Влияния занятий по рисованию на изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Ц е л ь исследования: определить и экспериментально апробировать влияние занятий по рисованию на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
З а д а ч и исследования:
1. Определить сущность понятия «изобразительного творчества» в теории.
2. Рассмотреть особенности развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

Диплом Михайлова.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Результаты контрольного этапа эксперимента показали эффективность занятий рисования по замыслу в развитии изобразительного творчества старших дошкольников. Определено прямое влияние занятий рисования по замыслу на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, по завершении работы мы можем сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза, заявленная нами в работе, подтвердилась.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Афанасьева С. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2. - С. 53-55.
  2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами / Е.К. Брыкина. – М.: Пед. Общество России, 2008. – 147с
  3. Вершинина Н.А. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Библиографический указатель. (1900-2000 г.г.) 
    / Под ред. Н.А. Вершининой.-- Архангельск, 2002. - 302 с.
  4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя / Под. ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1994. – 236 с.
  5. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Юрайт, 2002. – 215 с.
  6. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. - № 3. – 2005. – с.41-43.
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Прспект, 1996. – 658 с.
  8. Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству: Учебное пособие / А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова. 
    – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 216 с.
  9. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2009. – 205с.
  10. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие  / Г.Г. Григорьева. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 205
  11. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности 
    // Ребенок в детском саду. – 2004. - № 5. – С. 3-13.
  12. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопросы психологии. - 2008. - № 6. - С. 52-60.
  13. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 – 7 лет: Ч 3: Задания ля самостоятельной работы детей / А.З. Зак. - М.: Академия, 2006. – 198 с.
  14. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – № 2. – 2004. – С. 48-50.
  15. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 2. - С. 48 - 52.
  16. Казакова Т.Г. Поиск понятия детского изобразительного творчества  
    // Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: материалы научно-практической конференции. - М.: МПГУ, 1998. - С. 114 - 115.
  17. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий /Т.Г. Казакова - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
  18. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2007. – 278 с.
  19. Капустина Р.И. Совершенствование работы в детском саду по изобразительной деятельности // Проблемы дошкольного воспитания: Научно-реферативный сборник. – М.: НИИ теории и истории педагогики, 2002. - 75с.
  20. Кардзукович А.В. Использование различных методов и форм работы на занятиях по рисованию. Совершенствование форм и методов воспитания и обучения детей на занятиях в детских учреждениях / А.В. Кардзукович.

- М.: Инфро-М, 2002. – 269 с.

  1. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Метоодическое пособие / Н.В. Квач. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 218 с.
  2. Клюева И.Н. Рождение жар-птицы // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 123-125.
  3. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
  4. Колчанова Р.Н. Овладение детьми старшего дошкольного возраста цветом как средством выразительности рисунков // Культура и образование: Тезисы региональной научно-практической конференции аспирантов и студентов / Отв. ред. Р.А. Бурханов. - Нижневартовск: НГПИ, 2005. - С.94-96.
  5. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие  / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 160 с.
  6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности: Подготовительная к школе группа детского сада. 6+ / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 120 с.
  7. Комарова Т.С. Что такое изобразительное творчество ребенка

// Дошкольное воспитание. - 1991. - № 1. - С. 58-60, 66.

  1. Королева А.П. Влияние обучения на рисование по замыслу: Изобразительная деятельность в детском саду / А.П. Королева, А.Д. Савченко.

- М.: ВЛАДОС, 2008. – 68 с.

  1. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1997. – 278 с.
  2. Котлякова Т.А. Повышение уровня изобразительного творчества дошкольников // Организация и содержание образовательного процесса в дошкольном учреждении: Методические рекомендации / Отв. ред. Л.П. Бочкарева. - Ульяновск: УГПУ, 2007. - Вып. 3, часть 1. - С.25-28.
  3. Немов Р.С. Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400с.
  4. Падашуль Н.В. Педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста: Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей: Часть 4. Педагогика, психология / Н.В. Падашуль. - Ростов на Дону: РГПУ, 2007. - С.99-104.
  5. Парафеева С. В. Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей./Под ред. С. В. Парафеевой. - М., Просвещение, 1992. - 86 с.
  6. Пидкасистый П.И. Психология и педагогика: Учебник  / П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт, 2010. – 714 с.
  7. Плюхин В. Почему не каждый ребенок любит и умеет рисовать?

// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10. - С.26-30.

  1. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие / С.В.Погодина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 352 с.
  2. Поддъяков Н.Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников / Н.Н. Поддъяков, А.Н. Поддъяков. - Н.Новгород, 1999. - 39 с.
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика - синтез, 2005. - 208 с.
  4. Рибо Т. Творческое воображение: Учебник / Т. Рибо. – М.: 
    Инфро-М, 2007. – 189 с.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учебник / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2005. – 73 с..
  6. Савенков А И. Детская одаренность: развитие средствами искусства // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - С. 2-4.
  7. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Методическое пособие / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Юрайт, 2006. – 134 с.
  8. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2008. - 386.
  9. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1985.

– Т. 1. – 645 с.

  1. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006. – 197 с.
  2. Утробина К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Методическое пособие / К. Утробина, Г. Утробин. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 89 с.
  3. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флёрина. – М.: Просвещение, 1976. – 137 с.
  4. Шанченко Л. Как рождается творчество: изобразительная деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание. - № 1. – 2003. – с. 41-42
  5. Шванцар И. Диагностика психического развития / Л. Шванцар, И. Шванцар. – Прага, 1978. – 325 с.
  6. Яковлев В. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии. - 2003. - № 6. - С. 142-154.
  7. Яшина В.И. Е.А. Флерина - выдающийся теоретик и педагог: вопросы теории // Дошкольное воспитание. - 2007. – № 2. – С. 70-72.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Тест  «Незаконченный рисунок»

 

Коломенский Я.Л. и Панько Е.А.  предлагают в качестве исходного шаблона использовать десять незаконченных стимульных фигур на листе А4.

Материалы: лист А4 со следующим шаблоном:

Карандаши цветные и простой, ластик.

Инструкция: « Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок. Давайте поможем ему дорисовать, когда закончите, придумаете своему рисунку название, я его подпишу.»

Оценивание: задание оценивается по следующим показателям:

Беглость – количество задействованных элементов.

Разработанность – количество значимых деталей.

 

ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 1

 

Название – выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения.

Оригинальность :

0 б. – ребенок не дорисовывает шаблон, а рисует рядом что-то свое.

 

1 б. -  Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение отдельного предмета, но изображение контурное, лишено деталей.

2 б. – изображен объект, но с разнообразными деталями.

3 б. – изображен отдельный объект, но включен в воображаемый сюжет.

4 б. – изображается несколько объектов по воображаемому образцу.

5 б. – на основе шаблона рисуется картина и эта фигура, как один из второстепенных элементов включается в воплощаемый ребенком образ.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика П. Торренса

Тест 1 «Нарисуй картинку»

 

Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме капли с  клейким  слоем,

лист А4, карандаши цветные и простой,  ластик.

Инструкция: « Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист.  Сейчас хорошенько подумайте, какую картинку можно  нарисовать с помощью этой капельки, которую вы  приклеете в любую часть листа, а потом дорисуете ее   цветными карандашами. Полученную  картинку  обязательно назовите и я ее подпишу.»

Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим   показателям:

Оригинальность:   

0 б. – абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.

1 б. – жук, человек, черепаха, лицо, шар.

2 б. – нос, остров.

3 б. – гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин,

          ракета,  метеор, животное, крыса, птица, рыба.

4 б. – глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.

5 б. – остальные рисунки.

Разработанность: один балл за каждую значимую  деталь.

Название:  0 – обычное название.

1 – простое описание.

2 – описательное название.

3 – релевантное название.                  

 

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 2.

Тест 2. «Повторяющиеся линии»

 

Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (неповторяющийся) рисунок.

После выполнения всех занятий проводится обработка результатов.

Обработка теста всего предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «абстрактность названий».

Беглость- характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается в соответствии со следующими правилами:

1. Для оценки необходимо подсчитать  общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.

2. При подсчете показателя учитываются  только адекватные ответы.

Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.

Неадекватными признаются следующие рисунки:

- рисунки, при создание которых  предложенный стимул (пара линий) не был использован как составная часть изображения.

- рисунки, представляющие собой  бессмысленные абстракции, имеющие  бессмысленное название.

- осмысленные, но повторяющиеся  несколько раз рисунки считаются  за один ответ.

3. Если две (или более) пары параллельных  линий использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.

Оригинальность- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, нешаблонности, особенности творческого мышления испытуемого и его выраженной непохожести. Показатель «оригинальности» подсчитывается в соответствии с правилами:

ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 2.

1. Оценка за «оригинальность»  основывается на статистической  редкости ответа. Обычные, часто  встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

2. Оценивается рисунок, а не название.

3. Общая оценка за оригинальность  получается в результате сложения  оценок по всем рисункам.

Разработанность: один балл за каждую значимую  деталь.

Название: 0 – обычное название.

1 – простое описание.

2 – описательное название.

3 – релевантное название.                  

Информация о работе Влияния занятий по рисованию на изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста