Влияние стилей общения в семье на интеллектуальной развитие подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить влияние стилей общения в семье на интеллектуальное развитие ребенка.
Задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
методы изучения;
апробация;
практическая значимость.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы влияния стилей общения в семье на интеллектуальное развитие подростков.
1.1 Общие понятия о стилях общения, стилях семейного воспитания.
1.2 Особенности интеллектуального развития подростков.
1.3 Влияние детско-родительских отношений на развитие детей подросткового возраста.
Глава 2. Опытно-экспериментальные исследования влияния стилей общения в семье на интеллектуальное развитие подростков.
2.1 Изучение особенностей интеллектуального развития детей.
2.2 Изучение влияния стилей общения на интеллектуальное развитие подростков.
2.3 Рекомендации родителям по общению с детьми, влияющему на интеллектуальное развитие подростков.
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

моя курсовая по психологии.docx

— 263.86 Кб (Скачать файл)

       Исходя  из этой трактовки, семьи с высоким  воспитательным потенциалом – это  те, где семья и родительство являются базовыми жизненными ценностями, где  присутствует безусловное принятие подростка как личности.

       Стиль семейного воспитания является выразителем  взаимодействия вышеперечисленных  компонентов, его проявление наиболее очевидно. Стиль семейного воспитания в большей степени, по сравнению  с другими компонентами родительства, определяет личностное становление  и развитие ребенка.

       Когнитивная составляющая основывается на родительских установках и ожиданиях в отношении  образа ребенка. Также она включает общие представления родителей  о возможных способах взаимодействия с ребенком и стилях воспитания. Кроме этого, фундаментальным основанием когнитивной составляющей служат ценности родителей, которые формируют не только данную составляющую стиля воспитания, но и направленность личности родителя, в том числе и все его  поведение.

       Эмоциональную составляющую стиля семейного воспитания определяют родительские чувства, эмоциональный  фон в общении с ребенком, отношение  к распределению ответственности  и ролей в семье. Это и оценка себя как родителя в целом.

       В поведенческой составляющей реализуется  воспитательный аспект форм и способов взаимодействия с ребенком, предоставление ему относительной свободы, отношения  зависимости/независимости, вмешательство  в мир ребенка, акцент на ребенке  и др.

       Формирование  стиля семейного воспитания как  компонента родительства должно опираться  на расширение поведенческого репертуара родителя, развитие согласованности  поведенческой составляющей стиля  семейного воспитания, на коррекции  идеальных и реальных образов  ребенка и себя в роли родителя.

       Родитель, как правило, испытывает потребность  «отдать» любовь ребенку, стремится  быть для него опорой и, как следствие  этого, ощущает собственную значимость и внутреннюю силу. Лишенный потребности  в получении и в реализации родительской любви человек страдает сам, а вместе с ним и окружающие. Именно по этой причине поведение  родителей должно быть направлено на создание у ребенка уверенности в том, что его любят.

       Глава 2. Опытно-экспериментальные исследования стилей общения в семье на интеллектуальное развитие подростков.

2.1. Изучение особенностей  интеллектуального  развития детей.

       Для определения интеллектуального развития подростков мы использовали метод тестирования, выбрав для этого тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. Обследуемым предлагалось 176 заданий, которые были объединены в 9 субтестов, определяющих следующие компоненты интеллекта:

  1. осведомленность;
  2. классификация;
  3. аналогии;
  4. обобщения;
  5. арифметические задачи;
  6. числовые ряды;
  7. пространственные представления;
  8. запоминание вербального материала.

       Каждый  субтест выполнялся в строго ограниченное время. Каждый правильный ответ засчитывался как 1 балл. В 4 субтесте правильный ответ оценивался от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщения.

       Анализ  результатов исследования.

       Нами  было проведено исследование на базе Центра научного и технического творчества г. Армавира. В обследовании приняли  участие 20 детей в возрасте 13 лет. Результаты исследования можно увидеть на приведенных ниже диаграммах. 

         В субтесте на осведомленность  ребятам нужно было дополнить  предложения, где они должны были показать свою самостоятельность мышления. Большая часть справилась с заданием хорошо, но некоторые попросту ждали  возможности списать у товарища, теряя при этом время, поэтому  показатели у них оказались очень  низкими. Из двадцати заданий лучше всех справился Кирилл, набрав 14 баллов. 

       Во  втором субтесте ребятам нужно было найти лишнее слово, не подходящее по смыслу к четырем другим из пяти написанных. Здесь также давалось 20 заданий, с которыми большая часть справилась. И даже те, кто ленился, выполняя первый субтест, немного улучшили свои результаты.  

 

       По  результатам третьего субтеста можно  сделать вывод о комбинаторных  способностях. В целом они у всех оказались чуть хуже, чем по предыдущим субтестам, но мы скорее всего связали это с тем, что задания оказались чуть сложнее, хотя две девочки (Татьяна Б. и Ани) показали высокие результаты.

       В следующем субтесте предлагались простые  задачки, которые по существу являлись не столько арифметическими, сколько  практическими. Разрешалось пользоваться калькуляторами. Но это задание вызвало  некоторую сложность, в связи с чем всей группе не хватило выделенного времени. Из 20 заданий лишь трое (Азамат, Владислав и Евгений) правильно выполнили только половину. Остальные не выполнили и трети всего субтеста. Данные приведены в изображенной ниже диаграмме.  

 

       Анализируя  результаты теста на способность  выносить суждения можно сказать, что  к своим 13-ти годам более половины исследуемых доказала, что умеет грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей. Самые низкие баллы оказались у Алексана, Михаила, и Арама. Но этого и стоило ожидать, т.к. на протяжении всего времени, отведенного на это задание они даже не пытались сами подумать, а ждали, у кого бы списать.

Рекордно  высокие результаты показала Валентина. Причем это оказался рекорд не только этого субтеста, но и всего теста  целиком.

 

       Шестой  субтест предполагал способность оперировать с числами. В 20-ти заданиях необходимо было установить закономерность числового ряда и продолжить его. Но, как и при выполнении субтеста на математическое мышление, всей группе не хватило времени на выполнение задания целиком. Только шестеро смогли выполнить более половины заданий, из них Евгений показал лучший результат. А самые худшие результаты оказались у Алексана и Гарика.

 

       Результаты  следующих двух субтестов мы объединили (они оба исследуют пространственное воображение) и вывели средние показатели.  Выполнение этих заданий ребятам особенно понравилось, т.к. здесь не было словесного материала, а только лишь картинки, которые нужно было мысленно сложить в геометрические фигуры (7субтест) и идентифицировать куб по трем сторонам (8 субтест). Практически все дошли до конца заданий, уложившись в отведенное время. Большее количество баллов набрали Евгений и Кирилл. Из девочек высокие результаты опять оказались у Валентины.

 

       Девятое задание требовало сосредоточенности  внимания и сохранения в памяти усвоенного. Вначале за 3 минуты ребята должны были запомнить 25 слов, объединенных в таблице  по категориям: цветы, инструменты, птицы, произведения искусства, животные. В  последующем за 6 минут они должны были угадать слово по первой букве и вспомнить, что оно означало. Вот здесь на наш взгляд можно было наблюдать, как развита не только память, но и смекалка и умение организовать свою деятельность в определенном порядке. Группа в этом отношении разделилась на тех, кто вначале вспоминал слова строго по каждой категории, затем искал нужную первоначальную букву и номер задания, и тех, кто, сразу двигаясь по заданиям, вспоминал выученные слова, а затем определяли, к какой категории они принадлежат. Первая группа оказалась в немного проигрышной ситуации, т.к. из 25 слов для запоминания нужно было вспомнить лишь 20, поэтому они тратили время на поиск нужной буквы, которой, к сожалению не было. Только четверо из всех обследуемых не вспомнили и половины слов. А все 20 заданий правильно выполнили Азамат и Евгений, показав при этом отличную память. Чуть хуже (19 слов) вспомнили Татьяна Б., Кирилл и Владислав.

       Далее мы объединили субтесты по видам способностей и определили, что у всей группы показатели технических способностей составили 44,15%,  гуманитарные способности – 34,81%, математические способности – 21,04%.

       Также мы определили суммарно по баллам уровень интеллекта каждого обследуемого и выявили, что самые низкие показатели до 50 баллов набрали 4 человека,  51 - 65 баллов набрали 2 человека, 66 - 80 баллов – 4 человека, 81 - 95 баллов – 7 человек, более 96 баллов – 3 человека. Данные отображены в приведенной ниже диаграмме:

 

2.2 Изучение влияния  стилей общения  на интеллектуальное  развитие подростков.

       Для определения стилей общения в семье нами была выбрана методика диагностики родительского отношения А.Я.Варга и В.В.Столина, которая определяет родительские отношения как систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Для этого родителям наших обследуемых детей были розданы тексты опросника, состоящие из 61 утверждения, с которыми они должны были согласиться или не согласиться. Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений.

       В результате опроса у нас сложилось пять групп подростков по разным стилям общения в семье. Эти стили таковы:

  1. «Авторитарная гиперсоциализация» - она отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. В отношении родителей отчетливо просматривается авторитаризм. От ребенка требуется безоговорочное послушание и дисциплина. Родители стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. Они пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

       В данной категории у нас оказалось 4 ребенка (Александр набравший 63 балла в тесте на интеллект, Владислав – 103 балла, Владимир – 81 балл, Валентина – 77 баллов).

  1. «Симбиоз» - отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так ка по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

       Среди детей с таким стилем общения  в семье у нас оказалось 7 обследуемых (Гарик – 47 баллов, Ани – 84 балла, Евгений – 108 баллов, Яна – 79 баллов, Ишхан – 78 баллов, Татьяна Л. – 76 баллов, Роман – 83 балла).

  1. Одинаковое сочетание симбиотических отношений и особенностей восприятия ребенка как «маленького неудачника». Т.к. родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом, то и считает его интересы, увлечения, мысли и чувства детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

       Мы  выявили 4 семьи с такими отношениями (Арам – 48 баллов, Кирилл – 92 балла, Алексан – 41 балл, Азамат – 104 балла).

  1. Сочетание симбиотических отношений и «кооперации» - социально желательный образ родительского отношения. Симбиотические отношения проявляются в том, что родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем ему помочь, сочувствует ему. Высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. В спорных вопросах старается встать на его точку зрения.

                У нас оказалось 3 подростка окруженных такими отношениями. (Максим – 81 балл, Иван – 82 балла, Татьяна Б. – 86 баллов).

  1. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость, приписывает ему личную и социальную несостоятельность.

       К сожалению, нами были выявлены 2 такие семьи (Михаил – 49 баллов, Юлия – 64 балла). 

       Мы  отразили исследуемые нами компоненты интеллекта каждой группы в виде приведенной ниже диаграммы:

  

       Эти данные говорят о том, что в семьях, стиль общения в которых мы определили как:

  1. «Маленький неудачник» - самые низкие показатели интеллекта, в особенности математическое мышление, способность оперировать с числами.
  2. «Симбиоз – кооперация» - высоко развиты внимание и память, и способность выносить суждения.
  3. «Симбиоз – маленький неудачник» - хорошо развиты память и внимание.
  4. «Симбиоз» - самые высокие показатели в способностях выносить суждения, также хорошо развиты память и внимание.
  5. «Авторитарная гиперсоциализация» - также хорошо развиты способности выносить суждения, абстрагирование, т.е. индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать. 

Информация о работе Влияние стилей общения в семье на интеллектуальной развитие подростков