Влияние психологической совместимости танцевальных пар на достижение высоких спортивных результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:22, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить психологическую совместимость танцевальных пар как условие достижения высоких спортивных результатов.
Задачи исследования:
1) Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психологической совместимости танцевальных пар.
2) Подобрать адекватную систему методических средств диагностики психологической совместимости партнеров на основе их индивидуально-психологических особенностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы совместимости в психологической науке…………………………………..………………….
1.1. Подходы к пониманию психологической совместимости…….
1.2. Психологическая совместимость в различных видах спортивной деятельности…………………………………………………….
1.3. Спортивные танцы как специфическая форма совместной деятельности………………………………………………………………
ГЛАВА II. Исследование психологической совместимости танцевальных пар клуба «Данс-лайф»……………………………………….
2.1. Характеристика объекта и выборки исследования……………..
2.2. Организация и методы исследования…………………………….
2.3. Результаты исследования влияния психологической совместимости на достижения высоких спортивных результатов………...
2.3.1. Экспериментальное исследование психологической совместимости разно успешных танцевальных пар……………………
2.3.2. Исследование влияния типа темперамента партнеров на психологическую совместимость…………………….……………….
2.3.3. Изучение акцентуаций характера как условия психологической совместимости танцевальных пар……………….……………
2.3.4. Исследование ценностно-ориентационного единства как показателя психологической совместимости……...…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Diplom_Manuylovoy_Eleny.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

 

Из полученных данных мы можем сделать вывод  о том, что менее успешные пары отличаются более акцентуированными чертами характера. Оказалось, что у всех пар встречаются такие акцентуации как гипертимность и  эмотивность (максимальное число повторений), экзальтированность, циклотивность, демонстративность и по одному повторению возбудимость и тревожность. Из полученных результатов можно сделать вывод, что данные акцентуации характера присущи детям, занимающимся спортивными бальными танцами, что обусловлено, по нашему мнению, спецификой тренировочного процесса и направленностью на достижение высоких спортивных результатов. У успешных пар преобладают такие сочетания акцентуаций характера, как эмотивность и гипертимность. Эмотивность говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. И более выражено наблюдается у Любви В., Дарьи С., Анастасии С., Кристины М, т.е. у тех пар, которые на данном этапе танцевания занимают высокие призовые места на соревнованиях. Шкала гипертимность характеризует личность с высокой жизненной активностью. Высокие оценки по этой шкале говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью. А эмотивность говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемых. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что такие акцентуации, как эмотивность и гипертимность, являются хорошо совместимыми, что и сказывается на высоких спортивных результатах этих пар. У средне успешных пар наблюдается больший разброс акцентуаций. Здесь часто встречается такая акцентуация как гипертимность, эмотивность, экзальтированность и циклотивность. Но повторяющихся сочетаний акцентуаций нет. У неуспешных пар преобладает сочетание акцентуаций: гипертимность и экзальтированность. Шкала экзальтированность говорит о силе и выраженности эмоционального реагирования, эти люди приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Это автор мог наблюдать в ходе тренировок пары Кирилла Г. И Анастасии Б., которые в случае невыполнения задания мгновенно теряют концентрацию внимания и дальнейшее проведение занятия становится бесполезным.

Из полученных результатов можно сделать вывод, что сочетание эмотивности и гипертимности, положительно влияет на результаты совместной деятельности и может служить показателем психологической совместимости танцевальных пар.

 

 

2.2.4. Исследование ценностно-ориентационного  единства как показателя психологической совместимости

Для исследования совместимости танцевальных пар  мы применили опросник ценностно-орентационного единства (ЦОЕ). Пары были заинтересованы в ходе проведения исследования, каждый из участников хотел получить максимальное число повторений из выбранных качеств. В исследовании участвовали 10 пар: 5 успешных и 5 неуспешных пар. Исследование позволило получить ценные для нас результаты, которые обобщены и представлены в таблице 6.

Таблица 6

Результаты  исследования ценностно-ориентационного  единства

танцевальных пар

 

                

УСПЕШНЫЕ ПАРЫ

 

 

СОВПАДЕНИЕ  КАЧЕСТВ

ЛИЧНОСТИ

 

ПРОЦЕНТ СОВПАДЕНИЙ

Александр С., Любовь В.

Дисциплинированность

Трудолюбие

Умение работать в паре

Целеустремленность

Умение контролировать работу     

 

100%

 

Кирилл Ш., Дарья С.

Умение работать в паре

Трудолюбие

Целеустремленность

 

 

       60%

 

Игорь М., Валерия  М.

Умение контролировать работу

Самокритичность

Умение работать в паре

 

       60%

 

Глеб К., Анастасия  С.

 

Дисциплинированность

Умение работать в паре

 

       40%

 

Владислав В., Кристина М.

 

Трудолюбие

Требовательность  к себе

Умение работать в паре

 

       60%

 

НЕУСПЕШНЫЕ ПАРЫ

 

СОВПАДЕНИЕ  КАЧЕСТВ

ЛИЧНОСТИ

 

Кирилл Г., Анастасия Б.

Нет совпадений

        0%

Владислав А., Анастасия С.

Дисциплинированность

       20%

 

Дмитрий Ч., Ксения В.

Сообразительность

Трудолюбие

Уверенность в себе

 

       60%

 

Александр Д., Рада Д.

 

Оригинальность

      

       20%

 

Владислав Т., София Ч.

 

Уверенность в себе

Самостоятельность

     

       40%


 

Из таблицы  мы видим, что у успешных пар больше совпадений качеств личности (в среднем 64% совпадений), которые они считают  необходимыми для успешной танцевальной деятельности.   Практически все успешные пары назвали качество- умение работать в паре. У неуспешных пар нет единства мнений по поводу качеств необходимых для достижения эффективности совместной деятельности (в среднем 28% совпадений). Отсюда вытекает то, что успешные пары, характеризующиеся высоким уровнем ценностно-ориентационного единства, будут более эффективно функционировать, так как будут отличаться более высокой устойчивостью, относительно неуспешных пар, у которых уровень ценностно-ориентационного единства низкий. Однако важно подчеркнуть, что ценностное единство не может быть абсолютно относительным всех ценностей, которые имеют место в жизнедеятельности человека.  Исходя из полученных результатов, мы видим, что ценностно–ориентационное единство является важным условием психологической совместимости.

 

Заключение

Подводя итоги  исследования, следует отметить, что  выдвинутая нами гипотеза о влиянии  психологической совместимости  на достижение высоких спортивных результатов в основном подтвердилась. Совместимость личностных, социально-психологических и психофизиологических особенностей спортсменов является важной предпосылкой результативности тренировочного процесса. Она не только создает условия для формирования благоприятного микроклимата в паре, но и влияет на уровень сплоченности членов танцевальной пары и эффективность совместной спортивной деятельности.

Результаты  исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

1. В результате  экспериментального исследования с применением аппаратурной методики «Арка» мы выявили следующие закономерности: успешные пары быстрей собирают арку (в среднем на 50 сек) и у них наблюдаются психологические особенности, свидетельствующие о более высокой психологической совместимости: отсутствие конфликтов, быстрая оценка ситуации, удовлетворенность действиями партнера, позитивный эмоциональный настрой. Перечисленные качества способствуют эффективности совместной деятельности и достижению высоких спортивных результатов.

2. Психофизиологическая совместимость, проявляющаяся в сочетании типов темперамента, является важным условием совместимости танцевальных пар. Успешные пары характеризуются оптимальным сочетанием типов темпераментов, чем средне успешные и особенно неуспешные пары. Среди всех исследованных пар отсутствуют абсолютно несовместимые сочетания темпераментов, например, холерик-холерик, меланхолик-меланхолик. Наблюдается специфика сочетания темпераментов у разно успешных пар. Это позволяет предположить, что сочетание оптимальных типов темперамента является важным условием психологической совместимости.

3. Результаты  исследования сочетаний акцентуаций  характера позволили сделать  следующие выводы: такие акцентуации,  как эмотивность и гипертимность, являются хорошо совместимыми, что сказывается на высоких спортивных результатах успешных пар. У средне успешных пар наблюдается больший разброс акцентуаций. Здесь часто встречается такие акцентуации как гипертимность, эмотивность, экзальтированность и циклотимность. Но повторяющихся сочетаний акцентуаций нет. У неуспешных пар преобладает сочетание акцентуаций: гипертимность и экзальтированность. Из полученных результатов можно сделать вывод, что сочетание эмотивности и гипертимности, положительно влияет на результаты совместной деятельности и может служить показателем психологической совместимости танцевальных пар.

4. Успешные  пары, характеризуются высоким уровнем  идеологической совместимости (это высший уровень совместимости), проявляющейся в ценностно-ориентационном единстве членов группы по отношению к целям деятельности и путям ее достижения. Высокая степень ценностно-ориентационного единства, присущая успешным парам, выступает важным источником интенсификации общения и повышения эффективности совместной деятельности пары.

Исходя из этих положений, нами выработаны рекомендации для тренеров и педагогов, работающих с танцевальными парами разных возрастов, по созданию условий способствующих высокой психологической совместимости:

1. При комплектовании  танцевальных пар необходимо  учитывать психологическую совместимость партнеров. Подбор партнеров должен начинаться с глубокого психологического анализа индивидуальных особенностей человека влияющих на психологическую совместимость танцевальной пары.

2. Для диагностических  целей может быть использован  методический блок, разработанный и апробированный в данной работе. При определении психологической совместимости необходимо уделять внимание следующим психологическим особенностям партнеров: тип темперамента, сочетание акцентуаций характера, ценностно-ориентационное единство. Диагностику психологической совместимости нужно проводить, применяя экспериментальные методы, в частности может быть использована аппаратурная методика «Арка», позволяющая эффективно выявлять особенности партнеров, необходимые для высокой психологической совместимости: отсутствие конфликтов, быстрая оценка ситуации, удовлетворенность действиями партнера, позитивный эмоциональный настрой, быстрота решения задачи и др.

3. В случаях плохо совместимых темпераментов, можно посоветовать следующее: в паре холерик — меланхолик холерикам необходимо больше себя сдерживать, а меланхоликам не принимать все так близко к сердцу, хотя для обоих это будет не просто. Холерику трудно не ранить меланхолика, обидчивость которого отражается на обоих; в паре флегматик — сангвиник флегматикам нужно стараться более открыто и непосредственно проявлять свои чувства и не быть такими упрямыми и консервативными в своем поведении, а сангвиникам — попытаться быть более последовательными в делах и более надежными в своих обещаниях. Иначе им трудно будет справляться с нарастающей раздражительностью партнера.

Труднее всего  держать баланс в отношениях прямолинейным, возбудимым и безудержным холерикам, которые в своих высказываниях и поступках часто не могут остановиться вовремя и поэтому могут обижать окружающих, сами того не желая.

Для успешной танцевальной деятельности наиболее благоприятными являются сочетаниями темпераментов сангвиник - меланхолик. Такая пара будет обладать высокой психологической совместимостью, необходимой для достижения высоких спортивных результатов.

4. В танцевальном  процессе необходимо больше внимания  уделять сочетанию акцентуаций характера каждой пары в отдельности. Сочетание эмотивности и гипертимности, положительно влияет на результаты совместной деятельности и может служить показателем психологической совместимости танцевальных пар. Не рекомендуется создавать пары с такими акцентуациями как гипертимность и экзальтированность, т.к. это может усложнить тренировочный процесс и в дальнейшем повлиять на не успешность соревновательной деятельности.

5. При комплектовании  пар необходимо учитывать высшую  форму психологической совместимости – идеологическую, проявляющуюся в ценностно-ориентационном единстве партнеров. Особое внимание надо уделять единству ценностных ориентации членов группы, касающихся предмета совместной групповой деятельности - танцев.

 

 

Библиографический список

  1. Андрушишин И.Ф. Методика совершенствования тактической подготовки высококвалифицированных волейболистов на основе межличностного функционального взаимодействия: Автореф. канд. дис. М., 1993. - 20 с.
  2. Бабушкин Г.Д., Кулагина Е.В. Психологическая совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности. - Омск: СибГАФК, 2001. - 110 с.
  3. Бабушкин Г.Д. Психология труда тренера по спорту. – Омск: ОГИФК, 1985.  –85 с.
  4. Бабушкин Г.Д., Рогов А.И. Психологический практикум для специализации «теория и методика видов спорта». – Омск: СибГАФК, 1996. –84с.
  5. Белоус В.В. Темперамент и деятельность: Учебное пособие. –Пятигорск, 1990. –С. 102-112.
  6. Белоус В.В. Функциональная роль темперамента в индивидуальной и совместной деятельности людей // Вопросы психологии. –1984. –№4. –С.102-107.
  7. Блудов В.Л., Марищук Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1990. -256 с.
  8. Богданова Д.Л. Социально-психологическая характеристика спортивного коллектива. – Л.: ЛГУ, 1977.- 42с.
  9. Богомолова Л.В. Духовно-оздоравливающий аспект хореографии. Спортивные танцы. – РГАФК. – 2000. – № 2. – С.34-36.
  10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –М., 1968.
  11. Вайсман Р.С. Связь межличностных отношений с групповой эффективностью деятельности // Вопросы психологии. –1977. –№4. –C. 64-73.
  12. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. –М.: Прогресс, 1978. –135с.
  13. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. –М.: Физкультура и спорт, 1971. –245 с.
  14. Девяткина Е.Ю. Комплектование игрового состава команды высококвалифицированных баскетболисток с учетом психологической совместимости и срабатываемости игроков: Канд. дис. Омск, 2005. - 140 с.
  15. Ершов А.А. Психологическая соактивность людей. - М.: Знание, 1992.- 31 с.
  16. Казьмин В.И. Методы повышения эффективности группового взаимодействия волейболистов: Автореф. канд. дис. М., 1983. - 24 с.
  17. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности. – Минск,1976. –С. 18-26.
  18. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений в социально-психологических исследованиях. – М.: Наука, 1970. –186 с.
  19. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в социально-психологических исследованиях. – М.: Наука, 1970. –186 с.
  20. Корнеева Т.В. Комплектование и особенности подготовки спортивных пар в теннисе: Автореф. канд. дис. М., 1985. - 24 с.
  21. Кричевский Р.Л. Проблемы межличностной совместимости в зарубежной социальной психологии // Вопросы психологии. –1979. –№5. – C. 161-170.
  22. Кричевский Р.Л., Антонова И.Б. Межличностная совместимость в малых группах // Психолого-педагогические проблемы общения. –М.: МГУ, 1976. –С. 63-66.
  23. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 2001. – 318 с.
  24. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. –444 с.
  25. Мануйлов Б.Б. Специфика хореографического искусства и развитие нравственных и эстетических ценностей личности ребёнка // Спортивные танцы. РГАФК. – Бюллетень № 2. – 2002. – С. 54-55.
  26. Маслякова О.С. Формирование игровой коммуникации в условиях неопределенности ситуаций у юных баскетболисток: Канд. дис. Тобольск, 2005. - 166 с.
  27. Немов Р.С. Психологическая теория коллектива и проблемы групповой эффективности // Вопросы психологии. –1978. –№5. –С.97-102.
  28. Новиков МА., Самсонов Е.Б. Психологические аспекты групповой спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. – 1966. –№7. –С.49-52.
  29. Обозов Н.Н. Психологические методы исследования совместной работы // Вопросы психологии. –1977. –№4. –С. 129-133.
  30. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л.: ЛГУ, 1979. - 151 с.
  31. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982. –255 с.
  32. Петровский А.В., Платонов К.К. Психология межличностных взаимоотношений // Общая психо<span class="d

Информация о работе Влияние психологической совместимости танцевальных пар на достижение высоких спортивных результатов