Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 13:05, дипломная работа
Цель исследования изучить взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, с целью определения собственной исследовательской позиции.
2. Выявить различные стили родительского воспитания.
3. Исследовать акцентуации характера в подростковом возрасте.
4. Выявить взаимосвязь типа акцентуации характера подростков и особенностей стиля семейного воспитания.
5. Разработать и апробировать комплексную коррекционную программу для улучшения детско-родительских отношений.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Подходы к пониманию характера и акцентуации характера
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.3 Семья как основной фактор формирования характера в подростковом возрасте
1.4 Теоретические концепции по проблеме взаимосвязи стиля семейного воспитания и акцентуаций характера в подростковом возрасте
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методы и организация экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Реализация психокоррекционной программы, осуществляемая в целях развития конструктивного взаимодействия родителя и ребенка
2.4 Оценка эффективности психокоррекционной работы, выводы и рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В приводимых далее списках суждений справа имеется их расшифровка, т.е. указано на то, к какому типу относится выбор данного суждения. Буквенные символы расшифровки соответствуют следующим типам: Г – гипертимный, Л – лабильный, Ц – циклоидный, А – астеноневротический, С – сенситивный, П – психастенический, И – истероидный, Н – неустойчивый, К – конформный.
Оценка результатов. За каждый выбор, соответствующий указанному символу, испытуемый получает по одному баллу. Если символов несколько, то число баллов увеличивается по количеству символов. Например, за выбор с символом А испытуемый получает 1 балл, который приписывается развитости у него астеноневротического характера, а за выбор символов ГШК — три балла, причем в данном случае по данному баллу получают показатели развитости у него сразу трех типов акцентуаций характера: гипертимного, шизоидного и конформного.
Выводы об уровне развития. Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, набранных испытуемым. Ниже приводится таблица 11, в соответствии с которой по количеству набранных баллов можно судить о степени развитости у испытуемого различных акцентуаций характера. Слева в этой таблице перечислены оцениваемые акцентуации, а справа указано количество баллов, соответствующее трем уровням развитости этих акцентуаций: низкому, среднему и высокому. Например, если по гипертимности (Г) испытуемый набрал 17 баллов, то по уровню развития у него соответствующей акцентуации характера он считается находящимся на среднем уровне; если по конформности (К) у него оказалось 10 баллов, то делается вывод о том, что он находится на высоком уровне развития.
Таблица 11
Ключ к оценке степени развитости акцентуаций характера
Акцентуации характера |
Уровень развития акцентуаций характера | ||
низкий |
средний |
высокий | |
Гипертимность (Г) |
1-8 |
9-18 |
19-26 |
Циклоидность (Ц) |
1-8 |
9-18 |
19-26 |
Лабильность (Л) |
1-10 |
11-20 |
21-32 |
Астеноневротичиость (А) |
1-6 |
7-13 |
11-19 |
Сенситивность (С) |
1-9 |
10-19 |
20-21 |
Психастеничность (II) |
1-8 |
9-16 |
17-21 |
Шизоидность (111) |
1-7 |
8-15 |
16-22 |
Эпилептоидность (Э) |
1-10 |
11-20 |
21-32 |
Истероидность (И) |
1-10 |
11-22 |
23-33 |
Неустойчивость (II) |
1-5 |
6-12 |
13-17 |
Конформность (К) |
i-:$ |
1-7 |
8-10 |
В карту индивидуального психологического развития подростка и старшего школьника вносятся словесные оценки уровня развития каждой акцентуированной черты характера.
Подшкалы методики оценки
акцентуаций характера с их названиями
Самочувствие
|
Суждение |
Шифр | ||||
Наиболее характерные |
Наименее характерные | |||||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
1. |
У меня почти всегда плохое самочувствие |
А |
||||
2. |
Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил |
Г |
||||
3. |
Дни и недели хорошего самочувствия у меня чередуются с днями, когда я себя чувствую плохо |
Ц |
||||
4. |
Моё самочувствие иногда меняется по нескольку раз в день |
Ц |
||||
5. |
У меня почти всегда что-нибудь болит |
АА |
||||
6. |
Плохое самочувствие возникает у меня только после огорчений и неудач |
|||||
7. |
Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей |
|||||
8. |
Я легко переношу боль и физические страдания |
Ц |
||||
9. |
Моё самочувствие вполне удовлетворительное |
НН |
||||
10. |
У меня встречаются приступы плохого самочувствия, сопровождаемые раздражением и чувством тоски |
С | ||||
11. |
Моё самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие люди |
|||||
12. |
Я очень плохо переношу боль и физические страдания |
|||||
Настроение | ||||||
1. |
Настроение у меня, как правило, хорошее |
ГН |
||||
2. |
Моё настроение легко меняется по незначительному поводу |
П |
Г | |||
3. |
У меня настроение не очень зависит от людей, среди которых я нахожусь |
|||||
4. |
У меня почти всегда плохое настроение |
|||||
5. |
Моё настроение зависит от самочувствия |
ЦА |
||||
6. |
Когда меня оставляют одного, то моё настроение улучшается |
Ш |
||||
7. |
У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достаётся окружающим |
|||||
8. |
У меня не бывает уныния и грусти, но нередко возникают раздражённость и гнев |
|||||
9. |
Малейшие неприятности сильно меня огорчают |
|||||
10. |
Периоды хорошего настроения сменяются у меня периодами плохого настроения |
СЛ |
||||
11. |
Моё настроение обычно такое же, как у окружающих людей |
|||||
Сон и сновидения | ||||||
1. |
Обычно я сплю хорошо, а сновидениям не придаю значения |
ГН |
||||
2. |
Мой сон богат яркими, эмоциональными сновидениями |
Э | ||||
3. |
Я люблю помечтать перед тем, как уснуть |
К |
||||
4. |
Ночью я плохо сплю и чувствую сонливость днём |
А |
||||
5.
6. |
Я сплю мало, редко вижу сновидения и обычно встаю бодрым У меня плохой и беспокойный сон, часто бывают мучительные, тоскливые сновидения |
ц | ||||
7. |
Бессонница бывает у меня периодически, без видимых на то причин |
А |
||||
8. |
Я не могу спокойно спать, если утром надо встать в строго определённое время |
|||||
9. |
Если меня что-то расстроило, то я долго не могу уснуть |
|||||
10. |
Я часто вижу разные сны, то радостные, то неприятные |
ЛА |
||||
11. |
По ночам у меня иногда возникают приступы страха |
|||||
12. |
Мне часто снится, что меня обижают |
|||||
13. |
Я могу свободно регулировать свой сон |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
Пробуждение от сна | ||||||
1. |
Мне трудно проснуться в назначенный час |
Э |
Л | |||
2. |
Обычно я просыпаюсь с неприятной мыслью о том, что нужно идти в школу или на работу |
К | ||||
3. |
В одни дни я встаю весёлым и жизнерадостным, а в другие — угнетённым и унылым без всякой на то причины |
|||||
4. |
Когда мне нужно, я легко просыпаюсь |
Ц |
||||
5. |
Для меня утро — самое тяжёлое время суток |
|||||
6. |
Мне часто не хочется просыпаться |
|||||
7. |
Проснувшись, я нередко ещё долго переживаю то, что видел во сне |
Л | ||||
8. |
Периодами по утрам я чувствую себя бодрым, периодами — разбитым |
А |
||||
9. |
Утром я встаю бодрым и энергичным |
НН |
||||
10. |
С утра я более активен и мне легче работать, чем вечером |
|||||
11. |
Нередко бывает, что, проснувшись, я сразу не могу сообразить, где я нахожусь и что происходит со мной |
|||||
12. |
Я обычно просыпаюсь с мыслью о том, что предстоит сделать в течение дня |
ц |
||||
13. |
Проснувшись, я люблю полежать в постели и помечтать |
|||||
Аппетит и отношение к еде | ||||||
1. |
Неподходящая обстановка, грязь и разговоры о неаппетитных вещах не мешают мне есть |
ш |
||||
2. |
Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами мне ничего не хочется есть |
|||||
3. |
Я ем мало, иногда долго вообще ничего не ем |
А |
цэ | |||
4. |
Мой аппетит зависит от настроения |
|||||
5. |
Я люблю лакомства и деликатесы |
ЛЛП |
||||
6. |
Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях |
С |
||||
7. |
У меня хороший аппетит, но я не обжора |
|||||
8. |
Есть такие кушания, которые вызывают у меня отвращение |
|||||
9. |
Я предпочитаю есть немного, но очень вкусно |
|||||
10. |
У меня плохой аппетит |
|||||
11. |
Я люблю сытно поесть |
н |
||||
12. |
Я ем с удовольствием и не люблю ограничивать себя в еде |
|||||
13. |
Я боюсь испорченной пищи и всегда тщательно проверяю её качество |
|||||
14. |
Мне легко можно испортить аппетит |
|||||
15. |
Еда меня интересует прежде всего как средство для поддержания здоровья |
|||||
16. |
Я стараюсь придерживаться диеты, которую разработал сам |
И | ||||
17 |
Я плохо переношу голод и быстро слабею от него |
ц |
||||
18 |
Еда не доставляет мне большого удовольствия |
|||||
Отношение к спиртным напиткам | ||||||
1. |
Моё желание выпить зависит от настроения |
ц | ||||
2. |
Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться |
|||||
3. |
Периодами я выпиваю охотно, периодами меня не тянет к спиртному |
|||||
4. |
Я люблю выпить в весёлой, хорошей компании |
гг |
с | |||
5. |
Я боюсь пить спиртное, потому что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение со стороны |
Данный, как и следующий по порядку, список суждений включается в методику по желанию отвечающего, если соответствующие проблемы (отношение к спиртным напиткам и сексуальные проблемы) для него актуальны.
1 |
2 |
3 |
4 | |
6. |
Спиртное не вызывает у меня весёлого настроения |
|||
7. |
Я испытываю отвращение к спиртному |
С |
ЦЛ | |
8. |
Спиртным я стараюсь заглушить приступы плохого настроения, тоски или тревоги |
|||
9. |
Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии |
П |
||
10 |
Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам |
СШП |
||
11 |
Спиртные напитки меня пугают |
И | ||
12. |
Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир |
|||
13 |
Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушать компанию |
Ц |
л | |
Сексуальные проблемы | ||||
1. |
Сексуальные проблемы мало меня беспокоят |
НН |
||
2. |
Малейшая неприятность подавляет у меня влечение к другому человеку |
|||
3. |
Я предпочитаю жить мечтами о подлинном счастье, чем разочаровываться в жизни |
ц | ||
4. |
Периоды сильного влечения чередуются у меня с периодами безразличия и холодности |
, |
||
5. |
Я быстро
возбуждаюсь, но и |
НН | ||
6. |
При нормальной семейной жизни не должно существовать никаких половых проблем |
|||
7. |
У меня сильное влечение, которое трудно сдерживать |
к | ||
8. |
Моя застенчивость мне очень сильно мешает |
ИИ | ||
9. |
Измены я бы никогда не простил |
|||
10. |
Я считаю, что половое влечение нельзя сдерживать, иначе оно будет мешать нормально жить и работать |
|||
11. |
Наибольшее удовольствие мне доставляют ухаживание и флирт |
ЛС | ||
12. |
Я люблю анализировать своё отношение к проблемам пола, свои собственные ощущения и желания, связанные с этим |
|||
13. |
Своё половое влечение я считаю ненормальным и стараюсь с ним бороться |
гл | ||
14. |
Считаю, что половым проблемам не следует придавать большое значение |
ЛИ |
||
Отношение к одежде | ||||
1. |
Я люблю яркие и броские костюмы |
А | ||
2. |
Считаю, что надо всегда быть прилично одетым |
|||
3. |
Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой |
|||
4. |
Я люблю модную, необычную одежду, которая привлекает к себе внимание |
ИИ |
К | |
5. |
Я никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне нравится |
АС |
||
6. |
Я люблю одеваться так, чтобы было к лицу |
К |
||
7. |
Я не люблю слишком модничать и считаю, что надо одеваться так, как все |
|||
8. |
Я часто беспокоюсь о том, что мой костюм не в порядке |
|||
9. |
Я мало думаю об одежде |
|||
10 |
Мне часто кажется, что окружающие осуждают меня за мой костюм |
|||
11 |
Я предпочитаю тёмные и серые тона |
|||
12 |
Временами мне хочется одеться ярко и модно, а временами я вообще не интересуюсь своей одеждой |
|||
Отношение к родителям | ||||
1. |
Я очень боюсь остаться без родителей |
П |
||
2. |
Я считаю, что родителей надо уважать, даже если в сердце хранишь обиду на них |
|||
3. |
Я люблю и привязан к своим родителям, но бывает, что сильно обижаюсь на них и спорю с ними |
ЛЛ |
||
4. |
В одни моменты времени мне кажется, что родители меня слишком опекают, а в другие — что я непослушен и причиняю родным огорчения |
|||
5. |
Мои родители не дали мне того, что необходимо для жизни |
К | ||
6. |
Я упрекаю родителей в том, что в детстве они уделяли недостаточно внимания моему здоровью |
|||
7. |
Я очень люблю (любил) одного из родителей |
|||
8. |
Я люблю родителей, но не переношу, когда мною командуют и распоряжаются |
|||
9. |
Я очень люблю маму и боюсь, что с ней что-нибудь случится |
пп |
||
10. |
Я упрекаю себя за то, что недостаточно сильно люблю (любил) своих родителей |
|||
11. |
Родители меня слишком притесняли и во всём навязывали свою волю |
глпэ | ||
12 |
Мои родные меня не понимают и кажутся мне чужими |
ш |
||
13 |
Я считаю себя виноватым перед родителями |
э |
||
Отношение к друзьям | ||||
1. |
Мне не раз приходилось убеждаться в том, что дружат из-за выгоды |
|||
2. |
Я хорошо чувствую себя с теми, кто мне сочувствует |
|||
3. |
Для меня важен не один друг, а целый дружный коллектив |
ГЦ |
||
4. |
Я ценю такого друга, который умеет выслушать, приободрить, вселить уверенность, успокоить |
к |
||
5. |
По друзьям, с которыми пришлось расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу себе новых друзей |
|||
6. |
Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей |
И | ||
7. |
Моя застенчивость мешает мне подружиться с теми, с кем хотелось бы |
СС |
||
8. |
Я легко завязываю дружбу, но часто разочаровываюсь и охладеваю к людям |
|||
9. |
Я предпочитаю тех друзей, которые внимательно относятся ко мне |
|||
10. |
Я сам выбираю себе друзей, но бросаю их, если разочаровываюсь в них |
|||
11 |
Я не могу найти себе друга по душе |
|||
12 |
У меня нет никакого желания иметь друга |
|||
13. |
Периодами я люблю большие дружеские компании, периодами избегаю их |
|||
14. |
Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями |
|||
15. |
Я люблю
иметь много друзей и |
Л А |
||
Отношение к окружающим | ||||
1. |
Я окружён глупцами, невеждами и завистниками |
|||
2. |
Окружающие мне завидуют и потому ненавидят меня |
Э | ||
3. |
В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие они меня тяготят |
|||
4. |
Я считаю, что самому не следует особенно выделяться среди окружающих |
|||
5. |
Я стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничем плохого |
|||
6. |
Мне кажется, что окружающие меня люди презирают меня и смотрят на меня свысока |
|||
7. |
Я легко схожусь с людьми в любой обстановке |
Г |
С | |
8. |
Больше всего со стороны окружающих я ценю внимание к себе |
|||
9. |
Я чувствую хорощее или недоброе отношение к себе со стороны людей и так же отношусь к ним |
|||
10 |
Я легко ссорюсь, но быстро мирюсь |
С | ||
11 |
Я часто подолгу размышляю: правильно или неправильно я что-нибудь сказал или сделал в отношении окружающих |
|||
12 |
Людское общество меня быстро утомляет и раздражает |
|||
13 |
От окружающих я стараюсь держаться подальше |
П | ||
14 |
Я не знаю своих соседей и не интересуюсь ими |
|||
15 |
Мне часто кажется, что окружающие подозревают меня в чём-то плохом |
|||
16 |
Мне приходилось от окружающих терпеть много обид и обманов, и это всегда настораживает меня |
|||
Отношение к незнакомым людям | ||||
1. |
Я отношусь насторожённо к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла |
ЭЭ |
Г | |
2. |
Бывает, что совершенно незнакомый человек мне сразу внушает доверие и симпатию |
ЭЭ | ||
3. |
Я избегаю новых знакомств |
|||
4. |
Незнакомые люди внушают мне беспокойство и тревогу |
|||
5. |
Прежде, чем познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за человек, что говорят о нём люди |
|||
6. |
Я никогда не доверяюсь незнакомым людям и не раз убеждался в том, что я прав в этом |
|||
7. |
Если незнакомые проявляют интерес ко мне, то и я с интересом отношусь к ним |
|||
8. |
Незнакомые люди меня раздражают, а к знакомым я уже как-то привык |
Ц |
пг | |
9. |
Я охотно и легко завожу новые знакомства |
ГЦ |
с | |
<p class="dash041e_0431_044b_0447 |
Информация о работе Влияние семьи на акцентуации характера у подростков