Влияние стилей общения в семье на интеллектуальной развитие подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить влияние стилей общения в семье на интеллектуальное развитие ребенка.
Задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
методы изучения;
апробация;
практическая значимость.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы влияния стилей общения в семье на интеллектуальное развитие подростков.
1.1 Общие понятия о стилях общения, стилях семейного воспитания.
1.2 Особенности интеллектуального развития подростков.
1.3 Влияние детско-родительских отношений на развитие детей подросткового возраста.
Глава 2. Опытно-экспериментальные исследования влияния стилей общения в семье на интеллектуальное развитие подростков.
2.1 Изучение особенностей интеллектуального развития детей.
2.2 Изучение влияния стилей общения на интеллектуальное развитие подростков.
2.3 Рекомендации родителям по общению с детьми, влияющему на интеллектуальное развитие подростков.
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

моя курсовая по психологии.docx

— 263.86 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Армавирская государственная педагогическая академия

Кафедра социальной специальной педагогики и психологии 
 
 
 
 

Курсовая работа

по «Возрастной  и педагогической психологии»

«Влияние  стилей общения в семье на интеллектуальной развитие подростков»  
 
 
 
 

Работу  выполнила студентка 4 курса

психолого-педагогического факультета

отделения социальной педагогики (3,5г. ОЗО)

Проскурина  Елена Викторовна

Научный руководитель:

д.псх.н., проф. Ткаченко Ирина Валериевна 
 
 

Армавир

2011г. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы влияния стилей общения в семье на интеллектуальное развитие подростков.

1.1 Общие понятия о стилях общения, стилях семейного воспитания.

1.2 Особенности интеллектуального развития подростков.

1.3 Влияние детско-родительских  отношений на развитие детей  подросткового возраста.

Глава 2. Опытно-экспериментальные исследования влияния стилей общения в семье на интеллектуальное развитие подростков.

2.1 Изучение особенностей  интеллектуального развития детей.

2.2 Изучение влияния  стилей общения на интеллектуальное  развитие подростков.

2.3 Рекомендации  родителям по общению с детьми, влияющему на интеллектуальное развитие подростков.

Заключение

Библиография

Приложение 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Семья является главным институтом социализации, через который ребенок усваивает  основные социальные знания, приобретает  нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему  для жизни в обществе. Стиль семейного воспитания в большей степени, по сравнению с другими компонентами родительства, определяет личностное становление и развитие ребенка. Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют его жизненный путь. Кроме сознательного целенаправленного родительского воспитания на ребенка оказывает действие вся внутрисемейная атмосфера.

         Согласно результатам исследований Т.М.Марютиной (2002) особенности поведения родителей по отношению к детям обусловлены уровнем их умственного развития, установками, личностными чертами, ценностными ориентациями и т.д. Развитое воображение, наличие интеллектуальных интересов и высокий самоконтроль матери положительно сказывается на развитии наглядно-образного мышления ребенка. Открытость и благожелательность матери положительно влияют на развитие памяти детей.

       Влияние родителей на развитие ребенка очень  велико. Дети, растущие в атмосфере  любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как  правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем  и комплексов. Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

Объект  исследования – интеллектуальное развитие.

Предмет исследования – исследование влияния стилей общения в семье на интеллектуальное развитие подростков.

Цель  исследования – изучить влияние стилей общения в семье на интеллектуальное развитие ребенка.

Задачи:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
  • методы изучения;
  • апробация;
  • практическая значимость.

       Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

       Глава 1. Теоретические  основы влияния стилей общения в семье  на интеллектуальное развитие подростков.

    1. Общее понятие о стилях общения, стилях семейного воспитания.

       А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер  выделили три типа детско-родительских отношений:

1) Гипопротекция (гипоопека) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка»);

2) Доминирующая  гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу;

3) Эмоциональное  отвержение проявляется в неприятии  ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться  явно (например, ребенок часто слышит от родителей фразы, типа: «Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») и скрыто — в виде издевок, иронии, высмеивания.

       В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений  были выведены на основании анализа  взаимодействия матери и ребенка  при совместном решении задач:

  1. сотрудничество;
  2. псевдосотрудничество;
  3. изоляция;
  4. соперничество.

         Сотрудничество предполагает тип  отношений, в которых потребности  ребенка учитываются, ему дают  право «на автономию». Пседвосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга. Для стиля соперничества конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера.

       А. С.Спиваковская выделяет три спектра отношений составляющих любовь родителей к своему ребенку:

  1. симпатия-антипатия;
  2. уважение-пренебрежение,
  3. близость-дальность.

         Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви: действенная любовь (симпатия, уважение, близость); отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком); действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения); любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция); отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция); презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция); преследование (антипатия, неуважение, близость); отказ (антипатия, большая межличностная дистанция).

       Оптимальная родительская позиция должна отвечать трём главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

       Адекватность  позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей — важнейшее условие успешности развития.

       Гибкость  родительской позиции рассматривается  как готовность и способность  изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его  взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи.

       Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня. Это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

1.2 Особенности интеллектуального  развития подростков.

       Подростковый  возраст – это возраст от 10 – 11 до 15 лет. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости.  В этом смысле подросток – полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности. Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения часто снижают интерес подростков к учению. Сознательно-положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни.

       Главное, постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемым для  него привычные младшему школьнику старые формы и методы обучения. Поэтому содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям его личности.

       Существенные  изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Постепенно они приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Однако развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой – обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости. Лучший способ организовать внимание подростка связан не с применением учителем каких-либо особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка. Активная познавательная деятельность – вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.

       Трудовая  деятельность очень важна для  подростка. В серьезном труде  они получают возможность реализовать  формирующееся у них чувство  взрослости. Труд становится для них  новым источником знания и умения. Он дает возможность формировать  навыки самостоятельного планирования, что непосредственно связано  с развитием самостоятельности  мышления. В коллективном общественно  полезном труде у подростков формируются  ценные качества личности: целеустремленность, коллективизм, настойчивость, трудолюбие, инициативность. В процессе труда у ребят рождаются новые чувства: радость за свой труд, гордость за созданное, чувство удовлетворения от трудовых достижений.

       Один  из самых важных моментов в развитии личности подростка – формирование у него самосознания, потребности  осознать себя как личность. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится  познать сильные и слабые стороны своей личности, оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе. На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других – взрослых (учителей, родителей), коллектива, товарищей. Он словно смотрит на себя глазами окружающих. На основе этого у подростка возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению недостатков. Однако сравнительно небольшой жизненный опыт, ограниченный кругозор часто приводят к тому, что самовоспитание подростка принимает наивные и чудаковатые (а порой и вредные для здоровья) формы: для развития воли ребята пытаются, например, перетерпеть боль, которую нарочно причиняют себе, надолго задерживают дыхание и т.д. Отсюда напрашивается вывод, как необходимо родителям, учителям помочь подросткам правильно разобраться в своих достоинствах и недостатках, указать на правильные пути самовоспитания, разумные формы самоконтроля за поведением.

1.3 Влияние детско-родительских  отношений на развитие  детей подросткового  возраста.

               Существует несколько относительно  автономных психологических механизмов, посредством которых родители  влияют на своих детей: убеждение,  внушение, эмоциональное заражение,  подражание. Воспитательный потенциал  семьи – это комплекс ее  психолого-педагогических характеристик, обуславливающих развитие и воспитание личности ребенка:

  • воспитательная структура семьи;
  • социально-ролевая адекватность семьи;
  • культурно-образовательный уровень родителей;
  • родительская компетентность;
  • психологическая атмосфера семьи;
  • характер детско-родительских отношений;
  • стиль семейного воспитания.

Информация о работе Влияние стилей общения в семье на интеллектуальной развитие подростков