Влияние коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности влияния коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива.
Объект исследования – социально-психологический климат коллектива.
Предмет исследования – влияния коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива.
Гипотеза исследования - коммуникативные качества руководителя и неформального лидера различаются и оказывают различное влияние на СПК трудового коллектива.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЛЕКТИВА 3
1.1 Понятие социально-психологического климата 3
1.2 Особенности коммуникативных качеств руководителя 3
1.3 Роль руководителя в формировании социально-психологического климата коллектива 3
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА 3
2.1 Организация и методы исследования 3
2.2 Результаты исследования 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 3

Файлы: 1 файл

КОММУНИКАТИВНОСТЬ И СПК дораб.doc

— 603.50 Кб (Скачать файл)

- возникновение в процессе работы «органа самоуправления», координирующего работу всех членов группы и определенной структуры их соподчинения;

- четкое распределение обязанностей между членами группы;

- выработка плана совместных действий и выполнение его в процессе работы;

- отсутствие конкуренции между лидерами, конфликтов и противоречий в системе межличностных отношений;

- строгая (и добровольно поддерживаемая) исполнительская дисциплина;

- высокая согласованность действий, взаимозаменяемость членов группы;

- демонстрация единства мнений по существенным вопросам на всех этапах работы;

- высокая активность всех участников;

- проявление инициативы и творчества в процессе работы.

Важным моментом для  создания оптимального климата в  коллективе является наличие "ядра", состоящего из наиболее авторитетных членов коллектива, задающих тон в межличностных отношениях. Межличностные отношения товарищей по работе наиболее полно проявляются и развиваются внутри коллектива.

Проведение методики СПСК позволяет придти к выводу о  том, что социально-психологический  климат в коллективе относительно благоприятен. При этом следует отметить, что необходимо повышать уровень развития ответственности каждого сотрудника.

 

Далее осуществлялось изучение коммуникативных качеств формальных и неформальных лидеров. Результаты проведения методики определения организаторских и коммуникативных качеств личности Л.П.Калининского представлены в Приложении 5. Анализ полученных результатов сведен в табл. 2.3

 

Таблица 2.3 – Коммуникативные  качества формальных и неформальных лидеров

Показатель

Среднее значение

Стандартное отклонение

Среднее значение

Стандартное отклонение

1

Направленность

11

1,41

7

1,41

2

Деловитость

11,5

2,12

11

1,41

3

Доминирование

10

2,82

3

1,41

4

Уверенность в себе

11,5

2,12

10,5

0,7

5

Требовательность, жесткость

10,5

0,70

3,5

2,12

6

Упрямство, негативизм

3

1,41

10,5

0,7

7

Уступчивость

5,5

3,53

7

2,82

8

Зависимость.

5

0

6

2,82

9

Психологический такт

4

2,82

9,5

0,7

10

Отзывчивость

6

1,41

10,5

0,7


 

В графическом виде данные представлены на рис. 2.2

Рисунок 2.2 – Коммуникативные  качества формального и неформального  лидера

 

Таким образом, доминирующие коммуникативные качества формальных лидеров:

- Уверенность в себе (Х= 11,5). Следовательно, формальный лидер убежден в собственных силах, надеется на себя, стремится к созданию хорошего мнения о себе у окружающих в силу повышенного чувства собственного достоинства, честолюбив, жаждет известности, стремится к почетному положению.

При этом формальный лидер  ревниво относится к успехам  и благополучию других людей, обладает эгоистическим рационализмом (деловитость в отношении всего, что может принести благополучие лично ему, активный выбор полезного для себя) и своеобразной «дипломатией» (уступки, если это дает положительный для него результат, и сопротивление, если это угрожает личному комфорту и покою).

- Деловитость (Х= 11,5). Значит, формальный лидер характеризуется уверенностью, ответственностью за свои решения.

В то же время формального  лидера характеризуют проявление деловой  активности в сфере руководства людьми и способность идти на риск ради достижения поставленных целей

- Направленность (Х=11). Следовательно, формальный лидер отличается содержательностью и многообразностью потребностей и интересов при сосредоточении вокруг общественных, коллективистских целей деятельности, а также способностью работать коллективно и для коллектива. При этом просматривается тенденция к выходу за рамки групповых интересов

- Требовательность, жесткость (Х=10,5). Формального лидера характеризуют сила воли, решительная и категоричная форма просьб, настойчивость в достижении цели любыми средствами. Такой тип людей открыт, прямолинеен, раздражителен. Если он встречает сопротивление, проявляет агрессию, недружелюбие, гнев, т.е. представляет собой лидера авторитарного типа.

- Доминирование (Х=10). Значит, у формального лидера отмечается желание иметь вес в глазах других, желание распоряжаться, иметь успех, попирая чужие желания и волю. Такого лидера отличаются мотивы борьбы, завоевания, а также тщеславие.

Неформальные  лидеры характеризовались следующими коммуникативными качествами:

- Деловитость (Х= 11). Следовательно, неформальный лидер отличается уверенностью, ответственностью за свои решения. Для неформального лидера характерны проявление деловой активности в сфере руководства людьми и способность идти на риск ради достижения поставленных целей

 - Уверенность в себе (Х= 10,5). Значит, неформальный лидер убежден в собственных силах, надеется на себя, стремится к созданию хорошего мнения о себе у окружающих в силу повышенного чувства собственного достоинства. Такой тип людей ревниво относится к успехам и благополучию других людей, обладает эгоистическим рационализмом (деловитость в отношении всего, что может принести благополучие лично ему, активный выбор полезного для себя) и своеобразной «дипломатией» (уступки, если это дает положительный для него результат, и сопротивление, если это угрожает личному комфорту и покою).

- Упрямство, негативизм (Х=10,5). Значит, неформальный лидер характеризуется неуступчивостью, несговорчивостью, сомнением, скептически недоверчивым отношением. Неформального лидера также отличает стремление добиться своего и оборона в отношении с лидерами. Для неформального лидера характерна крайняя неуступчивость, стремление добиться своего вопреки необходимости, здравому смыслу. Он активно противодействует всякому вмешательству извне, обладает тайным тщеславием, мстительностью, ревностью, подозрительностью, обидчивостью, самодурством.

- Отзывчивость (Х= 10,5). Следовательно, неформальный лидер легко отзывается на чужие нужды, готов помочь, чувствителен к поведению других, умеет сопереживать и не стремится к личной выгоде, совестлив и великодушен. Такой человек может быть лидером демократического типа с альтруистической направленностью.

- Психологический такт (Х=9,5). Таким образом, неформальный лидер быстро устанавливает меру воздействия, влияние и контакт с другими людьми, исходя из их индивидуальных особенностей, быстро находит нужный тон, находчив при первом знакомстве, контактах, умеет оценить обстановку и приноровиться к ней, а также содействует благополучию других.

Сравнительный анализ ведущих  коммуникативных качеств формального  и неформального лидера представлен  в табл. 2.4.

 

Таблица 2.4 – Ведущие  качества формального и неформального  лидера

Формальный  лидер

Неформальный лидер

Уверенность в себе

Уверенность в себе

Деловитость

Деловитость

Направленность

Упрямство, негативизм

Требовательность, жесткость

Отзывчивость

Доминирование

Психологический такт


 

Таким образом, формальный лидер представляет собой лидера авторитарного стиля, которому присущи жесткость, доминирование, требование безоговорочного подчинения. Влияние на СПК коллектива у формального лидера может выражаться:

- в высоком уровне  развития организованности, информированности  и ответственности;

- в недостатке сплоченности и открытости в коллективе, а также в недостаточно высоком уровне развития контактности.

В то же время неформальный лидер представляет собой тип  демократического лидерства. Влияние неформального лидера на СПК коллектива может выражаться:

- в высоком уровне  развития сплоченности, контактности. открытости и информированности;

- в недостаточно высоком  уровне развития организованности  и ответственности.

На основе анализ качеств  формальных и неформальных лидеров  были выделены желаемые качества руководителя:

- Чувство коллективизма;

- Коммуникабельность;

- Инициативность;

- Самообладание;

- Чувство эмпатии.

Чувство коллективизма основано на глубоком понимании коллективной природы общества, его производства. Это чувство коллективизма как социально-психологическая категория, как органическое свойство личности. Если  у руководителя отсутствует это свойство, то это не может способствовать формированию у него других позитивных социально-психологических качеств.

Коммуникабельность (общительность) – способность руководителя легко и быстро входить в деловой и психологический контакт с людьми, что позволяет оперативно решать вопросы, требующие его личного участия. Словом, для руководителя важно уметь находить правильные взаимоотношения с подчинёнными, взять верный тон общения. Подчинённые должны чувствовать себя не слепыми исполнителями воли руководителя, а соучастниками общего процесса. И здесь искусство руководителя состоит в том, чтобы уметь быть старшим среди равных. А это значит, что он, прежде всего, должен использовать методы разъяснения, убеждение и лишь, в крайнем случае – властные методы.

Инициативность. Это понятие очень многогранно. Это и выдвижение новых идей по совершенствованию производства труда и управления, и улучшение бытовых условий подчинённых, и совершенствование методов воспитательной работы, и многое другое. Особенно велико значение этого качество в век научно-технической революции. Инициатива должна быть направлена на поиски и использование наилучших методов реализации государственных планов и программ, а также быть своевременной и реально осуществимой.

Самообладание является важным качеством руководителя в его отношениях с людьми. Самообладание помогает руководителю успешно разрешать конфликты, возникновение которых практически неизбежно. Рассудительность, умение убеждать людей, найти справедливое решение в интересах дела и восстановление нарушенного нормального психологического климата в коллективе все это и составляет непреходящую ценность качества самообладания.

Эмпатия означает способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние.

 

Проведенное эмпирическое исследование позволяло придти к выводу о том, что коммуникативные качества руководителя и неформального лидера различаются и оказывают различное влияние на СПК трудового коллектива. Тем самым гипотеза находит свое подтверждение.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального - установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы, все отдельные элементы социально-психологического климата. Состояния психики группы характеризуются различной степенью осознанности. Необходимо четко разграничивать элементы социально-психологического климата и факторы, влияющие на него. Социально-психологический климат- это психологический настрой в группе или коллективе. Основные факторы психологического климата: взаимоотношения по вертикали и по горизонтали, их стиль и нормы, а затем различные составляющие производственной обстановки (организация и условия труда, система стимуляции). На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.

Управленческая  деятельность связана с необходимостью постоянной координации деятельности подразделений организации и отдельных ее членов для достижения общих целей. Данная координация может осуществляться посредством разнообразных форм, а, прежде всего — при помощи разнообразных контактов членов организации — в процессе коммуникации. Коммуникативная компетенция руководителя включает в себя все необходимые знания, умения и навыки, для того, чтобы вести деловую переписку и переговоры, выполнять представительские функции, как в большом, так и в малом кругу, общаться со своими подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами, разрешать напряженные и конфликтные ситуации.

Формирование и совершенствование  социально-психологического климата  – это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом  не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов коллектива. Благоприятный социально-психологический климат выступает в качестве одного из решающих факторов эффективности групповой деятельности. Во многом это определяется групповой совместимостью и согласованностью. Социально-психологический климат в подразделении во многом зависит от уровня совместимости и сработанности членов группы. Наиболее важными факторами, определяющим уровень психологического климата производственного коллектива являются личность руководителя и система подбора и расстановки административных кадров. На него оказывают влияние и личностные качества руководителя, стиль и методы руководства, авторитет руководителя, а также индивидуальные особенности членов коллектива.

Информация о работе Влияние коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива