Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:50, курсовая работа
Цель исследования – изучить влияние стилей общения в семье на интеллектуальное развитие ребенка.
Задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
методы изучения;
апробация;
практическая значимость.
Введение
Глава 1. Теоретические основы влияния стилей общения в семье на интеллектуальное развитие подростков.
1.1 Общие понятия о стилях общения, стилях семейного воспитания.
1.2 Особенности интеллектуального развития подростков.
1.3 Влияние детско-родительских отношений на развитие детей подросткового возраста.
Глава 2. Опытно-экспериментальные исследования влияния стилей общения в семье на интеллектуальное развитие подростков.
2.1 Изучение особенностей интеллектуального развития детей.
2.2 Изучение влияния стилей общения на интеллектуальное развитие подростков.
2.3 Рекомендации родителям по общению с детьми, влияющему на интеллектуальное развитие подростков.
Заключение
Библиография
Министерство образования и науки Российской Федерации
Армавирская государственная педагогическая академия
Кафедра
социальной специальной педагогики
и психологии
Курсовая работа
по «Возрастной и педагогической психологии»
«Влияние
стилей общения в семье на интеллектуальной
развитие подростков»
Работу выполнила студентка 4 курса
психолого-педагогического факультета
отделения социальной педагогики (3,5г. ОЗО)
Проскурина Елена Викторовна
Научный руководитель:
д.псх.н.,
проф. Ткаченко Ирина Валериевна
Армавир
2011г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы влияния стилей общения в семье на интеллектуальное развитие подростков.
1.1 Общие понятия о стилях общения, стилях семейного воспитания.
1.2 Особенности интеллектуального развития подростков.
1.3 Влияние детско-родительских отношений на развитие детей подросткового возраста.
Глава 2. Опытно-экспериментальные исследования влияния стилей общения в семье на интеллектуальное развитие подростков.
2.1 Изучение особенностей
интеллектуального развития
2.2 Изучение влияния
стилей общения на
2.3 Рекомендации родителям по общению с детьми, влияющему на интеллектуальное развитие подростков.
Заключение
Библиография
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Семья
является главным институтом социализации,
через который ребенок
Согласно результатам исследований Т.М.Марютиной (2002) особенности поведения родителей по отношению к детям обусловлены уровнем их умственного развития, установками, личностными чертами, ценностными ориентациями и т.д. Развитое воображение, наличие интеллектуальных интересов и высокий самоконтроль матери положительно сказывается на развитии наглядно-образного мышления ребенка. Открытость и благожелательность матери положительно влияют на развитие памяти детей.
Влияние
родителей на развитие ребенка очень
велико. Дети, растущие в атмосфере
любви и понимания, имеют меньше
проблем, связанных со здоровьем, трудностей
с обучением в школе, общением
со сверстниками, и наоборот, как
правило, нарушение детско-родительских
отношений ведет к формированию
различных психологических
Объект исследования – интеллектуальное развитие.
Предмет исследования – исследование влияния стилей общения в семье на интеллектуальное развитие подростков.
Цель исследования – изучить влияние стилей общения в семье на интеллектуальное развитие ребенка.
Задачи:
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Глава 1. Теоретические основы влияния стилей общения в семье на интеллектуальное развитие подростков.
А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили три типа детско-родительских отношений:
1) Гипопротекция (гипоопека) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка»);
2) Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу;
3) Эмоциональное
отвержение проявляется в
В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выведены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач:
Сотрудничество предполагает
А. С.Спиваковская выделяет три спектра отношений составляющих любовь родителей к своему ребенку:
Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви: действенная любовь (симпатия, уважение, близость); отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком); действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения); любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция); отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция); презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция); преследование (антипатия, неуважение, близость); отказ (антипатия, большая межличностная дистанция).
Оптимальная родительская позиция должна отвечать трём главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.
Адекватность
позиции взрослого основывается
на реальной точной оценке особенностей
своего ребенка, на умении увидеть, понять
и уважать его
Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи.
Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня. Это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.
1.2 Особенности интеллектуального развития подростков.
Подростковый возраст – это возраст от 10 – 11 до 15 лет. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток – полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности. Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения часто снижают интерес подростков к учению. Сознательно-положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни.
Главное, постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемым для него привычные младшему школьнику старые формы и методы обучения. Поэтому содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям его личности.
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Постепенно они приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Однако развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой – обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости. Лучший способ организовать внимание подростка связан не с применением учителем каких-либо особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка. Активная познавательная деятельность – вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.
Трудовая деятельность очень важна для подростка. В серьезном труде они получают возможность реализовать формирующееся у них чувство взрослости. Труд становится для них новым источником знания и умения. Он дает возможность формировать навыки самостоятельного планирования, что непосредственно связано с развитием самостоятельности мышления. В коллективном общественно полезном труде у подростков формируются ценные качества личности: целеустремленность, коллективизм, настойчивость, трудолюбие, инициативность. В процессе труда у ребят рождаются новые чувства: радость за свой труд, гордость за созданное, чувство удовлетворения от трудовых достижений.
Один из самых важных моментов в развитии личности подростка – формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности, оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе. На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других – взрослых (учителей, родителей), коллектива, товарищей. Он словно смотрит на себя глазами окружающих. На основе этого у подростка возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению недостатков. Однако сравнительно небольшой жизненный опыт, ограниченный кругозор часто приводят к тому, что самовоспитание подростка принимает наивные и чудаковатые (а порой и вредные для здоровья) формы: для развития воли ребята пытаются, например, перетерпеть боль, которую нарочно причиняют себе, надолго задерживают дыхание и т.д. Отсюда напрашивается вывод, как необходимо родителям, учителям помочь подросткам правильно разобраться в своих достоинствах и недостатках, указать на правильные пути самовоспитания, разумные формы самоконтроля за поведением.
1.3 Влияние детско-родительских отношений на развитие детей подросткового возраста.
Существует несколько
Информация о работе Влияние стилей общения в семье на интеллектуальной развитие подростков