, здравому смыслу. Активно противодействует всякому вмешательству извне. Тайное тщеславие, мстительность, ревность, подозрительность, обидчивость, самодурство.

 

7. Уступчивость. Адаптивное  поведение: уступчивость (131—135), кроткость (81—85). Сговорчивость, готовность уступить без спора. Стремление добровольно отказаться в пользу другого. Соглашается и покоряется, перестает сопротивляться мнению, влиянию, установкам без всякого нажима. Предоставляет возможность кому-либо продвинуться в чем-либо прежде себя. Склонен к компромиссам и послаблениям. Покорный, незлобивый, смирный.

 

 Конфликтная зона: пассивная подчиненность (31—35). Самобичевание,  неинициативность, робость. Непроизвольное  подражание, неосознаваемая, безотчетная  зависимость от кого-либо или чего-нибудь. Легко поддается воздействию других. Возможны проявления ощущения вины и неполноценности (гипертрофированная робость, стыдливость, униженность, ущербная самооценка, социальная неприспособляемость).

 

8. Зависимость. Адаптивное поведение: послушание (136—140), неуверенность в себе (86—90). Колеблющийся, несамостоятельный, сомневающийся в своих силах и возможностях. Послушный, склонный к подражанию. Предпочитает подчиненность другим, чужой воле при отсутствии самостоятельности, свободы.

 

Конфликтная зона: зависимость (36—40). Поиск опеки сильных лиц, руководства, помощи. Некритическое  следование образцам, апелляция к  авторитетам. Социальная незрелость. Человек  ведомый, легко поддается внешним  воздействиям других.

 

9. Психологический такт. Адаптивное поведение: тактичность (141—145), чуткость (91—95). Во взаимоотношениях с людьми выражено чувство меры и такта. Быстро устанавливает меру воздействия, влияние и контакт с другими людьми, исходя из их индивидуальных особенностей. Быстро находит нужный тон, находчив при первом знакомстве, контактах. Умеет оценить обстановку и приноровиться к ней. Содействует благополучию других. Активно сотрудничает с лидером, общителен и уживчив. Естествен в обращении. Может быть лидером демократического типа, тактически гибким.

 

Конфликтная зона: мягкость (41—45). Излишняя мягкость, снисходительность  сочетается с некоторыми оттенками  конформизма (ориентация на мнение окружающих, поиск социального одобрения).

 

10. Отзывчивость. Адаптивное  поведение: отзывчивость (146—150), бескорыстие (96—100). Легко отзывается на чужие нужды, готов помочь. Чувствителен к поведению других. Умеет сопереживать. Не стремится к личной выгоде. Присущи самоотдача, бескорыстие. Опека над слабыми и беззащитными. Совестливый, великодушный. Может быть лидером демократического типа с альтруистической направленностью.

 

Конфликтная зона: жертвенность (46—50). Снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать своими интересами.

 

Пользователи данной методики могут не только проводить сравнительный анализ развития организаторских и коммуникативных качеств личности испытуемых, активистов и неформальных лидеров, но и выявлять (при проведении группового опроса) резерв актива. Анализ противоречий организаторских качеств позволяет своевременно корректировать поведение испытуемых (клиентов), целенаправленно руководить их самовоспитанием, подключать к тем видам деятельности, которые помогут одним преодолеть излишнюю податливость или упрямство, другим — развивать отзывчивость, психологический такт и т.д.

 

 

 

 

 

 

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Результаты проведения социометрии

 

№ п/п

Кол-во выборов

Социометрический статус

1

6

звезда

2

7

звезда

3

8

звезда

4

7

звезда

5

4

предпочитаемый

6

3

предпочитаемый

7

3

предпочитаемый

8

3

предпочитаемый

9

5

предпочитаемый

10

4

предпочитаемый

11

4

предпочитаемый

12

3

предпочитаемый

13

3

предпочитаемый

14

5

предпочитаемый

15

4

предпочитаемый

16

4

предпочитаемый

17

4

предпочитаемый

18

3

предпочитаемый

19

2

принимаемый

20

2

принимаемый

21

1

принимаемый

22

1

принимаемый

23

1

принимаемый

24

2

принимаемый

25

1

принимаемый

26

1

принимаемый

27

2

принимаемый

28

1

принимаемый

29

2

принимаемый

30

0

изолированный

Информация о работе Влияние коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива