Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:22, реферат
Цель исследования: изучить психологическую совместимость танцевальных пар как условие достижения высоких спортивных результатов.
Задачи исследования:
1) Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психологической совместимости танцевальных пар.
2) Подобрать адекватную систему методических средств диагностики психологической совместимости партнеров на основе их индивидуально-психологических особенностей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы совместимости в психологической науке…………………………………..………………….
1.1. Подходы к пониманию психологической совместимости…….
1.2. Психологическая совместимость в различных видах спортивной деятельности…………………………………………………….
1.3. Спортивные танцы как специфическая форма совместной деятельности………………………………………………………………
ГЛАВА II. Исследование психологической совместимости танцевальных пар клуба «Данс-лайф»……………………………………….
2.1. Характеристика объекта и выборки исследования……………..
2.2. Организация и методы исследования…………………………….
2.3. Результаты исследования влияния психологической совместимости на достижения высоких спортивных результатов………...
2.3.1. Экспериментальное исследование психологической совместимости разно успешных танцевальных пар……………………
2.3.2. Исследование влияния типа темперамента партнеров на психологическую совместимость…………………….……………….
2.3.3. Изучение акцентуаций характера как условия психологической совместимости танцевальных пар……………….……………
2.3.4. Исследование ценностно-ориентационного единства как показателя психологической совместимости……...…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..
Следует отметить, что в процессе испытания группы на «Арке» психические процессы испытуемых протекают бурно, эмоции и чувства заметно выражены, что представляет благоприятные условия для изучения всей группы и отдельных ее членов, в том числе позволяет в ходе наблюдения выявить психологическую совместимость пар.
С учетом специфики предмета исследования эксперимент проводился в диадах. Нами применялись следующие модификации работы: сначала сбор Арки проходил без усложнения задания, каждая танцевальная пара пыталась без ошибок справиться с заданием; затем экспериментатор усложнил задачу: нельзя было разговаривать друг с другом, и один человек из пары мог собирать арку только левой рукой
2.3.Результаты исследования влияния психологической совместимости на достижения высоких спортивных результатов
2.3.1.Экспериментальное исследование психологической совместимости разно успешных танцевальных пар
Наиболее перспективным является экспериментальный подход к изучению психологической совместимости, он позволяет увидеть критерии психологической совместимости в реальной деятельности. С помощью эксперимента можно выявить избирательность межличностных отношений; психологический настрой на совместную деятельность; сплоченность, организованность и надежность группы; психологический климат и структуру совместной деятельности.
Экспериментальное
определение психологической
Результаты экспериментального исследования психологической совместимости с помощью «Арки» | ||
УСПЕШНЫЕ ПАРЫ |
СРЕДНЕ УСПЕШНЫЕ ПАРЫ |
НЕУСПЕШНЫЕ ПАРЫ |
Александр С., Любовь В. 1 серия: 1 мин 46 с 2 серия: 1 мин 35 с 3 серия: 1 мин 03 с
Среднее: 1 мин 28 с |
Антон Н., Арина М.
1 серия: 4 мин 13 с 2 серия: 1 мин 49 с 3 серия: 2 мин 35 с
Среднее: 3 мин 06 с |
Кирилл Г., Анастасия Б.
1 серия: 6 мин 07 с 2 серия: 2 мин 23 с 3 серия: 3 мин 25 с
Среднее: 4 мин 25 с |
Кирилл Ш., Дарья С.
1 серия: 2 мин 27 с 2 серия: 1 мин 23 с 3 серия: 1 мин 29 с
Среднее: 2 мин |
Павел М., Екатерина Б.
1 серия: 2 мин 17 с 2 серия: 1 мин 31 с 3 серия: 1 мин 21 с
Среднее: 1 мин 56 с |
Дмитрий Ч., Ксения В.
1 серия: 4 мин 52 с 2 серия: 3 мин 01 с 3 серия: 2 мин 48 с
Среднее: 3 мин 33 с |
Игорь М., Валерия М.
1 серия: 2 мин 57 с 2 серия: 1 мин 59 с 3 серия: 1 мин 37 с
Среднее: 2 мин 24 с |
Игорь В., Марина Р.
1 серия: 3 мин 26 с 2 серия: 3 мин 38 с 3 серия: 2 мин 35 с
Среднее: 3 мин |
Владислав А., Анастасия С.
1 серия: 4 мин 46 с 2 серия: 3 мин 3 серия: 2 мин 34 с
Среднее: 3 мин 26 с |
Глеб К., Анастасия С.
1 серия: 2 мин 20 с 2 серия: 1 мин 57 с 3 серия: 1 мин 45 с
Среднее: 2 мин 14 с |
Никита С., Елена К.
1 серия: 4 мин 12 с 2 серия: 3 мин 04 с 3 серия: 2 мин 05 с
Среднее: 3 мин 07 с |
Александр Д., Рада Д.
1 серия: 3 мин 18 с 2 серия: 2 мин 32 с 3 серия: 2 мин 01 с
Среднее: 2 мин 50 с |
Владислав М., Кристина М. 1 серия: 4 мин 34 с 2 серия: 3 мин 02 с 3 серия: 2 мин 29 с
Среднее: 3 мин 22 с |
Александр К., Алина М. 1 серия: 2 мин 28 с 2 серия: 1 мин 51 с 3 серия: 1 мин 30 с
Среднее: 2 мин 10 с |
Владислав Т., София Ч.
1 серия: 3 мин 58 с 2 серия: 2 мин 23 с 3 серия: 1 мин 46 с
Среднее: 2 мин 42 с |
Среднее: 2 мин 20 сек |
Среднее: 2 мин 50 сек |
Среднее: 3 мин 10 сек |
Различия между показателями успешных и неуспешных пар статистически достоверны на 5-ти процентном уровне значимости (при χ2 £ 0,05).
В ходе эксперимента были выявлены следующие особенности: успешные пары наметили стратегию и тактику деятельности, обсудили план предстоящих совместных действий, согласовали их последовательность, распределили между собой участки работы и функции.
Например, пара Александр С. и Любовь В. быстрее всех справились с заданием. Они являются одной из самых взрослых пар коллектива и на соревнованиях показывают высокие спортивные результаты. Ребята организованно работали, каждый делал свою часть работы, не мешая другому. В этой паре сразу определился лидер, им стала партнерша. Она взяла на себя практически всю сложную работу. Для этой пары был характерен слабый эмоциональный фон. Пара Владислав В., Кристина М. были экспрессивны и эмоциональны при сборе «Арки». Влад очень активно пытался помочь партнерше выполнить ее часть задания, что привело к разрушению «Арки» в первой попытке. В последующие серии ребята больше не допускали ошибок и показали неплохое время сборки. Пара Глеб К., Кристина М.- одна из самых организованных пар. Глеб сразу определил тактику выполнения задания, это одна из немногих пар, которая в первой попытке догадалась сразу переворачивать кубики. Среднее время сборки «Арки» составило 2 мин 20 сек., уровень успешности совместной деятельности оценивается как достаточно успешный.
Для средне успешных пар также была характерна быстрота и организованность сбора «Арки». Например, пара Павел М., Екатерина Б. активно помогали друг другу: они сразу определили, кто какую сторону будет собирать и в ходе эксперимента не свои ячейки тут же клали на сторону партнера. В первую попытку ребята были очень эмоциональны и поэтому допустили ошибку. Но в последующие попытки максимально быстро пытались выполнить задание. Стоит отметить, что эта пару отличала абсолютная терпимость к ошибкам друг друга, ни один из них не сделал замечание своему партнеру. Среднее время сборки 2 мин 50 сек., уровень успешности совместной деятельности оценивается как недостаточно успешный.
Менее успешные пары работали несогласованно и допускали много ошибок, проявляя при этом высокую эмоциональность. Например, пара Кирилл Г., Анастасия Б. показали самое низкое время. Они 3 раза допустили ошибки. Что привело к разрушению Арки. Для неуспешных пар была характерна еще одна особенность: в 1-ую попытку никто из них не додумался сначала перевернуть ячейки, поэтому они затратили много времени. Пара Александр Д., Рада Д. и вовсе перепутали цифру «6» и «9», хотя дана была подробная и четкая инструкция. Паре Дмитрию Ч., Ксении В. была присуща некая пассивность, о чем говорит показанное ими время. Также некоторых неуспешных пар отличала еще одна особенность - если они сразу не находили свою ячейку, то тут же переключались «помогать» своему партнеру, не доделав при этом свою сторону. Среднее время сборки 3 мин 10 сек., уровень успешности совместной деятельности оценивается как достаточно низкий.
По результатам исследования можно сделать вывод, что успешные пары быстрей собирают арку (в среднем на 50 сек) и у них наблюдаются психологические особенности, свидетельствующие о более высокой психологической совместимости: отсутствие конфликтов, быстрая оценка ситуации, удовлетворенность действиями партнера, позитивный эмоциональный фон и др.
2.3.2.
Исследование влияния типа
Для исследования типа темперамента спортсменов танцевального клуба «Данс-Лайф», нами был использован опросник Г. Айзенка. Мы выдвинули предположение о том, что сочетание типов темперамента является основополагающим фактором для психологической совместимости и результативности спортивной деятельности танцевальных пар.
Полученные результаты были обобщены и представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты
исследования типа
УСПЕШНЫЕ ПАРЫ |
ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА |
Александр С.; Любовь В. |
Меланхолик Сангвиник |
Кирилл Ш.; Дарья С. |
Меланхолик Сангвиник |
Игорь М.; Валерия М. |
Меланхолик Сангвиник |
Глеб К.; Анастасия С. |
Меланхолик Сангвиник |
Владислав В.; Кристина М. |
Холерик Флегматик |
СРЕДНЕ УСПЕШНЫЕ |
ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА |
Антон Н.; Арина М. |
Холерик Меланхолик |
Павел М.; Екатерина Б. |
Сангвиник Флегматик |
Игорь В.; Марина Р. |
Холерик Сангвиник |
Никита С.; Елена К. |
Меланхолик Меланхолик |
Александр К.; Алина М. |
Холерик Сангвиник |
НЕУСПЕШНЫЕ ПАРЫ |
ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА |
Кирилл К.; Анастасия Б. |
Флегматик Сангвиник |
Дмитрий Ч.; Ксения В. |
Флегматик Сангвиник |
Владислав А.; Анастасия С. |
Флегматик Сангвиник |
Александр Д.; Рада Д. |
Меланхолик Флегматик |
Владислав Т.; София Ч. |
Флегматик Сангвиник |
Обобщив результаты исследования, мы получили следующие сочетания темпераментов:
Таблица 4
Соотношение типов темперамента
УСПЕШНЫЕ ПАРЫ |
меланхолик-сангвиник холерик-флегматик |
60% 20% |
СРЕДНЕ УСПЕШНЫЕ ПАРЫ |
холерик-сангвиник холерик-меланхолик сангвиник-флегматик меланхолик-меланхолик |
40% 20% 20% 20% |
НЕУСПЕШНЫЕ ПАРЫ |
сангвиник-флегматик меланхолик-флегматик |
80% 20 % |
Как видно из таблицы, среди успешных пар преобладает сочетание меланхолик – сангвиник. Эти две пары темпераментов во многом дополняют друг друга и даже частично сглаживают те недоразумения, которые могут возникнуть при несовместимости их типов личности. Так, например, в паре Даши С. и Кирилла Ш, своеобразным мотором на тренировках выступает партнерша, она постоянно поддерживает и тонизирует Кирилла, не дает ему сбавить темп тренировки. Таким же сочетанием темпераментов обладает пара Любовь В., Александр С. Это можно наблюдать в ходе тренировки этой пары: активная, прямолинейная и быстрая в своих действиях партнерша помогает «включиться» в работу более медлительному и инертному партнеру, создавая при этом, так называемую, «чемпионскую смесь».
Среди средне успешных пар преобладает сочетание темпераментов холерик - сангвиник. Исходя из теории темпераментов, это сочетание требует подстройки, так как такие пары слишком эмоциональны и инициативны, вследствие чего могут возникнуть проблемы лидерства. Это автор наблюдала в процессе тренировок пары Александр К., Алина М. Ребята могут очень долго спорить относительно того, как правильнее выполняется тот или иной элемент. И довольно часто на этой почве у них возникают конфликты, которые приводят к взаимному неудовольствию друг другом. Возможно, именно такое сочетание темпераментов не дает им возможности занимать высокие места на соревнованиях.
Среди неуспешных пар самое часто встречаемое сочетание сангвиник – флегматик. Эти пары более проблематично взаимодействуют между собой. Правда ссоры могут носить легкий, временный характер. Так, например, пары Влад Т., София Ч. и Дмитрий Ч., Ксюша В. очень долго входят в тренировочный процесс. Автор прикладывает много усилий, чтобы ребята полноценно занимались всю тренировку. Характерная черта ребят - им нужен кто-то - кто заставит их «работать» и «напрягаться». В итоге - долгое усвоение материала, который больше отличается количеством повторений, нежели качеством.
Необходимо отметить, что среди всех исследованных пар отсутствуют абсолютно несовместимые сочетания темпераментов, например, холерик-холерик, меланхолик-меланхолик. Наблюдается специфика сочетания темпераментов у разно успешных пар. Успешные пары характеризуются более оптимальным сочетанием типа темпераментов, чем средне успешные и особенно неуспешные пары.
2.2.3. Изучение акцентуаций характера как условия
психологической совместимости танцевальных пар
Для установления уровня психологической совместимости танцоров мы использовали характерологический опросник К. Леонгарда, предназначенный для выявления акцентуаций характера. Мы предполагаем, что сочетание тех или иных акцентуаций характера является важным условием психологической совместимости в паре, что может влиять на достижение высоких результатов в спортивных танцах.
Таблица 5
Результаты исследования акцентуаций характера
УСПЕШНЫЕ ПАРЫ |
ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА |
Александр С.; Любовь В. |
Гипертимность (21) Эмотивность (24) |
Кирилл Ш.; Дарья С. |
Гипертимность (21) Эмотивность (24) |
Игорь М.; Валерия М. |
Эмотивность (18) Гипертимность (24) |
Глеб К.; Анастасия С. |
Демонстративность (18); Экзальтированность (18) Эмотивность (24) |
Владислав М; Кристина М. |
Экзальтированность (24) Эмотивность (24) |
СРЕДНЕ УСПЕШНЫЕ ПАРЫ |
ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА |
Антон Н.; Арина М. |
Гипертимность (21); Эмотивность (21) Эмотивность (21); Циклотивность (21) |
Павел М.; Екатерина Б. |
Эмотивность (21) Демонстративность (21) |
Игорь В.; Марина Р. |
Возбудимость (18); Эмотивность(18). Демонстративность (20). |
Никита С.; Елена К. |
Эмотивность (18); Тревожность (18); Циклотивность (18); Экзольтированность (18) Гипертимность (24); Экзольтированность (24) |
Александр К.; Алина М. |
Гипертимность (21) Гипертимность (21); Циклотивность (21) |
НЕУСПЕШНЫЕ ПАРЫ |
ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА |
Кирилл Г.; Анастасия Б. |
Экзальтированность (24) Гипертимность (21) |
Дмитрий Ч.; Ксения В. |
Гипертимность (21) Экзальтированность (21) |
Владислав А.; Анастасия С. |
Гипертимность (15) Экзальтированность (24) |
Александр Д.; Рада Д. |
Гипертимность (21) Демонстративность (24) |
Владислав В.; Кристина М. |
Гипертимность (21) Эмотивность (21) |