Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:22, реферат
Цель исследования: изучить психологическую совместимость танцевальных пар как условие достижения высоких спортивных результатов.
Задачи исследования:
1) Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психологической совместимости танцевальных пар.
2) Подобрать адекватную систему методических средств диагностики психологической совместимости партнеров на основе их индивидуально-психологических особенностей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы совместимости в психологической науке…………………………………..………………….
1.1. Подходы к пониманию психологической совместимости…….
1.2. Психологическая совместимость в различных видах спортивной деятельности…………………………………………………….
1.3. Спортивные танцы как специфическая форма совместной деятельности………………………………………………………………
ГЛАВА II. Исследование психологической совместимости танцевальных пар клуба «Данс-лайф»……………………………………….
2.1. Характеристика объекта и выборки исследования……………..
2.2. Организация и методы исследования…………………………….
2.3. Результаты исследования влияния психологической совместимости на достижения высоких спортивных результатов………...
2.3.1. Экспериментальное исследование психологической совместимости разно успешных танцевальных пар……………………
2.3.2. Исследование влияния типа темперамента партнеров на психологическую совместимость…………………….……………….
2.3.3. Изучение акцентуаций характера как условия психологической совместимости танцевальных пар……………….……………
2.3.4. Исследование ценностно-ориентационного единства как показателя психологической совместимости……...…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..
Время остро поставило проблему подготовки кадров в хореографии и, в частности, в подготовке современных специалистов - тренеров в области спортивного танца. Выход на новые рубежи качества немыслим без научно обоснованных методов подготовки специалистов в этой области. В связи с этим представляется полезным обратиться к тем достижениям в области теории тренировки, которыми нас обогатила современная наука, и к тем сведениям, которые представляют современная психология и педагогика. В хореографии есть смысл использовать методические достижения спортивной науки, характеризующие основные компоненты содержания спортивной тренировки. Здесь у нас есть много общего, и прежде всего, задачи, средства и методы тренировки, нагрузка и отдых, как главное составляющее тренировки - виды психических нагрузок, принципиальная схема построения урока, воспитывающий эффект тренировки.
Безусловно, конструирование этих компонентов целесообразно использовать при разработке вопросов теории и методики в рамках концепции спортивно - хореографической науки и практики. Нужно чётко сказать о том, что тренировка - главный и основной элемент содержания физической и психической активности человека при занятиях спортом и хореографией.
Под хореографической тренировкой мы подразумеваем специально организованный педагогический процесс, направленный на достижение высокого уровня спортивно - исполнительской деятельности и психологической подготовленности. Хореографическая тренировка осуществляется в четырёх основных видах: общефизическая подготовка, тренаж, репетиции, контроль на паркете во время соревнований.
Нет сомнения в том, что на пути творческого «соучастия» специалистов двух близких сфер - спорта и хореографии - можно обеспечить предпосылки для выявления и определения совместных усилий. Как и в любой отрасли, в хореографии больше внимания необходимо уделять положительному опыту спорта. Сделать его внедрение не только желательным, но и обязательным. А для этого нужны не общие слова о перестройке, а конкретность в работе, целенаправленность усилий, которые будут давать отдачу. Сейчас идёт пора огромной психологической ломки. Нужно решительно отказаться от старых привычных схем и представлений, вводить новую шкалу напряжённости, понятия о профессионализме и ответственности.
Здесь возникают беспрецедентные по масштабам проблемы, влияющие на эффективность реализуемых мероприятий (в спортивно - хореографической практике), носящие комплексный характер.
В любом виде человеческой деятельности наступает момент, когда особенно остро ощущается необходимость по-новому посмотреть на практическую деятельность. Нечто подобное, на наш взгляд, происходит сегодня в спортивных бальных танцах, художественной гимнастике, акробатике, фигурном катании. Здесь выдвигается проблема, связанная с тем, чтобы перенять опыт из хореографии.
Спортивные танцы, художественная и спортивная гимнастика, акробатика и фигурное катание относятся к группе сложнокоординированных видов спорта, связанных с оценкой результатов соревнований по точности и выразительности движений спортсменов при заданной программе, где психологический компонент играет не последнюю роль. Здесь решающим фактором становится интуиция тренера, спортсмена, их субъективное мнение и мнение судей (по бальной и оценочной системе). Практически каждый, кто занимается этими видами спорта, должен быть уверен, что максимально возможное большинство недостатков можно ликвидировать с помощью спортивно - хореографических упражнений.
Нет сомнения, что на пути
творческого соучастия
Глава II. Исследование психологической совместимости в различных возрастных группах спортсменов
танцевального клуба «Данс-Лайф»
2.1.
Характеристика объекта и
Исследования
проводились среди детей
Описывая танцевальный клуб «Данс-Лайф», необходимо отметить, что он был открыт 7 лет назад. Во время проведения исследования в нем насчитывалось 38 танцевальных пар в возрасте от 6 до 22 лет. Главное в работе клуба - развитие осанки, улучшение координации, овладение сложной пластикой, умение владеть своим телом.
В исследовании приняли участие 15 танцевальных пар. Мы исходили из учета того, что эти пары являются уже станцованными, неоднократно выступающими на соревнования, что позволяет проследить их динамику развития. Эти пары автор наблюдала на протяжении длительного времени и хорошо изучила личностные особенности каждого участника пары. Остальные пары в клубе «Данс-Лайф», или только недавно образованные, или совсем юные, что не дает возможность изучить влияние психологической совместимости на достижение спортивных результатов. Пары ежедневно тренируются, как на групповых, так и на индивидуальных занятиях и каждый месяц выезжают на соревнования по спортивным бальным танцам. Результативность пар существенно различается. По успешности выступлений мы выделили 3 группы:
Таблица 1
Показатель успешности исследуемых пар
УСПЕШНЫЕ ПАРЫ |
СРЕДНЕ УСПЕШНЫЕ ПАРЫ |
НЕУСПЕШНЫЕ ПАРЫ |
Александр С. (14 лет) Любовь В. (14 лет) |
Александр К. (14 лет) Алина М. (14 лет) |
Кирилл Г. (13 лет) Анастасия Б. (13 лет) |
Кирилл Ш. (12 лет) Дарья С. (12 лет) |
Павел М. (13 лет) Екатерина Б. (13 лет) |
Владислав А. (12 лет) Анастасия С. (12 лет) |
Игорь М. (12 лет) Валерия М. (12 лет) |
Игорь В. (12 лет) Марина Р. (11 лет) |
Дмитрий Ч. (12 лет) Ксения В. (12 лет) |
Глеб К. (11 лет) Анастасия С. (11 лет) |
Никита С. (11 лет) Кузина Елена (11 лет) |
Александр Д. (12 лет) Рада Д. (12 лет) |
Владислав В. (9 лет) Кристина М. (9 лет) |
Антон Н. (10 лет) Арина М. (10 лет) |
Владислав Т. (11 лет) София Ч. (11 лет) |
Успешные пары отличает высокая результативность на соревнованиях. Эти пары занимают призовые места на конкурсах и достаточно быстро набирают очки на новый класс. Все они отличаются большой работоспособностью и целеустремленностью. Например, пара Самсонов А., Ворожцова Л. В настоящий момент являются чемпионами Курской области по спортивным танцам. Эта одна из наиболее успешных пар в коллективе. Вместе они танцуют уже 4 года. Пара Кирилл Ш., Дарья С. - недавно созданная пара, до этого они танцевали с другими партнерами. И, тем не менее, результаты этой пары на соревнованиях очень высокие. Пара Игорь М., Валерия М. - в своей возрастной группе являютя самой успешной парой в клубе «Данс-Лайф». Эта пара создана 3 года назад, и ребята показывают очень высокие результаты. Пара Глеб К., Анастасия С. в своей возрастной группе - действующие чемпионы Курской области. Ребята много времени проводят на тренировках в зале. Пара Волобуев В., Минакова К. являются самой юной парой. Ребята занимаются уже 2,5 года и, несмотря на свой возраст, достигли высоких спортивных успехов.
К средне успешным парам мы отнесли пару Александр К., Алина М. Ребята сравнительно недавно встали в пару, но уже 1-ые соревнования показали их большой потенциал. Пара Павел М., Екатерина Б. также недавно образованная пара и могут похвастаться очень неплохими результатами. Пара Игорь В., Марина Р., на наш взгляд, одна из перспективных пар клуба «Данс-Лайф», и они это доказывают своими выступлениями. Пара Никита С., Елена К. вместе танцуют 2 года и на городских соревнованиях успешно выступают. И последняя пара из этой группы - Антон Н., Арина М. ребята часто выезжают на соревнования, но достойные результаты показывают только на городских соревнованиях.
К неуспешным парам мы отнесли пары: Кирилл Г., Анастасия Б.; Владислав А., Анастасия С.; Дмитрий Ч., Ксения В.; Александр Д., Рада Д.; Владислав Т., София Ч. На данный момент эти ребята не показывают высоких результатов на соревнованиях, хотя это уже станцованные пары, которые ежедневно тренируются. Возможно данные пары не могут достичь высоких спортивных результатов из-за отсутствия психологической совместимости.
2.2.
Организация и методы
Осуществлялось исследование в феврале – марте 2008 года. Исследование было осуществлено на базе танцевального клуба «Данс-Лайф» г. Курска. Необходимо отметить, что часть исследования автор проводила во время производственной практики, что позволяло вести наблюдение за танцевальными парами. Также автор хорошо знаком с успехами каждой пары, так как является тренером-стажером и действующим танцором клуба «Данс-Лайф».
Основная задача, решаемая в этом исследовании, состояла в изучении психологической совместимости танцевальных пар на достижение высоких спортивных результатов.
Рассматриваемое исследование, помимо наблюдения, опросных методик, включало лабораторный эксперимент с применением аппаратурной методики арка. На основании анализа полученных результатов была скорректирована гипотеза исследования, план исследования, а также методический блок. В частности мы отказались от применения теста совместимости А. Добровича, т.к. результаты, полученные в ходе использования данной методики, оказались не валидными.
Первоначально определялась успешность – не успешность пар на соревнованиях, затем проводилось изучение специфических психологических качеств танцоров, влияющих на психологическую совместимость, затем полученные результаты сравнивались.
В нашем исследовании приняли участие танцевальные пары одного клуба, характеризующихся одинаковым временем и условиями подготовки, что позволило сократить влияние побочных переменных.
В исследовании использовался методический блок, включающий беседу, наблюдение, лабораторный эксперимент с применением аппаратурной методики «Арка», тест – опросник Айзенка, опросник Леонгарда и опросник совместимости А. Добровича.
Анализируя методы исследования психологической совместимости, необходимо отметить, что изучение психологической совместимости требует, помимо опросных методов, применения экспериментальных методик. Характеризуя экспериментальную методику «Арка», необходимо отметить, что она разработана группой сотрудников под руководством Л.С. Уманского – А.С. Чернышева. «Арка» – прибор для предъявления экспериментальной групповой организаторской задачи, требующей согласованного практического действия группы людей в составе от 2 до 20 человек.
Прибор представляет собою сборно-разборную конструкцию в виде арки, отсюда и название самого прибора. Конструкция изготовлена из пенопластовых «кирпичиков» и металлического крепежного обода с ключом. «Кирпичики» пронумерованы и складываются только в том порядке, как были собраны.
Конструкция «Арки» делает сборку одним человеком практически невозможной, т.к. возникает необходимость постоянно поддерживать и правую, и левую части «Арки», и, самое главное, ее свод.
Работа с прибором проводится следующим образом: испытуемой группе в количестве от 2 до 20 человек дается предварительная инструкция, в которой экспериментатор объясняет устройство «Арки» и условия ее сборки, предъявляет группе задачу и договаривается о сигналах начала и конца ее выполнения. Задача состоит в том, чтобы собрать разобранную «Арку» как можно быстрее.