Влияния занятий по рисованию на изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Ц е л ь исследования: определить и экспериментально апробировать влияние занятий по рисованию на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
З а д а ч и исследования:
1. Определить сущность понятия «изобразительного творчества» в теории.
2. Рассмотреть особенности развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

Диплом Михайлова.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

У 20 % (2 чел) детей контрольной группы выявлен низкий уровень. Для них характерно частичное использование пар линий как составной части изображения. Некоторые рисунки, представляли собой бессмысленные абстракции. Зафиксированы повторяющиеся несколько раз рисунки. Давали обычное название рисунку или вообще не могли его назвать.

Сравнительный анализ результатов исследования уровней изобразительного творчества (нестандартность, вариативность) детей экспериментальной и контрольной групп по методике «Повторяющиеся линии» также показал, что развитие изобразительного творчества в экспериментальной и контрольной группах находится в основном на среднем уровне.

В результате исследования изобразительного творчества по методикам 
П. Торенса увеличилось количество детей на низком уровне в экспериментальной группе а, количество детей в данной группе на высоком уровне соответственно уменьшилось. Но важно отметить, что двое детей показавших высокий уровень развития изобразительного творчества по данным методикам такие же результаты показали и по первому обследованию.

В контрольной группе по данным методикам в числе двоих детей с высоким уровнем развития изобразительного творчества, один респондент такие же результаты имел и по первому обследованию.

Более половины детей в обеих группах показали средний уровень развития изобразительного творчества.

М е т о д и к а 4. «Свободный рисунок» (Г.А. Урунтаевой).

Цель: выявить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций мышления в изобразительном творчестве.

Материал: лист бумаги, набор цветных карандашей.

Испытуемым предлагалось: придумать что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 10 минут.

Критерии оценки:

  • продуктивность - количество задействованных элементов 1 балл за элемент;
  • разработанность - количество значимых деталей 1 балл за деталь;
  • оригинальность.

0-1 баллов – за отведенное  время ребенок так и не сумел  нечего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

2 б. - ребенок нарисовал нечто  очень простое, неоригинальное, причем  на рисунке слабо просматривается  фантазия и не очень хорошо  проработаны детали.

3 б. - ребенок придумал  и нарисовал нечто такое, что  в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

4 б. ребенок придумал и  нарисовал что-то достаточно оригинальное  и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5 б. - ребенок за отведенное  время придумал и нарисовал  нечто оригинальное, необычное, явно  свидетельствующее о незаурядной  фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

Выводы об уровне развития:

- 5 баллов – очень высокий; 4 баллов – высокий; 3 баллов – средний; 1 балла – низкий; 0 балла – очень низкий.

Для каждого ребенка подсчитывался коэффициент оригинальности или количество повторяющихся изображений.

Результаты показателей уровней способностей к продуцированию ассоциаций мышления в изобразительном творчестве представлены в таблице 2.2.4.

Таблица 2.2.4

Результаты показателей уровней способностей к продуцированию ассоциаций мышления в изобразительном творчестве

Испытуемые

Очень

высокий

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Экспериментальная группа

10 %

50 %

40 %

0

Контрольная группа

0

70 %

30 %

0


 

Сравнительный анализ результатов исследования уровней способностей к продуцированию ассоциаций мышления в изобразительном творчестве экспериментальной и контрольной групп обследуемых детей старшего дошкольного возраста по методике «Свободный рисунок» представлен на рисунке 2.2.4.

Рис. 2.2.4 Результаты показателей уровней способностей к продуцированию ассоциаций мышления в изобразительном творчестве

 

Данные исследования показали, что в экспериментальной группе у 10 % (1 чел) дошкольников выявлен очень высокий уровень. Рисунки этих детей оригинальные, необычные, что свидетельствует о незаурядной фантазии, о богатом воображении, образы и детали рисунков тщательно проработаны.

Высокий уровень выявлен у 40 %(4 чел) дошкольников. Эти дети давали схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки; рисунок не повторялся самим ребенком или другими детьми; предложенная фигура являлась обычно центральным элементом рисунка

У 50 % (5 чел) детей выявлен средний уровень. В рисунках этих детей прослеживаются отдельные элементы творческой фантазии, однако они все же отличались непроработанностью деталей.

Данные исследования показали, что в контрольной группе у 70 % (7 чел) дошкольников выявлен высокий уровень. Рисунки этих детей отличались эмоциональностью, красочностью и оригинальностью.

У 30 % (3 чел) детей выявлен средний  уровень. В рисунках этих детей прослеживаются отдельные элементы творческой фантазии, однако они все же отличались непроработанностью деталей.

Не выявлены работы с низким и очень низким уровнями способностей к продуцированию ассоциаций мышления в изобразительном творчестве, которые отличались бы лишь отдельно нарисованными штрихами.

В целом по проведенному нами экспериментальному исследованию уровней способностей к продуцированию ассоциаций мышления в изобразительном творчестве по методике «Свободный рисунок» можно констатировать, что дети легко справились с заданием, что свидетельствует о принятии задания каждым ребенком.

М е т о д и к а 5. Изучение рисунков детей (Г.А. Урунтаева).

Цель: выявить уровень развития изобразительного творчества, общие закономерности в рисунках (техника, оригинальность, цветовое решение, композиция).

Критерии оценки рисунков:

Высокий уровень – 3 балла. Ребенок передаёт гармонию 3-4х цветов по контрасту или аналогии, использует оттенки цветов, строго повторяет и чередует цвета и элементы, что обеспечивает равновесие симметричной композиции; уравновешивает асимметричную композицию во всех её частях по количеству цвета, элементов, их форме и размеру; экспериментирует с цветами и элементами (придумывает свои элементы и сочетает их с традиционными, оригинально комбинирует известные, использует фантастический цвет, не соответствующий цвету реального предмета).

Средний уровень – 2 балла. Ребенок частично передаёт цветовую согласованность, но использует большое количество цветов, внося этим некоторую дисгармонию; допускает существенные ошибки в уравновешивании композиции, свободно располагающейся на плоскости по количеству цвета, элементов, форме, размеру, частично отсутствует связь цветов и элементов в композиции; экспериментирует либо с цветами, либо с элементами, использует в основном традиционные элементы, но придумывает различные их сочетания и комбинации.

Низкий уровень – 1 балл. Ребенок не задумывается над повтором и чередованием элементов, располагая их произвольно, хаотически, отсутствует цветовая связь в разных частях композиции, приводящая к нарушению равновесия; использует только традиционные элементы и цвет в соответствии с усвоенными шаблонами.

Результаты показателей уровней развития изобразительного творчества, общие закономерности в рисунках (техника, оригинальность, цветовое решение, композиция) представлены в таблице 2.2.5.

Таблица 2.2.5

Результаты показателей уровней развития изобразительного творчества, общие закономерности в рисунках (техника, оригинальность, цветовое решение,

композиция)

Испытуемые

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экспериментальная группа

30 %

30 %

40 %

Контрольная группа

20 %

30 %

50 %


 

Сравнительный анализ результатов исследования уровней развития изобразительного творчества, общие закономерности в рисунках (техника, оригинальность, цветовое решение, композиция) экспериментальной и контрольной групп обследуемых детей старшего дошкольного возраста по методике «Изучение рисунков детей» представлен на рисунке 2.2.5.

Рис. 2.2.5 Результаты показателей уровней развития изобразительного творчества, общие закономерности в рисунках (техника, оригинальность, цветовое решение, композиция)

 

Данные исследования показали, что в экспериментальной группе у 30 % (3 чел.) детей выявлен высокий уровень. Для них характерно использование в рисунках различных оттенков цветов, повторение и чередование цвета и элементов, уравновешивание композиции по количеству цвета, элементов, их форме и размеру; экспериментирование с цветами и элементами.

У 30 % (3 чел.) детей выявлен средний уровень. Для этих детей характерно использование большого количества цветов, внося этим некоторую дисгармонию; частичное отсутствие связи цветов и элементов в композиции; экспериментирование либо с цветами, либо с элементами, использование в основном традиционных элементов в различных сочетаниях и комбинациях.

У 40 % (4 чел.) детей экспериментальной группы выявлен низкий уровень. Эти дети не задумываются над повтором и чередованием элементов, располагают элементов произвольно, хаотически, отсутствует цветовая связь в разных частях композиции; используют только традиционные элементы и цвет в соответствии с усвоенными шаблонами.

Данные исследования показали, что в контрольной группе у 20 % (2 чел.) детей выявлен высокий уровень. Для них характерно использование в рисунках различных оттенков цветов, повторение и чередование цвета и элементов, уравновешивание композиции по количеству цвета, элементов, их форме и размеру; экспериментирование с цветами и элементами.

У 30 % (3 чел.) детей выявлен средний уровень. Для этих детей характерно использование большого количества цветов, внося этим некоторую дисгармонию; частичное отсутствие связи цветов и элементов в композиции; экспериментирование либо с цветами, либо с элементами, использование в основном традиционных элементов в различных сочетаниях и комбинациях.

У 50 % (5 чел.) детей контрольной группы выявлен низкий уровень. Эти дети не задумываются над повтором и чередованием элементов, располагают элементов произвольно, хаотически, отсутствует цветовая связь в разных частях композиции; используют только традиционные элементы и цвет в соответствии с усвоенными шаблонами.

Таким образом, обследуемые дети старшего дошкольного возраста в своих рисунках использовали, в основном, простые закрытые композиционные схемы, пользуясь фактически только симметрией. В цветовом решении дети в основном предпочитали использовать их многообразие, некоторые использовали фантастические цвета в своих работах. Работы ритмичны, дети допускали ошибки в уравновешивании композиции.

Анализ результатов исследования уровней развития изобразительного творчества обследуемых детей по всем методикам представлен в таблице 2.2.6

Таблица 2.2.6

Показатели развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий

2 (20%)

1 (10%)

Средний

5 (50%)

6 (60%)

Низкий

3 (30%)

3 (30%)


 

Наглядные показатели развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе представлены на рисунке 2.2.6.

Рис. 2.2.6 Показатели развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе

Информация о работе Влияния занятий по рисованию на изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста