Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 17:47, курсовая работа
Цель: изучение свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Другие сводили внимание к фиксации представлений посредством чувства, хотя произвольное внимание часто регулируется вопреки чувству. Третьи, искали объяснения внимания исключительно в изменении самого содержания представлений, не учитывая значение общей направленности личности [14].
Внимание существенно обусловлено взаимоотношением между направленностью деятельности, в которую включен человек, и направленностью его внутренних психических процессов.
Внимание является функцией интереса. Оно поэтому связано с потребностями и желаниями, с общей ее направленностью, а так же с целями, которые она себе ставит [6].
Таким образом, внимание - необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.
Внимание не является самостоятельной функцией, это особая форма психической активности человека, оно нигде не выступает как самостоятельный процесс. За вниманием стоят мотивы, цели, установки субьета.
1.2 Основные свойства и виды внимания
В научно-методической литературе выделяется два основных вида внимания непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное). Непроизвольное внимание не зависит ни от нашего желания, ни от нашей воли или намерений. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны[27].
Что может привлекать к себе непроизвольное внимание? Таких объектов и явлений очень много, их можно разделить на группы:
- яркие световые явления (молния, красочная реклама);
- неожиданные вкусовые ощущения (горечь, кислота, незнакомый вкус);
- что-то новое (новое платье у подруги);
- предметы и явления, вызывающие у человека эмоциональное удивление, восхищение, восторг (картины художников, музыка).
Внимание человека может привлекать все, что для него интересно и важно. Мы смотрим, например, интересный фильм или какую-либо интересную для нас телепередачу, и внимание без всяких стараний направлено на экран. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.
Произвольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Это и определяет выделение объектов его внимания.
Необходимость волевых усилий для организации внимания ярко проявляется при вхождении в работу, при возникновении в ней затруднений, ослабление познавательного интереса, а так же при наличии помех [9].
В произвольном внимании проявляется активность личности. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Помимо произвольного непроизвольного внимания, может быть выделен еще один особый его вид - послепроизвольное внимание. Это понятие в психологии было введено Н.Ф. Добрыниным.
Если в целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только его результат, как при произвольном внимании.
Таким образом, послепроизвольное внимание, проявляясь вслед за произвольным, не может быть сведено к нему. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, с ним обоснованно связывают интенсивную и плодотворную умственную деятельность, высокую производительность всех видов труда.
Внимание характеризуется такими свойствами как: устойчивость, переключение, распределение и обьем внимания. Различные свойства связаны друг с другом. Внимание представляет сложную функциональную структуру, образованную взаимосвязью его основных свойств.
Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания - в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном [12].
Сосредоточенность- это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Степень или сила сосредоточенности - концентрация или интенсивность внимания.
Концентрация- это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.
Устойчивость - длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И.П. Павлов говорил в своей работе: «Это, прежде всего упрямая сосредоточенность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать»[11].
Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону.
Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредотачиваться на предмете, другие обладают этой способностью в значительной мере.
Внимание не может долго задерживаться на неподвижном объекте (точка на месте), если мы не можем его рассмотреть с разных сторон. Чем богаче различными свойствами объект, тем легче сосредоточивать внимание на нем в течение длительного времени.
Например, чтение интересной книги, просмотр спектакля.
Объем - это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно. Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у дошкольников (в зависимости от возраста) от 2 до 4 объектов. Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом. Широта объема внимания профессионально важна для педагога-дефектолога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Распределение внимания - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Внимание дефектолога, педагога распределяется на всю группу, на отдельных ребят, на содержание занятия. Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел [4].
Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, дошкольники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое [18].
Переключение – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи, с изменением задачи деятельности [20].
Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания. Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно и наоборот.
Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.
В
переключении внимания ярко
Однако рассеянность и невнимательность не всегда совпадают друг с другом. Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредоточиться долгое время, его внимание непрерывно перескакивает с одного на другое.
Например, такое внимание характерно для детей, оно наблюдается и у взрослых, особенно во время утомления [24].
Но рассеянность может иметь и совершенно иную причину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, деятельности, что не способен замечать ничего другого, потому и рассеян.
Одна из причин невнимания – недостаточная умственная активность. Важную роль в развитии внимания играет направленность личности.
Поскольку внимание может отличаться различными свойствами, которые как показывает опыт независимы друг от друга, можно, исходя из разных свойств внимания различать разные типы внимания, а именно:
широкое и узкое внимание в зависимости от их объема 2) хорошо или плохо распределяемое 3)быстро и медленно переключаемое 4) концентрируемое и флюктуирующее 5) устойчивое и неустойчивое. Труд воспитывает высшие формы произвольного внимания. В психологической литературе Рибо подчеркнул эту мысль о связи произвольного внимания с трудом. Он пишет: «Как только возникла необходимость в труде, произвольное внимание стало фактором первостепенной важности в этой новой форме борьбы за жизнь. Как только у человека явилась способность отдаваться труду, по существу своему непривлекательному, но необходимому как средство к жизни, явилось на свет и произвольное внимание. Труд составляет наиболее резкую конкретную форму внимания». Рибо заключает: «Произвольное внимание- явление социологическое. Рассматривая его как таковое, мы лучше поймем его генезис и непрочность. Произвольное внимание есть приспособление к условиям высшей социальной жизни» [20].
Таким образом, в процессе деятельности осуществляется тесная связь и взаимодействие между видами и свойствами внимания. Поэтому в педагогическом процессе нужно с одной стороны опираясь на непроизвольное внимание воспитывать произвольное, а с другой формируя познавательные интересы детей и делая интересной саму учебную и воспитательную работу при любой возможности переводить произвольное внимание в непроизвольное, уметь развивать характерные свойства внимания в различных видах деятельности.
1.3 Общая характеристика внимания в дошкольном возрасте
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста во многом остается таким же, как и в раннем возрасте. Однако постепенно оно начинает отражать интересы ребенка по отношению к объектам окружающего мира, с которыми он взаимодействует. Вместе с тем продолжает развиваться и совершенствоваться непроизвольное внимание. Характерной особенностью внимания детей рассматриваемого возраста является то, что они остаются сосредоточенными до тех пор, пока их интерес не угаснет. Появление нового предмета вызывает переключение внимания на него. Поэтому младшие дошкольники редко могут в течение длительного времени заниматься одним и тем же делом. На самых ранних стадиях развития ребенка его внимание привлекается новизной, силой и другими специфическими раздражителями. Позднее внимание начинает привлекаться такими раздражителями, которые имеют сигнальное значение вследствие их непосредственной связи с удовлетворением потребности ребенка, а также объектами, связанными с яркими и эмоциональными переживаниями.
Исследованием внимания в дошкольном возрасте занимались А.В. Запорожец, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Петухова Г.В.
Физиологическая основа развития внимания в дошкольном возрасте зависит от развития их нервной системы так утверждает И.П. Павлов. Смена процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий у дошкольников протекает сравнительно быстро. Это объясняется тем, что дети очень чутки к внешним впечатлениям, легко обращают внимание на каждый раздражитель. В результате внимание детей неустойчивое, ребенок быстро переключается с одного предмета на другой. Детская впечатлительность приводит к тому, что внимание дошкольника вызывается, прежде всего, ярким, образным наглядным материалом, живостью, эмоциональность изложения. Зрительное и слуховое сосредоточение, возникающее у ребенка на основе ориентировочных реакции можно считать первыми проявлениями внимания.
В дошкольном возрасте, как отмечает А.В. Запорожец, и другие исследователи высокой ступени развития достигает непроизвольное внимание. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребенка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались ими не замеченными. К концу дошкольного возраста возрастает устойчивость внимания, способность длительно действовать с предметом, выполнять определенную деятельность. Старшие дошкольники могут часами играть какую-нибудь. Интересную игру, рисовать, конструировать. В раннем возрасте появление нового предмета тот час же вызывает переключение внимания на него, поэтому дети этого возраста длительное время занимаются одним и тем же делом. Увеличивается объём внимания, в 6 лет ребенок лучше осознает картинку, выделяет больше интересных сторон и деталей. Постепенно у ребенка начинает формироваться устойчивость внимания. К концу первого года жизни ребенок может следить за действиями взрослого в течение 7-10 минут и примерно столько же заниматься вкладыванием выкладыванием мелких предметов из емкости. На втором году жизни у ребенка могут быть сформированы элементы произвольного внимания их формирование одна из за дач взрослых [7].