Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:22, реферат
Цель исследования: изучить психологическую совместимость танцевальных пар как условие достижения высоких спортивных результатов.
Задачи исследования:
1) Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психологической совместимости танцевальных пар.
2) Подобрать адекватную систему методических средств диагностики психологической совместимости партнеров на основе их индивидуально-психологических особенностей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы совместимости в психологической науке…………………………………..………………….
1.1. Подходы к пониманию психологической совместимости…….
1.2. Психологическая совместимость в различных видах спортивной деятельности…………………………………………………….
1.3. Спортивные танцы как специфическая форма совместной деятельности………………………………………………………………
ГЛАВА II. Исследование психологической совместимости танцевальных пар клуба «Данс-лайф»……………………………………….
2.1. Характеристика объекта и выборки исследования……………..
2.2. Организация и методы исследования…………………………….
2.3. Результаты исследования влияния психологической совместимости на достижения высоких спортивных результатов………...
2.3.1. Экспериментальное исследование психологической совместимости разно успешных танцевальных пар……………………
2.3.2. Исследование влияния типа темперамента партнеров на психологическую совместимость…………………….……………….
2.3.3. Изучение акцентуаций характера как условия психологической совместимости танцевальных пар……………….……………
2.3.4. Исследование ценностно-ориентационного единства как показателя психологической совместимости……...…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..
В этой связи выделяются следующие виды форм организации совместной спортивной деятельности [37, 42], базирующиеся на идеях Л.И. Уманского [43]
1) совместно-последовательная
(такая форма организации харак
2) совместно-одновременно-
3) совместно-взаимосвязанная (она характеризуется ассинхронизацией времени и движений, но согласованностью по принятию решения, выделением отдельных действий, и имеет место в таких видах спорта как футбол, волейбол, хоккей и др.).
Взаимоотношения и формирование межличностных отношений в спортивных командах происходит в соответствии с общими закономерностями формальных организаций, и проходят сложный, не всегда однонаправленный путь [26, 44]. Взаимоотношения в спортивных командах строятся с учётом статуса, который имеет каждый участник команды [26, 37]. На статусе спортсмена сказывается уровень его спортивного мастерства, ранг, который он занимает среди других спортсменов в этом виде спорта, а также характер отношений с членами команды, в которых он предстаёт уже не только как спортсмен, но и как личность [13. 14]. Две стороны личностного статуса – мастерство и взаимоотношения могут не совпадать: спортсмен может обладать высоким статусом в спортивной деятельности, но низким в сфере общения и, наоборот [1,3]. Взаимоотношения характеризуются прочностью только там, где существующие в общении лица имеют примерно одинаковый статус [3], что и понятно, ведь каждый индивид ищет общество себе подобных.
В спортивных командах, в которых проводились исследования взаимоотношений, спортсмены разной квалификации для совместных тренировок, официальных соревнований, проведения свободного времени, ориентировались, как правило, на тех, кто имел примерно такой же статус, что и они сами. Отмечалось также, что совместное выполнение тренировочных упражнений спортсменами разной квалификации отрицательно влияет на их психическое состояние, что, в конечном счёте, сказывалось на работоспособности группы [8, 13].
Хотя в литературе и указывается на влияние фактора индивидуального мастерства в совместимости, всё же нельзя говорить о том, что этот фактор является определяющим в надёжности групповой спортивной деятельности. Так, анализ выступлений теннисистов на одном из турниров показал, что 79% теннисистов-победителей в парных разрядах никогда не были победителями в одиночных играх, а число спортсменов, занявших первые места как в одиночных, так и в парных соревнованиях, составлял лишь 10% [20]. В этой связи можно говорить о высокой значимости совместимости игроков для парных соревнований.
Аналогичные результаты были получены и при исследовании командных видов гребли. Далеко не всегда эффективными являются экипажи из спортсменов, победивших в одиночных соревнованиях. Помимо мастерства спортсмена здесь необходимо учитывать психологические толерантно-коммуникативные факторы, которые влияют на эффективность совместной деятельности. Исходя из этого, при комплектовании спортивных пар, троек, четвёрок и т.д., необходимо следующее: для решения диагностики использовать в качестве целевых признаков – совместимость, а в качестве прогностических факторов, обуславливающих совместимость – индивидуально-психологические характеристики личности (в нашем исследовании – коммуникативность), причём характеристики могут быть разными, в зависимости от вида спортивной специализации.
Как уже отмечалось, формирование оптимальных взаимоотношений и эффективности совместной деятельности в спорте обусловлены тремя видами совместимости: социальным, психологическим и психофизиологическим. Однако, не следует понимать это абсолютно, то есть думать, что совместимость должна быть максимально выражена на всех трёх уровнях (видах). Ведь совместимость предполагает оптимальное сочетание всех её видов и наличие определённого соотношения между ними, их взаимодополняемость и взаимозаменяемость. Спортивная деятельность соответствует ситуации, в которой то один, то другой вид совместимости выступает на первый план, становится ведущим и обуславливает эффективность совместной деятельности. Значение того или иного вида совместимости обусловлено особенностями спортивной деятельности, её сценарием, требованиями, задачами.
Для многих видов
человеческой деятельности, в том
числе и спортивной, немаловажное
значение имеет структура функционально-
1.3 Спортивные танцы как специфическая форма
совместной деятельности
Осмысление танца как феномена человеческой культуры привело к созданию биологических, психологических, социокультурных теорий. В рамках этих теорий танца заметная роль отводится его психологическим функциям. Нам представляется, что благодаря этим функциям он сохранился до наших дней. Кроме того, сравнительный анализ танца и экспрессивного поведения показал, что танец имеет много общего с экспрессивным поведением личности и к нему могут быть применены соответствующие схемы анализа [41].
В отличие от биологического подхода (где танец рассматривается преимущественно как моторно-ритмическое выражение сексуальной энергии), психофизиологического (где танец — это отражение характера импульсов нервной системы индивидуума), социокультурного (где танец — феномен цивилизации), психологический подход к танцу предполагает акцент на его коммуникативной природе и рассматривает его как отношение — к миру, к другому человеку [41]. Данный подход не противостоит вышеперечисленным подходам, но интегрирует их.
Мы исходим из того, что «коммуникативная универсалия танца» является системой включающей:
Приступая к анализу танца как совместной спортивной деятельности, мы хотим сразу оговорить то, что по данной проблеме существует достаточно ограниченное количество литературы. Связано это, прежде всего, с тем, что спортивные танцы как вид спорта существует относительно недавно. Только 4 октября 1998 года Президентом Международного Олимпийского комитета Самаранчем был подписан документ о включении бальных танцев в число олимпийских видов спорта. До этого их статус не был определён. Можно было их считать и видом хореографии, который был отнесён к системе искусства и развивалось также спортивное мастерство внутри этого феномена. И только усилиями ведущих спортивных пар мира, прежде всего, танцорами Англии, Германии, Италии и нашей страны эта сфера деятельности стала развиваться как вид спорта. Отсюда совершенно очевидно, что наличие соответствующей психологической и педагогической литературы оставляет желать лучшего. Мы хотим отметить огромнейшую актуальность исследований по развитию координационных способностей, особенно в нашем виде спорта, так как его развитие идёт хаотично, без применения научных данных и методик из области теории спорта, а специалисты и тренеры не имеют никакого образования для работы на этом поприще.
Хореография всегда считалась уделом культуры и искусства. Однако за долгую историю развития отечественного спорта и хореографии многое переменилось. Совершенствовалась методика, развивалась наука. И лишь одно всегда оставалось неизменным - большая любовь к самому естественному и красивому виду физической активности человека - спорту и хореографии. У них много общего, но есть и различия. Так, целью тренировки в спорте могут быть, в первую очередь спортивный результат, оцениваемый в секундах, сантиметрах, килограммах, баллах, и своевременная подготовленность спортсмена к этому результату. В хореографии ранее не фиксировались результаты, спортивные разряды. Это одно из главных противоречий, где в какой-то мере отражается сущность процесса тренировки. Эффективность её заключается в двух этих сферах - двигательной (физической) активности и психологической подготовке.
Спортивная и хореографическая тренировка представляют собой специализированные процессы, основанные на использовании физических упражнений с целью развития и совершенствования качества и способностей (в том числе толерантно-коммуникативных), обуславливающих готовность спортсмена и исполнителя к достижению наивысших показателей в избранном виде спортивно-хореографической деятельности или его конкретной дисциплине. Понятие «тренировка» (в спорте и хореографии) выступает в роли способа, и в роли процесса, а то и в роли средства, с помощью которого можно достичь определённой цели.
Различия тренировочного процесса, как в спорте, так и в хореографии во многом определяются уровнем и характером нагрузок, осваиваемых спортсменами и танцорами с учётом их подготовленности к двигательной - индивидуальной (физической) деятельности.
Несмотря на общий характер тренировки и моторного совершенствования, для каждого человека режимы двигательных нагрузок и ответные реакции организма на них сугубо индивидуальны. В связи с этим важное значение приобретают самоконтроль и комплексный контроль за состоянием организма человека и его реакциями на физические нагрузки. В спорте вопросу контроля уделяется большое внимание. (Алабин В.Г., Надиров Г., Озолин Н.Г. Платонов В.Н., Филин В.П.). Мы полагаем, что такой подход к значимости контроля необходим и в процессе занятий хореографией (здесь это слабое звено).
Многообразие упражнений хореографической тренировки способствует развитию: а) двигательных возможностей танцоров; б) выносливости; в) психолого-коммуникативности; г) совершенствованию в избранном виде хореографии [25]. Разные задачи решаются параллельно в каждом упражнении, но в разной степени.
Занятия спортом бывают результативными только при рациональной системе тренировки. Средства и методы тренировок, применяемые начинающими юными спортсменами и хорошо тренированными мастерами, весьма различны по абсолютной величине физических нагрузок. В то же время функциональные возможности организма у детей и подростков значительно ниже, чем у высококвалифицированных спортсменов. В таком утверждении нет противоречия [10]. Очевидно, что объём средств и времени, затрачиваемых на тренировку в спорте и хореографии, зависят от подготовленности человека.
Анализ нашего
собственного опыта, методических материалов
и др. свидетельствуют о том, что
совершенствование тренировочно
Для студентов специальных учебных заведений – будущих тренеров по спортивным танцам и исполнителей в этой области складывается ситуация, когда эмпирико-аналитической информации недостаточно, а реально они могут извлечь из неё слишком мало.
В одном из
журналов «Советский балет» в разделе
«Время, стиль, школа» ведётся серьёзный
разговор о системе общехореографическог
Автор статьи - Леонид Надиров (в то время директор Ленинградского хореографического училища им. А.Я. Вагановой) критически, с полной профессиональной озабоченностью раскрывает недостатки в подготовке танцоров и педагогов в этой отрасли. Л. Надиров считает, что набор контингента учащихся, из которых готовят впоследствии исполнителей, отвечающих современному уровню хореографии, ведётся неудовлетворительно, на 99 % стихийно [25]. Активные формы поиска почти не применяются. А ведь ещё в 1941 г. известным специалистом по травмам и патологиям в спорте и балете Н.А. Дембо была написана брошюра «Основы медицинского отбора поступающих в хореографические училища». Однако этот давний труд сегодня не используется как методологическая основа в нашем виде спорта. В статье автор констатирует, что некоторые педагоги в основном живут старым багажом, даже редко посещают балетные спектакли, не знакомятся с экспериментальными постановками ведущих хореографических групп. Отсюда тот консерватизм, которым отдают порой уроки. Отсюда и плоды воспитания артистов-ремесленников. В заключение статьи Л. Надиров говорит: «Нам нужна помощь учёных в создании специализированных учебников по многим предметам с учётом нашей специфики».