Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 14:03, курсовая работа
Ц е л ь исследования: определить и экспериментально апробировать влияние занятий по рисованию на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
З а д а ч и исследования:
1. Определить сущность понятия «изобразительного творчества» в теории.
2. Рассмотреть особенности развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, по проведенному нами экспериментальному исследованию можно констатировать, что развитие изобразительного творчества обследуемых детей старшего дошкольного возраста находится на средне-низком уровне.
В воспитательном процессе данного дошкольного общеобразовательного учреждения проблеме развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста уделялось недостаточное внимание.
В связи с этим работы большинства детей не отличались эмоциональностью и красочностью, правда, в некоторых работах детей со средним уровнем развития изобразительного творчества можно было выявить отдельные элементы творческой фантазии, однако они все же отличались непроработанностью деталей.
По завершении контрольного этапа эмпирического исследования можно констатировать зависимость характера выполнения заданий от овладения детьми структурными (имеющийся запас представлений, чувственный опыт) и операциональными (механизмы и действия воображения на основе имеющегося опыта и представлений) компонентами воображения от наличия и возможности использования словесных и наглядных опор, от обученности детей приемам преобразования образов восприятий, памяти и представлений.
Также можно обозначить причины несформированности воображения у большинства детей: трудности восприятия пространственных отношений, неспособность видеть целое по отдельным частям, непонимание причинно - следственных зависимостей, малый запас сведений об окружающем мире, бедность и неточность представлений, несформированность познавательных интересов и др.
Это важно знать, чтобы сделать более целенаправленным и эффективным весь процесс работы по развитию и творчества, формированию воображения у детей.
2.3 Составление и апробирование комплекса занятий рисования, направленных на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Анализируя выявленные трудности у детей, мы предположили, что процесс развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, при использовании разработанного комплекса занятий рисования по замыслу с использованием нетрадиционных техник, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы.
Для проверки нашей гипотезы нами был проведен формирующий эксперимент, целью которого являлось развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Основными задачами, поставленными в ходе формирующего эксперимента, были:
Для реализации этих задач нами были разработаны 10 занятий рисования по замыслу с использованием нетрадиционных и традиционных техник рисования.
Предварительная работа включала наблюдения с детьми за природными объектами, явлениями и беседы по временам года.
Цель формирующего этапа: повысить уровень развития изобразительного творчества посредством занятий по рисованию детей старшего дошкольного возраста.
На формирующем этапе эксперимента были использованы подгрупповые занятия с детьми.
Принципы: систематичность и последовательность; доступность; индивидуальный подход к детям; игровая подача материала; учет уровня развития детей, индивидуальных характеристик; развивающего обучения; наглядности.
Условия:
Средства: произведения искусства(картины, репродукции); художественное слово; природа.
В экспериментальную программу по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы включены следующие занятия:
Занятие 1. «Мои любимые игрушки»
Цель: учить рисовать по памяти любимую игрушку, передавая отчетливо форму основных частей и характерные детали. Закреплять умение рисовать и закрашивать рисунок, красиво располагать его на листе бумаги. Учить оценивать свой рисунок в соответствии с замыслом. Развивать воображение.
Занятие 2. Декоративное рисование «Ковер для Буратино»
Цель: учить детей задумывать красивый, необычный цветок. Закреплять умение передавать цвета и их оттенки (смешивая краски разного цвета с белилами, используя разный нажим карандаша). Развивать творчество, воображение. Закреплять технические навыки и умения.
Занятие 3. «К нам осень пришла»
Цель: учить детей выбирать со держание своего рисунка, продумывать композицию, цветовое решение. Закреплять технические навыки рисования красками.
Занятие 4. «Мы играем»
Цель: учить детей задумывать содержание своего рисунка на основе полученных впечатлений, подбирать материалы в соответствии с содержанием изображения. Развивать фантазию, творческую активность. Закреплять технические умения и навыки рисования разными материалами.
Занятие 5. «Путешествия моей семьи»)
Цель: учить детей изображать различные виды транспорта, их форму, строение, пропорции (отношение частей по величине). Закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, рисовать легко контур простым карандашом (графитным) и закрашивать цветными. Развивать умение дополнять рисунок характерными деталями. Доводить свой замысел до конца. Развивать умение оценивать свою работу.
Занятие 6. «Что я видел в цирке»
Цель: учить детей отбирать из получаемых впечатлений наиболее интересные. Развивать стремление запечатлевать это в рисунке. Закреплять умение рисовать карандашами, красками. Учить наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца. Развивать воображение.
Занятие 7. «Самое веселое на свете»
Цель: развитие фантазии, изобразительного творчества
Занятие 8. «Праздник новогодней елки»
Цель: закрепление умения пользоваться различными техниками, самостоятельно выбирать тему, сюжет и используемые материалы.
Занятие 9. Рисование по собственному замыслу детей
Цель: развивать творчество, воображение детей. Учить их задумывать содержание своей работы, напоминая, что интересного они видели, о чем им читали, рассказывали. Учить доводить начатое дело до конца. Упражнять в рисовании цветными восковыми мелками, простым карандашом. Учить радоваться красивым и разнообразным рисункам, рассказывать о том, что в них больше всего понравилось.
В процессе формирующего эксперимента детей знакомили с несколькими техниками нетрадиционного рисования:
Нетрадиционные техники: восковые мелки + акварель, монотипия, оттиск печатками; тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном; печать поролоном по трафарету, набрызг, рисование пальчиками; печать поролоном по трафарету, тычок полусухой кистью, черно-белый граттаж.; обрывание бумаги.
Дети были заинтересованы работой с красками; в ходе занятий у детей развивались умения создавать художественный образ с помощью цвета, но в основном дети упражнялись в применении нетрадиционных живописных техник.
Занятия проходили интересно, при полной включенности детей в деятельность. Особенно понравились детям занятия на которых им предоставлялся выбор и комбинирование различных техник рисования удачным и целесообразным.
Конечно, для полной реализации поставленных задач необходимо более длительное время. Но и период проведения формирующего эксперимента видны значительные результаты, особенно в ходе реализации таких направлений, как развитие изобразительного творчества, заинтересованности и обучение некоторым нетрадиционным техникам, развитие эмпатии.
Наиболее мощным средством воздействия на детей с целью обогащения их впечатлений явилась окружающая природа. Расширение кругозора, развитие памяти, мышления, восприятия происходит эффективнее когда ребенок удивляется, обнаруживает новое в привычных вещах, когда ему радостно и дается простор для проявления собственной активности.
Именно на самостоятельное, но подводимое педагогом, исследование, наблюдение, сенсорное обследование природных явлений и предметов, рисование, передачу образов, отвечающих интересам и способностям каждого ребенка в отдельности, и была сделана главная ставка в реализации программы.
Начало реализации ведущей цели программы - научить ребенка действовать сообразно своей натуре, а педагогу учитывать индивидуальные особенности старших дошкольников в изобразительном творчестве, было положено, но для ее полного раскрытия необходимо дальнейшее ее внедрение в широкую практику.
Для подтверждения эффективности разработанных нами и апробированных в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста занятий рисования по замыслу был проведен контрольный эксперимент.
2.4 Анализ результативности
Контрольный эксперимент проводился в декабре 2011 года и дублировал методы сбора и анализа информации констатирующего эксперимента.
Цель: выявить изменений уровней развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста и сравнить с результатами констатирующего эксперимента.
На контрольном этапе эксперимента была проведена диагностика уровня развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп по пяти методикам: «Незаконченные рисунки» Я.Л. Коломенского и Е.А. Панько; «Нарисуй картинку» и «Повторяющиеся линии» П. Торренса; «Свободный рисунок» Г.А. Урунтаевой; методика «Изучение рисунков детей» Г.А. Урунтаевой.
М е т о д и к а 1 - «Незаконченные рисунки» (Я.Л. Коломенский,
Е.А. Панько).
Цель: выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительного творчества, активность процесса воображения.
Динамика показателей уровней невербальных творческих способностей изобразительного творчества и активности процесса воображения детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп по методике «Незаконченные рисунки» представлены таблице 2.4.1.
Таблица 2.4.1
Динамика показателей уровней невербальных творческих способностей изобразительного творчества и активности процесса воображения
Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
I этап |
III этап |
Изменения |
I этап |
III этап |
Изменения | |
Высокий |
40 % |
60 % |
20 % |
10 % |
20 % |
10 % |
Средний |
40 % |
40 % |
20 % |
70 % |
60 % |
10 % |
Низкий |
20 % |
0 |
20 % |
20 % |
20 % |
0 |