Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:08, дипломная работа
Цель: выявление влияния личностных качеств членов группы со справедливостью принятия решений в межгрупповом взаимодействии.
Задачи исследования:
Теоретические:
1. Дать общую характеристику личностных качеств человека;
2. Описать влияние личностных факторов на процесс принятия решений;
3. Охарактеризовать процесс принятия группового решения;
4. Рассмотреть фактор справедливости в процедурах принятия решений;
Эмпирические:
1. Исследование индивидуально-психологических особенностей каждого члена группы;
2. Диагностика уровня важности нормы справедливости;
3. Установление влияния личностных качеств членов группы на справедливость принятия решений в межгрупповом взаимодействии.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В МЕЖГРУППОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
1.1.Характеристика личностных качества человека
1.2. Влияние личностных факторов на процесс принятия решений
1.3. Система личностных качеств руководителя
1.4. Межгрупповое взаимодействие
1.5. Процесс принятия группового решения
1.6. Фактор справедливости в процедурах принятия решений
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2.Характеристика экспериментальной базы, процедуры проведения и методик исследования
2.3. Обработка результатов
2.4 Статистическая обработка результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Для удобства просмотра этой таблицы приведём расшифровку групп: I – подозрительность, воображение конформизм. II – общительность, чувствительность, подозрительность, радикализм. III – эмоциональная устойчивость, смелость, тревожность. IV – нормативность поведения, смелость, воображение, напряжённость. V – общительность, зкспрессивность, нормативность поведения.
По полученным данным видно, что у большинства испытуемых со средним уровнем справедливости преобладают такие качества, как нормативность поведения, смелость, воображение, напряжённость. Так же людям со средним уровнем справедливости характерна эмоциональная устойчивость и тревожность. Люди с высоким уровнем справедливости обладают такими качествами, как общительность, чувствительность, подозрительность, радикализм. Испытуемые с низким уровнем справедливости отсутствуют.
2.4. Статистическая обработка данных
Полученные первичные данные при анализе методик были обработаны с помощью статистической программы IBM SPSS Stastistics 19 for Windows. Для обработки полученных данных был использован критерий H - Крускала-Уоллеса. Обработка данных включала в себя один этап. Первым шагом были заполнены поля для того, чтобы можно было провести вычисления с помощью критерия. Были введены сырые баллы по каждому респонденту. И каждый респондент соотнесен к той группе, в которую он входил. После обработки данных была выведена таблица 6 (Итоги по проверке гипотезы). В ней мы видим, что Гипотеза Н-нулевая отклоняется и принимается гипотеза Н-первое. В которой говорится о том что, между выборками 1, 2, 3 и т. д. существуют неслучайные различия по уровню исследуемого признака. Соответственно, наша гипотеза о том, что люди с различными личностными качествами различаются по уровню справедливости, верна.
|
Таблица 6.
Для более наглядного представления ниже представлена диаграмма по критерию Крускала-Уоллиса для независимых выборок.
Где:
Св – справедливость принятия решения;
Группы – количество групп, разделённым по личностным факторам;
N – количество респондентов.
Из данной таблицы можно увидеть, что имеющиеся различия между группами не случайны. Если сравнивать группы между собой то можно увидеть, что уровень справедливости принятия решения увеличивается от выборки к выборке в зависимости от личностных качеств респондентов.
На основании исследования моно сделать несколько выводов:
- Испытуемые с высоким уровнем справедливости обладают такими личностными качествами, как: нормативность поведения, смелость, воображение и напряжённость. Такие люди настойчивы в достижении цели, склонны к риску. Могут оказаться в состоянии фрустрации за счёт повышенной мотивации. Этим объясняется фактор «Напряжённость».
- Испытуемые со средним уровнем справедливостью отличаются выраженностью факторов – «Общительность», «Чувствительность», «Подозрительность» и «Радикализм». О таких людях можно сказать, что они при всей своей открытости и понимании других людей обычно осторожны в своих поступках, обладают аналитичностью мышления. Также стремятся быть хорошо информированными.
- Также в некоторой степени на уровень справедливости принятия решения влияют такие качества, как: эмоциональная устойчивость, смелость и тревожность. Эти люди работоспособны, готовы иметь дело с незнакомыми обстоятельствами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги нашей работы, можно сказать, что процедура принятия решения оказывает влияние на качество работы участников. Люди предпочитают одни процедуры больше, чем другие. Предпочтение людьми одного фактора по сравнению с другими позволило выявить, что связь между фактором и результатом решения опосредована дополнительным фактором — оценкой справедливости процедуры.
На оценку справедливости процедуры оказывают влияние индивидуальные особенности людей. Например, люди, стремящиеся изменить ситуацию, в которой оказались, улучшить ее, выше, чем приспосабливающиеся к обстоятельствам, оценивают справедливость процедуры, если способны принять эффективное решение, но ниже — в противоположном случае. Существуют факторы, оказывающие влияние на важность справедливости в широком понимании и ее отдельных норм. К ним относятся характер принимаемого решения, цель, которую преследуют участники, их мотивация достижения и избегания, самооценка, характер отношений между ними и участие в деятельности общественных институтов.
Подводя итоги исследования можно сказать о том, что личностные качества испытуемых влияют на уровень справедливости принятия решений. Это можно увидеть в ходе проведенного нами исследования. Нами выявлено, что сотрудники организации с различными личностными качествами различаются по уровню справедливости принятия решений. Эти различия неслучайны. Испытуемые с высоким уровнем справедливости обладают такими личностными качествами, как: нормативность поведения, смелость, воображение и напряжённость. Респонденты со средним уровнем справедливостью отличаются выраженностью факторов – «Общительность», «Чувствительность», «Подозрительность» и «Радикализм». Также в некоторой степени на уровень справедливости принятия решения влияют такие качества, как: эмоциональная устойчивость, смелость и тревожность. Сталкиваясь с рассмотрением и изучением данного факта, зная его специфику, можно делать выводы о справедливости людей в разных ситуациях при решении задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ А
16-факторный опросник Кэттелла
Стимульный материал.
1. Я думаю,
что моя память сейчас лучше,
чем раньше:
а) Да
в) Трудно сказать
с) нет
2. Я мог бы
счастливо жить один, вдалеке от людей, как отшельник:
а) Да
в) Иногда
с) Нет.
3. Если бы
я говорил, что небо "находится
снизу", и что зимой "жарко",
я должен был бы назвать
преступника.
а) Гангстером
в) Святым
с) Тучей
4. Когда я
ложусь спать, я:
а) насыпаю мгновенно
в) нечто среднее
с) засыпаю медленно, с трудом.
5. Если бы
я вел машину по дороге, где
много других автомобилей, я
чувствовал себя
а) Если бы остался позади других машин
б) Не знаю
с) Если бы я обогнал все идущие впереди
машины
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(продолжение)
6. В компании
я предоставляю другим шутить
и рассказывать всякие истории:
а) Да
в) Иногда
с) Нет
7. Для меня
важно, чтобы во всем, что меня
окружает, не было беспорядка
а) верно
в) трудно сказать
с) неверно
8. Большинство
людей, которых я встречаю на вечеринке,
рады меня видеть.
а) Да
в) Иногда
с) Нет.
9. Я бы скорее
занимался:
а) Фехтованием и танцами
в) Затрудняюсь сказать
с) Борьбой и ручным мячом.
10. Про себя
я смеюсь над тем, что
а) Да
в) Иногда
с) Нет
11. Когда я
читаю о каком-нибудь
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(продолжение)
а) Всегдa
в) Иногда
с) Редко
12. Когда друзья подшучивает надо мной, я
обычно смеюсь вместе со всеми и совсем
не огорчаюсь.
а) Верно
в) Не знаю
с) Неверно.
13. Когда кто-нибудь
грубо говорит со мной, я могу
быстро забывать об этом.
а) Верно
в) Не знаю
с) Неверно.
14. Мне нравится
"изобретать" новые способы в выполнения
какой-либо работы больше, чем придерживаться
испытанных, приемов.
а) Верно
в) Не знаю
с) Неверно
15. Когда я
обдумываю что-нибудь, я люблю
делать это без посторонней
помощи, один.
а) Да
в) Иногда
с) Нет
16. Я думаю,
что реже говорю неправду, чем
большинство людей.
а) Верно
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(продолжение)
в) Нечто среднее
с) Нет
17. Меня раздражают
люди, которые не могут быстро
принимать решения.
а) Верно
в) Не знаю
с) Неверно
Конец первого столбца
18. Иногда, хотя
и очень недолго, я чувствовал
ненависть к моим родителям.
а) Да
в) Не знаю
с) Нет
19. Я бы скорее
раскрыл бы свои сокровенные
мысли:
а) моим друзьям
в) Не знаю
с) В своем дневнике
20. Я думаю,
что противоположным по
а) Небрежный
в) Тщательный
с) Приблизительный
21. Я всегда
полон энергии, когда мне это
необходимо
а) Да
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(продолжение)
в) Трудно сказать
с) Нет
22. Меня больше
раздражают люди, которые:
а) Своими непристойными шутками вгоняют
других в краску
в) Не знаю
с) Опаздывают на условленную встречу
и заставляют меня волноваться
23. Мне очень
нравится приглашать гостей и
развлекать;
а) Верно
в) Не знаю
с) Неверно
24. Я думаю,
что…
а) Некоторые виды работ не возможно выполнить
так же тщательно, как другие
в) Затрудняюсь сказать
с) Любую работу следует делать тщательно,
если Вы вообще за нее взялись
25. Мне всегда
приходится бороться со своей
робостью.
а) Да
в) Возможно
с) Нет
26. Мои друзья
чаще:
а) Спрашивают моего совета
б) Делают то и другое наполовину
с) Дают мне советы
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(продолжение)
27. Если приятель
обманывает меня в мелочах,
я скорее предпочитаю сделать
вид, что не заметил этого,
чем разоблачать его.
а) Да
в) Иногда
с) Нет
28. Мне нравится
друг, который…
а) Имеет действие и практические интересы
в) Не знаю
с) Серьезно обдумывает взгляды на жизнь
29. Я раздражаюсь,
когда слышу, что другие
а) Верно
в) Затрудняюсь ответить
с) Неверно
30. Меня волнуют
мои прошлые поступки ошибки.
а) Верно
в) Не знаю
с) Неверно
31. Если бы
я одинаково хорошо умел и
то и другое, я предпочел:
а) Играть в шахматы
в) Затрудняюсь сказать
с) Играть в городки
32. Мне нравятся общительные кампанейские
люди.
а) Да
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(продолжение)