Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:08, дипломная работа
Цель: выявление влияния личностных качеств членов группы со справедливостью принятия решений в межгрупповом взаимодействии.
Задачи исследования:
Теоретические:
1. Дать общую характеристику личностных качеств человека;
2. Описать влияние личностных факторов на процесс принятия решений;
3. Охарактеризовать процесс принятия группового решения;
4. Рассмотреть фактор справедливости в процедурах принятия решений;
Эмпирические:
1. Исследование индивидуально-психологических особенностей каждого члена группы;
2. Диагностика уровня важности нормы справедливости;
3. Установление влияния личностных качеств членов группы на справедливость принятия решений в межгрупповом взаимодействии.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В МЕЖГРУППОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
1.1.Характеристика личностных качества человека
1.2. Влияние личностных факторов на процесс принятия решений
1.3. Система личностных качеств руководителя
1.4. Межгрупповое взаимодействие
1.5. Процесс принятия группового решения
1.6. Фактор справедливости в процедурах принятия решений
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2.Характеристика экспериментальной базы, процедуры проведения и методик исследования
2.3. Обработка результатов
2.4 Статистическая обработка результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1.5. Процесс принятия группового решения |
Понятие процесса принятия группового решения, его особенности.
Перед тем как ставить задачу изучения особенностей процесса принятия группового решения необходимо обратиться к определению данного понятия.
Так, словарь психологических терминов дает следующее определение:
«Принятие решения
групповое - осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив
в условиях взаимного обмена информацией
при решении общей для всех членов группы
задачи. Процедура группового принятия
решения предполагает обязательное результирующее
согласование мнений членов группы в отличие
от групповой дискуссии, которая обычно
рассматривается как фаза, предшествующая
групповому принятию решения. В отдельных
случаях групповое принятие решения используется
в условиях ограниченного обмена информацией,
когда члены группы могут только сообщить
о своих первоначальных решениях. От группового
принятия решения следует отличать переход
от индивидуальных решений к групповым
без взаимодействия участников».[15]
С другой стороны, группы лучше
отдельных индивидов могут
Структура группового принятия решения.
При групповом принятии решения речь идет о групповом обсуждении определенной проблемы, в результате, которого группа как таковая принимает конкретное решение.
Процесс группового принятия решения состоит из четырех этапов:
1. Установление фактов (групповое интервью).
2. Оценка фактов
(мнения по поводу
3. Поиск решения (брейнсторминг).
4. Принятие решений.
Первый этап: основная задача заключается в сборе данных. Этот этап носит исключительно фактический и объективный характер. На этом этапе участники совместного обсуждения стараются воздерживаться от оценки собираемых фактов. Наиболее распространенный метод сбора всей совокупности мнений в группе по определенному вопросу - групповое интервью.
Эффективность проведения группового интервью зависит от тщательности подготовки:
- заранее оповестить всех членов группы о целях группового обсуждения, четко обозначить тему;
- выбрать удобное для всех время обсуждения, установив продолжительность около 1,5 часов;
- обеспечить физический и психологический комфорт (желательно иметь круглый стол, должны отсутствовать посторонние наблюдатели и т.д.).
Задачей интервьюера
(проводящего групповое
Этому способствует
применение некоторых
1) Хорошим способом «разговорить» участников интервью является повторное изложение аффективного содержания сказанного. Этот повтор должен быть как можно более объективным, следует избегать всякой оценки, чтобы не возникло сопротивление в группе.
2) Для прояснения высказываний отдельных участников группы, полезно задавать дополнительные вопросы, сформулированные в открытой форме, что облегчает процесс самовыражения для опрашиваемых.
3) Если в ходе интервью один из участников задает вопрос ведущему, то он может «переадресовать» этот вопрос всей группе или самому этому участнику (в первом случае это будет вопрос-эстафета, во втором - вопрос эхо).
4) По мере
завершения обсуждения
Второй этап носит оценочный, диагностический характер. Участники имеют возможность говорить все, что они думают о собранных данных. Руководитель собрания в это время только регистрирует высказываемые мнения. Приступать к поиску решений проблемы на этом этапе еще преждевременно. Поиск решения происходит на третьем этапе.
Третий этап: брейнсторминг (мозговой штурм) - поиск решения проблемы. На этом этапе ни ведущий, ни участники не должны критиковать мнение других участников. Группа должна высказывать максимальное количество идей по поводу одной конкретной проблемы.[17]
Процесс протекания брейнсторминга включает три фазы:
Вступительная фаза, длительностью примерно 15 минут. За это время ведущий сообщает информацию о методе, правилах и четко излагает вопрос, требующий решения.
Основная, узловая фаза брейнсторминга, длится около часа. Наиболее творческая стадия, когда активность участников максимальна и идеи высказываются свободно.
Заключительная фаза. Ведущий сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения их реального применения. Если у участников возникнут еще какие-либо идеи позже, они смогут изложить их в письменном виде в течении суток.
Наибольший успех брейнсторминга возможен при соблюдении следующих условий:
- группа должна включать в себя не более 10 человек;
- статус участников должен быть примерно равным;
- в группе должно быть
всего несколько человек,
- обсуждение должно проходить в комфортной и непринужденной обстановке, для того, чтобы участники чувствовали себя свободно. Кресла должны быть расположены по кругу, стол не обязателен;
- участники должны обращаться друг к другу по именам;
- руководитель не должен подавлять группу, однако именно он направляет ее работу;
- на брейнсторминге помимо основных участников необходимы наблюдатели «за кругом», которые должны фиксировать все что говорится без разбору, но не вмешиваться в работу группы. В некоторых случаях руководитель сам фиксирует на доске высказывания участников.
Четвертый этап - это стадия принятия решения. Предложенные решения группа сопоставляет с установленным на втором этапе «диагнозом», происходит своеобразный перебор вариантов решения, их сопоставление и выбор наиболее оптимального из них. Обычно при обсуждении на этом этапе присутствует также около десяти человек. Ведущий обозначает на доске план обсуждения, фиксирует все поступающие предложения, а также обсуждение каждого предложения в отдельности. В значительной степени успех группового принятия решения зависит от деятельности ведущего, направляющего работу всей группы. Он должен создавать атмосферу доверия и способствовать сотрудничеству участников группы. Для этого необходимо постоянно создавать условия и поощрять свободное выражение идей, чувств и установок, не мешать говорить и уметь слушать, принимать проявляемые участниками чувства и самому уметь их выражать.[18]
Методы и принципы коллективного принятия решения.
Примером коллективного принятия решений может служить метод Дельфи, получивший название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там мудрецами - предсказателями будущего. Метод Дельфи - многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.[19] Морфологический метод и метод анализа круга проблем. Методы состоят в разложении исходной проблемы на компоненты или возникающие проблемы, а затем в их последующей разбивке на альтернативные способы реализации. Затем составляются все возможные варианты сочетаний. Для каждого из них или лишь для наиболее перспективных вариантов составляется соответствующий проект. Метод аналогий. Идея метода состоит в вычленении возникшей проблемы и попытке ее решения с помощью идей из других сфер жизни и науки. Одно время метод применялся настолько успешно, что на его основе родилась целая наука - синектика. Ее область, занимающаяся заимствованием технических идей в биологии, называется бионикой.
Для использования метода аналогий необходимо:
- вычленить причину затруднений;
- предельно
формализовать ее до уровня, воспринимаемого
специалистами из других
- описать цели
будущего решения и
- выделить область жизни или науки, в которой могут быть близкие по своему смыслу решения;
- подобрать команду специалистов из выбранной области;
- организовать и провести мозговой штурм;
- интерпретировать
для исходной области
- выбрать из них реализуемые и наиболее эффективные.
Случайный импульс. Наш мыслительный аппарат функционирует в виде самоукрупняющейся запоминающей системы. Объем внимания отличается ограниченностью и ассоциативностью. Т.е. при одновременном поступлении в мозг двух сигналов при специально созданных условиях между ними должна установиться некая логическая цепочка, которая может существенно изменить восприятия каждого из сигналов.[20]
Основные приемы для ускорения этого процесса:
- объединение множества людей;
- посещение мест, где много случайных вещей (магазин, выставка, библиотека и т.д.);
- сознательное объединение ранее несвязанных мыслей, например, с помощью случайных слов-подсказок.
Метод «635». Шесть человек высказывают по три идеи по заданному вопросу за пять минут. Затем по часовой стрелке листки с их мнениями передаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы. Через полчаса, как максимум, готово 18 разработанных предложений. Следующие полчаса даются на их обсуждение, дополнение и выбор наилучших вариантов.
Метод модераций. Участники заполняют по три карточки с кратким описанием имеющихся проблем (анонимно). Модератор тасует полученные карточки и по очереди оглашает их содержание, предлагая отнести их к определенным группам. Если мнения участников расходятся, окончательное решение принадлежит автору данной карточки. В результате все проблемы оказываются разбиты на группы (кластеры). Обсуждается каждый из кластеров. Предлагаются следующие возможности: исключение (включение) из него каких-либо проблем, разбиение на несколько более мелких групп или, наоборот, их укрупнение. Разрабатывается общее наименование кластеров. Определяется их относительная важность. Есть еще японская (кольцевая) система принятия решений - «кингисё», суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов: