Влияние стиля педагогического общения учителя на развитие эмоциональной тревожности ребенка в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы явилось изучение влияния стилей педагогического общения учителей на проявление тревожности младших школьников.
Гипотеза:
строилась на предположении о взаимосвязи между стилем общения учителя и уровнем тревожности учащихся.
Методы:
Изучение и анализ литературы
Тестирование
Методы количественной и качественной обработки данных

Содержание работы

Введение. 3
ГЛАВА I. Теоретические подходы к проблеме стиля педагогического общения и тревожности младших школьников в психолого-педагогической литературе 6
1.1. Специфика педагогического общения 6
1.2. Характеристика стилей педагогического общения 16
1.3. Особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста 24
Выводы по I главе 30
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование влияния стиля педагогического общения учителя на состояние тревожности младших школьников 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ и описание результатов исследования 33
Выводы по ГЛАВЕ II 39
Заключение 40
Список используемой литературы 41
Приложения 43

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 3 курс.docx

— 169.74 Кб (Скачать файл)

Д.А. Белухин (20) предположил, что все три стиля педагогического общения характеризуются различным соотношением требовательности и доверия учителя по отношению к школьникам. Если требовательность больше доверия, то это авторитарный стиль поведения и руководства образовательным процессом. В поведении учителя будут преобладать повышенная мобилизация, пристройка «сверху», словесные действия «приказывать» (подавление воли), «утверждать» (нажим на память вместо активизации умственных способностей, т.е. «объяснять»), «предупреждать» в комбинации с «упрекать» (понижение самочувствия учеников в сочетании с расширением границ воображения в пессимистических тонах), «узнавать» с оттенком «допытываться», «отделываться» с раздражением и нетерпением.

Итак, у авторитарного  учителя ребенку отводится пассивная  позиция: учитель стремится манипулировать классом, ставя во главу угла задачу организации дисциплины. Он подчиняет  детей своей власти в категорической форме, не разъясняет необходимости  нормативного поведения, не учит управлять  своим поведением, оказывает психологическое  давление.

Авторитарный стиль ставит учителя в отчужденное положение  от класса или отдельного ученика. Эмоциональная  холодность, лишая ребенка близости, доверия, быстро дисциплинирует класс, но вызывает у детей психологическое  состояние покинутости, незащищенности и тревоги. Этот стиль способствует достижению учебных задач, но разъединяет детей, так как каждый испытывает напряжение и неуверенность в самом себе.

Авторитарный стиль лишает ребенка возможности осознать свои обязанности и права как школьника, подавляет инициативу и не развивает  мотивации целенаправленного управления своим поведением.

Дети, поведение которых  регулируется авторитарным стилем, оставшись  в классе без надзора учителя  и не имея навыков саморегуляции поведения, легко нарушают дисциплину.

Авторитарный стиль руководства  говорит о твердой воле учителя, но не несет ребенку любви и  спокойной уверенности в хорошем  отношении учителя к нему. Дети фиксируют свое внимание на негативных проявлениях авторитарного учителя. Они начинают бояться его. Все  переживания, связанные с резкими формами проявлений взрослого, западают в душу ребенка, остаются в его памяти на всю жизнь.

Авторитарный стиль общения  взрослого с ребенком в своем  крайнем выражении антипедагогичен  и поэтому недопустим в практике общественного воспитания детей.

Демократический стиль

Учитель с данным стилем в первую очередь оценивает факты, а не личность. Группа принимает  активное участие в обсуждении всего  хода предстоящей работы и ее организации. Увеличивается инициатива, возрастает общительность и доверительность  в личных взаимоотношениях. Демократический  стиль предполагает, что учитель  опирается на ученический коллектив, поощряет и воспитывает самостоятельность  у ребят. Проблемы учащихся он обсуждает  совместно с ними и при этом не навязывает свою точку зрения, а  стремится убедить в ее правильности. Он терпим к критическим замечаниям учеников, стремится понять их.

Учителям, которым свойственен  демократический стиль, стремятся  привлечь самих ребят к решению  задач обучения и воспитания. Поэтому  в разговорах с учениками педагоги совместно с ними анализируют  различные события, выясняют их точку  зрения на происходящее, их оценки. При  непосредственном взаимодействии с  учениками авторитарный учитель  пользуется не столько прямыми, сколько  косвенными формами побуждения к  действию. Конечно, в соответствующей  ситуации такой учитель может  прибегнуть и к безоговорочному  приказу, но это не является типичным. Основными способами взаимодействия являются просьба, совет, информация. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в  совместном поиске знаний. Учитель  учитывает не только успеваемость, но и личные качества учеников.

У учителей с демократическим  стилем руководства школьники чаще испытывают состояния спокойной  удовлетворенности, высокой самооценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения. Для таких учителей характерна большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

Демократический стиль наиболее плодотворен. В нем требовательность гармонично сочетается с доверием, и нет преобладания одного над  другим. На основе оптимальной мобилизации  как готовности и желания взаимодействовать  с учащимися проявляется пристройка «наравне» и практически все  словесные действия, которые сообразно  ситуации и содержанию взаимодействия воздействуют на волю, интеллект, память, воображение и эмоциональное  состояние партнеров по совместной деятельности.

Демократический стиль обеспечивает ребенку активную позицию: учитель  стремится поставить учеников в  отношения сотрудничества при решении  учебных задач. При этом дисциплинированное поведение выступает не как самоцель, а как средство, обеспечивающее активную работу.

Учитель разъясняет детям  значение нормативного дисциплинированного  поведения, учит управлять своим  поведением, организуя условия доверительности  и взаимопонимания.

Демократический стиль ставит учителя и учеников в позицию  дружественного взаимопонимания. Этот стиль вызывает у детей положительные  эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает сорадость при достижении успеха. Этот стиль объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «Мы», ощущение причастности к общему делу. В то же время именно этот стиль придает значение особой важности личной деятельности, каждый хочет самостоятельно выполнять задание учителя, сам дисциплинировать самого себя.

Демократический стиль не исключает отчуждения как временного приема работы учителя с классом. Но это именно временный элемент  работы на фоне взаимной доброжелательности. Этот стиль предполагает включение  всех детей в контроль над общим порядком. Он призван обеспечить активность позиции, нравственных установок ребенка, дает ему возможность осознать свои права и обязанности, предполагает развитие мотивации целенаправленного управление своим поведением. Демократический стиль создает благоприятные условия для успешного развития целенаправленной дисциплинированности, учебной мотивации. Этот стиль дает опыт самоуправления при мотиве создания и сохранения ценимой среды - рабочего состояния всего класса. Дети, воспитываемые в условиях демократического стиля общения, оставшись в классе без надзора учителя, стараются дисциплинировать себя сами.

Демократический стиль руководства  говорит о высоком профессионализме учителя, его позитивных нравственных качествах и любви к детям. Этот стиль требует от учителя  больших психических затрат, но именно он является самым продуктивным условием развития личности ребенка. Именно в  условиях демократического стиля руководства  у ребенка развивается чувство  ответственности.

Попустительский стиль

По сути дела этот стиль  является самоустранением учителя  из учебного процесса, учитель снимает  с себя ответственность за происходящее. Педагог терпимо относится ко всем перипетиям школьной жизни, не вмешиваясь в дела ребят без крайней необходимости, не проявляет инициативы в организации  тех или иных мероприятий. Ему  свойственны колебания, решения  он принимает под давлением или  администрации, «сверху», или школьников - «снизу». Такой учитель не стремится  к новшествам, остерегается и проявления инициативы учащихся. Педагог с попустительским  стилем руководства организацию  и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.

Попустительский стиль руководства  предполагает преобладание доверия  над требовательностью. Можно наблюдать  пониженную мобилизацию, в речи упор делается на «просить», «объяснять», «узнавать», «предупреждать», «ободрять». Однако из-за пониженной мобилизации все действия будут выглядеть вялыми, малоэффективными, правда, не наносящими психического травматизма  в отличие от авторитарного стиля  поведения.

Попустительский стиль снисходительно слаб. Это стиль непрофессионала. Отсутствие профессионализма мешает учителю  обеспечить дисциплину в классе и  квалифицированно организовать учебный  процесс. Этот стиль не обеспечивает и совместной деятельности детей - нормальное поведение просто не организуется, дети ведут себя в меру своей воспитанности, увлекая за собой даже дисциплинированных. Этот стиль не обеспечивает детям  возможности пережить радость совместной деятельности, учебный процесс постоянно  нарушается своевольными поступками и  шалостями. Ребенок не осознает своих  обязанностей. Попустительский стиль  хотя и не перегружает ребенка  эмоционально, но не дает ему и позитивных условий для развития личности.

По Г.М. Андреевой (4), в  силе можно выделить 2 стороны: содержательная и техническая, т.е. формальная (приемы и способы). Ниже приводится полная характеристика содержательной и формальной сторон трех стилей.

 

 

 

 

1.3. Особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста

Эмоции - особый класс психических  процессов и состояний, который  составляет переживаемые в различной  форме отношения человека к предметам  и явлениям действительности. Эмоции и чувства - специфическая форма  отражения действительности. Если в  познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах - значимость этих предметов и явлений  для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят  личностный характер. Они связаны  с потребностями и выступают  показатели того, как проходит их удовлетворение. Отличительной характеристикой  чувств является их полярность как  простейшее переживание удовольствия - неудовольствия. Чувства обладают различной степенью продолжительности  и интенсивности. Они различаются  по генетическому происхождению, глубине, осознанности, направленности, динамике развития, действию на организм, способу  выражения в выразительных движениях  лица (мимике) и тела (пантомимике), в  интонациях речи. По форме протекания выделяют чувственный тон, настроение, собственных эмоций, страсти, стресс, фрустрацию, высшие чувства. Высший продукт  эмоций человека - устойчивые чувства  к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Высшие чувства носят  отчетливый, выраженный, предметный характер, так как связаны с каким-либо конкретным объектом. В зависимости от предметной среды, к которой они относятся, их подразделяют на: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Нравственные чувства переживаются человеком при восприятии явлений с номами, выработанными в обществе. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности человека. Эстетические представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, искусстве, жизни людей. Эмоциональное развитие младшего школьного возраста связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже обусловленных достижением узколичных унитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

Начало обучения в школе порождает  существенные изменения в эмоциональной  жизни детей, у них постепенно развивается умение владеть своими эмоциями, хотя самые младшие школьники  еще не могут- сдерживать проявление эмоций. Обычно лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональные переживания. Неумением сдерживать свои эмоции объясняется у детей аффективных состояний, их склонность к кратковременным бурным проявлениям радости и горя. Правда, такие эмоциональные состояния у младших школьников нестойки. Дети также легко успокаиваются, как и возбуждаются. Возникновение эмоций у младших школьников связано конкретной обстановкой. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и переживания - все вызывает у детей этого возраста соответствующие эмоции. Это время учитывать и в учении: эмоционально окрашенные факты запоминаются детьми прочнее и на более длительный период, чем факты, им безразличные. Поэтому эмоциональная приподнятость должна служить основой всякой воспитательной работы. Чем младше школьник, тем это важнее.

Учение и коллективная деятельность способствуют развитию у детей высших чувств. У младшего школьника интенсивно формируются такие моральные  чувства, как чувство коллективизма, товарищества. Выполнение предметных обязанностей в школьном коллективе, совместная учебная и общественная деятельность, взаимная ответственность  друг перед другом и перед классом  в целом приводят к тому, что  у учащихся накапливается необходимый  практический опыт морального поведения  в коллективе.

Важный момент в воспитании эмоций у школьников - необходимость научить  управлять их эмоциями, подчинить  их разуму, научить сдерживать гнев, бурное неудовольствие, а иногда и  бурное веселье. Это достигается  только тренировкой, упражнением. Путем  упражнения развивается и совершенствуется у ребенка и чувство долга. Начинаются такие упражнения с малого: «Я должен сначала выучить урок, а потом идти гулять».

Учитель должен стремиться к тому, чтобы ребята обогащались эмоциональными переживаниями, которые имеют положительное  жизненное значение. Упражнение эмоций содействует формированию более  совершенных отношений человека к окружающему миру, природе, человеческому  обществу.

Тревожность как проявление эмоциональной сферы

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные  формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти  и др.) образуют в совокупности эмоциональную  сферу человека.

Информация о работе Влияние стиля педагогического общения учителя на развитие эмоциональной тревожности ребенка в младшем школьном возрасте