Влияния занятий по рисованию на изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Ц е л ь исследования: определить и экспериментально апробировать влияние занятий по рисованию на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
З а д а ч и исследования:
1. Определить сущность понятия «изобразительного творчества» в теории.
2. Рассмотреть особенности развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

Диплом Михайлова.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

 

Сравнительный анализ показателей уровней невербальных творческих способностей изобразительного творчества и активности процесса воображения обследуемых детей на контрольном этапе представлен на рисунке 2.4.1.

Рис. 2.4.1 Динамика показателей уровней невербальных творческих способностей изобразительного творчества и активности процесса воображения детей старшего дошкольного возраста

 

Анализ динамики уровней невербальных творческих способностей изобразительного творчества и активности процесса воображения детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы показал следующие изменения: число детей с высоким уровнем увеличилось на 20 % и стало составлять 60 % (6 чел), для них характерно изображение нескольких объектов по воображаемому образцу, или на основе шаблона дети рисовали картину. Изображенный на основе шаблона объект являлся одним из второстепенных элементов, включался в воплощаемый ребенком образ. Названия рисункам давались по назначению, оригинальные.

Число детей показавших средний уровень осталось без изменений – 40 %, но эту группу составляют 20 % (2 чел) детей имевшие на констатирующем этапе низкий уровень и 20 % (2 чел) дети уровень развития изобразительного творчества которых не изменился. Для них характерно изображение отдельных предметов по шаблонам, но с разнообразными деталями. Изображенный отдельный объект, включался в воображаемый сюжет, рисункам были даны описательные названия.

Ни у одного из дошкольников экспериментальной группы не выявлено низкого уровня развития изобразительного творчества.

Анализ динамики уровней невербальных творческих способностей изобразительного творчества и активности процесса воображения детей старшего дошкольного возраста контрольной группы показал следующие изменения: число детей с высоким уровнем увеличилось на 10 % и стало составлять 20 % (2 чел), для них характерно изображение нескольких объектов по воображаемому образцу. Изображенный на основе шаблона объект являлся одним из второстепенных элементов, включался в воплощаемый ребенком образ. Названия рисункам давались по назначению, оригинальные.

Число детей показавших средний уровень снизилось на 10 % (1 чел) и составляет 60 %, но изменился состав данной группы. Для них характерно изображение отдельных предметов по шаблонам, но с разнообразными деталями. Изображенный отдельный объект, включался в воображаемый сюжет, рисункам были даны описательные названия.

Таким образом, на низком уровне также как и на констатирующем этапе находятся 20 % (2 чел) детей контрольной группы. Для них характерно не дорисовывание шаблона, а изображение рядом чего-то своего, или эти дети дорисовывали фигуру так, что получалось изображение отдельного предмета, изображения предметов контурные, лишены деталей. Название своему творчеству не могли дать или давали обычное односложное название.

Сравнительный анализ показателей уровней невербальных творческих способностей изобразительного творчества и активности процесса воображения детей экспериментальной и контрольной групп по методике «Незаконченные рисунки» показал, что уровень развития изобразительного творчества детей экспериментальной группы качественно изменился, по нашему мнению этому способствовало участие данной группы детей в формирующем эксперименте.

Уровень невербальных творческих способностей изобразительного творчества и активности процесса воображения детей контрольной группы остался без особых изменений.

М е т о д и к а 2. «Нарисуй картинку» (П. Торренса).

Цель: выявить оригинальность мышления, уровень изобразительного творчества.

Динамика показателей уровней оригинальности  мышления  и изобразительного творчества экспериментальной и контрольной групп по методикам «Нарисуй картинку» представлены в таблице 2.4.2.

Таблица 2.4.2

Динамика показателей уровней оригинальности и мышления  изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

I этап

III этап

Изменения

I этап

III этап

Изменения

Высокий

20 %

50 %

30 %

20 %

20 %

0

Средний

50 %

50 %

30 %

60 %

60 %

0

Низкий

30 %

0

30 %

20 %

20 %

0


 

Сравнительный анализ показателей уровней оригинальности и мышления  изобразительного творчества экспериментальной и контрольной групп обследуемых детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе по методике «Нарисуй картинку» представлен на рисунке 2.4.2.

 

Рис. 2.4.2 Динамика показателей уровней оригинальности и мышления изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

 

Анализ динамики показателей уровней оригинальности и мышления  изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы показал следующие изменения: число детей с высоким уровнем увеличилось на 30 % и стало составлять 50 % (5 чел). Для детей этой подгруппы характерно изображение предложенного овала не главным объектом, а второстепенным элементом одного из объектов воображаемого сюжета. Названия рисункам давались по назначению, оригинальные.

Число детей показавших средний уровень осталось без изменений – 50 %, но эту группу составляют 30 % (3 чел) детей имевшие на констатирующем этапе низкий уровень и 20 % (2 чел), это дети уровень развития изобразительного творчества которых не изменился. Дети данной подгруппы брали предложенный овал за основу изображаемого объекта, но объект значительно детализирован и включен в воображаемый сюжет. Давали описательное название рисунку.

Ни у одного из дошкольников экспериментальной группы не выявлено низкого уровня развития изобразительного творчества.

Анализ динамики показателей уровней оригинальности и мышления  изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста контрольной группы показал следующие изменения: число детей с высоким уровнем не изменилось и  составляет 20 % (2 чел), для детей этой подгруппы характерно изображение предложенного овала не главным объектом, а второстепенным элементом одного из объектов воображаемого сюжета. Названия рисункам давались по назначению, оригинальные.

Число детей показавших средний уровень снизилось на 10 % (1 чел) и составляет 60 %, но изменился состав данной группы. Дети данной подгруппы брали предложенный овал за основу изображаемого объекта, но объект значительно детализирован и включен в воображаемый сюжет. Давали описательное название рисунку.

У одного дошкольника уровень развития изобразительного творчества понизился со среднего до низкого, следовательно на низком уровне находятся 30 % (3 чел) детей контрольной группы. Эти дети не дорисовывали шаблоны, а рисовали рядом что-то свое. Изображали внутри или вокруг овала абстрактные узоры. Брали предложенный овал за основу изображаемого объекта. Объект не оригинальный, типа шар, мяч, лицо человека, с небольшим количеством деталей. Давали обычное название рисунку или вообще не могли его назвать.

Сравнительный анализ динамики показателей уровней оригинальности и мышления  изобразительного творчества детей экспериментальной и контрольной групп по методике «Нарисуй картинку» показал, что показатели детей экспериментальной группы качественно изменились. Уровень оригинальности и мышления  изобразительного творчества детей контрольной группы остался без особых изменений.

М е т о д и к а 3. «Повторяющиеся линии» (П. Торренса).

Цель: выявить показатели изобразительного творчества (нестандартность, вариативность).

Динамика показателей уровней изобразительного творчества (нестандартность, вариативность) детей экспериментальной и контрольной групп представлены в таблице 2.4.3.

Таблица 2.4.3

Динамика показателей уровней изобразительного творчества (нестандартность, вариативность)

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

I этап

III этап

Изменения

I этап

III этап

Изменения

Высокий

20 %

50 %

30 %

20 %

20 %

0

Средний

50 %

50 %

30 %

60 %

60 %

0

Низкий

30 %

0

30 %

20 %

20 %

0


 

Сравнительный анализ показателей уровней изобразительного творчества (нестандартность, вариативность) экспериментальной и контрольной групп обследуемых детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе представлен на рисунке 2.4.3.

Рис. 2.4.3 Динамика показателей уровней изобразительного творчества (нестандартность, вариативность)

 

Анализ динамики показателей уровней изобразительного творчества (нестандартность, вариативность) детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы показал следующие изменения: число детей с высоким уровнем увеличилось на 30 % и стало составлять 50 % (5 чел). Для них характерно изображение каждой пары линий как отдельной картинки, рисунки самобытны, нешаблонны, что является показателем высокого развития творческого мышления испытуемых и выраженности оригинальности в изобразительном творчестве. Названия рисункам давались по назначению, оригинальные.

Число детей показавших средний уровень осталось без изменений – 50 %, но эту группу составляют 30 % (3 чел) детей имевшие на констатирующем этапе низкий уровень и 20 % (2 чел), это дети уровень развития изобразительного творчества которых не изменился. Обследуемые дошкольники, показавшие средний уровень развития изобразительного творчества по заданию «Повторяющиеся линии», несколько пар параллельных линий использовали при создании одной картинки, что является показателем не способности к выдвижению разнообразных, новых, необычных идей. Слабая степень детализации картинок. Давали описательное название рисунку.

Ни у одного из дошкольников экспериментальной группы не выявлено низкого уровня развития изобразительного творчества.

Анализ динамики показателей уровней изобразительного творчества (нестандартность, вариативность) детей старшего дошкольного возраста контрольной группы показал следующие изменения: число детей с высоким уровнем не изменилось и  составляет 20 % (2 чел), число детей показавших средний уровень снизилось на 10 % (1 чел) и составляет 60 %, но изменился состав данной группы. У одного дошкольника уровень развития изобразительного творчества понизился со среднего до низкого, следовательно на низком уровне находятся 30 % (3 чел) детей контрольной группы.

Сравнительный анализ динамики показателей уровней изобразительного творчества (нестандартность, вариативность) детей экспериментальной и контрольной групп по методике «Повторяющиеся линии» показал, что уровень развития изобразительного творчества детей экспериментальной группы качественно изменился. Уровень развития изобразительного творчества детей контрольной группы остался без особых изменений.

М е т о д и к а 4. «Свободный рисунок» (Г.А. Урунтаевой).

Цель: выявить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций мышления в изобразительном творчестве.

Динамика показателей уровней способностей к продуцированию ассоциаций мышления в изобразительном творчестве детей экспериментальной и контрольной групп представлены в таблице 2.4.4.

Таблица 2.4.4

Динамика показателей уровней способностей к продуцированию ассоциаций мышления в изобразительном творчестве

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

I этап

III этап

Изменения

I этап

III этап

Изменения

Очень высокий

10 %

30 %

20 %

0

10 %

10 %

Высокий

50 %

50 %

20 %

70 %

60 %

10 %

Средний

40 %

20 %

20 %

30 %

30 %

0

Низкий

0

0

0

0

0

0

Информация о работе Влияния занятий по рисованию на изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста