Влияние стилей общения в семье на интеллектуальной развитие подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить влияние стилей общения в семье на интеллектуальное развитие ребенка.
Задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
методы изучения;
апробация;
практическая значимость.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы влияния стилей общения в семье на интеллектуальное развитие подростков.
1.1 Общие понятия о стилях общения, стилях семейного воспитания.
1.2 Особенности интеллектуального развития подростков.
1.3 Влияние детско-родительских отношений на развитие детей подросткового возраста.
Глава 2. Опытно-экспериментальные исследования влияния стилей общения в семье на интеллектуальное развитие подростков.
2.1 Изучение особенностей интеллектуального развития детей.
2.2 Изучение влияния стилей общения на интеллектуальное развитие подростков.
2.3 Рекомендации родителям по общению с детьми, влияющему на интеллектуальное развитие подростков.
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

моя курсовая по психологии.docx

— 263.86 Кб (Скачать файл)

       Возвращаясь к цели нашего исследования, мы не можем сделать однозначного вывода о том, какой же стиль общения самый верный, т.к. в семьях с одинаковым стилем общения оказались подростки с разными уровнями интеллекта. Так к семьям с симбиотическими отношениями из наших обследуемых относятся и Евгений со средним уровнем интеллекта равным 108 баллов, и Гарик, набравший 47 баллов. К семьям, где сочетается «симбиоз» и «маленький неудачник» - Алексан набравший 41 балл и Азамат, набравший 104 балла. Но  сравнительно одинаковые показатели оказались в группе подростков, в чьих семьях  царит «симбиоз» и «кооперация», где родители ощущают себя с ребенком единым целым, заинтересованы в его делах и планах как в собственных. Высоко оценивают его способности и испытывают гордость за своего ребенка.

       Однако  мы можем говорить о том, что самые  низкие интеллектуальные способности  оказались у детей, в семьях которых  к ним относятся как к маленьким, несерьезным, ни к чему не приспособленным, из-за чего родители не позволяют ребенку  никакой самостоятельности, т.е. когда  к ребенку относятся как к  маленькому неудачнику.

         На основании проведенного нами исследования можно сделать вывод, что для детей, особенно в переходном возрасте, обязательно необходим контроль, поддержание дисциплины, но и предоставление некоторой самостоятельности, для того, чтобы он смог испробовать свои возможности. А полное недоверие и внушаемое приписывание ребенку его личной и социальной несостоятельности губительно для развития ребенка.

2.3 Рекомендации родителям по общению с детьми, влияющему на интеллектуальное развитие подростков.

       Для повышения уровня развития интеллектуальных способностей необходимо, прежде всего, создать среду для их развития в семье. Эмоциональная поддержка подростка должна быть не только в трудные для него моменты, но и в любое другое время, чтобы ваш ребенок чувствовал  заботу о нем и ваше участие и в радостные для него моменты. Это обязательно придаст ему уверенности в своих силах, заставит его не только делиться с вами своими успехами, но и без боязни быть наказанным, непонятым, рассказывать о своих неудачах. Необходимо развивать мотивацию достижений на успех. Эта мотивация должна проявляться в интеллектуальной настойчивости, адекватной реакции на успех и неудачу, низкой тревожности, высоком (но умеренном) уровне притязаний, склонности выбирать задачи повышенной трудности и т.д. Ее антипод - мотивация избегания (страх перед неудачей) проявляется в выборе заданий (ребенок выбирает либо очень легкие, либо очень трудные задания), а также в тревожности, тяжелом переживании неудач, склонности приписывать неудачу своей неспособности, а успех связывать с легкостью задания и т.д. В переходный период  для подростка особенно большое значение имеет любовь, аффилиация, эмоциональная близость и поддержка, которую оказывают друг другу члены семьи, нежели такой фактор, как контроль за соблюдением поведенческих норм. 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В.А.Сухомлинский так характеризовал умственную деятельность учащихся: «…У одного ребенка поток  мыслей течет бурно, стремительно, рождая все новые образы, у другого  – как широкая, полноводная, могучая, таинственная в своих глубинах, но медленная река. Даже не заметно, есть ли у этой реки течение, но оно сильное  и неудержимое, его не повернуть  в новое русло, в то время как  быстрый, легкий, стремительный поток  мысли других ребят можно как  бы преградить, и он сразу же устремиться  в обход». [6, с.46]

       Учителям  следует проводить специальную  разъяснительную работу с родителями для формирования у последних правильного отношения к отметкам, успехам и неудачам ребенка. Стараться показать родителям, что при занятиях с ребенком нужно по возможности свести к минимуму негативные оценки, а обращать особое внимание на качественный анализ деятельности школьника. Важно, чтобы ребенок знал и чувствовал, что его успехи и неудачи, радуя или огорчая родителей, вместе с тем не влияют на их общее отношение к нему.

        

       ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Методика диагностики родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

       Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского  отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и обращения  с ними.

       Родительское  отношение понимается как система  разнообразных чувств по отношению  к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания  характера и личности ребенка, его  поступков.

       Структура опросника. Опросник состоит из 5 шкал:

  1. «Принятие-отвержение» - Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремиться проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
  2. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
  3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так – родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
  4. «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следить за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
  5. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

    Текст опросника.

1. Я всегда  сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю  своим долгом знать все, что  думает мой ребенок.

3. Я уважаю  своего ребенка.

4. Мне кажется,  что поведение моего ребенка  значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше  держать ребенка в стороне  от реальных жизненных проблем,  если они его травмируют.

6. Я испытываю  к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители  ограждают ребенка от трудностей  жизни.

8. Мой ребенок  часто неприятен мне.

9. Я всегда  стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение  к ребенку приносит ему большую  пользу.

11. Я испытываю  досаду по отношению к своему  ребенку.

12. Мой ребенок  ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется,  что дети потешаются над моим  ребенком.

14. Мой ребенок  часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего  не стоят.

15. Для своего  возраста мой ребенок немножко  незрелый.

16. Мой ребенок  ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок  впитывает в себя все дурное  как "губка".

18. Моего ребенка  трудно научить хорошим манерам  при всем старании.

19. Ребенка следует  держать в жестких рамках, тогда  из него вырастет порядочный  человек.

20. Я люблю,  когда друзья моего ребенка  приходят к нам.

21. Я принимаю  участие в своем ребенке.

22. К моему  ребенку "липнет" все дурное.

23. Мой ребенок  не добьется успеха в жизни.

24. Когда в  компании знакомых говорят о  детях, мне немного стыдно, что  мой ребенок не такой умный  и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею  своего ребенка.

26. Когда я  сравниваю своего ребенка со  сверстниками, они кажется мне  взрослее и по поведению, и  по суждениям.

27. Я с удовольствием  провожу с ребенком все свое  свободное время.

28. Я часто  жалею о том, что мой ребенок  растет и взрослеет, и с нежностью  вспоминаю его маленьким.

29. Я часто  ловлю себя на враждебном отношении  к ребенку.

30. Я мечтаю  о том, чтобы мой ребенок  достиг всего того, что мне  не удалось в жизни.

31. Родители должны  приспосабливаться к ребенку,  а не только требовать этого  от него.

32. Я стараюсь  выполнять все просьбы моего  ребенка.

33. При принятии  семейных решений следует учитывать  мнение ребенка.

34. Я очень  интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте  с ребенком я часто могу  признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано  узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда  считаюсь с ребенком.

38. Я  испытываю к ребенку дружеские  чувства.

39. Основная причина  капризов моего ребенка—эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно  нормально отдохнуть, если проводить  отпуск с ребенком.

41. Самое главное,  чтобы у ребенка было спокойное  и беззаботное детство.

42. Иногда мне  кажется, что мой ребенок не  способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю  увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок  может вывести из себя кого  угодно.

45. Я понимаю  огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок  часто раздражает меня.

47. Воспитание  ребенка — сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина  в детстве развивает сильный  характер.

49. Я не доверяю  своему ребенку.

50. За строгое  воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне  кажется, что я ненавижу своего  ребенка.

52. В моем ребенке  больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю  интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок  не в состоянии что-либо делать  самостоятельно, а если и сделает,  то обязательно не так.

55. Мой ребенок  вырастет не приспособленным  к жизни.

56. Мой ребенок  нравится мне таким, какой он  есть.

57. Я тщательно  слежу за состоянием здоровья  моего ребенка.

58. Нередко я  восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не  должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого  мнения о способностях моего  ребенка и не скрываю этого  от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми  детьми, которые нравятся его  родителям.

Ключ

  1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
  2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
  3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
  4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

        Порядок подсчета тестовых баллов. При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

  • отвержение;
  • социальная желательность;
  • симбиоз;
  • гиперсоциализация;
  • инфантилизация (инвалидизация).

        Тестовые нормы  проводятся в виде таблиц процентильных  рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

1 шкала «Принятие-отвержение»
«сырой  балл» 0 1 2 3 4 5 6 7 8
Процентильный ранг 0 0 0 0 0 0 0,63 3,79 12,02
«сырой  балл» 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Процентильный ранг 31,01 53,79 68,35 77,21 84,17 88,60 90,50 92,40 93,67
«сырой  балл» 18 19 20 21 22 23 24 25 26
Процентильный ранг 94,30 95,50 97,46 98,10 98,73 98,73 99,36 100 100
«сырой  балл» 27 28 29 30 31 32      
Процентильный ранг 100 100 100 100 100 100      
2 шкала «Кооперация»
«сырой  балл» 0 1 2 3 4 5 6 7 8
Процентильный ранг 1,57 3,46 5,67 7,88 9,77 12,29 31,19 48,82 80,93
3 шкала «Симбиоз»
«сырой  балл» 0 1 2 3 4 5 6 7  
Процентильный ранг 4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,63 92,93 96,65  
4 шкала «Авторитарная гиперсоциализация»
«сырой  балл» 0 1 2 3 4 5 6    
Процентильный ранг 4,41 13,86 32,13 53,87 69,30 83,79 95,76    
5 шкала «Маленький  неудачник»
«сырой  балл» 0 1 2 3 4 5 6 7  
Процентильный ранг 14,55 45,57 70,25 84,81 93,04 96,83 99,37 100  

Информация о работе Влияние стилей общения в семье на интеллектуальной развитие подростков