Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:22, реферат
Цель исследования: изучить психологическую совместимость танцевальных пар как условие достижения высоких спортивных результатов.
Задачи исследования:
1) Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психологической совместимости танцевальных пар.
2) Подобрать адекватную систему методических средств диагностики психологической совместимости партнеров на основе их индивидуально-психологических особенностей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы совместимости в психологической науке…………………………………..………………….
1.1. Подходы к пониманию психологической совместимости…….
1.2. Психологическая совместимость в различных видах спортивной деятельности…………………………………………………….
1.3. Спортивные танцы как специфическая форма совместной деятельности………………………………………………………………
ГЛАВА II. Исследование психологической совместимости танцевальных пар клуба «Данс-лайф»……………………………………….
2.1. Характеристика объекта и выборки исследования……………..
2.2. Организация и методы исследования…………………………….
2.3. Результаты исследования влияния психологической совместимости на достижения высоких спортивных результатов………...
2.3.1. Экспериментальное исследование психологической совместимости разно успешных танцевальных пар……………………
2.3.2. Исследование влияния типа темперамента партнеров на психологическую совместимость…………………….……………….
2.3.3. Изучение акцентуаций характера как условия психологической совместимости танцевальных пар……………….……………
2.3.4. Исследование ценностно-ориентационного единства как показателя психологической совместимости……...…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..
Выделяют три компонента взаимодействия человека с человеком, позволяющие различать «совместимость» и «срабатываемость» [2]:
1)продуктивность
деятельности и характер
2)эмоционально-энергетические затраты, проявляющиеся в психологических показателях состояния и удовлетворения работой, совместно с партнёром;
3)особенности взаимопонимания людьми друг друга – точность понимания, отождествляемость одной личности с другой, то есть ощущение неразрывности одного с другим.
Социально-психологические исследования в области спорта показывают, что на результаты выступлений спортсменов в соревнованиях, на эффективность их работы в тренировочных занятиях большое влияние оказывают психологические факторы, связанные с коммуникативностью.
Психологические рекомендации
по выработке психологической
Не отрицая этих попыток, остановимся на тех типологиях, которые признаны в психологической науке и тщательно проверены на больших выборках и огромном статистическом материале.
Различают четыре типа темперамента — холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический. Конечно, в реальности присутствуют и смешанные темпераменты, но все же доминирование какого-то одного темпераментного свойства бывает очень заметным.
Кроме того, даже если в результате воспитания, обучения и опыта человек научился «маскировать» свой темперамент посредством ролевого поведения и самоконтроля, то в экстремальных и стрессовых ситуациях его темпераментные качества становятся доминирующими: холерик начинает суетиться, а флегматик впадает в ступор.
Темперамент проявляется
в таких характеристиках
Например, если в детстве ребенок был активным, подвижным и общительным, то в юности, в зрелые годы и в старости он все равно по сравнению с другими людьми будет активным, подвижным и общительным. Разумеется, эта активность во второй половине жизни снизится и человек станет более спокойным и менее общительным, но все равно холерик не может полностью «превратиться» в медлительного и замкнутого флегматика.
Холерик обладает очень высокой работоспособностью, выносливостью, активностью и инициативой. Хорошо работает в условиях изменений. Очень часто холерик стремится к формальному или неформальному лидерству, самостоятельности, ответственности. Он отличается также высокой скоростью мышления и переживаний, повышенной возбудимостью и эмоциональностью, способен на неожиданную смену настроений в течение дня.
Холерики любят трудности и умеют их преодолевать, можно сказать, что препятствия и проблемы повышают их жизненную энергию и стремление к самоутверждению. В некоторых случаях эти сотрудники неосознанно сами «организуют себе проблемы», чтобы «жизнь и работа не казались излишне скучными и монотонными».
Работник, обладающий холерическим темпераментом, может быть вспыльчивым и раздражительным, нередко имеет сниженный самоконтроль и направлен на «сбрасывание» своих эмоций на других людей.
Флегматик — спокойный, медлительный, вдумчивый и основательный работник. Проявляет надежность в отношениях и стабильность. Нуждается в длительной адаптации, новую информацию воспринимает с трудом, запоминает долго, но глубоко и основательно. При изменении условий работы может временно снизить производительность. Склонен к уединению, замкнутости, не любит конфликтов. Имеет невысокую инициативность. Может проявлять склонность к повторению ошибок. Хорошо работает в условиях однообразия и монотонии. Не рвется в лидеры, хорошо психологически совместим с сангвиниками, меланхоликами и флегматиками. Отличается терпеливостью, но склонен накапливать неудовлетворенность и редко, но очень сильно проявлять «взрыв негодования».
Сангвиник — активный, энергичный, имеет высокую работоспособность и развитый самоконтроль. Общительный, жизнерадостный человек. Ориентирован на карьеру и хороший заработок. Хорошо переносит перегрузки и эмоционально устойчив к неприятностям и тяжелым событиям. Эмоционально мало чувствительный, как говорят, «толстокожий». Психологически совместим с холериком, сангвиником, меланхоликом.
Меланхолик отличается эмоциональной чувствительностью, долго переживает ошибки и неудачи, проявляет повышенную обидчивость. Отличается высокой тревожностью, рисковать не любит. Может расстраиваться при неудачах, женщины-меланхолики часто плачут. Тяжело переживают несправедливость и конфликты. Склонны к самообвинению и самокопанию. Обладают интуицией. Ценят позитивную атмосферу в компании. Психологически совместимы с сангвиниками и флегматиками.
Различают парную психологическую совместимость и психологическую совместимость в группе. Если известна парная совместимость членов группы, то рассчитать групповую не сложно. Поэтому в дальнейшем будем рассматривать только парную совместимость. Она определяется свойствами двух взаимодействующих личностей и условиями окружающей среды [36]. Свойства личностей определяются:
1. наследственностью;
2. воспитанием, а точнее сказать историей развития личности;
3.психологическим типом;
Все эти факторы взаимосвязаны, однако первые определяют последующие.
Под условиями окружающей среды в данном случае понимается физическое и социальное окружение, а также предметная область, в которой происходит взаимодействие людей. Вот основные типы сред:
Таким образом, при оценке психологической совместимости необходимо учитывать как минимум 5 факторов и 4 типа сред. К сожалению, в настоящее время отсутствует комплексный подход, позволяющий учитывать всю совокупность типов и сред. Наиболее известными методами для оценки психологической совместимости являются следующие:
Выбор метода для оценки психологической совместимости зависит от возможностей исследователя. Приведем их в порядке возрастания:
Для исследования психологической совместимости применяется опросник межличностной совместимости Т.Лири, трёхфакторная гипотеза психологической совместимости У.Шутца (а также созданный на её основе опросник FIRO-B), гипотеза Г. Ю. Айзенка о совместимости темпераментов, гипотеза Акоффа и Эмери о совместимости установок, методика ДМО (диагностика межличностных отношений) Л.Н Собчик и др. Попыткой создать такую теорию можно было бы назвать соционику (а конкретно — теорию интертипных отношений), однако, в ряде критических статей отмечаются её методологические недостатки.
Следует различать долгосрочные и краткосрочные прогнозы совместимости. Сплошь и рядом встречается ситуация, когда люди могут эффективно сотрудничать некоторое время, однако постоянно быть рядом не могут. И наоборот – люди могут быть вместе всю жизнь, однако периодически им нужно отдыхать друг от друга. Поэтому краткосрочные прогнозы оценивают совместимость на срок в несколько месяцев, а долгосрочные от полугода до десятков лет.
Следует отметить, что существующие методы оценки психологической совместимости не вполне отвечают не только потребностям общества, но даже не могут полностью покрыть запросы обычного человека.
Задача определения психологической совместимости - классическая задача психологии [21].
1.2 Психологическая совместимость в различных видах спортивной деятельности
Проблема психологической совместимости в спортивной деятельности - одна из актуальных в психологии спорта и в то же время недостаточно разработанная. Поскольку каждый вид спорта имеет свои специфические особенности, то совместимость партнеров будут зависеть от конкретных индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей личности спортсмена. В одних случаях это снижает эффективность групповой деятельности, ухудшая психологический климат и способствуя возникновению конфликтных ситуаций, в других случаях - способствует эффективности групповой деятельности. Сочетание характеристик, которые указывают на позитивное влияние в изучаемом явлении, стало обозначаться понятием «совместимость» [28].
Исследования, направленные на выявление психологической совместимости, проведённые в области спорта, доказывают, что межличностные стрессовые воздействия тренировок и соревнований могут быть значительно снижены, если спортивная деятельность проходит в обстановке взаимопонимания, психологического комфорта, позитивных взаимоотношений, благоприятного социально-психологического климата [2, 14, 16, 37].
В спортивных командах, где деятельность направлена на достижение высоких результатов, влияние психологического климата сказывается на всех сторонах спортивной деятельности. Доказана связь между уровнем спортивного результата и эмоциональной атмосферой, в которой находится спортсмен [14]. Неблагоприятный эмоциональный фон, в котором проходит тренировочный процесс, психологический дискомфорт отрицательно влияют на настроение спортсмена, создают нервозность, что сказывается на продуктивности тренировочных занятий. Первопричину всех неблагоприятных явлений, по-видимому, следует искать в совместимости личностных особенностей взаимодействующих индивидов, в характере межличностных отношений. Пренебрежение вопросами совместимости, имеющими особое значение в спортивной деятельности, приводит к конфликтам, раскомплектованию спортивных групп и команд [14, 16].
Из-за отсутствия научно-методических разработок по этой проблеме, в спортивной практике комплектование спортивных звеньев, групп, составов зачастую осуществляется тренером интуитивно, без учета психологической совместимости спортсменов. При этом тренеры в основном учитывают уровень спортивной подготовленности спортсменов. Отсюда возникают различные негативные явления в совместно выполняемой спортивной деятельности: непонимание партнера, конфликты, неудовлетворенность действиями партнера, длительное разучивание совместных спортивных упражнений и нестабильность их выполнения
Совместимость лежит в основе формирования взаимопонимания, межличностного взаимодействия, взаимоотношений и срабатываемости взаимодействующих спортсменов [1, 2, 16]. Сочетание личностных характеристик, положительно влияющих на результаты совместной деятельности, определяется как совместимость. Основной компонент совместимости - субъективная удовлетворенность взаимодействующих людей.[2, 15]
При разработке
проблемы совместимости и
Эффективность совместной деятельности и формирование оптимальных межличностных взаимоотношений обусловлены тремя видами совместимости - социальной, психологической и психофизиологической [30]. Они проявляются во всех разновидностях деятельности, в том числе и спортивной. Для срабатываемости членов группы необязательно наличие всех трех видов совместимости. Полная совместимость членов группы предполагает оптимальное сочетание всех ее видов и наличие определенного соотношения между ними, их взаимодополняемость. В различных видах спортивной деятельности тот или иной вид совместимости выступает на первый план, становится ведущим и обуславливает эффективность совместно выполняемой спортивной деятельности. Значимость вида совместимости будет определяться особенностями спортивной деятельности, ее задачами, требованиями к личности.
Когда встает вопрос о комплектовании спортивных групп, составов, звеньев, экипажей и т.п., важный момент для тренера - знание и учет особенностей совместно выполняемой спортивной деятельности, организации взаимодействия партнеров, их индивидуально-психологических особенностей, на основе которых и осуществляется поиск критериев совместимости, обусловливающих срабатываемость взаимодействующих спортсменов.