Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 18:34, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности влияния коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива.
Объект исследования – социально-психологический климат коллектива.
Предмет исследования – влияния коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива.
Гипотеза исследования - коммуникативные качества руководителя и неформального лидера различаются и оказывают различное влияние на СПК трудового коллектива.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЛЕКТИВА 3
1.1 Понятие социально-психологического климата 3
1.2 Особенности коммуникативных качеств руководителя 3
1.3 Роль руководителя в формировании социально-психологического климата коллектива 3
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА 3
2.1 Организация и методы исследования 3
2.2 Результаты исследования 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 3
- возникновение в процессе работы «органа самоуправления», координирующего работу всех членов группы и определенной структуры их соподчинения;
- четкое распределение обязанностей между членами группы;
- выработка плана совместных действий и выполнение его в процессе работы;
- отсутствие конкуренции между лидерами, конфликтов и противоречий в системе межличностных отношений;
- строгая (и добровольно поддерживаемая) исполнительская дисциплина;
- высокая согласованность действий, взаимозаменяемость членов группы;
- демонстрация единства мнений по существенным вопросам на всех этапах работы;
- высокая активность всех участников;
- проявление инициативы и творчества в процессе работы.
Важным моментом для создания оптимального климата в коллективе является наличие "ядра", состоящего из наиболее авторитетных членов коллектива, задающих тон в межличностных отношениях. Межличностные отношения товарищей по работе наиболее полно проявляются и развиваются внутри коллектива.
Проведение методики СПСК позволяет придти к выводу о том, что социально-психологический климат в коллективе относительно благоприятен. При этом следует отметить, что необходимо повышать уровень развития ответственности каждого сотрудника.
Далее осуществлялось изучение коммуникативных качеств формальных и неформальных лидеров. Результаты проведения методики определения организаторских и коммуникативных качеств личности Л.П.Калининского представлены в Приложении 5. Анализ полученных результатов сведен в табл. 2.3
Таблица 2.3 – Коммуникативные качества формальных и неформальных лидеров
№ |
Показатель |
Среднее значение |
Стандартное отклонение |
Среднее значение |
Стандартное отклонение |
1 |
Направленность |
11 |
1,41 |
7 |
1,41 |
2 |
Деловитость |
11,5 |
2,12 |
11 |
1,41 |
3 |
Доминирование |
10 |
2,82 |
3 |
1,41 |
4 |
Уверенность в себе |
11,5 |
2,12 |
10,5 |
0,7 |
5 |
Требовательность, жесткость |
10,5 |
0,70 |
3,5 |
2,12 |
6 |
Упрямство, негативизм |
3 |
1,41 |
10,5 |
0,7 |
7 |
Уступчивость |
5,5 |
3,53 |
7 |
2,82 |
8 |
Зависимость. |
5 |
0 |
6 |
2,82 |
9 |
Психологический такт |
4 |
2,82 |
9,5 |
0,7 |
10 |
Отзывчивость |
6 |
1,41 |
10,5 |
0,7 |
В графическом виде данные представлены на рис. 2.2
Рисунок 2.2 – Коммуникативные качества формального и неформального лидера
Таким образом, доминирующие коммуникативные качества формальных лидеров:
- Уверенность в себе (Х= 11,5). Следовательно, формальный лидер убежден в собственных силах, надеется на себя, стремится к созданию хорошего мнения о себе у окружающих в силу повышенного чувства собственного достоинства, честолюбив, жаждет известности, стремится к почетному положению.
При этом формальный лидер ревниво относится к успехам и благополучию других людей, обладает эгоистическим рационализмом (деловитость в отношении всего, что может принести благополучие лично ему, активный выбор полезного для себя) и своеобразной «дипломатией» (уступки, если это дает положительный для него результат, и сопротивление, если это угрожает личному комфорту и покою).
- Деловитость (Х= 11,5). Значит, формальный лидер характеризуется уверенностью, ответственностью за свои решения.
В то же время формального лидера характеризуют проявление деловой активности в сфере руководства людьми и способность идти на риск ради достижения поставленных целей
- Направленность (Х=11). Следовательно, формальный лидер отличается содержательностью и многообразностью потребностей и интересов при сосредоточении вокруг общественных, коллективистских целей деятельности, а также способностью работать коллективно и для коллектива. При этом просматривается тенденция к выходу за рамки групповых интересов
- Требовательность, жесткость (Х=10,5). Формального лидера характеризуют сила воли, решительная и категоричная форма просьб, настойчивость в достижении цели любыми средствами. Такой тип людей открыт, прямолинеен, раздражителен. Если он встречает сопротивление, проявляет агрессию, недружелюбие, гнев, т.е. представляет собой лидера авторитарного типа.
- Доминирование (Х=10). Значит, у формального лидера отмечается желание иметь вес в глазах других, желание распоряжаться, иметь успех, попирая чужие желания и волю. Такого лидера отличаются мотивы борьбы, завоевания, а также тщеславие.
Неформальные лидеры характеризовались следующими коммуникативными качествами:
- Деловитость (Х= 11). Следовательно, неформальный лидер отличается уверенностью, ответственностью за свои решения. Для неформального лидера характерны проявление деловой активности в сфере руководства людьми и способность идти на риск ради достижения поставленных целей
- Уверенность в себе (Х= 10,5). Значит, неформальный лидер убежден в собственных силах, надеется на себя, стремится к созданию хорошего мнения о себе у окружающих в силу повышенного чувства собственного достоинства. Такой тип людей ревниво относится к успехам и благополучию других людей, обладает эгоистическим рационализмом (деловитость в отношении всего, что может принести благополучие лично ему, активный выбор полезного для себя) и своеобразной «дипломатией» (уступки, если это дает положительный для него результат, и сопротивление, если это угрожает личному комфорту и покою).
