Влияние психологической совместимости танцевальных пар на достижение высоких спортивных результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:22, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить психологическую совместимость танцевальных пар как условие достижения высоких спортивных результатов.
Задачи исследования:
1) Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психологической совместимости танцевальных пар.
2) Подобрать адекватную систему методических средств диагностики психологической совместимости партнеров на основе их индивидуально-психологических особенностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы совместимости в психологической науке…………………………………..………………….
1.1. Подходы к пониманию психологической совместимости…….
1.2. Психологическая совместимость в различных видах спортивной деятельности…………………………………………………….
1.3. Спортивные танцы как специфическая форма совместной деятельности………………………………………………………………
ГЛАВА II. Исследование психологической совместимости танцевальных пар клуба «Данс-лайф»……………………………………….
2.1. Характеристика объекта и выборки исследования……………..
2.2. Организация и методы исследования…………………………….
2.3. Результаты исследования влияния психологической совместимости на достижения высоких спортивных результатов………...
2.3.1. Экспериментальное исследование психологической совместимости разно успешных танцевальных пар……………………
2.3.2. Исследование влияния типа темперамента партнеров на психологическую совместимость…………………….……………….
2.3.3. Изучение акцентуаций характера как условия психологической совместимости танцевальных пар……………….……………
2.3.4. Исследование ценностно-ориентационного единства как показателя психологической совместимости……...…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Diplom_Manuylovoy_Eleny.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)


 Министерство  образования и науки Российской  Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Курский  государственный университет»

 

 

 

 

Факультет педагогики и психологии

специальность: психология

 

 

 

                      Выпускная квалификационная работа на тему:

«Влияние  психологической совместимости  танцевальных пар на достижение высоких  спортивных результатов»

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса

Мануйлова Елена  Сергеевна 

Научный руководитель: старший

преподаватель,

кандидат  психологических наук

Беспалов  Дмитрий Викторович

 

 

 

 

                                            КУРСК –  2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..

3

ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы совместимости в психологической науке…………………………………..………………….

 

6

1.1. Подходы  к пониманию психологической  совместимости…….

6

1.2. Психологическая  совместимость в различных видах  спортивной деятельности…………………………………………………….

 

16

1.3. Спортивные  танцы как специфическая форма совместной деятельности………………………………………………………………

 

22

ГЛАВА II. Исследование психологической совместимости танцевальных пар клуба «Данс-лайф»……………………………………….

 

31

2.1. Характеристика  объекта и выборки исследования……………..

31

2.2. Организация и методы исследования…………………………….

34

2.3. Результаты  исследования влияния психологической  совместимости на достижения высоких спортивных результатов………...

 

36

2.3.1. Экспериментальное  исследование психологической совместимости разно успешных танцевальных пар……………………

2.3.2. Исследование  влияния типа темперамента партнеров на психологическую  совместимость…………………….……………….

 

36

 

 

39

2.3.3. Изучение акцентуаций характера как условия психологической совместимости танцевальных пар……………….……………

 

43

2.3.4. Исследование ценностно-ориентационного единства как показателя психологической совместимости……...…………………

 

46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...

49

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..

53

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..

58


 

Введение

Танцы как  вид спорта были признаны у нас в стране в 1993 году. В настоящий момент это один из наиболее  массовых, зрелищных и эмоциональных видов спорта, который позволяет максимально раскрыть индивидуально-типологические особенности личности.

Одной из важных задач психологического обеспечения учебно-тренировочного процесса в танцевальном спорте является учет индивидуально-психологических особенностей будущих партнеров, их психологическая совместимость, отбор и комплектование пар на основе психологических критериев.

Проблемы изучения индивидуальных различий, темперамента и характера, как основы психологической совместимости, описываются в трудах многих отечественных и зарубежных психологов: В.Д. Небылицына, В.М. Русалова, А.Е. Личко, В.С. Мерлина, К. Леонгарда [40]. Изучением психолого-педагогических аспектов спортивной деятельности, в частности, влияния индивидуальных особенностей личности на спортивную деятельность, занимались С.Д. Неверкович, А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, Н.Ф. Сингина. Несмотря на большое количество исследований по данной проблеме данных о роли индивидуально-типологических особенностей личности, влияющих на психологическую совместимость в спортивных танцах, нами не обнаружено в имеющейся литературе. Так же отсутствует  научно обоснованная методика комплектования танцевальных пар на основе учета психологических особенностей танцоров.

Практика показывает, что состав большинства спортивных пар формируется  без учета индивидуально-психологических  особенностей спортсменов, а это зачастую приводит к негативным взаимоотношениям, повышению эмоциональной напряженности, конфликтным ситуациям, частую сменяемость партнеров или полное расформирование танцевальной пары.

Актуальность исследования определяется необходимостью разработки психологического обеспечения учебно-тренировочного процесса в спортивных бальных танцах, что обуславливает поиск путей, средств и методов, направленных на повышение уровня взаимодействия и психологической совместимости танцевальных  пар, как условия достижения высоких спортивных результатов.

Цель исследования: изучить психологическую совместимость танцевальных пар как условие достижения высоких спортивных результатов.

Задачи  исследования:

1) Осуществить  анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме психологической  совместимости танцевальных пар.

2) Подобрать  адекватную систему методических  средств диагностики психологической совместимости партнеров на основе их индивидуально-психологических особенностей.

3) Осуществить  эмпирическое исследование психологической  совместимости танцевальных пар.

4) Проанализировать  и сопоставить полученные результаты.

5) Разработать  и апробировать практические  рекомендации, вытекающие из результатов исследования.

Объектом  исследования является психологическая совместимость.

Предмет исследования: психологическая совместимость партнеров в спортивных парах, занимающихся бальными танцами.

Гипотезой исследования является предположение о том, что психологическая совместимость является важным условием достижения высоких спортивных результатов танцевальных пар.

Методы исследования: теоретический анализ общей и специальной литературы; включенное наблюдение; беседа; изучение официальных протоколов соревнований; психологическое тестирование с помощью теста-опросника Айзенка, опросника Леонгарда, опросника ценностно-ориентационного единства; лабораторный эксперимент с применением аппаратурной методики «Арка»; математико-статистические методы обработки данных.

 

Глава I. Теоретический анализ проблемы совместимости

в психологической науке

    1. Подходы к пониманию психологической совместимости

 

Психологическая совместимость — способность членов группы к взаимному принятию, бесконфликтному общению, согласованию своих действий, оптимизации взаимоотношений в различных областях и видах совместной деятельности [38]. Необходимо отметить, что до настоящего времени общей теории психологической совместимости не создано. Тем не менее, исследования в этом направлении ведутся.

Среди ключевых проблем, связанных с созданием  теории психологической совместимости, можно отметить следующие:

  • отсутствие общепризнанных критериев объективного измерения совместимости
  • нередкая подмена понятия «совместимости» понятием «сходства», что не есть одно и то же
  • неопределённость статуса (то ли социальная психология, то ли психология личности)
  • остаётся также открытым вопрос, существуют ли «более совместимые» или «менее совместимые» психологические типы или черты характера.

В психологической  науке совместимость обычно понимается как возможность интеграции однопорядковых элементов системы или отдельного элемента с целой системой [22]. По мнению М.И. Сетрова, совместимость – есть такая общность объектов в некоторых свойствах, которая обеспечивает возможность их взаимодействия [27].

Совместимость как социально-психологический феномен  определённый групповым контекстом не имеет однозначного определения. Тем не менее, совместимость рассматривается как преимущественно диадный феномен (что не исключает обращения к собственно групповым её аспектам), а это предполагает наличие момента удовлетворения членами диады потребностей в поведенческих проявлениях друг друга.

При рассмотрении попыток классификации понятий  совместимости в научной литературе можно определить следующие. Согласно классификации, предложенной М. Шоу, выделяют два типа совместимости: сущностная совместимость (предполагает, что в одних случаях в её основе лежит сходство в потребностях характеристики партнёров, когда речь идёт либо о комплиментарности этих характеристик, либо о каких-либо более сложных, комбинированных их сочетаниях) и поведенческая совместимость (в этом случае предполагается, что определённые личностные сходства партнёров по взаимодействию детерминируют типовые поведенческие модели, способные продуцировать либо совместимость, либо несовместимость между ними) [23].

Другая классификация  исследований в области совместимости  разработана Н.Н. Обозовым и А.Н. Обозовой [29], выделившими три подхода к  изучению данного феномена: структурный (в соответствии с ним совместимость рассматривается как сходство или различие индивидуально личностных характеристики партнёров), функциональный (совместимость рассматривается как результат согласования внутригрупповых функций или ролей партнёров) и адаптивный (в этом случае речь идёт не столько о самой совместимости, сколько о её последствиях, развёртывающихся между партнёрами межличностных отношений).

Р.Л. Кричевским и И.Б. Антоновой была предложена схема изучения совместимости в малой группе [22]. Авторы предполагают, что совместимость целесообразно рассматривать в связи с двумя основными типами групповой деятельности: инструментальным (деятельностно-трудовая сфера групповой активности) и эмоциональным, или экспрессивным (сфера внутригруппового общения). В соответствии с первым из них можно говорить о совместимости индивидов в сфере деловой активности, а в соответствии со вторым – о совместимости членов группы в сфере внутригруппового общения.

Ряд специалистов в области социальной психологии выделяют два вида совместимости: совместимость групповая и совместимость межличностная. Групповая совместимость характеризуется как социально-психологический показатель сплочённости группы, отражающий возможность бесконфликтного общения и согласованности действий её участников в условиях совместной деятельности. Критерием межличностной совместимости является высокая непосредственная удовлетворённость результатами, и главное, процессом взаимодействия, когда каждый из партнёров находится на высоте требований другого, и при этом не требуются специальные условия установления взаимопонимания [23].

Психологическая совместимость рассматривается  как феномен, включающий межличностные  отношения, и предполагает следующее [2]:

1. Комплиментарность  потребностей, подразумевающую дополнение к проявлению потребностей. Например, когда один из партнеров проявляет сильное стремление к лидерству, а другой - потребность в повиновении.

2. Конгруэнтность  потребностей, когда оба субъекта (партнеры) обладают сходными потребностями, удовлетворяемыми одними и теми же межличностными отношениями.

3. Комплиментарность  навыков - когда недостаточные способности одного индивида компенсируются способностями другого.

4. Комплиментарность  знаний, когда оба партнера обладают  перекрещивающимися знаниями, так что каждый из них может учиться у другого.

5. Общность  ценностей, когда партнеры по  совместной деятельности имеют общую систему ценностей и правил поведения.

Совместимость рассматривают и как феномен, образующий иерархию уровней, на нижнем из которых находится психофизиологическая совместимость темпераментов, согласованность сенсорных актов. Здесь предполагается взаимодействие характеров, мотивов поведения. Социально-психологический уровень, как более интегрированный уровень взаимодействия, предполагает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций [38].

Разнообразие  определений феномена совместимости, возможно, объясняется тем, что тип групповой деятельности способен влиять на содержание составляющих совместимости. То есть различные виды совместной деятельности имеют специфические особенности и, по-  видимому, обусловлены определёнными видами, уровнями совместимости. Так, например, во внеигровом общении спортсменов, в отличие от их игровой деятельности, одно из значимых проявлений совместимости характеризуется сходством жизненных целей и интересов партнёров [44].

Феноменом, противоположным  совместимости, является несовместимость людей, то есть когда их потребности не находят удовлетворения во взаимодействии и поведении, в целом взаимно исключают друг друга. Этот процесс взаимодействия нередко сопровождается состоянием объективной неудовлетворённости партнёров, психической напряжённостью, неуравновешенностью в поступках, конфликтными ситуациями [38].

В психологических  исследованиях наряду с понятием «совместимости» коммуникативных процессов выделяют понятие «срабатываемости». Эффект совместимости чаще всего возникает в условиях личных отношений, а эффект срабатываемости является результатом деловых отношений и связан с деятельностью (учебной, спортивной, трудовой) [15].

Информация о работе Влияние психологической совместимости танцевальных пар на достижение высоких спортивных результатов