Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 14:03, курсовая работа
Ц е л ь исследования: определить и экспериментально апробировать влияние занятий по рисованию на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
З а д а ч и исследования:
1. Определить сущность понятия «изобразительного творчества» в теории.
2. Рассмотреть особенности развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст сенситивен и наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, воображения, но и всех психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества - одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и др.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников, так как освоение изобразительной деятельностью ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и основными операциями мышления и воображения.
Проблема развития детского изобразительного творчества становится все более и более актуальной, так как в современной педагогической науке еще остается недостаточно изученным этот вопрос.
В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их, ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений и навыков, то есть носят узкодидактический характер. Потому о формировании изобразительного творчества говорить не приходится, его развитие в основном стихийно, бессистемно.
Еще Е.А. Флерина обращала внимание на то, что педагоги не развивают способность к замысливанию образа, а значит, не развивают воображение; не создают на занятиях условий для возникновения соответствующих чувств, не формируют у детей способность переноса знаний и умений в новые условия. Е.А. Флерина одна из первых дала определение детского творчества.
Детское творчество - процесс овладения ребенком под влиянием воспитания и обучения все более высокими изобразительными умениями.
Проблема развития детского творчества рассматривалась в работах известного педагога-психолога Л.С. Выгодского. Он писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Л.С. Выгодский отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.
Т.С. Комарова исследовала компонент способности к изображению, как овладение графическими навыками и умениями, включающими и технику рисования. Ею определено содержание графических умений и навыков, выделена система этих навыков и умений, доступная детям дошкольного возраста вообще и детям старшего дошкольного возраста в частности, разработана методика их формирования.
Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности со старшим дошкольным возрастом. Исследования Н.П. Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию изобразительного творчества. Оно способствует его становлению, развитию при наличии определенных условий.
Проблему развития изобразительного творчества дошкольников исследовали такие отечественные ученые как Т.Г. Казакова, Е.А. Флерина, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выгодский, Т.С. Комарова, В.А. Езикеева и др. Работы А. Ильиной, Р.Г. Казаковой, С.В. Парафеевой и др. посвященные использованию в работе со старшими дошкольниками рисования по замыслу.
Противоречия мы видим в том, что повысились требования в общества к развитию творчества личности ребенка, в теории наиболее полно освещены вопросы развития воображения, обучения детей технике рисования, формирования навыков изобразительной деятельности, однако в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений наименее разработаны вопросы развития изобразительного творчества на занятиях рисования по замыслу, что и определило тему нашего исследования: «Рисование как форма развития изобразительного творчества детей 6 года жизни ».
П р о б л е м а исследования – как влияют занятия по рисованию на развитие изобразительного творчества детей 6 года жизни.
О б ъ е к т исследования – развитие изобразительного творчества.
П р е д м е т исследования – развитие изобразительного творчества детей 6 года жизни в процессе занятий по рисованию.
Ц е л ь исследования: определить и экспериментально апробировать влияние занятий по рисованию на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
З а д а ч и исследования:
1. Определить сущность понятия «изобразительного творчества» в теории.
2. Рассмотреть особенности развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
3. Выделить показатели уровней изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровни развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
5. Подобрать и апробировать комплекс занятий по рисованию активизирующий развитие изобразительного творчества детей 6 года жизни.
6. Проверить и проанализировать результаты эксперимента.
Г и п о т е з а исследования: мы предположили, что развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста осуществится более успешно, если:
- развитие проводиться посредств
- на занятиях по рисованию созданы определенные условия, благоприятно влияющие на развитие изобразительного творчества детей.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие м е т о д ы исследования:
В исследовании использовался ряд психолого-педагогических методик: «Незаконченные
рисунки» Я.Л. Коломенского и Е.А. Панько,
«Нарисуй картинку» и «Повторяющиеся
линии» П. Торренса, «Свободный рисунок»
Г.А. Урунтаевой, Изучение рисунков
детей Г.А. Урунтаевой.
П р а к т и ч е с к а я значимость исследования состоит в возможности применения разработанного комплекса занятий по рисованию педагогами дошкольных образовательных учреждений работающих с детьми старшего дошкольного возраста для развития изобразительного творчества детей.
Экспериментальная база – муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 31» города Биробиджана. В эмпирическом исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста, которые составили экспериментальную и контрольную группы по 10 детей в каждой.
Работа имела следующие этапы:
- выделение проблемы
- изучение и анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- определение методик исследован
- проведения констатирующего, формирующего, контрольного экспериментов;
Эмпирическое исследование влияния занятий по рисованию на изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста проходило в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный) в период с сентября 2011 по декабрь 2011 года.
Дипломная работа включает:
введение, которое отражает актуальность проблемы, объект, предмет, гипотезу, цель и задачи исследования;
- две главы: в первой дан теоретический анализ исследуемой проблемы; во второй – эмпирическое исследование;
- заключение, в котором представлены
теоретические и практические
выводы по проблеме
- список используемой в
- приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РИСОВАНИЯ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Теоретические особенности изобразительного творчества в психолого – педагогических исследованиях
Детская изобразительная деятельность рассматривается как одна из наиболее эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления. Детские рисунки, лепка, аппликация часто поражают интересным замыслом, своеобразной формой выражения, которая привлекает внимание взрослых художников. Они восхищаются детским творчеством, считают его своеобразным искусством.
Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель - и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние [50; 142].
Творчество — процесс деятельно
Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства [30; 25].
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Творчество - процесс создания субъективных ценностей
Существуют разные виды творчества: производственно-техническое, изобретательское, научное, политическое, организаторское, философское, художественное, мифологическое, религиозное, повседневно-бытовое и т.п. иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности человека.
Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов [31; 272].
С.Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения» [40; 551].
Свое понимание творчества известный исследователь А. Лилов выразил так: «...творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты таковы: - творчество есть общественное явление, - его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью» [27; 55].
Другой исследователь, В. Г. Злотников, указывает: художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства [12; 53].
В 30-х гг. XX века, детское творчество стали рассматривать как подлинную форму искусств. Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности заметили Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт, К. Роуланд и др.
Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности [3; 28].