Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 18:34, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности влияния коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива.
Объект исследования – социально-психологический климат коллектива.
Предмет исследования – влияния коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива.
Гипотеза исследования - коммуникативные качества руководителя и неформального лидера различаются и оказывают различное влияние на СПК трудового коллектива.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЛЕКТИВА 3
1.1 Понятие социально-психологического климата 3
1.2 Особенности коммуникативных качеств руководителя 3
1.3 Роль руководителя в формировании социально-психологического климата коллектива 3
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА 3
2.1 Организация и методы исследования 3
2.2 Результаты исследования 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 3
Благоприятный климат переживается каждым человеком как состояние удовлетворенности отношениями с товарищами по работе, руководителями, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данном коллективе, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям [29, c. 74].
Неблагоприятный климат
индивидуально переживается как
неудовлетворенность
Таким образом, социально-психологический климат представляет собой характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе. Можно выделить благоприятный и неблагоприятный социально-психологический климат.
1.2 Особенности коммуникативных качеств руководителя
Управленческая деятельность связана с необходимостью постоянной координации деятельности подразделений организации и отдельных ее членов для достижения общих целей. Данная координация может осуществляться посредством разнообразных форм, а, прежде всего — при помощи разнообразных контактов членов организации — в процессе коммуникации. Практически все, что совершается в организации, имеет прямую или косвенную связь с коммуникативными процессами, таким образом, они являются значимым средством обеспечения целостности и функционирования организации [9, c. 65].
По мнению Андреевой Г.М., когда говорят о коммуникативности в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. [1, c 187]
Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому, не исключая возможности применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми.
Кузьмин Е.С. выделяет следующие виды коммуникативности: [14, c. 98 74]
- Интеллектуальная коммуникативн
- Эмоциональная
- Волевая коммуникативность понимается как способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее своеобразная стрессоустойчивость и надежность в экстремальных ситуациях.
Коммуникативные качества представляют собой совокупность способностей, свойств, умений и навыков личности, характеризующая ее отношения к людям и обеспечивающая возможность установления и поддержания контакта и взаимопонимания между ниш. В деятельности руководителя любого ранга обязательно имеет место процесс общения с другими людьми, поэтому степень развития и выраженность коммуникативных качеств являются предпосылкой успешной деятельности человека в роли руководителя.
Коммуникативная компетенция руководителя включает в себя все необходимые знания, умения и навыки, для того, чтобы вести деловую переписку и переговоры, выполнять представительские функции, как в большом, так и в малом кругу, общаться со своими подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами, разрешать напряженные и конфликтные ситуации.
Структуру коммуникативных качеств руководителя можно представить в виде 7-ми блоков соответственно полученным факторам (В.Г. Пузиков) [15, c. 8]:
1) Блок морально-этических
качеств. Интерпретируется как
коммуникативные ценностные
2) Второй блок,
блок нормативности
3) Третий блок,
блок психолингвистических
4) Четвертый блок, блок
динамичности коммуникативного
процесса интерпретируется, как
умение учитывать,
5) Пятый блок, блок естественности,
активности в общении
6) Шестой блок, блок
соответствия, адекватности коммуникативного
поведения, интерпретируете., как
соответствие, адекватность личности:
целям, энергии, времени,
7) Седьмой блок, блок согласования, умение согласовывать в общении между людьми - цели, время, нормы, энергию, и информационное поле общения. Этот блок включает умение согласовывать свои действия с действиями других лиц; способность разумно сочетать деловые и личные контакты с окружающими; умение ориентироваться в условиях общения; свобода, отсутствие напряжения в общении; согласование своей работы с работой других.
Все формы коммуникативного поведения руководителя базируются на определенных психологических феноменах и закономерностях, объективно возникающих в процессах коммуникации. Они обозначаются понятием коммуникативных явлений. Основными среди них выступают заражение, внушение, убеждение, подражание. Каждое из них имеет свою «сферу действия» и свои специфические закономерности. От того, насколько полно и грамотно это учитывается в коммуникативном поведении, зависит его общая эффективность [22, c. 92].
Заражение определяется как процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому, преимущественно на неосознаваемом уровне — либо помимо основного контакта, либо дополнительно к нему. Эффекты заражения наиболее типичны для больших аудиторий, когда они как бы усиливаются путем многократного «отражения» людьми состояний друг друга и приобретают характер «цепной реакции». При этом индивид не испытывает организованного, преднамеренного воздействия, он просто бессознательно усваивает образцы поведения других и их состояния, подчиняется им.
Внушение — это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный с преднамеренным снижением сознательности и критичности восприятия им информации и ее реализации в действиях, с отсутствием целенаправленного и активного ее понимания, логического анализа, оценки и связи с прошлым опытом. Содержанию внушенной информации в дальнейшем присущ навязчивый характер, оно с трудом поддается осмыслению и коррекции и приобретает вид «внушенных поведенческих установок». Эффективность внушения зависит, прежде всего, от авторитета «внушающего» — суггестора [17, c. 60].
Убеждение, в отличие от внушения, построено на том, чтобы с помощью логического, рационального обоснования добиться добровольного и осознаваемого согласия от человека, принимающего информацию. При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанной на готовом выводе; при убеждении вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Поэтому убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие, тогда как внушение — преимущественно эмоционально-волевое.
Подражание имеет ту основную специфическую черту, что в результате осуществляется не только принятие какой-либо информации, черт поведения других людей или групп, но и активное воспроизведение черт и образцов воспринимаемого поведения других в своем собственном поведении. Различают несколько основных типов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, внутри- и межгрупповое подражание. Подражание выступает одной из форм давления группы, организации на индивида и является поэтому одним из основных механизмов конформистского поведения [8, c. 175].
С практической и теоретической точек зрения наибольшее значение имеют правила и требования, соблюдение которых лежит в основе эффективного коммуникативного поведения руководителя. Обеспечивая эффективность коммуникации, они являются и обязательным условием успешности управленческой деятельности в целом [6, c. 219].
Таким образом, у руководителя коммуникативные качества должны быть хорошо развитыми. При этом у руководителя должна быть сформирована коммуникативная компетентность, что позволяет эффективно общаться с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами, а также разрешать напряженные и конфликтные ситуации.
1.3 Роль руководителя в формировании социально-психологического климата коллектива
Формирование и
Благоприятный социально-психологический климат выступает в качестве одного из решающих факторов эффективности групповой деятельности. Во многом это определяется групповой совместимостью и согласованностью. Достаточно жестко социально-психологический климат связан и со стилем руководства и лидерства в группе и организации. Понятно, что директивный и попустительский стили управления вряд ли могут быть оценены как поддерживающие позитивную психологическую атмосферу в группе. Единственной альтернативой им выступает демократический стиль руководства и лидирования, базирующийся на подлинном сотрудничестве каждого с каждым [20, c. 74].
Социально-психологический
Роль непосредственного
При этом особо нужно выделить чувство защищенности, когда каждый знает, что в случае неудачи (в сфере труда, быта, семьи) за его спиной «стоит» коллектив, что он обязательно придет ему на помощь. Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность могут послужить причиной или поводом для возникновения конфликта [25, c. 91].
Информация о работе Влияние коммуникативных качеств руководителя на СПК коллектива