Влияние стиля педагогического общения учителя на развитие эмоциональной тревожности ребенка в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы явилось изучение влияния стилей педагогического общения учителей на проявление тревожности младших школьников.
Гипотеза:
строилась на предположении о взаимосвязи между стилем общения учителя и уровнем тревожности учащихся.
Методы:
Изучение и анализ литературы
Тестирование
Методы количественной и качественной обработки данных

Содержание работы

Введение. 3
ГЛАВА I. Теоретические подходы к проблеме стиля педагогического общения и тревожности младших школьников в психолого-педагогической литературе 6
1.1. Специфика педагогического общения 6
1.2. Характеристика стилей педагогического общения 16
1.3. Особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста 24
Выводы по I главе 30
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование влияния стиля педагогического общения учителя на состояние тревожности младших школьников 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ и описание результатов исследования 33
Выводы по ГЛАВЕ II 39
Заключение 40
Список используемой литературы 41
Приложения 43

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 3 курс.docx

— 169.74 Кб (Скачать файл)

Выделяют такие виды чувств, как  нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные.

К фундаментальным относят:

1) интерес-волнение,

2) радость, 

3) удивление, 

4) горе-страдание, 

5) гнев,

6) отвращение,

7) презрение, 

8) страх, 

9) стыд,

10) вину 

Остальные производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает  такое комплексное эмоциональное  состояние, как тревожность, которая  может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение. «Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся  низким порогом возникновения реакции  тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий» 

Определенный уровень тревожности  естественная и обязательная особенность  активной деятельности личности. У  каждого человека существует свой оптимальный  или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния  в этом отношении является для  него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Проявления тревожности в различных  ситуациях не одинаковы. В одних  случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Ситуативно-устойчивые проявления тревожности принято  называть личностными и связывать  с наличием у человека соответствующей  личностной черты (так называемая «личностная  тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность  субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как  предрасположенность, личностная тревожность  активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком  как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативно-изменчивые проявления тревожности  именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Личности, относимые к категории  высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности  в обширном диапазоне ситуаций и  реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.

Поведение повышено тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

1. Высокотревожные индивиды эмоционально  острее, чем низкотревожные, реагируют  на сообщения о неудаче. 

2. Высокотревожные люди хуже, чем  низкотревожные, работают в

стрессовых ситуациях или в  условиях дефицита времени, отведенного 

на решение задачи.

3. Боязнь неудачи характерная  черта высокотревожных людей.  Эта 

боязнь у них доминирует над  стремлением к достижению успеха.

4. Мотивация достижения успехов  преобладает у низкотревожных  людей. 

Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.

5. Для высокотревожных людей  большей стимулирующей силой  обладает сообщение об успехе, чем о неудаче. 

6. Низкотревожных людей больше  стимулирует сообщение о неудаче. 

7. Личностная тревожность предрасполагает  индивида к восприятию и оценке  многих, объективно безопасных ситуаций  как таких, которые несут в  себе угрозу.

Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой  ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей  у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.

Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли  и чувства человека, особенности  его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную  оценку им возникшей ситуации. Эта  оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния  ситуационной тревожности вместе с  ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы  обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя  на его мысли, потребности и чувства.

Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически  вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению  контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение  возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно  сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в  непосредственной зависимости от состояния  тревожности, которое не удалось  преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а  также адекватной когнитивной оценки ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по I главе

Наиболее подходящей классификацией стиля педагогического общения  для нашей дальнейшей работы является модель, предложенная А.К. Марковой, которая  включает в себя авторитарный, демократический  и либеральный (попустительский) стили  педагогического общения учителя  с учениками.

По Г.М. Андреевой (4), в  силе можно выделить 2 стороны: содержательная и техническая, т.е. формальная (приемы и способы). Ниже приводится полная характеристика содержательной и формальной сторон трех стилей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование влияния стиля педагогического общения учителя на состояние тревожности младших школьников

2.1. Организация и методы исследования

Целью выявления тревожности  явилось определение особенностей влияния демократического, авторитарного  и либерального стилей педагогического  общения учителей на развитие эмоциональной  тревожности младших школьников. 

В связи с этим было проведено  тестирование учеников начальных классов  МОУ «Средней общеобразовательной  школы № 41» г. Бийска в количестве 69 человек, преподаватели начальных  классов МОУ «Средней общеобразовательной  школы № 41» г. Бийска в количестве 5 человек.

Использовались следующие  методики: методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, опросник стилей педагогического общения.

Цель методики (опросника) Филлипса состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о  том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над  вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте  его номер и ответ “+”, если Вы согласны с ним, или “-”, если не согласны”.

 

Обработка и интерпретация  результатов.

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

- Общее число несовпадений  по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной  тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов  теста – о высокой тревожности.

Цель теста  стили педагогического  общения состоит в определении  стиля общения педагогов с  учащимися.

Тест состоит из 10 вопросов, бланки с вопросами раздаются  педагогам в письменном виде. На каждый вопрос предлагается три варианта ответов, из которых нужно выбрать  один.

Выявленный собственный  уровень развития профессионально-личностных качеств и стиль педагогического  общения учитель может сравнить со средними значениями указанных параметров, а также сравнить с высокой  нормой. В дальнейшем знание о себе должно послужить основой для  работы педагога.

 

 

 

 

2.2 Анализ и описание результатов исследования

1. Методика изучения стиля  педагогического общения

При изучении стиля педагогического  общения были получены следующие результаты. (рис. 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Стили педагогического  общения

По результатам исследования, можно сделать следующие выводы, что

1 – учитель Н.О.Н, 2А класса предпочитает авторитарный (самовластный) стиль общения с учениками. Учителю свойственно осуществлять единоличное управление коллективом. Не позволять учащимся высказывать свои взгляды, претендовать на решение касающихся вопросов класса.

2 – учитель М.Л.П., 4 класса предпочитает использовать в своей деятельности авторитарный (самовластный) стиль общения с учениками. Учителю свойственно осуществлять единоличное управление коллективом. Не позволять учащимся высказывать свои взгляды, претендовать на решение касающихся вопросов класса.

3 – учитель Р.Т.Ю., 2Б класса предпочитает авторитарный (властный) стиль общения. Этому стилю свойственны основные черты автократического. Но при этом учащимся позволяют участвовать в обсуждении проблем коллективной жизни, вопросов, их затрагивающих. Однако, решение всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

4 – учитель К.И.З., 1Б  класса придерживается демократического  стиля. Ему также свойственно  опираться на коллектив и стимулировать  самостоятельность учащихся.

5 – учитель П.О.А. 1А классапридерживается демократического стиля. Ему свойственно опираться на коллектив, стимулировать самостоятельность учащихся.

 

 

2.Методика изучения школьной  тревожности Филипса.

Данные исследования представлены в рисунке 2

Рис. 2 Уровень тревожности

 

В исследовании стилей педагогического  общения было выявлено, что в 1А  классе учитель придерживается демократического стиля. Мы видим, что уровень тревожности  у детей низкий.(рис. 3)

                      Рис. 3 Уровень тревожности учеников 1 А класса

 

В 1 Б классе учитель придерживается демократического стиля и уровень тревожности в классе в большей степени низкий, лишь у 18,75 % (3чел.) уровень тревожности высокий. Т.е. детям свойственно реагировать на широкий круг ситуаций, связанных с различными формами включения в жизнь школы переживанием состояния тревоги.(рис. 4)

                                                        Рис. 4 Уровень тревожности учеников 1 Б класса

 

Во 2А классе преподаватель  предпочитает авторитарный стиль общения  с учениками. Как показывают данные уровень тревожности у 46% (6 чел.) выше нормы.(рис. 5) Т.е. детям свойственно представленность негативных эмоций и более высокий уровень внутреннего напряжения.

                      Рис. 5 Уровень тревожности 2 А класса                

 

 

Во 2Б классе преподаватель  предпочитает авторитарный стиль общения  и уровень тревожности в его  классе у 50 % детей (6 чел.)выше нормы.(рис. 6) Ученикам свойственно негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей. 

                                   Рис. 6 Уровень тревожности 2 Б класса

В 4 классе преподаватель  предпочитает использовать в своей  деятельности авторитарный стиль общения  с учениками. Результаты исследования тревожности у детей показали, что в этом классе у 58,3 % детей (7 чел.) уровень тревожности значительно  превышает норму.(рис. 7) Детям свойственно испытывать негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, особенно если они проводятся публично при всем классе.

                                     Рис. 7 Уровень тревожности 4 класса

 

 

 

Процентное соотношение  уровня тревожности и стиля педагогического  общения предложены таблице 1.

 

тревожность 

              стиль

авторитарный

демократический

либеральный

высокая

51,4 %

9,4 %

___

средняя

27 %

18,6 %

___

низкая

21,6 %

72 %

___

Информация о работе Влияние стиля педагогического общения учителя на развитие эмоциональной тревожности ребенка в младшем школьном возрасте