Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:08, дипломная работа
Цель: выявление влияния личностных качеств членов группы со справедливостью принятия решений в межгрупповом взаимодействии.
Задачи исследования:
Теоретические:
1. Дать общую характеристику личностных качеств человека;
2. Описать влияние личностных факторов на процесс принятия решений;
3. Охарактеризовать процесс принятия группового решения;
4. Рассмотреть фактор справедливости в процедурах принятия решений;
Эмпирические:
1. Исследование индивидуально-психологических особенностей каждого члена группы;
2. Диагностика уровня важности нормы справедливости;
3. Установление влияния личностных качеств членов группы на справедливость принятия решений в межгрупповом взаимодействии.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В МЕЖГРУППОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
1.1.Характеристика личностных качества человека
1.2. Влияние личностных факторов на процесс принятия решений
1.3. Система личностных качеств руководителя
1.4. Межгрупповое взаимодействие
1.5. Процесс принятия группового решения
1.6. Фактор справедливости в процедурах принятия решений
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2.Характеристика экспериментальной базы, процедуры проведения и методик исследования
2.3. Обработка результатов
2.4 Статистическая обработка результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
(ДГТУ)
Кафедра «Философия»
Утверждаю
Зав. кафедрой, д.ф.н., профессор
______________ Яременко С.Н.
«_____» ________________ 2012 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
«Влияние личностных качеств членов группы на справедливость принятия решений в межгрупповом взаимодействии»
Автор дипломной работы Самсонова Светлана Вячеславовна Группа ГПС 41 Специальность 030301 Психология
Руководитель работы к.психол.н., доцент Даутов Д.Ф.
Нормоконтролер
Ростов-на-Дону
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В МЕЖГРУППОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ…………………………………. 1.1.Характеристика личностных качества человека……………….
1.2. Влияние личностных факторов
на процесс принятия решений…. 1.3. Система личностных качеств руководителя………………………
1.4. Межгрупповое взаимодействие……… 1.5. Процесс принятия группового решения…………………………..
1.6. Фактор справедливости в ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ………………...
2.1. Цель, гипотеза и задачи 2.2.Характеристика экспериментальной базы, процедуры проведения и методик исследования…………………………………………..
2.3. Обработка результатов………………………
2.4 Статистическая обработка ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
3
5 5 13 17 24 26 36
42 42
42 50 52 56 58 61 |
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа
посвящена выявлению влияния
личностных качеств членов группы на
справедливость принятия решений в межгрупповом взаимодействии.
Предмет исследования: влияние личностных качеств членов группы на справедливость принятия решений в межгрупповом взаимодействии.
Объект исследования: сотрудники завода «Алмаз», 30 человек, 20 мужчин и 10 женщин в возрасте 25-50 лет.
Задачи исследования:
Теоретические:
Эмпирические:
Методический инструментарий:
Гипотеза: личностные качества членов группы оказывают влияние на справедливость принятия решений в межгрупповом взаимодействии.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В МЕЖГРУППОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
1.1.Характеристика личностных качества человека
Личностные особенности - внутренние и глубинные особенности людей. К личностным особенностям относят те психологические особенности, которые кажутся более глубокими, глубинными, стабильные (долговременные) и влияющими на все другие особенности человека. Личностные особенности - это не только способности, темперамент, психологический характер и характер тела, но и мотивы людей, их стремления и воля, их личностная устойчивость и личностная идентичность.
Если у человека есть стремление и воля, он разовьет в себе нужные способности, изменит свой темперамент и сформирует нужный характер. Личностные особенности позволяют менять психологические особенности.
Нравственные свойства.
Нравственные свойства личности определяются ее отношением к распространенным в данной социальной организации, общепризнанным и, как правило, неписаным нормам и образца поведения, принципам и обычаям. Нравственными являются не только положительные моральные качества личности, но и такие, которые принято называть безнравственными. Злость, мстительность, злопамятство ,безразличие к другим людям, жадность, тщеславие, лживость, наглость, несправедливость также являются нравственными свойствами личности. И хотя всем с детства, как правило знакомы идеи добра, справедливости, чести, достоинства и чистой совести, которые представляются абсолютным благом, тем не менее в жизни наблюдается не только пестрота положительных и отрицательных нравственных качеств, представленных в различных личностях, но и меньшая пестрота представлений о том, какое поведение следует считать нравственным, а какое - безнравственным.
Деловые свойства.
Деловые свойства личности определяются отношением человека к работе, к делу. Деловые свойства обеспечивают успешность выполнения деятельности, определяемой социальной ролью. В роли деловых свойств могут выступать и физические, и физиологические, и психические свойства личности. В настоящее время в новых социальных условиях на первое место выдвигаются такие деловые свойства личности, как предприимчивость, инициативность, самостоятельность, чувство нового. Однако важно, что эти деловые свойства сочетались с такими деловыми свойствами, как ответственность за последствия принимаемых решений и предпринимаемых действий.
Замкнутость – общительность. Замкнутость - это стремление робкого человека избегать контактов с окружающими людьми. Склонность к молчанию, даже в случаях необходимости. Что же такое общительность? Прежде всего — это способность к самовыражению. Общительный человек без излишнего напряжения и внутренней скованности может выразить свои мысли и переживания в присутствии других людей. Он легко находит нужные слова в соответствующей ситуации. Общительные люди, как правило, меньше подвержены болезням стресса, лучше справляются с кризисными жизненными ситуациями, имеют большую удовлетворенность жизнью, отношениями с людьми, своим социальным положением. Однако многие, слишком многие из нас испытывают серьезные трудности при необходимости открыто выразить свою позицию, свое отношение к окружающим людям и происходящим событиям. Многих смущает собственная уязвимость в общении, особенно с малознакомыми людьми. Видя повсеместно многочисленные, внешне непринужденные контакты между людьми, человек часто считает, что другим дается очень легко то, что у него лично вызывает психологическое напряжение, неуверенность, тревожность, неудовлетворенность собой. При этом он просто не знает, что такие же трудности и душевные переживания, вызванные элементарными повседневными контактами, испытывают и остальные.
Интеллект. Интеллект – это система механизмов психики человека, влияющих на возможность формирования в сознании индивидуума полной и объективной картины всего окружающего и происходящего. Такое определение термину «интеллект» дала российская психолог М.А. Холодная в своей книге "Психология интеллекта". Это понятие нельзя упустить при рассмотрении всех граней личности, потому что интеллект является совокупностью способностей к обучению, осознанию и решению различных вопросов и проблем, которые волнуют человека. Оно включает все познавательные процессы, свойственные представителям человеческого рода, а именно: ощущение, воображение, восприятие, память, мышление. Современные психологи называю интеллект способностью анализировать и синтезировать информацию. Известно, что для каждого человека уровень интеллекта является разным. Впервые это было проанализировано англичанином Френсисом Гальтоном – известным психологом и антропологом. Гальтон говорил о том, что интеллектуальные способности даются человеку от рождения. Но. безусловно, в этом вопросе со счетов нельзя сбрасывать и социальный опыт человека, влияющий на его умственные способности. Но как тогда можно измерить уровень интеллекта, чтобы понять, на сколько он развит у данного человека, спросите вы. Этим же вопросом интересовались французские психологи и неврологи А. Бине и Т. Симон в начале ХХ века. Они имели задание от правительства создать метод, позволяющий выявлять у детей и взрослых уровень интеллектуальных способностей. Разработка Бине и Симона – это шкала IQ. Под IQ следует понимать отношение умственного возраста индивида к его хронологическому возрасту умноженное на сто процентов. Интеллект – это то, что в первую очередь отличает человека от животных. Именно интеллект поднял Нomo sapiens на высшую ступень эволюции и позволил стать тем, кем являемся мы с вами на сегодняшний день. Понятие об интеллекте – это глобальное понятие. Они подразумевает не только способности индивида, но и знания и умения, свойственные целым цивилизациям. Воплощается интеллект человека с помощью разного рода способностей: это умение логически мыслить, анализировать, абстрагировать информацию, познавать новое, выделять данные на основе полученных сведений, создавать ассоциации и находить закономерности, сортировать, классифицировать информацию, применять ее на практике и многое другое.
Выделяют семь основных качеств интеллекта, благодаря которым достигается развитие человечества.
1. Любопытство,
то есть желание человека
2. Глубина
разума. Она состоит в том, чтобы
классифицировать всю
3. Пластичность
и активность разума. Это способность
использовать одну и ту же
информацию в разных целях
и направлениях, а полученный
опыт применять во
4. Логика. Способность строить рассуждения в определенном порядке и получать новую информацию в ходе анализа имеющихся данных.
5. Подтверждение. Умение находить аргументы и приводить в доказательство нужные факты во время передачи информации другому человеку и для убеждения кого-то в своей правоте.
6. Критичность разума. Способность к оценке фактов и явлений, анализу полученной информации. Благодаря критичности можно вовремя принимать жизненно важные решения, выбирать верные пути решения поставленных задач и направлять свою деятельность в нужно русло.
7.Объемность мышления. Способность оценивать проблему в целом, не выпуская из внимания всех нюансов дела, а также рассматривать сразу несколько вариантов достижения цели и выбирать один наиболее эффективный.
Отрицательное
качество для интеллекта – это
ригидность. Под ригидностью интеллекта
понимают его прямоту, отсутствие пластичности
и активности, шаблонность мышления,
слишком эмоциональное и примит
Понятие о человеческом интеллекте прошло несколько этапов изучения. Ранее считалось, что интеллект – это генетически заложенные способности индивида, со временем психологи пришли к выводу, что и социальный опыт личности имеет значение в развитии интеллекта. Сегодня существует понятие о социальном интеллекте. Под ним понимают способность личности объективно понимать вербальные и невербальные посылы в общении других людей, их поведение и действия. Социальный интеллект – это метод, позволяющий приспособиться жизни в социуму и благополучно вступать в межличностные контакты. Возникло понятие о социальном интеллекте в двадцатых годах прошлого века, его автором является американский психолог и педагог Торндайк Эдуард Ли.[1]
Эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность. Эмоциональная стабильность - спокойствие, стабильность, уверенность в себе, устойчивость к стрессовым ситуациям. Эмоциональная нестабильность. Человек находится под влиянием чувств, переменчив в настроениях, легко расстраивается, неустойчив в интересах. Низкая толерантность по отношению к фрустрации, раздражительность, утомляемость.