Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 21:28, курсовая работа
Цель исследования – изучить влияние социальной креативности педагогов на формирование совладающего поведения в конфликтных ситуациях
Объект исследования – процесс формирования совладающего поведения в конфликтных ситуациях.
Предмет исследования – креативность, стратегии совладающего поведения.
Первый участник начинает убеждать остальных в соответствии с заданной темой, при этом слушающие исполняют роли равнодушных слушателей. После сигнала ведущего (через 1 минуту) первый участник продолжает выступление по своей теме (либо может начать снова), а остальные выступают в роли агрессивных слушателей, настроенных против оратора и его темы. Это длится ровно 1 минуту. Затем все начинается сначала, но уже с темой, которую называет ведущий, выступает второй участник. Микрогруппа последовательно играет обе роли. Таким образом, слово предоставляется всем. При анализе этого упражнения следует обратить внимание на ощущения участников в роли выступающих, на то, какими способами и приемами они пользовались, чтобы убедить такие разные аудитории.
8.Упражнение «Мотивы наших поступков».
Ведущий: «Наши поступки вызваны разными побудительными силами. Мы делаем что-то потому, что «так положено», так принято в обществе. Важно понимать, что движет нами в том или ином случае. Вот, например, страх, боязнь быть не принятым иногда осознается нами так или иначе, иногда мы делаем что-то, может не осознавая зачем, а может, думая, что из лучших побуждений, но в основе – все тот же страх.
Вспомните два поступка, совершенных вами, продиктованные стремлением «быть как все», «не высовываться» – один, когда вы в тот момент этого не осознавали, и другой – когда вы прекрасно понимали, почему вы это делаете». Участники группы, записав примеры из жизни, делятся ими. Обсуждение: Что было труднее выполнить, не было ли трудно рассказать об этом и т.д.
9.Задание на дом: понаблюдать за способами, при помощи которых разные люди говорят «нет».
10.Ритуал окончания занятия.
Занятие 11
Цель: закрепление навыков убеждения другого; развитие самостоятельности в решении своих жизненных проблем; развитие решительности, настойчивости при достижении цели; развитие смелости (рискованности).
Материалы: бумага, ручки; магнитофон или проигрыватель для музыкального сопровождения; бланки телеграмм.
Содержание занятия
1.Ритуал приветствия группы.
2.Рефлексия прошлого занятия.
Участники продолжают фразу «Я был удивлен тем, что. «
3.Психологическая разминка: упражнение «Аргументы».
Ведущий: «Выберите себе пару. Вы можете сесть или встать друг напротив друга. Сейчас вы должны поспорить друг с другом. Для этого я вам предлагаю простое предложение: «Что лучше: красное или голубое?».
Теперь один из вас должен будет защищать мнение, что красное лучше, а другой – мнение, что лучше голубое. Каждый должен высказать как можно больше аргументов в поддержку той точки зрения, которую он защищает. Выдвигайте свои аргументы по очереди, при этом делать это надо как можно быстрее и как можно убедительнее. Представьте себе, что это игра в пинг-понг: ваши аргументы «летают туда-сюда», как мячик над столом».
Такая разминка мобилизует чувства участников и активизирует как эмоциональный, так и интеллектуальный потенциал. При этом тренируются также и навыки слушания, и навыки убеждения другого. Поскольку в таком споре заведомо не может быть победителя, каждый из участников может гордиться собой и получить удовольствие не от результата, а от самого процесса спора.
4.Упражнение «Принимаю решение».
Ведущий: «Одно из важнейших умений, которым должен обладать творческий человек, - умение самостоятельно принимать решения. Составьте перечень тех из них, которые приняли за последнее время, например за прошедшую неделю или месяц, а может быть и год, если это очень крупные решения.
На первом этапе нужно просто записать содержание решений, которые касаются непосредственно вас. Например: «Я решила изменить прическу» или «Я решил заняться изучением испанского языка» и т.п. «
На это отводится 3 минуты. После этого ведущий просит участников проанализировать записи и откровенно ответить на следующие вопросы: «Кто вам помогал принимать эти решения? Или, может быть, их кто-то принимал за вас? Если «да», то почему? Почему решения, которые касаются только вас, принимает кто-то другой? Значит, вы до сих пор не научились этому? Объединитесь в микрогруппы по 3-4 человека и обсудите записи».
Для проведения этого упражнения ведущему необходимо включить музыку и помочь участникам настроиться на серьезное осмысление своей повседневной практики принятия решений. Это очень важное упражнение, которое помогает участникам понять необходимость самостоятельного решения своих жизненных проблем.
5.Упражнение «Решительность».
Ведущий: «Сейчас мы с вами сразимся с нерешительностью. Нерешительность – основная причина многих неудач. Если проявить решительность с нерешительностью, своей и чужой, можно избежать многих неудач. Давайте прямо сейчас попробуем провести бой с нерешительностью. Пусть каждый придумает и запишет несколько вопросов (например, текущей политики или бизнеса), когда нужно немедленно принять кардинальное решение».
После того, как участники выполнили задание, ведущий предлагает всем разбиться на группы по 4-5 человек, в которых каждый по очереди задает свой вопрос, а все остальные предлагают пути решения. Оценивается скорость и оригинальность решения.
6.Упражнение «Настойчивость».
Ведущий: «Поговорим об одном необходимом всем качестве – настойчивости. Воля и страсть в правильном сочетании дают неотразимый эффект настойчивости. У кого нет настойчивости, могут и не помышлять о творческом успехе.
Настойчивость понимается как состояние сознания, включающее: ясность намерений, уверенность в себе, определенность планов, тщательность анализа, возможность сотрудничества, силу воли. Эти качества даются воспитанием, но их можно и культивировать. Оцените самокритично, чего вам не хватает. Хорошо каждый недостаток изобразить шуткой или афоризмом. Дерзайте!».
После того, как участники справились с заданием, ведущий продолжает: «Заметим, что основные враги настойчивости: непонимание своих желаний, промедление, отсутствие интереса к знаниям, колебания и нерешительность, привычка ссылаться на обстоятельства, равнодушие, привычка винить в ошибках других, отсутствие страсти, привычка бросать дела незавершенными, отсутствие четкого плана, неумение учитывать изменение идеи, отсутствие честолюбия, привычка размениваться по мелочам, страх перед критикой.
Оцените трезво, что из этих качеств вам свойственно и решительная борьба с ними может начаться немедленно, как только вы сможете придумать девиз или афоризм навстречу искоренению этих недостатков. Запишите, как вы мыслите преодоление всех препятствий». После того, как задание выполнено, группа может обменяться впечатлениями.
7.Упражнение «Риск».
Ведущий: «Известно, кто не рискует, тот не выигрывает. Коснемся вопросов риска, без которого вообще невозможен творческий успех. Но риск должен быть оправданным. Давайте проанализируем эффективность ваших действий. Для этого перечислите свои основные рискованные дела, которые вы совершили в своей жизни». Для записи ведущий предлагает участникам следующую схему: Суть дела. Оправдался ли риск? Каков результат? Если не оправдался, почему? Выводы, которые вы сделали для себя на будущее. После того, как задание выполнено, проводится обсуждение, после которого ведущий продолжает: «Бесстрашие – необходимый компонент риска. Проблема в том, как воспитать в себе бесстрашие.
Страхи окружают нас со всех сторон. Наиболее общераспространенные виды страха – страх нищеты, болезни, критики, разочарования, старости, смерти. Боязнь во многом является результатом воспитания. Симптомами боязни могут быть застенчивость, неуравновешенность, слабохарактерность, комплекс неполноценности, безынициативность, вялость, самолелеяние, ревность, безразличие, отсутствие самолюбия, нерешительность, сомнение, зависть, беспокойство, неуверенность в себе, сверхосторожность.
Как побороть в себе страхи и научиться оправданному риску? Что в себе вы считаете необходимым изжить? Как превратить в шутку этот страшный процесс изживания страхов? Отобразите это все в письменной форме, желательно в юмористическом жанре». После того, как все справились с заданием, каждый по очереди зачитывает то, что он написал.
8.Задание на дом: каждому участнику раздаются бланки «телеграмм» с проставленным именем адресата. Адресатами являются все участники тренинга, в том числе и тот, кто посылает «телеграммы». Надо написать каждому, в том числе и себе, самое хорошее, что можно о нем сказать.
9.Ритуал окончания занятия.
Занятие 12
Цель: интегрирование опыта, приобретенного в группе, в целостную картину своей личности; формирование готовности и после окончания тренинга экспериментировать со своими возможностями, творчески относиться к жизни, к самому себе; закрепление тех качественных изменений, которые произошли в ходе тренинга и определение основных ориентиров для последующего саморазвития личности каждого участника.
Материалы: небольшой мяч; бумага, ручки.
Содержание занятия
1.Ритуал приветствия.
2.Рефлексия прошедших занятий.
Ведущий обращается к участникам группы с вопросами:
Желательно, чтобы высказался каждый участник. Так как это заключительное занятие, ведущему нужно быть особенно внимательным по отношению к участникам, обязательно следить за их эмоциональным состоянием, ориентировать группу на оказание психологической поддержки, если она кому-то понадобится.
3.Психологическая разминка: упражнение «Футболка с надписью».
Ведущий: «Одно время во всем мире было популярно движение хиппи. Хиппи имели разные традиции, привычки, обычаи, отличающие их от других людей. Одним из таких обычаев было делать какие-нибудь надписи на своей одежде, часто отражающие жизненную позицию, девиз ее обладателя. Сейчас мы будем бросать друг другу мяч со словами: «Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано.» Проговаривая текст, который, с вашей точки зрения, мог бы быть написан на футболке человека, которому вы бросаете мяч. Тот, кому брошен мяч, должен сказать, согласен ли он одеть футболку с названной надписью или нет. Будем внимательно следить за тем, у кого побывал мяч, а у кого – нет. Надо, чтобы каждый из нас получил футболку с какой-то надписью».
4.Упражнение «Путь к цели».
Ведущий: «Мы уже заканчиваем работу! Что-то изменилось в нас, каждый сделал определенные открытия и в себе, и в окружающих. Над чем-то мы успели поработать, но этим не заканчивается процесс саморазвития и самосовершенствования. Впереди большая и серьезная работа. Подумайте, пожалуйста, о важнейших целях, стоящих перед вами, и коротко опишите их несколькими ключевыми словами. Спектр этих целей может быть очень широким: это могут быть абстрактные и конкретные цели, труднодостижимые и легкие, далекие и близкие. Решающее значение здесь имеет то, что цель важна для вас, и вы действительно хотите ее достичь».
На это участникам группы дается 5 минут, после чего ведущий продолжает: «Теперь выберете из списка ту цель, которая в данную минуту вам ближе всего, которая вас больше всего привлекает. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Наберите несколько раз побольше воздуха в легкие, и пусть вместе с выдыхаемым воздухом вас покинут все заботы, мысли, неотложные дела, уйдет напряжение. Сосредоточьтесь на выбранной цели.
Пусть в вашем сознании всплывет картина или образ, символизирующий для вас эту цель. Это ваш личный, индивидуальный символ, и образ может быть каким угодно: природным объектом, животным, человеком, предметом. Оставаясь с закрытыми глазами, представьте себе, пожалуйста, что перед вами лежит длинная и прямая тропа, ведущая на вершину холма. И над холмом вы видите именно тот образ, который символизирует вашу цель. А по обеим сторонам тропинки вы ощущаете присутствие различных сил – сил, которые пытаются заставить вас свернуть с пути, помешать вам достичь вершины холма. И эти силы могут сделать буквально все, что захотят. Не могут они лишь одного – разрушить прямую как луч тропинку, слегка светящуюся перед вами. Эти силы символизируют различные отвлекающие ситуации, людей, менее важные цели, негативные настроения. В их распоряжении есть много способов заставить вас отклониться в сторону. Они пытаются лишить вас мужества или чем-нибудь соблазнить. Они приведут множество логических доводов, доказывающих, что дальше идти нет смысла. Они захотят запугать вас или вызвать у вас чувство вины.
А вы можете ощутить себя сгустком ясной воли и неуклонно идти вперед по тропе. Не торопитесь и давайте себе достаточно времени для того, чтобы понять стратегию каждого «возмутителя спокойствия». Ощущайте направление движения. Вы даже можете обменяться парой слов с кем-то из тех, кто пытается отвлечь вас, однако после этого снова продолжайте свой путь и ощущайте себя живой, устремленной вперед волей.
А когда вы достигнете вершины холма, посмотрите на тот образ, который символизирует вашу цель. Ощущайте его присутствие, оставайтесь какое-то время рядом с ним и наслаждайтесь его близостью. Почувствуйте, что означает для вас этот образ, прислушайтесь к тому, что он сейчас может вам сказать.
И вот пришло время позволить всем этим образам поблекнуть и отодвинуться на второй план. Заберите с собой то, что оказалось для вас важным, и постепенно возвращайтесь назад. Откройте глаза, потянитесь, выпрямитесь. А потом запишите свои размышления по поводу цели и тех сил, которые хотят заставить вас свернуть в сторону.». Это упражнение помогает участникам наметить важную цель и ни на шаг не отступать с ведущего к ней пути, несмотря на все препятствия.