Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:48, курсовая работа
Целью работы явилось изучение влияния стилей педагогического общения учителей на проявление тревожности младших школьников.
Гипотеза:
строилась на предположении о взаимосвязи между стилем общения учителя и уровнем тревожности учащихся.
Методы:
Изучение и анализ литературы
Тестирование
Методы количественной и качественной обработки данных
Введение. 3
ГЛАВА I. Теоретические подходы к проблеме стиля педагогического общения и тревожности младших школьников в психолого-педагогической литературе 6
1.1. Специфика педагогического общения 6
1.2. Характеристика стилей педагогического общения 16
1.3. Особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста 24
Выводы по I главе 30
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование влияния стиля педагогического общения учителя на состояние тревожности младших школьников 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ и описание результатов исследования 33
Выводы по ГЛАВЕ II 39
Заключение 40
Список используемой литературы 41
Приложения 43
Д.А. Белухин (20) предположил, что все три стиля педагогического общения характеризуются различным соотношением требовательности и доверия учителя по отношению к школьникам. Если требовательность больше доверия, то это авторитарный стиль поведения и руководства образовательным процессом. В поведении учителя будут преобладать повышенная мобилизация, пристройка «сверху», словесные действия «приказывать» (подавление воли), «утверждать» (нажим на память вместо активизации умственных способностей, т.е. «объяснять»), «предупреждать» в комбинации с «упрекать» (понижение самочувствия учеников в сочетании с расширением границ воображения в пессимистических тонах), «узнавать» с оттенком «допытываться», «отделываться» с раздражением и нетерпением.
Итак, у авторитарного
учителя ребенку отводится
Авторитарный стиль ставит
учителя в отчужденное
Авторитарный стиль лишает
ребенка возможности осознать свои
обязанности и права как
Дети, поведение которых регулируется авторитарным стилем, оставшись в классе без надзора учителя и не имея навыков саморегуляции поведения, легко нарушают дисциплину.
Авторитарный стиль
Авторитарный стиль общения
взрослого с ребенком в своем
крайнем выражении
Демократический стиль
Учитель с данным стилем
в первую очередь оценивает факты,
а не личность. Группа принимает
активное участие в обсуждении всего
хода предстоящей работы и ее организации.
Увеличивается инициатива, возрастает
общительность и
Учителям, которым свойственен
демократический стиль, стремятся
привлечь самих ребят к решению
задач обучения и воспитания. Поэтому
в разговорах с учениками педагоги
совместно с ними анализируют
различные события, выясняют их точку
зрения на происходящее, их оценки. При
непосредственном взаимодействии с
учениками авторитарный учитель
пользуется не столько прямыми, сколько
косвенными формами побуждения к
действию. Конечно, в соответствующей
ситуации такой учитель может
прибегнуть и к безоговорочному
приказу, но это не является типичным.
Основными способами
У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения. Для таких учителей характерна большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.
Демократический стиль наиболее
плодотворен. В нем требовательность
гармонично сочетается с доверием,
и нет преобладания одного над
другим. На основе оптимальной мобилизации
как готовности и желания взаимодействовать
с учащимися проявляется
Демократический стиль обеспечивает ребенку активную позицию: учитель стремится поставить учеников в отношения сотрудничества при решении учебных задач. При этом дисциплинированное поведение выступает не как самоцель, а как средство, обеспечивающее активную работу.
Учитель разъясняет детям
значение нормативного дисциплинированного
поведения, учит управлять своим
поведением, организуя условия
Демократический стиль ставит учителя и учеников в позицию дружественного взаимопонимания. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает сорадость при достижении успеха. Этот стиль объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «Мы», ощущение причастности к общему делу. В то же время именно этот стиль придает значение особой важности личной деятельности, каждый хочет самостоятельно выполнять задание учителя, сам дисциплинировать самого себя.
Демократический стиль не исключает отчуждения как временного приема работы учителя с классом. Но это именно временный элемент работы на фоне взаимной доброжелательности. Этот стиль предполагает включение всех детей в контроль над общим порядком. Он призван обеспечить активность позиции, нравственных установок ребенка, дает ему возможность осознать свои права и обязанности, предполагает развитие мотивации целенаправленного управление своим поведением. Демократический стиль создает благоприятные условия для успешного развития целенаправленной дисциплинированности, учебной мотивации. Этот стиль дает опыт самоуправления при мотиве создания и сохранения ценимой среды - рабочего состояния всего класса. Дети, воспитываемые в условиях демократического стиля общения, оставшись в классе без надзора учителя, стараются дисциплинировать себя сами.
Демократический стиль руководства
говорит о высоком
Попустительский стиль
По сути дела этот стиль
является самоустранением учителя
из учебного процесса, учитель снимает
с себя ответственность за происходящее.
Педагог терпимо относится ко
всем перипетиям школьной жизни, не вмешиваясь
в дела ребят без крайней
Попустительский стиль руководства предполагает преобладание доверия над требовательностью. Можно наблюдать пониженную мобилизацию, в речи упор делается на «просить», «объяснять», «узнавать», «предупреждать», «ободрять». Однако из-за пониженной мобилизации все действия будут выглядеть вялыми, малоэффективными, правда, не наносящими психического травматизма в отличие от авторитарного стиля поведения.
Попустительский стиль снисходительно слаб. Это стиль непрофессионала. Отсутствие профессионализма мешает учителю обеспечить дисциплину в классе и квалифицированно организовать учебный процесс. Этот стиль не обеспечивает и совместной деятельности детей - нормальное поведение просто не организуется, дети ведут себя в меру своей воспитанности, увлекая за собой даже дисциплинированных. Этот стиль не обеспечивает детям возможности пережить радость совместной деятельности, учебный процесс постоянно нарушается своевольными поступками и шалостями. Ребенок не осознает своих обязанностей. Попустительский стиль хотя и не перегружает ребенка эмоционально, но не дает ему и позитивных условий для развития личности.
По Г.М. Андреевой (4), в силе можно выделить 2 стороны: содержательная и техническая, т.е. формальная (приемы и способы). Ниже приводится полная характеристика содержательной и формальной сторон трех стилей.
Эмоции - особый класс психических
процессов и состояний, который
составляет переживаемые в различной
форме отношения человека к предметам
и явлениям действительности. Эмоции
и чувства - специфическая форма
отражения действительности. Если в
познавательных процессах отражаются
предметы и явления, то в чувствах
- значимость этих предметов и явлений
для данного человека в конкретной
ситуации. То есть чувства носят
личностный характер. Они связаны
с потребностями и выступают
показатели того, как проходит их удовлетворение.
Отличительной характеристикой
чувств является их полярность как
простейшее переживание удовольствия
- неудовольствия. Чувства обладают
различной степенью продолжительности
и интенсивности. Они различаются
по генетическому происхождению, глубине,
осознанности, направленности, динамике
развития, действию на организм, способу
выражения в выразительных
Начало обучения в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей, у них постепенно развивается умение владеть своими эмоциями, хотя самые младшие школьники еще не могут- сдерживать проявление эмоций. Обычно лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональные переживания. Неумением сдерживать свои эмоции объясняется у детей аффективных состояний, их склонность к кратковременным бурным проявлениям радости и горя. Правда, такие эмоциональные состояния у младших школьников нестойки. Дети также легко успокаиваются, как и возбуждаются. Возникновение эмоций у младших школьников связано конкретной обстановкой. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и переживания - все вызывает у детей этого возраста соответствующие эмоции. Это время учитывать и в учении: эмоционально окрашенные факты запоминаются детьми прочнее и на более длительный период, чем факты, им безразличные. Поэтому эмоциональная приподнятость должна служить основой всякой воспитательной работы. Чем младше школьник, тем это важнее.
Учение и коллективная деятельность способствуют развитию у детей высших чувств. У младшего школьника интенсивно формируются такие моральные чувства, как чувство коллективизма, товарищества. Выполнение предметных обязанностей в школьном коллективе, совместная учебная и общественная деятельность, взаимная ответственность друг перед другом и перед классом в целом приводят к тому, что у учащихся накапливается необходимый практический опыт морального поведения в коллективе.
Важный момент в воспитании эмоций у школьников - необходимость научить управлять их эмоциями, подчинить их разуму, научить сдерживать гнев, бурное неудовольствие, а иногда и бурное веселье. Это достигается только тренировкой, упражнением. Путем упражнения развивается и совершенствуется у ребенка и чувство долга. Начинаются такие упражнения с малого: «Я должен сначала выучить урок, а потом идти гулять».
Учитель должен стремиться к тому, чтобы ребята обогащались эмоциональными переживаниями, которые имеют положительное жизненное значение. Упражнение эмоций содействует формированию более совершенных отношений человека к окружающему миру, природе, человеческому обществу.
Тревожность как проявление эмоциональной сферы
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.