Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 14:03, курсовая работа
Ц е л ь исследования: определить и экспериментально апробировать влияние занятий по рисованию на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
З а д а ч и исследования:
1. Определить сущность понятия «изобразительного творчества» в теории.
2. Рассмотреть особенности развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
5 б. - на основе шаблона рисуется картина и эта фигура, как один из второстепенных элементов включается в воплощаемый ребенком образ.
Название:
0 – обычное название.
1 – простое описание.
2 – описательное название.
3 –название по назначению.
Результаты показателей уровней невербальных творческих способностей изобразительного творчества и активности процесса воображения детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1
Результаты показателей уровней невербальных творческих способностей изобразительного творчества и активности процесса воображения детей старшего дошкольного возраста
Испытуемые |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Экспериментальная группа |
40 % |
40 % |
20 % |
Контрольная группа |
10 % |
70 % |
20 % |
Сравнительный анализ результатов исследования уровня развития изобразительного творчества экспериментальной и контрольной групп обследуемых детей старшего дошкольного возраста по методике «Незаконченные рисунки» представлен на рисунке 2.2.1.
Рис. 2.2.1 Результаты показателей уровней невербальных творческих способностей изобразительного творчества и активности процесса воображения детей старшего дошкольного возраста
Данные исследования показали, что в экспериментальной группе, у 40 % (4 чел) дошкольников выявлен высокий уровень. Для них характерно изображение нескольких объектов по воображаемому образцу, или на основе шаблона дети рисовали картину. Изображенный на основе шаблона объект являлся одним из второстепенных элементов, включался в воплощаемый ребенком образ. Названия рисункам давались по назначению, оригинальные.
Средний уровень выявлен у 40 %(4 чел) дошкольников экспериментальной группы. Для них характерно изображение отдельных предметов по шаблонам, но с разнообразными деталями. Изображенный отдельный объект, включался в воображаемый сюжет, рисункам были даны описательные названия.
Низкий уровень выявлен у 20 % (2 чел) дошкольников экспериментальной группы. Дети этой подгруппы не дорисовывали шаблоны, а рисовали рядом что-то свое, или дорисовывали фигуру так, что получалось изображение отдельного предмета, изображения предметов контурные, лишены деталей. Название своему творчеству не могли дать или давали обычное односложное название.
Данные исследования показали, что в контрольной группе высокий уровень выявлен у 10 % (1 чел) дошкольников. Для них характерно изображение нескольких объектов по воображаемому образцу. Изображенный на основе шаблона объект являлся одним из второстепенных элементов, включался в воплощаемый ребенком образ. Названия рисункам давались по назначению, оригинальные.
Средний уровень выявлен у 70 %(7 чел) дошкольников контрольной группы. Для них характерно изображение отдельных предметов по шаблонам, но с разнообразными деталями. Изображенный отдельный объект, включался в воображаемый сюжет, рисункам были даны описательные названия.
У 20 % (2 чел) детей контрольной группы выявлен низкий уровень развития изобразительного творчества. Для них характерно не дорисовывание шаблона, а изображение рядом чего-то своего, или эти дети дорисовывали фигуру так, что получалось изображение отдельного предмета, изображения предметов контурные, лишены деталей. Название своему творчеству не могли дать или давали обычное односложное название.
Так на низком уровне оказались по двое детей из обеих групп. Большее число детей с высоким уровнем развития изобразительного творчества оказалось в экспериментальной группе, а в контрольной группе более половины детей показали средний уровень развития изобразительного творчества.
М е т о д и к а 2. «Нарисуй картинку» (П. Торренса).
Цель: выявить оригинальность мышления, уровень изобразительного творчества.
Материалы: шаблоны из цветной бумаги в форме овала, лист А4, цветные карандаши.
Инструкция: испытуемым детям старшего дошкольного возраста предлагается нарисовать картинку, при этом в качестве основы рисунка используется цветное овальное пятно, вырезаемое из цветной бумаги.
Цвет овала испытуемый выбирает самостоятельно из предложенных вариантов. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.
«Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист. Сейчас хорошенько подумайте, какую картинку можно нарисовать с помощью этой капельки, которую вы приклеите в любую часть листа, а потом дорисуете ее цветными карандашами. Полученную картинку обязательно назовите и я ее подпишу».
Критерии оценки: разработанность: один балл за каждую значимую деталь, оригинальность:
0 б. – абстрактный узор;
1 б. – жук, человек, черепаха, лицо, шар;
2 б. – нос, остров;
3 б. – гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, ракета, метеор;
4 б. – глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета;
5 б. – остальные рисунки.
Название:
0 – обычное название.
1 – простое описание.
2 – описательное название.
3 – релевантное название.
Результаты показателей уровней оригинальности мышления и изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице 2.2.2.
Таблица 2.2.2
Результаты показателей уровней оригинальности мышления и изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Испытуемые |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Экспериментальная группа |
20 % |
50 % |
30 % |
Контрольная группа |
20 % |
60 % |
20 % |
Сравнительный анализ результатов исследования уровня развития изобразительного творчества экспериментальной и контрольной групп обследуемых детей старшего дошкольного возраста по методике «Нарисуй картинку» представлен на рисунке 2.2.2.
Рис. 2.2.2 Результаты показателей уровней оригинальности мышления и изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Данные исследования показали, что в экспериментальной группе у 20 % (2 чел) дошкольников выявлен высокий уровень. Для детей этой подгруппы характерно изображение предложенного овала не главным объектом, а второстепенным элементом одного из объектов воображаемого сюжета. Названия рисункам давались по назначению, оригинальные.
Средний уровень выявлен у 50 %(5 чел) дошкольников экспериментальной группы. Дети данной подгруппы брали предложенный овал за основу изображаемого объекта, но объект значительно детализирован и включен в воображаемый сюжет. Давали описательное название рисунку.
Низкий уровень выявлен у 30 % (3 чел) детей экспериментальной группы. Эти дети не дорисовывали шаблоны, а рисовали рядом что-то свое. Изображали внутри или вокруг овала абстрактные узоры. Брали предложенный овал за основу изображаемого объекта. Объект не оригинальный, типа шар, мяч, лицо человека, с небольшим количеством деталей. Давали обычное название рисунку или вообще не могли его назвать.
Данные исследования показали, что в контрольной группе у 20 % (2 чел) дошкольников выявлен высокий уровень. Для детей этой подгруппы характерно изображение предложенного овала не главным объектом, а второстепенным элементом одного из объектов воображаемого сюжета. Названия рисункам давались по назначению, оригинальные.
Средний уровень выявлен у 60 %(6 чел) дошкольников. Дети данной подгруппы брали предложенный овал за основу изображаемого объекта, но объект значительно детализирован и включен в воображаемый сюжет. Давали описательное название рисунку.
Низкий уровень выявлен у 20 % (2 чел) детей контрольной группы. Эти дети не дорисовывали шаблоны, а рисовали рядом что-то свое. Изображали внутри или вокруг овала абстрактные узоры. Брали предложенный овал за основу изображаемого объекта. Объект не оригинальный, типа шар, мяч, лицо человека, с небольшим количеством деталей. Давали обычное название рисунку или вообще не могли его назвать.
Таким образом, анализ результатов исследования уровней оригинальности мышления и изобразительного творчества детей экспериментальной и контрольной групп по методике «Нарисуй картинку» также показал, что развитие изобразительного творчества в экспериментальной и контрольной группах находится в основном на среднем уровне.
М е т о д и к а 3. «Повторяющиеся линии» (П. Торренса).
Цель: выявить показатели изобразительного творчества (нестандартность, вариативность)
Материалы: шаблоны с 30 парами параллельных вертикальных линий на листе А4, цветные карандаши.
Испытуемым детям старшего дошкольного возраста предлагается 30 пар параллельных вертикальных линий на листе бумаги. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (неповторяющийся) рисунок.
Критерии оценки: разработанность: один балл за каждую значимую деталь, оригинальность:
0 б. – абстрактный узор;
1 б. – дверь, дом, забор, карандаш, коробка;
2 б. – книга, тетрадь, гриб;
3 б. – фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры;
4 б. – железная дорога, взлетная полоса, мост;
5 б. – остальные рисунки.
Название:
0 – обычное название.
1 – простое описание.
2 – описательное название.
3 – релевантное название.
Результаты показателей уровней изобразительного творчества (нестандартность, вариативность) представлены в таблице 2.2.3.
Таблица 2.2.3
Результаты показателей уровней изобразительного творчества (нестандартность, вариативность)
Испытуемые |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Экспериментальная группа |
20 % |
50 % |
30 % |
Контрольная группа |
20 % |
60 % |
20 % |
Сравнительный анализ результатов исследования уровней развития изобразительного творчества экспериментальной и контрольной групп обследуемых детей старшего дошкольного возраста по методике «Повторяющиеся линии» представлен на рисунке 2.2.3.
Рис. 2.2.3 Результаты показателей уровней изобразительного творчества (нестандартность, вариативность)
Данные исследования показали, что в экспериментальной группе у 20 % (2 чел) дошкольников выявлен высокий уровень. Для них характерно изображение каждой пары линий как отдельной картинки, рисунки самобытны, нешаблонны, что является показателем высокого развития творческого мышления испытуемых и выраженности оригинальности в изобразительном творчестве. Названия рисункам давались по назначению, оригинальные.
Средний уровень выявлен у 50 %(5 чел) дошкольников экспериментальной группы. Для них характерно использование нескольких пар параллельных линий при создании одной картинки, что является показателем не способности к выдвижению разнообразных, новых, необычных идей. Слабая степень детализации картинок. Давали описательное название рисунку.
Низкий уровень выявлен у 30 % (3 чел) детей. Для них характерно частичное использование пар линий как составной части изображения. Некоторые рисунки, представляли собой бессмысленные абстракции. Зафиксированы повторяющиеся несколько раз рисунки. Давали обычное название рисунку или вообще не могли его назвать.
Данные исследования показали, что в контрольной группе у 20 % (2 чел) дошкольников выявлен высокий уровень. Для них характерно изображение каждой пары линий как отдельной картинки, рисунки самобытны, нешаблонны, что является показателем высокого развития творческого мышления испытуемых и выраженности оригинальности в изобразительном творчестве. Названия рисункам давались по назначению, оригинальные.
У 60 %(6 чел) дошкольников выявлен средний уровень. Для них характерно использование нескольких пар параллельных линий при создании одной картинки, что является показателем не способности к выдвижению разнообразных, новых, необычных идей. Слабая степень детализации картинок. Давали описательное название рисунку