Внимание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 396.90 Кб (Скачать файл)

I. Вводная часть.

- Сегодня у нас необычное  занятие. К нам сегодня пришёл  гость. А вот кто это – вы  сейчас угадаете! (загадывает загадку)

- Летом наедается,

А зимой отсыпается.

- Кто же это? Правильно, медведь. К нам в гости пришёл мишка! Ему очень понравилось с вами играть и вот он сам к вам пришёл. (Достаёт большого плюшевого медведя)

II. Основная часть.

- Ребята, мишка принёс для нас  задание. Давайте покажем мишке, какие мы молодцы, и выполним  его задание!

1. Найди тень

Цель: развитие наблюдательности.

Оборудование: рисунок с изображением животных и отбрасываемой ими тени.

Ход упражнения:

Детям предлагают рисунок с изображением животного и четырех его теней. Дети должны найти соответствующую тень. Предъявляемые картинки постепенно усложняются.

- Молодцы! Мишка рад, что вы справились  с его заданием! Теперь давайте  с ним поиграем.

2. Зеваки

Цель: развитие произвольности внимания.

Ход игры:

Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление движения меняется после каждого сигнала ведущего. Не выполнившие задание правильно после второй ошибки выходят из круга и внимательно наблюдают за игрой.

3. Руки-ноги

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля.

Ход упражнения:

Исходное положение – стоя. Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.

Ноги вправо – руки влево.

Ноги влево – руки вправо.

Ноги вправо – руки вправо.

Ноги влево – руки влево.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

4. Лото

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов.

Ход игры

Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу), изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки своей карты.

- А теперь давайте покажем  мишке, как мы умеем отдыхать.

5.Релаксация «Поза покоя».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц.

Ход упражнения:

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставит. Формула общего покоя произносится психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

III. Итоговая часть.

Молодцы, ребята! А теперь напомните мишке, во что же мы с ним сегодня играли? Молодцы! Мишке очень понравилось с вами играть! Но наше занятие окончено, давайте прощаться! До свидания, ребята!

 

ЗАНЯТИЕ№20

«Карлики и великаны»

Цель: развитие произвольного внимания и памяти.

Оборудование: плотный лист бумаги, белые гладкие обои, картинки с ошибками, цветные карандаши.

I Вводная часть

1. Игра «Встаньте те, кто ...»

Цель: продолжить знакомство, разогрева группы.

Время: 4 мин.

Инструкция. Дети сидят в кругу. В центре - педагог, количество стульев меньше на один от количества участников. Педагог  говорит: «Встаньте те, кто ...» и называет определенную примету (например, кто любит мороженое, урок физкультуры, красный цвет). Те, которые считают, что примета им подходит, встают и пытаются занять свободное место, кроме стула, расположенного рядом с психологом.

II Основная часть

1. Упражнение «Сколько окон в  комнате».

Цель: развивать наблюдательность.

Время: 15 мин.

Инструкция. Нарисовать план-схему нашего села(города). Для проведения требуется большой плотный лист бумаги, а также белые гладкие обои. Учащиеся вырезают картонные квадраты или прямоугольники, которые будут обозначать разные дома.

Улица, на которой размещена наша школа будет отправной точкой в ​​составлении плана. Но вскоре к ней добавят другие улицы нашего села и дома, расположенные вдоль этих улиц. (Ученики рисуют дороги, мастерят дома, которые встречаются на пути).

Обсуждение:

- Понравилось  выполнять задание?

- Что  было выполнять легче, а что - труднее?

- Легко  было вспомнить все дома, которые  встречаются на пути в школу? Кто не смог сделать этого?

- Как  вы думаете, почему случались  ошибки во время рисования  схемы нашего села?

2. Упражнение «Карлики и великаны»

Цель: развивать внимание.

Время: 4 мин.

Инструкция. По команде «карлики» дети приседают, по команде «великаны»-встают. Психолог выполняет движения вместе с учениками. Команды даются по-разному и в разном темпе.

3. Упражнение «Дать оценку художнику»

Цель: развивать внимательность.

Время: 10 мин.

Инструкция. Учащимся предлагается рассмотреть рисунки. Необходимо самостоятельно обнаружить в изображениях какие-то необычные элементы (пробелы, ошибки, другие неточности). Инструкция имеет несколько замаскированный характер: она ориентирует ученика на поиск ошибок (они есть в каждом рисунке), а предлагает поставить художнику оценку за его работу.

Оценка результатов

Названы 18-20 ошибок - высокий уровень наблюдательности;

14-17 - выше  среднего;

9-13 - средний;

6-8 - ниже  среднего;

до 6 - низкий.

4. Упражнение «Цветные карандаши»

Цель: развитие произвольного внимания и памяти.

Время: 4 мин.

Инструкция. Ученикам показывают 5 цветных карандашей. Они отворачиваются, а психолог забирает один карандаш. Нужно угадать, какой именно забрали карандаш. Можно потом усложнить - убрать два, а потом три карандаши.

III Итоговая часть

Релаксация «Поза покоя»

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц.

Ход упражнения:

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставит. Формула общего покоя произносится психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ№21

«Кто быстрее»

Цель: совершенствовать развитие переключения и распределения внимания.

Оборудование: бланк с буквами, карточки с рисунками, релаксационная музыка.

 

I Вводная часть

1. Упражнение «Здравствуйте!»

Цель: активизировать работу группы.

Время: 4 мин.

Инструкция. Дети сидят в кругу, психолог выбирает двух игроков. Звучит музыка, ученики идут по кругу с закрытыми глазами и здороваются с учениками. Затем выбирают четверо игроков, и так далее, пока не будет играть вся группа.

Обсуждение: что чувствовали вы, когда здоровались с закрытыми глазами?

II Основная часть

1. Упражнение «Двор садика»

Цель: развивать внимание и зрительную память.

Время: 6 мин.

Инструкция. Из памяти подробно описать площадку садика, путь из дома до садика- то, что детивидели много раз. Описания ребята делают устно.

2. Упражнение "Что лежало на  столе?"

Цель: развивать внимание.

Время: 5 мин.

Инструкция. На стали на скатерти лежат следующие предметы: лимон, помидор, груша, яблоко, чашка, тетрадь, часы, булочка, линейка, кусочек мела. Затем предметы накрывают. Нужно запомнить эти предметы.

3. Упражнение «Модель»

Цель: развивать наблюдательность.

Время: 10 мин.

Инструкция. Дети объединяются в тройки. Один ученик - «модель», два других - эксперты. Экспертам необходимо рассмотреть модель. После этого они отворачиваются в разные стороны, начинают по очереди описывать модель. Кто называет больше особенностей модели, то выиграет.

4. Упражнение "Кто быстрее?"

 

Цель: совершенствовать развитие переключения и распределения внимания.

Время: 7 мин.

Инструкция. Участникам предлагается быстрее и точнее в тексте бланка зачеркнуть букву «к» вертикальной чертой, а букву «р» - горизонтальной. Время выполнения задания 7 минут.

Бланк с буквами

(до 300 букв  с чередующимися иногда буквами  Р и К)

5. Упражнение «Корзина»

Цель: развитие внимания.

Время: 5 мин.

Инструкция. Детям предлагается разделить карты с указанными предметами на группы по одной существенной чертой.

Установка: отберите в вазу, корзину или шкаф предметы, указанные на картах.

Карты: яблоко, огурец, пальто, туфли, носки, лук, груша, свекла, шляпа, помидор, персик, платье, костюм, слива, капуста, морковь.

III Итоговая часть

Релаксация «Поза покоя»

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц.

Ход упражнения:

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставит. Формула общего покоя произносится психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ№22

«Съедобное-несъедобное»

Цель: развитие концентрации внимания.

Оборудование: картинки с предметами, карточки с предложениями.

I Вводная часть

1. Игра "Здравствуйте!"

Цель: активизировать работу группы.

Время: 2 мин.

Инструкция. Звучит музыка, дети двигаются хаотично и здороваются друг с другом. На первом этапе учащиеся приветствуют друг друга «английском», на втором - «японской», на третьем - «как будто не виделись сто лет».

II Основная часть

1. Упражнение «Чего не хватает»

Цель: развивать наблюдательность.

Время: 10 мин.

Инструкция. Учащимся последовательно показывают картинки. На каждой изображен отдельный предмет. Среди этих карт зачетные, остальные-камуфляжные. Особенностью является отсутствие на рисунке или неправильное изображение определенной детали. Камуфляжные карты - это обычные рисунки, без каких-либо искажений.

Учащимся предлагается внимательно рассмотреть очередной рисунок и сказать, нравится ли он, хорошо выполнен.

Все изображенные предметы ученикам хорошо знакомы: стол без одной ножки, ножницы без шурупа, карандаш без стержня, кот без ушей, часы без стрелки, мизинец без ногтя, пиджак без одного кармана, рыба без плавника, корова без копыта, чайник без носика, телефон без проволоки, зонт без ручки.

На рассмотрение рисунка расходуется 1-1,5 мин.

2. Игра «Съедобное - несъедобное»

Цель: создание положительного эмоционального фона, развитие внимания.

Время: 6 мин.

Инструкция. Все участники становятся в ряд лицом к психологу, на определенном расстоянии от него. Психолог каждому участнику по очереди называет предмет и бросает небольшой мяч или мягкую игрушку. Если названный предмет съедобный - ученик должен поймать мяч, если несъедобный - отбить. За каждый правильный ответ ученик передвигается на один шаг к психологу. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до психолога.

3. Упражнение «Плутанка»

Цель: развитие внимания.

Время: 5 мин.

Инструкция. В предложении перепутаны местами слова. Надо расставить их так, чтобы получить правильное предложение.

1. В, поют, хоре, девушки.

2. Саша, лыжах, катается, на.

3. Девочка, рисует, альбоме, в.

4. С, птица, клетки, вылетел.

4. Упражнение «Полевые тренировки»

Цель: концентрация внимания в условиях реальных ситуаций.

Время: 6 мин.

Инструкция. Каждый участник получает от психолога задачи, на которой он будет сосредоточен во время упражнения. Учащиеся должны выполнять какое-то школьное задание, представив, что они находятся в школе во время перерыва или дома среди всех родственников. Нужно вспомнить и повторить какую-то учебную тему при условии, что ученику стараются навредить, все время отвлекают, ставят ненужные вопросы. Работа продолжается 5 мин. Задача учащихся - полностью сосредоточиться и не отвлекаться на раздражители.

5. Упражнение «Найди общее»

Цель: развитие внимания.

Время: 10 мин.

Инструкция. Учащимся предлагается распределить карточки с указанными предметами на группы так, чтобы в каждой группе предметы имели нечто общее: опята, дуб, слива, яблоко, малина, лисички, клубника, ива, тополь, слива, ежевика, груши, черники.

III Итоговая часть

Упражнение «Ток»

Время: 4 мин.

Инструкция. Дети становятся в круг. Держась за руки, передают по кругу «ток» (по цепочке, друг другу жмут руки и говорят, что им больше понравилось на занятия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ№23

«Ералаш»

Цель: развитие внимания методом мнемотехники.

Оборудование: набор открыток или картинки детского лото, платочек.

Время: 45 мин.

I Вводная часть

1. Упражнение «Рукопожатие»

Цель: создание положительного настроя, настроя на работу.

Время: 2 мин.

Инструкция. Учащиеся должны поздороваться друг с другом таким образом: объятия; рукопожатия; потереться носами.

II Основная часть

1. Упражнение «Домино»

Цель: расширение возможностей внимания методом мнемотехники.

Информация о работе Внимание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня