Влияние личностных качеств членов группы на справедливость принятия решений в межгрупповом взаимодействии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:08, дипломная работа

Описание работы

Цель: выявление влияния личностных качеств членов группы со справедливостью принятия решений в межгрупповом взаимодействии.

Задачи исследования:
Теоретические:
1. Дать общую характеристику личностных качеств человека;
2. Описать влияние личностных факторов на процесс принятия решений;
3. Охарактеризовать процесс принятия группового решения;
4. Рассмотреть фактор справедливости в процедурах принятия решений;
Эмпирические:
1. Исследование индивидуально-психологических особенностей каждого члена группы;
2. Диагностика уровня важности нормы справедливости;
3. Установление влияния личностных качеств членов группы на справедливость принятия решений в межгрупповом взаимодействии.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В МЕЖГРУППОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
1.1.Характеристика личностных качества человека
1.2. Влияние личностных факторов на процесс принятия решений
1.3. Система личностных качеств руководителя
1.4. Межгрупповое взаимодействие
1.5. Процесс принятия группового решения
1.6. Фактор справедливости в процедурах принятия решений
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2.Характеристика экспериментальной базы, процедуры проведения и методик исследования
2.3. Обработка результатов
2.4 Статистическая обработка результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

«Влияние личностных качеств членов группы на справедливость принятия решений в межгрупповом взаимодействии».doc

— 445.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

Кафедра «Философия»

 

 

Утверждаю

Зав. кафедрой,  д.ф.н., профессор

______________   Яременко С.Н. 

«_____» ________________ 2012 г.                        

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

«Влияние личностных качеств членов группы на справедливость принятия решений в межгрупповом взаимодействии»

 

Автор дипломной работы                          Самсонова Светлана Вячеславовна  Группа ГПС 41                                             Специальность  030301 Психология

Руководитель  работы                                   к.психол.н., доцент  Даутов Д.Ф.

Нормоконтролер                                           к.пед.н., доцент Ежак Е.В. 

 

 

Ростов-на-Дону

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………….

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В МЕЖГРУППОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ………………………………….

           1.1.Характеристика личностных качества человека……………….

           1.2. Влияние личностных факторов  на процесс принятия решений….             

           1.3. Система личностных качеств  руководителя………………………

           1.4. Межгрупповое взаимодействие…………………………………….

           1.5. Процесс принятия группового  решения…………………………..

           1.6. Фактор справедливости в процедурах  принятия решений……….

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ………………...

           2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования…………………………….

           2.2.Характеристика экспериментальной базы, процедуры  проведения и методик исследования…………………………………………..

           2.3. Обработка результатов……………………………………………..

           2.4 Статистическая обработка результатов…………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………

3

 

 

5

5

13

17

24

26

36

 

 

42

42

 

42

50

52

56

58

61


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа посвящена выявлению влияния  личностных качеств членов группы на справедливость принятия решений в межгрупповом взаимодействии.                                                                  Тема этой работы актуальна, так как процедура принятия решения оказывает влияние на качество работы участников. Люди предпочитают одни процедуры больше, чем другие. Предпочтение людьми одного вида процедур по сравнению с другими позволило предположить, что связь между процедурой и результатом ее применения опосредована дополнительным фактором — оценкой справедливости процедуры.       Цель: выявление влияния личностных качеств членов группы со справедливостью принятия решений в межгрупповом взаимодействии.

Предмет исследования: влияние личностных качеств членов группы на справедливость принятия решений в межгрупповом взаимодействии.

Объект  исследования: сотрудники завода «Алмаз», 30 человек, 20 мужчин и 10 женщин в возрасте 25-50 лет.      

Задачи  исследования:

Теоретические:

  1. Дать общую характеристику личностных качеств человека;
  2. Описать влияние личностных факторов на процесс принятия решений;
  3. Охарактеризовать процесс принятия группового решения;
  4. Рассмотреть фактор справедливости в процедурах принятия решений;

Эмпирические:

  1. Исследование индивидуально-психологических особенностей каждого члена группы;
  2. Диагностика уровня важности нормы справедливости;
  3. Установление влияния личностных качеств членов группы на справедливость принятия решений в межгрупповом взаимодействии.

 

Методический  инструментарий:

  1. 16-факторный опросник Кеттелла на определение личностных качеств человека.
  2. Опросник О.А. Гулевича «Влияние групповой принадлежности человека на выбор им норм справедливости».

Гипотеза: личностные качества членов группы оказывают влияние на справедливость принятия решений в межгрупповом взаимодействии.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В МЕЖГРУППОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

 

1.1.Характеристика личностных качества человека

 

Личностные  особенности - внутренние и глубинные  особенности людей. К личностным особенностям относят те психологические  особенности, которые кажутся более  глубокими, глубинными, стабильные (долговременные) и влияющими на все другие особенности человека. Личностные особенности - это не только способности, темперамент, психологический характер и характер тела, но и мотивы людей, их стремления и воля, их личностная устойчивость и личностная идентичность.

Если  у человека есть стремление и воля, он разовьет в себе нужные способности, изменит свой темперамент и сформирует нужный характер. Личностные особенности  позволяют менять психологические  особенности.

Нравственные  свойства.

Нравственные свойства личности определяются ее отношением к распространенным в данной социальной организации, общепризнанным и, как правило, неписаным нормам и образца поведения, принципам и обычаям. Нравственными являются не только положительные моральные качества личности, но и такие, которые принято называть безнравственными. Злость,  мстительность, злопамятство ,безразличие к другим людям, жадность, тщеславие, лживость, наглость, несправедливость также являются нравственными свойствами личности. И хотя всем с детства, как правило знакомы идеи добра, справедливости, чести, достоинства и чистой совести, которые представляются абсолютным благом, тем не менее в жизни наблюдается не только пестрота положительных и отрицательных нравственных качеств, представленных в различных личностях, но и меньшая пестрота представлений о том, какое поведение следует считать нравственным, а какое - безнравственным.

Деловые свойства.

Деловые свойства личности определяются отношением человека к работе, к делу. Деловые свойства обеспечивают успешность выполнения деятельности, определяемой социальной ролью. В роли деловых свойств могут выступать и физические, и физиологические, и психические свойства личности. В настоящее время в новых социальных условиях на первое место выдвигаются такие деловые свойства личности, как предприимчивость, инициативность, самостоятельность, чувство нового. Однако важно, что эти деловые свойства сочетались с такими деловыми свойствами, как ответственность за последствия принимаемых решений и предпринимаемых действий.

Замкнутость –  общительность. Замкнутость - это стремление робкого человека избегать контактов с окружающими людьми. Склонность к молчанию, даже в случаях необходимости. Что же такое общительность? Прежде всего — это способность к самовыражению. Общительный человек без излишнего напряжения и внутренней скованности может выразить свои мысли и переживания в присутствии других людей. Он легко находит нужные слова в соответствующей ситуации. Общительные люди, как правило, меньше подвержены болезням стресса, лучше справляются с кризисными жизненными ситуациями, имеют большую удовлетворенность жизнью, отношениями с людьми, своим социальным положением. Однако многие, слишком многие из нас испытывают серьезные трудности при необходимости открыто выразить свою позицию, свое отношение к окружающим людям и происходящим событиям. Многих смущает собственная уязвимость в общении, особенно с малознакомыми людьми. Видя повсеместно многочисленные, внешне непринужденные контакты между людьми, человек часто считает, что другим дается очень легко то, что у него лично вызывает психологическое напряжение, неуверенность, тревожность, неудовлетворенность собой. При этом он просто не знает, что такие же трудности и душевные переживания, вызванные элементарными повседневными контактами, испытывают и остальные.

Интеллект. Интеллект – это система механизмов психики человека, влияющих на возможность формирования в сознании индивидуума полной и объективной картины всего окружающего и происходящего. Такое определение термину «интеллект» дала российская психолог М.А. Холодная в своей книге "Психология интеллекта".  Это понятие нельзя упустить при рассмотрении всех граней личности, потому что интеллект является совокупностью способностей к обучению, осознанию и решению различных вопросов и проблем, которые волнуют человека. Оно включает все познавательные процессы, свойственные представителям человеческого рода, а именно: ощущение, воображение, восприятие, память, мышление. Современные психологи называю интеллект способностью анализировать и синтезировать информацию. Известно, что для каждого человека уровень интеллекта является разным. Впервые это было проанализировано англичанином Френсисом Гальтоном – известным  психологом и антропологом. Гальтон говорил о том, что интеллектуальные способности даются человеку от рождения. Но. безусловно, в этом вопросе со счетов нельзя сбрасывать и социальный опыт человека, влияющий на его умственные способности. Но как тогда можно измерить уровень интеллекта, чтобы понять, на сколько он развит у данного человека, спросите вы. Этим же вопросом интересовались французские психологи и неврологи А. Бине и Т. Симон в начале ХХ века. Они имели задание от  правительства создать метод, позволяющий выявлять у детей и взрослых уровень интеллектуальных способностей. Разработка Бине и Симона – это шкала IQ. Под IQ следует понимать отношение умственного возраста индивида к его хронологическому возрасту умноженное на сто процентов. Интеллект – это то, что в первую очередь отличает человека от животных. Именно интеллект поднял Нomo sapiens на высшую ступень эволюции и позволил стать тем, кем являемся мы с вами на сегодняшний день. Понятие об интеллекте – это глобальное понятие. Они подразумевает не только способности индивида, но и знания и умения, свойственные целым цивилизациям. Воплощается интеллект человека с помощью разного рода способностей: это умение логически мыслить, анализировать, абстрагировать информацию, познавать новое, выделять данные на основе полученных сведений, создавать ассоциации и находить закономерности, сортировать, классифицировать информацию, применять ее на практике и многое другое.

Выделяют семь основных качеств интеллекта, благодаря  которым достигается развитие человечества.

1.    Любопытство,  то есть желание человека постоянно  узнавать новое, получать информацию о предметах, вещах и явления, которые происходят вокруг него. Благодаря этому качеству интеллекта происходит активная познавательная деятельность.

2.    Глубина  разума. Она состоит в том, чтобы  классифицировать всю получаемую  информацию на важную и менее важную, первостепенную и второстепенную, нужную и постороннюю. Благодаря этой функции, психика человека не перегружаете данными, и может обрабатывать и накапливать информацию. Если бы не глубина ума, в памяти человека сохранялось бы множество лишней информации, что мешало бы протеканию мыслительных процессов.

3.    Пластичность  и активность разума. Это способность  использовать одну и ту же  информацию в разных целях  и направлениях, а полученный  опыт применять во всевозможных  жизненных ситуациях. Другими словами – это нестандартность мышления.

4. Логика. Способность строить рассуждения в определенном порядке и получать новую информацию в ходе анализа имеющихся данных.

5. Подтверждение. Умение находить аргументы и приводить в доказательство нужные факты во время передачи информации другому человеку и для убеждения кого-то в своей правоте.

6. Критичность разума. Способность к оценке фактов и явлений, анализу полученной информации. Благодаря критичности можно вовремя принимать жизненно важные решения, выбирать верные пути решения поставленных задач и направлять свою деятельность в нужно русло.

7.Объемность мышления. Способность оценивать проблему в целом, не выпуская из внимания всех нюансов дела, а также рассматривать сразу несколько вариантов достижения цели и выбирать один наиболее эффективный.

Отрицательное качество для интеллекта – это  ригидность. Под ригидностью интеллекта понимают его прямоту, отсутствие пластичности и активности, шаблонность мышления, слишком эмоциональное и примитивное восприятие и анализ информации.

Понятие о человеческом интеллекте прошло несколько этапов изучения. Ранее считалось, что интеллект  – это генетически заложенные способности индивида, со временем психологи пришли к выводу, что  и социальный опыт личности имеет значение в развитии интеллекта. Сегодня существует понятие о социальном интеллекте. Под ним понимают способность личности объективно понимать вербальные и невербальные посылы в общении других людей, их поведение и действия. Социальный интеллект – это метод, позволяющий приспособиться жизни в социуму и благополучно вступать в межличностные контакты. Возникло понятие о социальном интеллекте в двадцатых годах прошлого века, его автором является  американский психолог и педагог Торндайк Эдуард Ли.[1]

Эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность. Эмоциональная стабильность - спокойствие, стабильность, уверенность в себе, устойчивость к стрессовым ситуациям. Эмоциональная нестабильность. Человек находится под влиянием чувств, переменчив в настроениях, легко расстраивается, неустойчив в интересах. Низкая толерантность по отношению к фрустрации, раздражительность, утомляемость.

Информация о работе Влияние личностных качеств членов группы на справедливость принятия решений в межгрупповом взаимодействии