Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:48, курсовая работа
Целью работы явилось изучение влияния стилей педагогического общения учителей на проявление тревожности младших школьников.
Гипотеза:
строилась на предположении о взаимосвязи между стилем общения учителя и уровнем тревожности учащихся.
Методы:
Изучение и анализ литературы
Тестирование
Методы количественной и качественной обработки данных
Введение. 3
ГЛАВА I. Теоретические подходы к проблеме стиля педагогического общения и тревожности младших школьников в психолого-педагогической литературе 6
1.1. Специфика педагогического общения 6
1.2. Характеристика стилей педагогического общения 16
1.3. Особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста 24
Выводы по I главе 30
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование влияния стиля педагогического общения учителя на состояние тревожности младших школьников 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ и описание результатов исследования 33
Выводы по ГЛАВЕ II 39
Заключение 40
Список используемой литературы 41
Приложения 43
Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные.
К фундаментальным относят:
1) интерес-волнение,
2) радость,
3) удивление,
4) горе-страдание,
5) гнев,
6) отвращение,
7) презрение,
8) страх,
9) стыд,
10) вину
Остальные производные. Из соединения
фундаментальных эмоций возникает
такое комплексное
Определенный уровень
Проявления тревожности в
Ситуативно-изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.
Поведение повышено тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:
1. Высокотревожные индивиды
2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в
стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного
на решение задачи.
3. Боязнь неудачи характерная черта высокотревожных людей. Эта
боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.
4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей.
Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.
5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.
6. Низкотревожных людей больше
стимулирует сообщение о
7. Личностная тревожность
Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.
Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.
Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации.
Наиболее подходящей классификацией
стиля педагогического общения
для нашей дальнейшей работы является
модель, предложенная А.К. Марковой, которая
включает в себя авторитарный, демократический
и либеральный (попустительский) стили
педагогического общения
По Г.М. Андреевой (4), в силе можно выделить 2 стороны: содержательная и техническая, т.е. формальная (приемы и способы). Ниже приводится полная характеристика содержательной и формальной сторон трех стилей.
Целью выявления тревожности
явилось определение
В связи с этим было проведено тестирование учеников начальных классов МОУ «Средней общеобразовательной школы № 41» г. Бийска в количестве 69 человек, преподаватели начальных классов МОУ «Средней общеобразовательной школы № 41» г. Бийска в количестве 5 человек.
Использовались следующие методики: методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, опросник стилей педагогического общения.
Цель методики (опросника) Филлипса состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ “+”, если Вы согласны с ним, или “-”, если не согласны”.
Обработка и интерпретация результатов.
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
- Общее число несовпадений
по всему тексту. Если оно больше
50 %, можно говорить о повышенной
тревожности ребенка, если
Цель теста стили педагогического общения состоит в определении стиля общения педагогов с учащимися.
Тест состоит из 10 вопросов, бланки с вопросами раздаются педагогам в письменном виде. На каждый вопрос предлагается три варианта ответов, из которых нужно выбрать один.
Выявленный собственный
уровень развития профессионально-личностных
качеств и стиль
1. Методика изучения стиля педагогического общения
При изучении стиля педагогического общения были получены следующие результаты. (рис. 1)
Рис. 1 Стили педагогического общения
По результатам исследования,
можно сделать следующие
1 – учитель Н.О.Н, 2А класса предпочитает авторитарный (самовластный) стиль общения с учениками. Учителю свойственно осуществлять единоличное управление коллективом. Не позволять учащимся высказывать свои взгляды, претендовать на решение касающихся вопросов класса.
2 – учитель М.Л.П., 4 класса предпочитает использовать в своей деятельности авторитарный (самовластный) стиль общения с учениками. Учителю свойственно осуществлять единоличное управление коллективом. Не позволять учащимся высказывать свои взгляды, претендовать на решение касающихся вопросов класса.
3 – учитель Р.Т.Ю., 2Б класса предпочитает авторитарный (властный) стиль общения. Этому стилю свойственны основные черты автократического. Но при этом учащимся позволяют участвовать в обсуждении проблем коллективной жизни, вопросов, их затрагивающих. Однако, решение всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.
4 – учитель К.И.З., 1Б
класса придерживается
5 – учитель П.О.А. 1А классапридерживается демократического стиля. Ему свойственно опираться на коллектив, стимулировать самостоятельность учащихся.
2.Методика изучения школьной тревожности Филипса.
Данные исследования представлены в рисунке 2
Рис. 2 Уровень тревожности
В исследовании стилей педагогического общения было выявлено, что в 1А классе учитель придерживается демократического стиля. Мы видим, что уровень тревожности у детей низкий.(рис. 3)
Рис. 3 Уровень тревожности учеников 1 А класса
В 1 Б классе учитель придерживается демократического стиля и уровень тревожности в классе в большей степени низкий, лишь у 18,75 % (3чел.) уровень тревожности высокий. Т.е. детям свойственно реагировать на широкий круг ситуаций, связанных с различными формами включения в жизнь школы переживанием состояния тревоги.(рис. 4)
Во 2А классе преподаватель предпочитает авторитарный стиль общения с учениками. Как показывают данные уровень тревожности у 46% (6 чел.) выше нормы.(рис. 5) Т.е. детям свойственно представленность негативных эмоций и более высокий уровень внутреннего напряжения.
Рис. 5 Уровень тревожности 2 А класса
Во 2Б классе преподаватель предпочитает авторитарный стиль общения и уровень тревожности в его классе у 50 % детей (6 чел.)выше нормы.(рис. 6) Ученикам свойственно негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей.
В 4 классе преподаватель
предпочитает использовать в своей
деятельности авторитарный стиль общения
с учениками. Результаты исследования
тревожности у детей показали,
что в этом классе у 58,3 % детей (7 чел.)
уровень тревожности
Процентное соотношение
уровня тревожности и стиля
тревожность стиль |
авторитарный |
демократический |
либеральный |
высокая |
51,4 % |
9,4 % |
___ |
средняя |
27 % |
18,6 % |
___ |
низкая |
21,6 % |
72 % |
___ |