- Упрямство, негативизм (Х=10,5). Значит, неформальный лидер характеризуется неуступчивостью, несговорчивостью, сомнением, скептически недоверчивым отношением. Неформального лидера также отличает стремление добиться своего и оборона в отношении с лидерами. Для неформального лидера характерна крайняя неуступчивость, стремление добиться своего вопреки необходимости, здравому смыслу. Он активно противодействует всякому вмешательству извне, обладает тайным тщеславием, мстительностью, ревностью, подозрительностью, обидчивостью, самодурством.
- Отзывчивость (Х= 10,5). Следовательно, неформальный лидер легко отзывается на чужие нужды, готов помочь, чувствителен к поведению других, умеет сопереживать и не стремится к личной выгоде, совестлив и великодушен. Такой человек может быть лидером демократического типа с альтруистической направленностью.
- Психологический такт (Х=9,5). Таким образом, неформальный лидер быстро устанавливает меру воздействия, влияние и контакт с другими людьми, исходя из их индивидуальных особенностей, быстро находит нужный тон, находчив при первом знакомстве, контактах, умеет оценить обстановку и приноровиться к ней, а также содействует благополучию других.
Сравнительный анализ ведущих
коммуникативных качеств
Таблица 2.4 – Ведущие качества формального и неформального лидера
Формальный лидер |
Неформальный лидер |
Уверенность в себе |
Уверенность в себе |
Деловитость |
Деловитость |
Направленность |
Упрямство, негативизм |
Требовательность, жесткость |
Отзывчивость |
Доминирование |
Психологический такт |
Таким образом, формальный лидер представляет собой лидера авторитарного стиля, которому присущи жесткость, доминирование, требование безоговорочного подчинения. Влияние на СПК коллектива у формального лидера может выражаться:
- в высоком уровне развития организованности, информированности и ответственности;
- в недостатке сплоченности и открытости в коллективе, а также в недостаточно высоком уровне развития контактности.
В то же время неформальный лидер представляет собой тип демократического лидерства. Влияние неформального лидера на СПК коллектива может выражаться:
- в высоком уровне
развития сплоченности, контактности.
открытости и
- в недостаточно высоком
уровне развития
На основе анализ качеств формальных и неформальных лидеров были выделены желаемые качества руководителя:
- Чувство коллективизма;
- Коммуникабельность;
- Инициативность;
- Самообладание;
- Чувство эмпатии.
Чувство коллективизма основано на глубоком понимании коллективной природы общества, его производства. Это чувство коллективизма как социально-психологическая категория, как органическое свойство личности. Если у руководителя отсутствует это свойство, то это не может способствовать формированию у него других позитивных социально-психологических качеств.
Коммуникабельность (общительность) – способность руководителя легко и быстро входить в деловой и психологический контакт с людьми, что позволяет оперативно решать вопросы, требующие его личного участия. Словом, для руководителя важно уметь находить правильные взаимоотношения с подчинёнными, взять верный тон общения. Подчинённые должны чувствовать себя не слепыми исполнителями воли руководителя, а соучастниками общего процесса. И здесь искусство руководителя состоит в том, чтобы уметь быть старшим среди равных. А это значит, что он, прежде всего, должен использовать методы разъяснения, убеждение и лишь, в крайнем случае – властные методы.
Инициативность. Это понятие очень многогранно. Это и выдвижение новых идей по совершенствованию производства труда и управления, и улучшение бытовых условий подчинённых, и совершенствование методов воспитательной работы, и многое другое. Особенно велико значение этого качество в век научно-технической революции. Инициатива должна быть направлена на поиски и использование наилучших методов реализации государственных планов и программ, а также быть своевременной и реально осуществимой.
Самообладание является важным качеством руководителя в его отношениях с людьми. Самообладание помогает руководителю успешно разрешать конфликты, возникновение которых практически неизбежно. Рассудительность, умение убеждать людей, найти справедливое решение в интересах дела и восстановление нарушенного нормального психологического климата в коллективе все это и составляет непреходящую ценность качества самообладания.
Эмпатия означает способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние.
Проведенное эмпирическое исследование позволяло придти к выводу о том, что коммуникативные качества руководителя и неформального лидера различаются и оказывают различное влияние на СПК трудового коллектива. Тем самым гипотеза находит свое подтверждение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального - установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы, все отдельные элементы социально-психологического климата. Состояния психики группы характеризуются различной степенью осознанности. Необходимо четко разграничивать элементы социально-психологического климата и факторы, влияющие на него. Социально-психологический климат- это психологический настрой в группе или коллективе. Основные факторы психологического климата: взаимоотношения по вертикали и по горизонтали, их стиль и нормы, а затем различные составляющие производственной обстановки (организация и условия труда, система стимуляции). На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.
Управленческая деятельность связана с необходимостью постоянной координации деятельности подразделений организации и отдельных ее членов для достижения общих целей. Данная координация может осуществляться посредством разнообразных форм, а, прежде всего — при помощи разнообразных контактов членов организации — в процессе коммуникации. Коммуникативная компетенция руководителя включает в себя все необходимые знания, умения и навыки, для того, чтобы вести деловую переписку и переговоры, выполнять представительские функции, как в большом, так и в малом кругу, общаться со своими подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами, разрешать напряженные и конфликтные ситуации.
Формирование и
Информация о работе Влияние коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива