Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 14:03, курсовая работа
Ц е л ь исследования: определить и экспериментально апробировать влияние занятий по рисованию на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
З а д а ч и исследования:
1. Определить сущность понятия «изобразительного творчества» в теории.
2. Рассмотреть особенности развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Такая особенность детского рисунка как оригинальность может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристикой образа. То есть рисунок ребенка может быть неграмотен, и не выразителен, но отличаться своеобразным решением задачи.
Известный художник и педагог В.С. Щербаков писал, что в отличие от профессионального изображения, где грамотность и выразительность теснейшим образом переплетены, в детском творчестве выразительность может быть выделена как самостоятельное качество независимо от обученности ребенка или грамотности изображения. По его мнению, нередко при вмешательстве взрослого рисунок становится более грамотным, но утрачивает выразительность [47; 89].
Оригинальность образа, продукта детской деятельности, - показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах - это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа.
По мнению Г.Г. Григорьевой, по направленности детский рисунок можно отнести к сфере реалистического искусства. По уровню возможного развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте в силу ограниченных психофизических возможностей ребенка не может быть в полной мере реалистической [10; 112].
Н.П. Сакулина утверждает, что по отношению к детскому рисунку можно говорить лишь о тенденциях к реализму, приближении к возможно большей правдивости и полноте изображения. Однако при любом, даже очень малом объеме изобразительных умений ребенок должен уметь и иметь возможность выражать свои чувства, впечатления свободно, использовать их самостоятельно и творчески действовать [42; 65].
Таким образом, мы выявили, что многие исследователи по-разному оценивают детский рисунок, но все они сходятся во мнении, что он своеобразен и оригинален по своему содержанию.
Г.Г. Григорьева выделила следующие задачи, обучения старших дошкольников рисованию по замыслу:
1. Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции.
2. Развивать у ребят стремление
поделиться своими
3. Формировать у детей желание
и умение самому ставить
а) приемам создания простейших композиций (расположению изображений на плоскости листа);
б) учить изображать в рисунке главное, то есть те пред меты и персонажи, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения;
в) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве;
г) направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей.
Обобщая изученные точки зрения на применяемые методы и приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностью, можно сделать вывод, что, чем больше впечатлений получит ребенок, тем многообразнее и богаче будет его творчество и замысел будущей работы.
Чтобы создать сюжет, ребенку требуется активная работа воображения и наличие определенных знаний, умений и навыков. На этих занятиях максимально развивается самостоятельность и изобразительные способности ребенка, важные для развития его творчества. Одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях рисования по замыслу является разнообразие и вариативность работы. Рисование нетрадиционными техниками - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Выводы по первой главе
Изобразительное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства.
Изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста - это создание субъективно нового, что составляет результат творческой деятельности детей. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет, но субъективная ценность его значительна.
Важную роль в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста отводится рисованию по замыслу, которое является средством творческого выражения детских замыслов, интересов, переживаний.
Выделяют следующие показатели изобразительного творчества:
- продуктивность (беглость) - способность к порождению большого числа идей за ограниченное время;
- гибкость - способность к выдвижению разнообразных идей;
- оригинальность - способность к выдвижению новых, необычных идей;
- разработанность - степень детализации ответов.
В ходе теоретического исследования мы пришли к выводу, что активное проявление детского творчества наблюдается на занятиях рисования по замыслу, где ребенок, создавая сюжет, активизирует работу таких психических процессов, как воля, воображение, память, мышление и происходит развитие не только значимых изобразительных умений и навыков, но и творчества, изобразительных способностей ребенка.
Сделанные выводы и положения легли в основу экспериментального исследования.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ НА РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация экспериментального исследования
Анализ положений о детском изобразительном творчестве известных ученых - Г. В. Латунской, B. C. Кузина, П. Торренса, И.Я. Лернера, Н. П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной и др. позволяют нам сформулировать его определение. Под изобразительным творчеством детей старшего дошкольного возраста понимают создание субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта; создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы - на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.); проявление инициативы во всем.
Ц е л ь эксперимента – экспериментально апробировать и доказать влияние занятий по рисованию на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
З а д а ч и:
1. Выделить показатели уровней изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровни развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать и апробировать комплекс занятий по рисованию которые активизируют развитие изобразительного творчества детей 6 года жизни.
4. Проверить и проанализировать результаты экспериментального исследования.
М е т о д ы, используемые в эмпирическом исследовании:
П о к а з а т е л и уровней развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста:
В ы с о к и й уровень – детское творчество характеризуется высокой продуктивностью, оригинальностью, разработанностью, нестандартностью, целенаправленностью; самостоятельностью; выдвигаются много новых, нестандартных идей; проявляет способность выделять главное в процессе изображения и свою идею воплощать в оригинальном названии рисунка.
С р е д н и й уровень – детское творчество отличается продуктивностью и в отдельных случаях оригинальностью, целенаправленностью; может выдвигать нестандартные идеи; способен свою идею воплощать в оригинальном названии рисунка. Ребенок не всегда уверен в выполнении своего замысла, иногда прибегает к помощи взрослого.
Н и з к и й уровень – не способен выполнять задание самостоятельно, требуется постоянная помощь взрослого, не проявляет интереса и творчества, названия рисунков не оригинальны, не всегда достигает поставленной цели.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ № 31 города Биробиджана с сентября 2011 по декабрь 2011г.
В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста: экспериментальная (10 чел) и контрольная (10 чел).
Экспериментальное исследование проходило в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный этапы)
На 1 и 3 этапах эксперимента проводилось диагностирование детей по пяти методикам, с целью выявления начального уровня развития изобразительного творчества:
Методика 1 «Незаконченные рисунки». (Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько).
Цель: выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительного творчества, активность процесса воображения (Приложение 1).
Методика 2. «Нарисуй картинку» (П. Торренс).
Цель: выявить оригинальность мышления, уровень изобразительного творчества (Приложение 2).
Методика 3. «Повторяющиеся линии» ( П. Торренс).
Цель: выявить показатели изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста (нестандартность, вариативность) (Приложение 2).
Методика 4. «Свободный рисунок» (Г.А. Урунтаева).
Цель: выявить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций (Приложение 3).
Методика 5. Изучение рисунков детей (Г.А. Урунтаева).
Цель: выявить общие закономерности в рисунках: техника, оригинальность, сюжет, цветовое решение, композиция и др. (Приложение 4).
На 2 этапе исследования в экспериментальной группе были составлены и апробированы 10 занятий по рисованию, направленных на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Полученные данные экспериментального исследования оформлялись в таблицах и рисунках.
2.2 Выявление показателей
М е т о д и к а 1. « Незаконченные рисунки» (Я. Л. Коломенский, Е.А. Панько).
Цель: выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительного творчества, активность процесса воображения.
Материалы: шаблоны с десятью незаконченными стимульными фигурами на листе А4, цветные карандаши.
Инструкция: «Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок. Давайте поможем ему дорисовать, когда закончите, придумаете своему рисунку название, я его подпишу».
Критерии оценки:
- продуктивность - количество задействованных элементов 1 балл за элемент,
- разработанность - количество значимых деталей 1 балл за деталь,
- оригинальность:
0 б. - ребенок не дорисовывает шаблон, а рисует рядом что-то свое.
1 б. - Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение отдельного предмета, но изображение контурное, лишено деталей.
2 б. - изображен объект, но с разнообразными деталями.
3 б. - изображен отдельный объект, но включен в воображаемый сюжет.
4 б. - изображается несколько