Влияние рекламы на психику потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Не секрет, что в настоящее время многие относятся к рекламе, как к назойливой мухе, от которой хочется все время отмахиваться. Люди просто стараются не замечать ярких иллюстраций в журнале, игнорируют красочные объявления на страницах газет, на транспорте, уличных афишах, переключают каналы телевизора, жалуются на спам в Интернете и т.д. Тем не менее, реклама настолько плотно вошла в нашу жизнь, что представить себе картину современного мира без нее практически невозможно. Более того, реклама, именно как явление, просто-напросто не может исчезнуть, так как она является неотъемлемой функцией общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…..……………………………………………………………..3
Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ РЕКЛАМЫ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ………………………………………………………………….5
1.1. Направления рекламного воздействия на поведение потребителей..5
1.2 Психология восприятия рекламы……………………………………...9
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В РЕКЛАМЕ……………13
2.1 Методы психологического воздействия рекламы на потребителя…13
2.2 Психологические приёмы……………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовик реклама.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

    В процессе убеждения используются три  группы аргументов. В первую группу входят аргументы, основанные на бесспорных истинах и на личном опыте тех, кого убеждают. Вторая группа представляет позитивную аргументацию в пользу товара. Третья - негативную информацию, предостерегающую покупателя о трудностях, а то и об опасности, если он отвергнет товар.

    Конечно, не в каждом рекламном обращении  присутствуют три компонента аргументации. Негативная аргументация используется лишь в исключительных случаях, когда отсутствие рекламируемого товара действительно угрожает фундаментальным ценностям потребителя - его здоровью, благополучию его семьи, продвижению по карьерной лестнице, потерей социального статуса и т. д. А вообще негативная апелляция в рекламе нарушает ее основной принцип - «приятные впечатления от приятных вещей». Рекламист должен ясно понимать, когда стоит и когда не стоит прибегать к негативной апелляции.

    Существует  два способа аргументации в рекламе: логический и психологический. Логический способ позволяет обратиться к рациональной сфере нашего сознания. Используя  этот способ, рекламист указывает  на какую-либо проблему, знакомую потребителю. И тут же предлагает решение проблемы. Психологический способ аргументации - апеллирует к мнениям, чувствам и интересам тех, кого стремится убедить реклама. Здесь реклама уже обращается к эмоциональной сфере нашего сознания. Она более «очеловечена». Она старается убедить потребителя в том, что ее предложение удовлетворит ваши собственные весьма индивидуализированные интересы

    Рекламная практика показывает, что апелляции  психологического, а не рационального  плана имеют больший успех. Это, конечно, не значит, что можно игнорировать логический способ представления аргументов в пользу товара. Наибольший эффект в рекламном обращении достигается сочетанием как логических, так и психологических аргументов. Аргументы могут быть представлены не только в тексте, но и в визуальном ряде.

    Рекламному  убеждению способствует повторение рекламы.

    Внушение

    Суггестия, или внушение, - это процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания, не требующий ни развернутого логического анализа, ни оценки. Внушение осуществляется с целью создания определенных состояний или побуждения к определенным действиям. Суть внушения состоит в воздействии на чувства человека, а не на его волю и разум. Предполагается, что процесс этот зависит от степени ослабления сознательного контроля, осуществляемого по отношению к воспринимаемой информации. Воздействие содержания, воспринятого на основе внушения, отличается навязчивостью: оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, став совокупностью внушенных установок. Внушение возможно в форме гетеросуггестии (т.е. внушения со стороны) и аутосуггестии (самовнушения). Объектом могут быть и большие группы людей — массовое внушение. Сила воздействия во многом зависит от наглядности, доступности, образности и лаконичности информации. Эффект особенно силен тогда, когда внушаемое в общем соответствует потребностям и интересам.

    Разные  люди обладают различной степенью внушаемости  и субъективной готовностью испытать внушающее воздействие и подчиниться ему. Внушаемость зависит от множества факторов: неуверенности, тревожности, робости, низкой самооценки, чувства собственной неполноценности, повышенной эмоциональности, впечатлительности, слабости логического анализа.

    Среди сопутствующих факторов внушаемости можно выделить следующие: 1) некоторые уровни психического состояния (находящегося в состоянии полного покоя человека или «сверхэмоционального»); 2) низкую осведомленность; 3) высокую значимость; 4) неопределенность; 5) дефицит времени.

    Эффективность внушения определяется четырьмя группами факторов:

    1. Свойства суггестора: высокий статус, волевое и интеллектуальное превосходство.  Поэтому персонажу рекламы присущи,  как правило, мужественность (или  женственность), уверенность, оптимизм, ярко выраженное обаяние.

    2. Свойства суггерента, т.е. человека, на которого оказывается воздействие.

    3. Отношения, складывающиеся между  суггестором и суггерентом: доверие,  авторитет, зависимость и т.п.

    4. Способ «конструирования» сообщения - уровень аргументированности, сочетание логических и эмоциональных компонентов: а) конкретность и образность ключевых слов, т.е. использование слов, смысл которых легко себе представить; б) указание конкретных, образных качеств. Чем выше степень абстракции, тем слабее внушение. Надо не просто употреблять ключевые слова со своеобразным содержанием, но и помочь зрителю сформировать свое представление о достоинствах товара; в) не употребляйте «нет» и «не» при создании рекламного обращения, особенно при личном обращении; г) речевая динамика. Акустический спектр отличается большой сложностью, в нем заключается определенная информация, которой трудно дать вразумительное определение, а тем более хоть как-то формализовать. Основные приемы речевой динамики, способные повысить суггестию речи, — мягкость и сила голоса, богатство интонаций, паузы, использование эффекта неожиданности. Продуманная речевая динамика способна придать любому сообщению убедительность. Тембр голоса — один из существенных факторов внушения. По наблюдениям психологов, в рекламных целях выигрышнее использовать мужской голос. Лучше всего баритон, особенно низкий, «бархатный». Тенор, как правило, почему-то вызывает удивление; д) мимика, жестикуляция: если они адекватны ситуации, то воспринимаются как эмоциональная вовлеченность, заинтересованность, что в большинстве случаев способствует формированию положительного отношения, доверия; е) воздействие звукосочетаниями. Некоторые звукосочетания не только способны вызывать определенные эмоции, но и могут восприниматься как некие образы. Например, в сочетаниях буква «и» с указанием предмета обладает свойством «уменьшения» объекта, перед которым (или в котором) явно, доминантно присутствует; звук «о» производит впечатление мягкости и расслабленности; преобладание звуков «а» и «э» ассоциируется с эмоциональным подъемом.

    Побуждение

    Задача  побуждения - добиться немедленной реакции на рекламу, «побудить» потенциального покупателя купить товар или же воспользоваться услугой. В рекламной практике побуждение не играет самостоятельной роли, оно выступает как заключительный этап воздействия на человека после того, как его убедили или внушили ему, что необходимо совершить определенный поступок - покупку. Побуждение обычно приобретает лаконичную форму слогана, девиза, призыва.

    Нейролингвистическое  программирование (НЛП)

    Существует  еще один феномен человеческой личности - домысливание, подсознательное стремление конкретного человека создавать смысловые конструкции, соответствующие его миропониманию и ожиданиям. Речь здесь идет о НЛП, которое дает возможность тому, кто его применяет, быть «изысканно туманным». Изысканная туманность позволяет делать утверждения, звучащие конкретно, и все же довольно общие, чтобы обеспечить адекватную синхронизацию с опытом того, кому он передает сообщение, каким бы этот опыт ни был.

    НЛП изучает структуру того, как люди думают и воспринимают мир. Очевидно, что структуру чего-то столь субъективного нельзя описать точными математическими формулами, но тем не менее можно смоделировать то, как все это работает. На основе этих моделей и были разработаны техники, позволяющие быстро и эффективно изменять мысли, поведение и убеждения, которые ограничивают как вас самих, так и окружающих вас людей.

    Многие  модели НЛП были созданы при изучении людей, делавших что-либо с изысканным совершенством. Такие модели, как, например, мета-модель, мета-темы представления и субмодальности предоставляют множество различных инструментов для изменения себя и других.

    Пресуппозиции — это убеждения, которыми НЛПисты  пользуются, чтобы легче и эффективнее  менять себя и мир. Следует подчеркнуть, что они «полезны», а не «истинны». Те, кто занимается НЛП, включают в свой список убеждений разные пресуппозиции, но чаще всего встречаются такие:

    -Любой  выбор лучше, чем никакого.

    -Каждое  поведение служит позитивному  намерению и для каждого поведения  есть контекст, в котором оно ценно.

    -Поведение  может никогда не приводить  к позитивному результату, но  те, кто хочет его добиться, могут  научиться другим способам поведения,  которые к нему приведут.

    -Неудач  не бывает, есть только обратная  реакция на ваши действия.

    -Если  кто-то умеет что-то, это можно смоделировать и научить этому любого другого.

    -Мы  не можем вобрать всю информацию, приходящую к нам из мира, поэтому  нам приходится создавать «карту  территории» и затем в поисках  информации обращаться к ней.  У каждого человека эта карта  своя, сформировавшаяся из его  знаний, полученных в течение  жизни, традиций, социального положения, и т.д.

    -Изменяя  карту человека, мы изменяем его  реальность.

    -Смысл  вашей коммуникации — это ответ,  который вы получаете.

    Системами представления в НЛП называют пять чувств человека: мы представляем себе мир, пользуясь зрением (визуально), слухом (аудиально), осязанием и внутренними ощущениями (кинестетически), вкусом (густаториально) и обонянием (ольфакторно). Можно представить себе фактически любую картину, пользуясь своим предыдущим жизненным опытом. Все, что мы когда-либо пережили, воссоздается через эти чувства в памяти и управляет нашими способностями и убеждениями. Даже не имея предыдущего опыта, мы можем, пользуясь ощущениями, нарисовать себе «предполагаемый» объект.

    Мета-модель — это набор вопросов, позволяющих  выявить точное значение слов человека.

    Острота восприятия. Мышление человека очень  тесно связано с его физиологией. Острота восприятия позволяет отслеживать  и не столь заметные признаки и  использовать физическую обратную связь  как способ узнать куда больше, чем сказано.

    Модель  Милтона. Это набор языковых оборотов, заимствованный у Милтона Эриксона, отца современной гипнотерапии. Эти  языковые обороты помогают направлять кого-либо, не вмешиваясь в то, как  они себе это представляют. Например: «Подумайте о времени, когда вы смеялись». Это не определяет, когда или как громко вы смеялись, и потому приложимо ко всем. Модель Милтона помогает поддерживать раппорт и часто используется в сеансах гипноза или транса. Она представляет также способы конструирования предложений, в которых почти вся информация удалена. Используются слова, занимающие важное место существительных, но эти слова неосязаемы, например: любовь, знание, время, рассвет и т.д. Применяются также неопределенные глаголы, заставляющие потребителя информации восполнять смысл, чтобы понять предложение. В рекламе метафора — аналогии, сходства, сравнения — зачастую оказывает больший эффект, чем четко сформулированный тезис.

    Метапрограммы — это фильтры, через которые  мы воспринимаем мир. Примером может  служить старое изречение о стакане, который наполовину пуст — или наполовину полон (или просто очень мокрый внутри). Другой пример: поведение двух разных людей в споре. Тот, кто пользуется стратегией — назовем это «отступления», — скорее всего, будет искать любой способ выйти из конфликта. Тот, кто применяет стратегию «преследования», скорее всего, будет преследовать определенную цель, скажем, — найти способ уладить конфликт полюбовно. Основная разница между ними состоит в том, что, когда отступаешь от чего-нибудь, никогда не знаешь, на что налетишь затылком. Когда вы меняете свои фильтры, это может принципиально изменить то, как вы подходите к ситуациям и как вы воспринимаете мир.

    Использование сублимальной рекламы

    Сублимальное  восприятие — это восприятие на уровне подсознания. В кругах рекламистов циркулируют всевозможные фантастические байки об эффективности такой рекламы. И обычно упоминают опыты с так называемым 25-м кадром в кино, несущим рекламное сообщение. Он вставляется в соответствующей последовательности в любой видеофильм. Этот кадр не воспринимается осознанно, его не видно, но он якобы оказывает внушающее воздействие.

    Американские  специалисты подвергают серьезному сомнению не только эффективность, но и само существование сублимальной рекламы. Эти проблемы не привлекают внимания серьезных исследователей, полагающих, что здесь речь идет о некоем иррациональном воздействии на человека.

    В ряде стран эта пока еще недостаточно исследованная сфера применения рекламы подвергается запрету, как  говорится, «на всякий случай».

    Что же касается воздействия на подсознательном  уровне, то оно, конечно, существует, хотя и не столь очевидно, как заявляют его апологеты.

    Американские  специалисты полагают, что сублимальная реклама, рекламные видеообразы, рассчитанные на подсознание, действительно «работают», но они наиболее эффективны в воздействии на старшее поколение. Новое же поколение потребителей не реагирует на рекламные трюки и ориентируется на рациональное в рекламе, с тем чтобы покупать «дешево и сердито».

    Метод гипноза

    Суть этого метода состоит в том, что в нем практически не отдают прямых приказов, просто что-то комментируют, о чем-то спрашивают, советуются с партнером по общению. Вместе с тем применяемые речевые стратегии позволяют получать результат (приказ выполняется) и не получать сознательного сопротивления приказу. Основные техники гипноза следующие:

Информация о работе Влияние рекламы на психику потребителей