Влияние семьи на акцентуации характера у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 13:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования изучить взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, с целью определения собственной исследовательской позиции.
2. Выявить различные стили родительского воспитания.
3. Исследовать акцентуации характера в подростковом возрасте.
4. Выявить взаимосвязь типа акцентуации характера подростков и особенностей стиля семейного воспитания.
5. Разработать и апробировать комплексную коррекционную программу для улучшения детско-родительских отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Подходы к пониманию характера и акцентуации характера
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.3 Семья как основной фактор формирования характера в подростковом возрасте
1.4 Теоретические концепции по проблеме взаимосвязи стиля семейного воспитания и акцентуаций характера в подростковом возрасте
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методы и организация экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Реализация психокоррекционной программы, осуществляемая в целях развития конструктивного взаимодействия родителя и ребенка
2.4 Оценка эффективности психокоррекционной работы, выводы и рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Диплом Ахба готов.doc

— 2.50 Мб (Скачать файл)

В приводимых далее списках суждений справа имеется их расшифровка, т.е. указано на то, к какому типу относится выбор данного суждения. Буквенные символы расшифровки соответствуют следующим типам: Г – гипертимный, Л – лабильный, Ц – циклоидный, А – астеноневротический, С – сенситивный, П – психастенический, И – истероидный, Н – неустойчивый, К – конформный.

Оценка результатов. За каждый выбор, соответствующий указанному символу, испытуемый получает по одному баллу. Если символов несколько, то число баллов увеличивается по количеству символов. Например, за выбор с символом А испытуемый получает 1 балл, который приписывается развитости у него астеноневротического характера, а за выбор символов ГШК — три балла, причем в данном случае по данному баллу получают показатели развитости у него сразу трех типов акцентуаций характера: гипертимного, шизоидного и конформного.

Выводы об уровне развития. Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, набранных испытуемым. Ниже приводится таблица 11, в соответствии с которой по количеству набранных баллов можно судить о степени развитости у испытуемого различных акцентуаций характера. Слева в этой таблице перечислены оцениваемые акцентуации, а справа указано количество баллов, соответствующее трем уровням развитости этих акцентуаций: низкому, среднему и высокому. Например, если по гипертимности (Г) испытуемый набрал 17 баллов, то по уровню развития у него соответствующей акцентуации характера он считается находящимся на среднем уровне; если по конформности (К) у него оказалось 10 баллов, то делается вывод о том, что он находится на высоком уровне развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 11

Ключ к оценке степени развитости акцентуаций характера

Акцентуации характера

Уровень развития акцентуаций характера

низкий

средний

высокий

Гипертимность (Г)

1-8

9-18

19-26

Циклоидность (Ц)

1-8

9-18

19-26

Лабильность (Л)

1-10

11-20

21-32

Астеноневротичиость (А)

1-6

7-13

11-19

Сенситивность (С)

1-9

10-19

20-21

Психастеничность (II)

1-8

9-16

17-21

Шизоидность (111)

1-7

8-15

16-22

Эпилептоидность (Э)

1-10

11-20

21-32

Истероидность (И)

1-10

11-22

23-33

Неустойчивость (II)

1-5

6-12

13-17

Конформность (К)

i-:$

1-7

8-10


         

В карту индивидуального психологического развития подростка и старшего школьника вносятся словесные оценки уровня развития каждой акцентуированной черты характера.

Подшкалы методики оценки акцентуаций характера с их названиями 
Самочувствие

 

Суждение

Шифр

   

Наиболее характерные

Наименее характерные

1

2

3

4

1.

У меня почти всегда плохое самочувствие

А

 

2.

Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил

Г

 

3.

Дни и недели хорошего самочувствия у меня чередуются с днями, когда я себя чувствую плохо

Ц

 

4.

Моё самочувствие иногда меняется по нескольку раз в день

Ц

 

5.

У меня почти всегда что-нибудь болит

АА

 

6.

Плохое самочувствие возникает у меня только после огорчений и неудач

   

7.

Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей

   

8.

Я легко переношу боль и физические страдания

Ц

 

9.

Моё самочувствие вполне удовлетворительное

НН

 

10.

У меня встречаются приступы плохого самочувствия, сопровождаемые раздражением и чувством тоски

 

С

11.

Моё самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие люди

   

12.

Я очень плохо переношу боль и физические страдания

   

Настроение

1.

Настроение у меня, как правило, хорошее

ГН

 

2.

Моё настроение легко меняется по незначительному поводу

П

Г

3.

У меня настроение не очень зависит от людей, среди которых я нахожусь

   

4.

У меня почти всегда плохое настроение

   

5.

Моё настроение зависит от самочувствия

ЦА

 

6.

Когда меня оставляют одного, то моё настроение улучшается

Ш

 

7.

У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достаётся окружающим

   

8.

У меня не бывает уныния и грусти, но нередко возникают раздражённость и гнев

   

9.

Малейшие неприятности сильно меня огорчают

   

10.

Периоды хорошего настроения сменяются у меня периодами плохого настроения

СЛ

 

11.

Моё настроение обычно такое же, как у окружающих людей

   

Сон и сновидения

1.

Обычно я сплю хорошо, а сновидениям не придаю значения

ГН

 

2.

Мой сон богат яркими, эмоциональными сновидениями

 

Э

3.

Я люблю помечтать перед тем, как уснуть

К

 

4.

Ночью я плохо сплю и чувствую сонливость днём

А

 

5.

 

6.

Я сплю мало, редко вижу сновидения и обычно встаю бодрым

У меня плохой и беспокойный сон, часто бывают мучительные, тоскливые сновидения

 

ц

7.

Бессонница бывает у меня периодически, без видимых на то причин

А

 

8.

Я не могу спокойно спать, если утром надо встать в строго определённое время

   

9.

Если меня что-то расстроило, то я долго не могу уснуть

   

10.

Я часто вижу разные сны, то радостные, то неприятные

ЛА

 

11.

По ночам у меня иногда возникают приступы страха

   

12.

Мне часто снится, что меня обижают

   

13.

Я могу свободно регулировать свой сон

   

1

2

3

4

Пробуждение от сна

1.

Мне трудно проснуться в назначенный час

Э

Л

2.

Обычно я просыпаюсь с неприятной мыслью о том, что нужно идти в школу или на работу

 

К

3.

В одни дни я встаю весёлым и жизнерадостным, а в другие — угнетённым и унылым без всякой на то причины

   

4.

Когда мне нужно, я легко просыпаюсь

Ц

 

5.

Для меня утро — самое тяжёлое время суток

   

6.

Мне часто не хочется просыпаться

   

7.

Проснувшись, я нередко ещё долго переживаю то, что видел во сне

 

Л

8.

Периодами по утрам я чувствую себя бодрым, периодами — разбитым

А

 

9.

Утром я встаю бодрым и энергичным

НН

 

10.

С утра я более активен и мне легче работать, чем вечером

   

11.

Нередко бывает, что, проснувшись, я сразу не могу сообразить, где я нахожусь и что происходит со мной

   

12.

Я обычно просыпаюсь с мыслью о том, что предстоит сделать в течение дня

ц

 

13.

Проснувшись, я люблю полежать в постели и помечтать

   

Аппетит и отношение к еде

1.

Неподходящая обстановка, грязь и разговоры о неаппетитных вещах не мешают мне есть

ш

 

2.

Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами мне ничего не хочется есть

   

3.

Я ем мало, иногда долго вообще ничего не ем

А

цэ

4.

Мой аппетит зависит от настроения

   

5.

Я люблю лакомства и деликатесы

ЛЛП

 

6.

Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях

С

 

7.

У меня хороший аппетит, но я не обжора

   

8.

Есть такие кушания, которые вызывают у меня отвращение

   

9.

Я предпочитаю есть немного, но очень вкусно

   

10.

У меня плохой аппетит

   

11.

Я люблю сытно поесть

н

 

12.

Я ем с удовольствием и не люблю ограничивать себя в еде

   

13.

Я боюсь испорченной пищи и всегда тщательно проверяю её качество

   

14.

Мне легко можно испортить аппетит

   

15.

Еда меня интересует прежде всего как средство для поддержания здоровья

   

16.

Я стараюсь придерживаться диеты, которую разработал сам

 

И

17

Я плохо переношу голод и быстро слабею от него

ц

 

18

Еда не доставляет мне большого удовольствия

   

Отношение к спиртным напиткам

1.

Моё желание выпить зависит от настроения

 

ц

2.

Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться

   

3.

Периодами я выпиваю охотно, периодами меня не тянет к спиртному

   

4.

Я люблю выпить в весёлой, хорошей компании

гг

с

5.

Я боюсь пить спиртное, потому что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение со стороны

   

 

Данный, как и следующий по порядку, список суждений включается в методику по желанию отвечающего, если соответствующие проблемы (отношение к спиртным напиткам и сексуальные проблемы) для него актуальны.

1

2

3

4

6.

Спиртное не вызывает у меня весёлого настроения

   

7.

Я испытываю отвращение к спиртному

С

ЦЛ

8.

Спиртным я стараюсь заглушить приступы плохого настроения, тоски или тревоги

   

9.

Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии

П

 

10

Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам

СШП

 

11

Спиртные напитки меня пугают

 

И

12.

Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир

   

13

Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушать компанию

Ц 
А

л

Сексуальные проблемы

1.

Сексуальные проблемы мало меня беспокоят

НН

 

2.

Малейшая неприятность подавляет у меня влечение к другому человеку

   

3.

Я предпочитаю жить мечтами о подлинном счастье, чем разочаровываться в жизни

 

ц

4.

Периоды сильного влечения чередуются у меня с периодами безразличия и холодности

,

 

5.

Я быстро возбуждаюсь, но и 
быстро остываю, успокаиваюсь

 

НН

6.

При нормальной семейной жизни не должно существовать никаких половых проблем

   

7.

У меня сильное влечение, которое трудно сдерживать

 

к

8.

Моя застенчивость мне очень сильно мешает

 

ИИ

9.

Измены я бы никогда не простил

   

10.

Я считаю, что половое влечение нельзя сдерживать, иначе оно будет мешать нормально жить и работать

   

11.

Наибольшее удовольствие мне доставляют ухаживание и флирт

 

ЛС

12.

Я люблю анализировать своё отношение к проблемам пола, свои собственные ощущения и желания, связанные с этим

   

13.

Своё половое влечение я считаю ненормальным и стараюсь с ним бороться

 

гл

14.

Считаю, что половым проблемам не следует придавать большое значение

ЛИ

 

Отношение к одежде

1.

Я люблю яркие и броские костюмы

 

А

2.

Считаю, что надо всегда быть прилично одетым

   

3.

Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой

   

4.

Я люблю модную, необычную одежду, которая привлекает к себе внимание

ИИ

К

5.

Я никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне нравится

АС

 

6.

Я люблю одеваться так, чтобы было к лицу

К

 

7.

Я не люблю слишком модничать и считаю, что надо одеваться так, как все

   

8.

Я часто беспокоюсь о том, что мой костюм не в порядке

   

9.

Я мало думаю об одежде

   

10

Мне часто кажется, что окружающие осуждают меня за мой костюм

   

11

Я предпочитаю тёмные и серые тона

   

12

Временами мне хочется одеться ярко и модно, а временами я вообще не интересуюсь своей одеждой

   

Отношение к родителям

1.

Я очень боюсь остаться без родителей

П

 

2.

Я считаю, что родителей надо уважать, даже если в сердце хранишь обиду на них

   

3.

Я люблю и привязан к своим родителям, но бывает, что сильно обижаюсь на них и спорю с ними

ЛЛ

 

4.

В одни моменты времени мне кажется, что родители меня слишком опекают, а в другие — что я непослушен и причиняю родным огорчения

   

5.

Мои родители не дали мне того, что необходимо для жизни

 

К

6.

Я упрекаю родителей в том, что в детстве они уделяли недостаточно внимания моему здоровью

   

7.

Я очень люблю (любил) одного из родителей

   

8.

Я люблю родителей, но не переношу, когда мною командуют и распоряжаются

   

9.

Я очень люблю маму и боюсь, что с ней что-нибудь случится

пп

 

10.

Я упрекаю себя за то, что недостаточно сильно люблю (любил) своих родителей

   

11.

Родители меня слишком притесняли и во всём навязывали свою волю

 

глпэ

12

Мои родные меня не понимают и кажутся мне чужими

ш

 

13

Я считаю себя виноватым перед родителями

э

 

Отношение к друзьям

1.

Мне не раз приходилось убеждаться в том, что дружат из-за выгоды

   

2.

Я хорошо чувствую себя с теми, кто мне сочувствует

   

3.

Для меня важен не один друг, а целый дружный коллектив

ГЦ

 

4.

Я ценю такого друга, который умеет выслушать, приободрить, вселить уверенность, успокоить

к

 

5.

По друзьям, с которыми пришлось расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу себе новых друзей

   

6.

Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей

 

И

7.

Моя застенчивость мешает мне подружиться с теми, с кем хотелось бы

СС

 

8.

Я легко завязываю дружбу, но часто разочаровываюсь и охладеваю к людям

   

9.

Я предпочитаю тех друзей, которые внимательно относятся ко мне

   

10.

Я сам выбираю себе друзей, но бросаю их, если разочаровываюсь в них

   

11

Я не могу найти себе друга по душе

   

12

У меня нет никакого желания иметь друга

   

13.

Периодами я люблю большие дружеские компании, периодами избегаю их

   

14.

Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями

   

15.

Я люблю иметь много друзей и 
тепло отношусь к ним

Л А

 

Отношение к окружающим

1.

Я окружён глупцами, невеждами и завистниками

   

2.

Окружающие мне завидуют и потому ненавидят меня

 

Э

3.

В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие они меня тяготят

   

4.

Я считаю, что самому не следует особенно выделяться среди окружающих

   

5.

Я стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничем плохого

   

6.

Мне кажется, что окружающие меня люди презирают меня и смотрят на меня свысока

   

7.

Я легко схожусь с людьми в любой обстановке

Г

С

8.

Больше всего со стороны окружающих я ценю внимание к себе

   

9.

Я чувствую хорощее или недоброе отношение к себе со стороны людей и так же отношусь к ним

   

10

Я легко ссорюсь, но быстро мирюсь

 

С

11

Я часто подолгу размышляю: правильно или неправильно я что-нибудь сказал или сделал в отношении окружающих

   

12

Людское общество меня быстро утомляет и раздражает

   

13

От окружающих я стараюсь держаться подальше

 

П

14

Я не знаю своих соседей и не интересуюсь ими

   

15

Мне часто кажется, что окружающие подозревают меня в чём-то плохом

   

16

Мне приходилось от окружающих терпеть много обид и обманов, и это всегда настораживает меня

   

Отношение к незнакомым людям

1.

Я отношусь насторожённо к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла

ЭЭ

Г

2.

Бывает, что совершенно незнакомый человек мне сразу внушает доверие и симпатию

 

ЭЭ

3.

Я избегаю новых знакомств

   

4.

Незнакомые люди внушают мне беспокойство и тревогу

   

5.

Прежде, чем познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за человек, что говорят о нём люди

   

6.

Я никогда не доверяюсь незнакомым людям и не раз убеждался в том, что я прав в этом

   

7.

Если незнакомые проявляют интерес ко мне, то и я с интересом отношусь к ним

   

8.

Незнакомые люди меня раздражают, а к знакомым я уже как-то привык

Ц

пг

9.

Я охотно и легко завожу новые знакомства

ГЦ

с

<p class="dash041e_0431_044b_0447


Информация о работе Влияние семьи на акцентуации характера у подростков