Влияния занятий по рисованию на изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Ц е л ь исследования: определить и экспериментально апробировать влияние занятий по рисованию на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
З а д а ч и исследования:
1. Определить сущность понятия «изобразительного творчества» в теории.
2. Рассмотреть особенности развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

Диплом Михайлова.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Такая особенность детского рисунка как оригинальность может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристикой образа. То есть рисунок ребенка может быть неграмотен, и не выразителен, но отличаться своеобразным решением задачи.

Известный художник и педагог В.С. Щербаков писал, что в отличие от профессионального изображения, где грамотность и выразительность теснейшим образом переплетены, в детском творчестве выразительность может быть выделена как самостоятельное качество независимо от обученности ребенка или грамотности изображения. По его мнению, нередко при вмешательстве взрослого рисунок становится более грамотным, но утрачивает выразительность [47; 89].

Оригинальность образа, продукта детской деятельности, - показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах - это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа.

  1. Умение и желание ребенка смотреть на мир своими глазами обуславливает и другую особенность детского рисунка - реализм. Не случайно многие исследователи детского рисунка (В.М. Бехтерев, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, В.С. Мухина и др.) отмечают его реалистическую направленность, стремление адекватно отразить предметы и явления окружающего мира.

По мнению Г.Г. Григорьевой, по направленности детский рисунок можно отнести к сфере реалистического искусства. По уровню возможного развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте в силу ограниченных психофизических возможностей ребенка не может быть в полной мере реалистической [10; 112].

Н.П. Сакулина утверждает, что по отношению к детскому рисунку можно говорить лишь о тенденциях к реализму, приближении к возможно большей правдивости и полноте изображения. Однако при любом, даже очень малом объеме изобразительных умений ребенок должен уметь и иметь возможность выражать свои чувства, впечатления свободно, использовать их самостоятельно и творчески действовать [42; 65].

Таким образом, мы выявили, что многие исследователи по-разному оценивают детский рисунок, но все они сходятся во мнении, что он своеобразен и оригинален по своему содержанию.

Г.Г. Григорьева выделила следующие задачи, обучения старших дошкольников рисованию по замыслу:

1. Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции.

2. Развивать у ребят стремление  поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности).

3. Формировать у детей желание  и умение самому ставить соответствующие  цели (темы) и задачи.

  1. Развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения.
  2. Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:

а) приемам создания простейших композиций (расположению изображений на плоскости листа);

б) учить изображать в рисунке главное, то есть те пред меты и персонажи, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения;

в) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве;

г) направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей.

  1. Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения рисунка по замыслу.
  2. Развивать у ребят понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.
  3. Побуждать детей к самостоятельности (творчеству) в замысливании образа: поиске своеобразного содержания, применении адекватных, разнообразных средств выразительности: композиции, колорита и др.
  4. Учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения, т.е. формировать способность художественного творческого восприятия рисунков [10; 119].

Обобщая изученные точки зрения на применяемые методы и приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностью, можно сделать вывод, что, чем больше впечатлений получит ребенок, тем многообразнее и богаче будет его творчество и замысел будущей работы.

Чтобы создать сюжет, ребенку требуется активная работа воображения и наличие определенных знаний, умений и навыков. На этих занятиях максимально развивается самостоятельность и изобразительные способности ребенка, важные для развития его творчества. Одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях рисования по замыслу является разнообразие и вариативность работы. Рисование нетрадиционными техниками - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Выводы по первой главе

Изобразительное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства.

Изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста - это создание субъективно нового, что составляет результат творческой деятельности детей. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет, но субъективная ценность его значительна.

Важную роль в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста отводится рисованию по замыслу, которое является средством творческого выражения детских замыслов, интересов, переживаний.

Выделяют следующие показатели изобразительного творчества:

- продуктивность (беглость) - способность к порождению большого числа идей за ограниченное время;

- гибкость - способность к выдвижению разнообразных идей;

- оригинальность - способность к выдвижению новых, необычных идей;

- разработанность - степень детализации ответов.

В ходе теоретического исследования мы пришли к выводу, что активное проявление детского творчества наблюдается на занятиях рисования по замыслу, где ребенок, создавая сюжет, активизирует работу таких психических процессов, как воля, воображение, память, мышление и происходит развитие не только значимых изобразительных умений и навыков, но и творчества, изобразительных способностей ребенка.

Сделанные выводы и положения легли в основу экспериментального исследования.

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ НА РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1 Организация экспериментального исследования

 

Анализ положений о детском изобразительном творчестве известных ученых - Г. В. Латунской, B. C. Кузина, П. Торренса, И.Я. Лернера, Н. П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной и др. позволяют нам сформулировать его определение. Под изобразительным творчеством детей старшего дошкольного возраста понимают создание субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта; создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы - на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.); проявление инициативы во всем.

Ц е л ь эксперимента – экспериментально апробировать и доказать влияние занятий по рисованию на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

З а д а ч и:

1. Выделить показатели уровней изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить уровни развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

 

3. Подобрать и апробировать комплекс занятий по рисованию которые активизируют развитие изобразительного творчества детей 6 года жизни.

4. Проверить и проанализировать результаты экспериментального исследования.

М е т о д ы, используемые в эмпирическом исследовании:

  • диагностические методики исследования;
  • моделирование (на формирующем этапе);
  • количественный и качественный анализ полученных данных исследования;
  • метод математической статистики.

П о к а з а т е л и  уровней развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста:

В ы с о к и й уровень – детское творчество характеризуется высокой продуктивностью, оригинальностью, разработанностью, нестандартностью, целенаправленностью; самостоятельностью; выдвигаются много новых, нестандартных идей; проявляет способность выделять главное в процессе изображения и свою идею воплощать в оригинальном названии рисунка.

С р е д н и й уровень – детское творчество отличается продуктивностью и в отдельных случаях оригинальностью, целенаправленностью; может выдвигать нестандартные идеи; способен свою идею воплощать в оригинальном названии рисунка. Ребенок не всегда уверен в выполнении своего замысла, иногда прибегает к помощи взрослого.

Н и з к и й уровень – не способен выполнять задание самостоятельно, требуется постоянная помощь взрослого, не проявляет интереса и творчества, названия рисунков не оригинальны, не всегда достигает поставленной цели.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ № 31 города Биробиджана с сентября 2011 по декабрь 2011г.

В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста: экспериментальная (10 чел) и контрольная (10 чел).

Экспериментальное исследование проходило в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный этапы)

На 1 и 3 этапах эксперимента проводилось диагностирование детей по пяти методикам, с целью выявления начального уровня развития изобразительного творчества:

Методика 1 «Незаконченные рисунки». (Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько).

Цель: выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительного творчества, активность процесса воображения (Приложение 1).

Методика 2. «Нарисуй картинку» (П. Торренс).

Цель: выявить оригинальность мышления, уровень изобразительного творчества (Приложение 2).

Методика 3. «Повторяющиеся линии» ( П. Торренс).

Цель: выявить показатели изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста (нестандартность, вариативность) (Приложение 2).

Методика 4. «Свободный рисунок» (Г.А. Урунтаева).

Цель: выявить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций (Приложение 3).

Методика 5. Изучение рисунков детей (Г.А. Урунтаева).

Цель: выявить общие закономерности в рисунках: техника, оригинальность, сюжет, цветовое решение, композиция и др. (Приложение 4).

На 2 этапе исследования в экспериментальной группе были составлены и апробированы 10 занятий по рисованию, направленных на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Полученные данные экспериментального исследования оформлялись в таблицах и рисунках.

 

2.2 Выявление показателей изобразительного  творчества детей старшего дошкольного  возраста.

 

М е т о д и к а 1. « Незаконченные рисунки» (Я. Л. Коломенский, Е.А. Панько).

Цель: выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительного творчества, активность процесса воображения.

Материалы: шаблоны с десятью незаконченными стимульными фигурами на листе А4, цветные карандаши.

Инструкция: «Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок. Давайте поможем ему дорисовать, когда закончите, придумаете своему рисунку название, я его подпишу».

Критерии оценки:

- продуктивность - количество задействованных элементов 1 балл за элемент,

- разработанность - количество значимых деталей 1 балл за деталь,

- оригинальность:

0 б. - ребенок не дорисовывает шаблон, а рисует рядом что-то свое.

1 б. - Ребенок дорисовывает фигуру  так, что получается изображение отдельного предмета, но изображение контурное, лишено деталей.

2 б. - изображен объект, но с разнообразными  деталями.

3 б. - изображен отдельный объект, но включен в воображаемый  сюжет.

4 б. - изображается несколько объектов  по воображаемому образцу.

Информация о работе Влияния занятий по рисованию на изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста