Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 17:47, курсовая работа
Цель: изучение свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
III. Итоговая часть.
Молодцы, ребята! К кому в гости мы сегодня ходили? Скажите-ка мне, понравилось ли вам в гостях у мишки? Где он живёт? Что мы делали у мишки в гостях?
Домашнее задание:
- Ребята, а сейчас я вам раздам
билеты на сказочный паровоз,
на котором мы отправимся в
путешествие на следующем
ЗАНЯТИЕ№16
«В гостях у Буратино»
Цель: Развитие познавательных функций:
развитие слуховой, логической, зрительной
памяти, учить концентрировать внимание, воспроизводить
увиденное и услышанное. Развитие
аналитико-синтетическую деятельность
детей - выделение признаков при сравнении,
классификации. Воспитание эстетических
чувств, интерес к художественным произведениям.
I. Вводная часть
- Ребята, сегодня мы отправляемся в сказку.
Один из героев сказки пришёл к нам на
занятие. Угадайте, кто это
Загадка:
Этот маленький мальчишка,
деревянный
шалунишка,
дружит
с куклами,
сражается
с лисой.
Кто
такой?
-
Верно! Это Буратино.
Из
какого он произведения? А. Толстой «Золотой
ключик или Приключения Буратино
-
Сегодня Буратино решил с нами поиграть.
Он пришёл не один. (узнать по картинке)
-
Кто это? (Мальвина)
-
Правильно! Они принесли нам интересные
задания в большом конверте.
Чтобы
справиться с заданиями. Буратино и Мальвина
нам понадобится ПАМЯТЬ и ВНИМАНИЕ.
II Основная часть
- Много приключений произошло
с Буратино , много опасностей его подстерегало,
но у деревянного человечка было много
надёжных друзей, которые помогли ему.
И всё вместе они благополучно добрались
до чудной красоты кукольного театра.
-
А смогли бы вы помочь Буратино? И всем
куклам преодолеть препятствия. Сейчас
посмотрим (задания в конверте).
Задание № 1
1)
- Буратино просит нас за 1 мин, вспомнить
и написать героев сказки.
Итоги
: победитель получает красные фишки.
2)
Дорога Буратино.
Кто
подстерегает деревянного мальчика? Лиса
Алиса,
Кот
Базилио,
Карабас
Барабас,
полицейские
псы бульдоги,
крыса
Шушара
Давайте
быстрее выполнять второе задание, чтобы
кот Базилио не схватил
Буратино.
Задание №2 ВНИМАНИЕ!
Я
прочитаю вам большой ряд слов. Слушайте
внимательно. По смыслу
Каждые
три слова связаны по смыслу
|
|
|
Легче
запомнить те, что связаны по смыслу (память
смысловая наиболее-продуктивная)
Молодцы? Буратино успешно преодолевает
второе препятствие
Задание №3
Бежит Буратино торопится , а Карабас Барабас
не дремлет. Давайте быстрее
выполним следующее задание
из конверта, чтобы уйти от него (зрительная
память)
игра «Глаз — фотограф»
На листе изображены различные предметы.
Их надо запомнить за 1 мин и записать те
предметы, которые запомнил (Приложение
1)
Задание № 4
игра «Животные и их детёныши»
-
Внимательно посмотрите на магнитной
доске животные, а ниже их детёныши, одного
детёныша не хватает, кто может сказать,
кого? Побеждает тот, кто первым даст правильный
ответ.
Задание № 5
-
Совсем немного осталось добежать Буратино.
Но кто это? - это крыса Шушара
-Последнее
задание будет у всех разным.
№1-найти
-7-различий (парные - картинки сюжет из
книги)
№2
мальчики раскрашивают Буратино, девочки
Мальвину.
-По
одной детали одежды у них не хватает (кисточки
на шапочке , бантиков на туфлях )
-Дорисуйте
недостающую деталь и раскрасьте героев
.
III. Итог занятия
-Самые
внимательные…..
ЗАНЯТИЕ №17
«В гостях у кошки»
Цель: развитие распределения, концентрации и объёма внимания, наблюдательности.
Задачи:
I. Вводная часть.
Добрый день, дорогие друзья! Как ваше настроение? Есть силы вновь отправиться в путешествие? Тогда давайте проверим ваши билеты на сказочный паровоз. Всё ли вы сделали правильно? (Проверяет домашнее задание) Отлично! Тогда вперёд! Знаете, к кому мы сегодня пойдём в гости? (Показывает картинку с кошкой) Молодцы! Ой, смотрите, голубь принёс нам письмо! Давайте скорее читать! (Психолог читает):
- Лишь свободная кошка
Дома не признаёт,
Где сегодня гуляет,
Там она и живёт.
- Ребята, где же нам искать кошку? Давайте пойдём «куда глаза глядят» и поищем кошку!
II. Основная часть.
1. Тепло – холодно.
Цель: развитие распределения и концентрации внимания, наблюдательности.
Оборудование: игрушка «Кошка».
Ход игры:
Дети ходят по группе, ищут игрушку. Когда они к ней приближаются, ведущий говорит «Тепло», когда отдаляются – «Холодно». Когда дети совсем близко, можно говорить «Горячо».
- Вот мы и нашли кошку! Давайте с ней поиграем.
2. Найди отличия
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.
Оборудование: карточки с изображением двух картинок, имеющих различия.
Ход упражнения:
Детям предлагается серия картинок, по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий.
- Молодцы, ребята! А теперь садитесь на стульчики! Кошка придумала для нас ещё одну игру.
3. Будь внимательнее!
Цель: развитие внимательности, быстроты распределения и переключения внимания, расширение кругозора и познавательной активности ребенка.
Ход игры:
Ведущий произносит различные слова. Дети хлопают в ладоши, когда слышат слова, обозначающие животных, и встают при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.
- Молодцы, ребята! А теперь давайте сделаем кошке подарок на память!
4. Срисовывание по клеточкам
Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.
Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку (1х1) см); образец для рисования; остро отточенные карандаши.
Ход упражнения:
Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два уровня сложности:
1-й уровень сложности - образец состоит из разомкнутых фигур;
2-й уровень сложности - образец состоит из замкнутых фигур.
Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.
5. Релаксация «Поза покоя».
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц.
Ход упражнения:
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставит. Формула общего покоя произносится психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
III. Итоговая часть.
- Молодцы, ребята! Понравилось вам играть с кошкой? Вспомните, во что вы играли?
Домашнее задание:
- Ребята, кошка просила передать вам эти карточки. Посмотри внимательно на рисунок. В нем замаскированы фигурки знакомых вам героев детской передачи «Спокойной ночи, малыши»: Хрюши, Степашки, Фили, Каркуши. Дома найдите их и раскрасьте цветными карандашами. И не забудьте принести свои карточки на следующее занятие, чтобы я передала их кошечке! А теперь давайте прощаться. До новых встреч, ребята!
ЗАНЯТИЕ№18
«Умники и умницы»
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: отрывки из сказок, красные семафорики, бланк с буквами.
I Вводная часть
1. Упражнение «Подари ласку»
Цель: развивать внимание и уважение в общении.
Время: 2 мин.
Инструкция. Участники по очереди, касаясь рук друг друга, называют имена и говорят ласковые слова.
II Основная часть
1. Упражнение «Кто в группе самый внимательный»
Цель: способствовать развитию внимательности.
Время: 5 мин.
Инструкция. Педагог читает отрывок сказки, но с ошибками, называя не те слова. Дети слышат неправильное слово - поднимают красные семафорики. Педагог останавливается. Учащиеся исправляют ошибку, психолог продолжает читать.
Шел старик густым летом (в лесу) и потерял перчатку. Вот бежит миска (мышь), увидела перчатку и говорит: «Здесь буду шить (жить)!». Когда это шапка (лягушка) прыгает и спрашивает: «А кто здесь живет?». -Миска (мышка). А ты кто? - Шапка (лягушка). Пусти и меня шить (жить). - Иди.
Было у одного царя три тины (сыновья). Два умных, а третий - дурак. Вот пришли к отцу твоему (своему) и просят, чтобы он отпустил их ездить по цвету (свету), посмотреть на другие барства (царства). Отец выслушал их и говорит: «Протрите (выбирайте) себе лошадей с Сабуни (табунов) каких угодно и езжайте, куда хотите».
2. Упражнение «Четыре стихии»
Цель: стимулировать внимание.
Время: 4 мин.
Инструкция. Дети стоят в кругу и движутся произвольно. Когда психолог говорит слово «земля», все опускают руки вниз; слово «вода» - вытягивают руки вперед; слово «воздух» - поднимают руки вверх; слово «огонь» - хлопают в ладоши.
Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
3. Упражнение «Пальцы»
Цель: проследить работу внимания, развивать умение сосредотачиваться.
Время: 10 мин.
Инструкция.Дети удобно сидят на стульях, положив руки на колени и переплетя пальцы рук, кроме больших. Большие пальцы свободны.
На команду "Начали!" Медленно вращают их друг вокруг друга с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы пальцы не касались друг друга. Все внимание сосредотачивается на этом движении. На команду «Стоп!» Упражнение прекращается. Длительность упражнения 5-10 минут. Кто-то, выполняя это упражнение, может заснуть. Это свидетельствует о наличии высокого уровня внушаемости.
4. Упражнение «Зеваки»
Цель: развивать активное внимание.
Время: 4 мин.
Инструкция.
Дети идут по кругу, держась за руки, по
сигналу психолога останавливаю
5. Упражнение «Кто быстрее?"
Цель: выработать навыки автоматизма внимания.
Время: 10 мин.
Инструкция. Детям предлагается быстрее и точнее вычеркнуть в одной из колонок бланка букву «к». Успешность выполнения задания оценивается по времени выполнения и количеством допущенных ошибок - пропущенных букв. Чем меньше пропусков, тем больше успех. При этом нужно поощрять и стимулировать интерес.
Бланк с буквами
(на нем вы располагаете до 300 букв, чередуя с буквой К)
III Итоговая часть
Релаксация «Поза покоя».
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц.
Ход упражнения:
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставит. Формула общего покоя произносится психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
ЗАНЯТИЕ №19
«Встречаем мишку»
Цель: подведение итогов проведённой работы, развитие концентрации внимания, его произвольности, наблюдательности.
Задачи: