Воображение в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Личность школьника как предмет научного исследования
.1 Понятие «личность», «индивидуальность», «индивид»
.2 Формирование личности в различных видах деятельности
Глава 2. Народная педагогика как средство воспитания
.1 Культурные традиции воспитания нравственно-трудовых качеств школьника
.2 Опытная педагогическая работа
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая2013.doc

— 874.50 Кб (Скачать файл)

План

Введение

Глава 1. Личность школьника  как предмет научного исследования

.1 Понятие «личность», «индивидуальность», «индивид»

.2 Формирование личности  в различных видах деятельности

Глава 2. Народная педагогика как средство воспитания

.1 Культурные традиции воспитания нравственно-трудовых качеств школьника

.2 Опытная педагогическая  работа

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Актуальность. На современном этапе в школьном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г.Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности".

Традиция - всего-навсего  способ передачи накопленного духовного  и трудового опыта нации. Этнопедагогика всегда связывала три поколения, объясняют авторы сборника. В основу построения методики учебно-воспитательного процесса, базирующегося на народной педагогике, следует положить идеал личности как цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включается в систему современных социальных целей и выполняет по отношению к учебно-воспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия эффективности данного процесса.

Основной задачей учебно-воспитательного  процесса является воспитание этнокультурно  ориентированной личности детей, цель которого - формирование национального  самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Необходимость создания такого обучения обосновывается прежде всего педагогическими факторами.

Нормы морали, правила  общежития, рациональные способы и методы организации трудовой деятельности, отношения к природе, земле, освященные общественным мнением, выдержавшие испытание временем, оформляются в стабильные традиции, обычаи (слово «традиция» по-латыни означает «передача», «предание»). В Дагестане традиция, обычай обозначают арабским словом адат (т. е. обычай).

Совместная производственная деятельность и общение между  старшим и младшим поколениями, помимо решения конкретных трудовых и нравственных вопросов и задач, служила такой стратегической жизненной цели, как социализация последнего, т. к. подготовка его к умению успешно трудиться, умело строить добрые отношения с окружающими в семье и обществе, беречь природу, разумно пользоваться ее дарами, защищать родную землю от тех, кто посягает на ее свободу и др.

Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть  общей духовной культуры народа. Великий  русский педагог К.Д. Ушинский говорил  о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». И  также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.

Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно  перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью.

Народная мудрость о  воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.

Цель курсовой работы изучить влияние культурных традиций на формирование личности школьника.

Задачи курсовой работы

1. раскрыть понятие  «личности» как предмет научного  исследования

. описать формирование личности в различных видах деятельности.

. выявить культурные  традиции воспитания нравственно-трудовых  качеств шольника.

.Провести опытно-педагогическую  работу.

Структура. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Личность школьника как предмет научного исследования

.1 Понятие «личность», «индивидуальность», «индивид»

 

Личность - одна из базовых  категорий психологической науки. Для того чтобы понять, что такое  личность, и выделить основные свойства, позволяющие описать психический склад личности, необходимо рассмотреть это понятие в ряду "индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность", предложенной Б.Г. Ананьевым (Ананьев Б.Г., 2001). Исходное разграничение между этими понятиями может быть произведено следующим образом (рис. 1, рис. 2).

 

 

Индивид - это человек  как типичный представитель своего рода, носитель типичных, природно обусловленных  свойств. В этом случае подчеркивается обусловленность поведения человека генетическими, метаболическими, нейродинамическим, конституциональными факторами. В совокупности они обуславливают возникновение интегративного психического механизма темперамента, который, в свою очередь, реализуется (проявляется) в поведении.

Субъект деятельности - это человек как типичный носитель видов человеческой активности; это человек как носитель сознания, психических механизмов, регулирующих специфически человеческие формы активности.

Личность - это человек  как типичный представитель сформировавшего  его общества, социума. Она раскрывается в обусловленности его общения с другими людьми и природой, структурой его ценностных ориентаций, спектром исполняемых им ролей, соотношением его прав и обязанностей и т.п.

 

 

Индивидуальность - это  человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, уникальности, непохожести на других людей.

В соответствии с этой четырехаспектной моделью психики  Б.Г. Ананьева В.И. Гинецинский выделяет систему свойств человека.

Личность - система социально  значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого  рода как биологического вида, то понятие  личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

 

 

Как личность человек  характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Личность характеризуется  уровнем осознанности своих отношений  и их устойчивостью.

В личности существенна  не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается  с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

Уровень развития личности определяется характерными для нее  отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения  обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).

Таким образом, понять личность - это значит понять, какие жизненные  задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

1.2 Формирование  личности в различных видах  деятельности

«Личность создается  объективными обстоятельствами, но не иначе, как совокупность его деятельности, осуществляющей его отношение к  миру». Изучение личности является одной из наиболее трудных проблем человекознания, что подтверждает существующее многообразие определений личности в различных областях человеческого знания (философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии). Большинством подобных определений подчеркивается интегративность понятия личности, подразумевает нечто большее, нежели совокупность свойств и способностей, отличающих одного индивида от массы других.

Личность всегда живет  и действует в составе определенной нации, класса, социальной группы, коллектива и разделяет с другими материальные и культурные условия жизни и, что вполне естественно, психологию социальной группы, в состав которой она входит. Это обстоятельство определяет особенное в психическом облике личности (национальные черты характера, потребности, интересы, отношение к различным сторонам социальной жизни). Психологический момент формирования личности обусловлен микросредой - частью среды и теми условиями, в которых человек живет непосредственно (например, семья). Микросреда объективно влияет на психический облик человека. Как следствие этого влияния, обнаруживаются индивидуально неповторимые черты, отражающие конкретный жизненный путь отдельной личности.

К. Маркс, определяя сущность человека, пишет, что «она есть совокупность всех общественных отношений». Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, и, прежде всего, отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных и духовных благ. Эти отношения являются основными и определяющими в вопросе приобщения человека к социальному опыту. Таким образом, речь идет о потребностях человека. Общеизвестно, что потребности лежат в основе человеческой деятельности. М.С. Каган назвал деятельность способом существования человека. Именно «деятельность призвана обеспечить биологическую и социально-культурную жизнь человека». И именно «в деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем как существо общественное». Деятельность охватывает материально-практические, интеллектуальные, духовные операции, внешние и внутренние процессы общества в целом и личности в частности. Таким образом, деятельность пронизывает объективные и субъективные факторы формирования личности, являясь одновременно и условием вышеназванных факторов. Поскольку основной функцией деятельности является «обеспечение сохранения и непрерывного развития человеческого общества», «сложнейшая совокупность различных конкретных форм, сплетающихся друг с другом самым причудливым образом», классифицируется в четыре основных вида:

) Преобразовательная  деятельность (труд) - все формы человеческой  деятельности, которые ведут к  изменению, реальному или идеальному, созданию того, чего прежде не  существовало. Именно трудовая деятельность явилась определяющим условием становления человека. Развитие трудовой активности существенно изменило природную, биологическую организацию человека, повлекло за собой развитие новых качеств человека.

) Познавательная деятельность (постижение сути объекта).

) Ценностно-ориентировочная  (специфическая форма отражения  субъектом объекта; объективно-субъективная  информация о ценностях, а не  о сущностях).

) Коммуникативная деятельность (общение) - социальная природа человека  делает общение людей условием  труда, познания и выработки системы ценностей. «Общение - вид деятельности, опосредствующий три других, но ими же порождаемый и стимулируемый».

Процесс формирования личности осуществляется благодаря объединенности видов деятельности, когда каждый из перечисленных видов, являясь относительно самостоятельным, включает в себя три других. Посредством такой совокупности видов деятельности и действуют механизмы становления личности и ее совершенствования в ходе жизни человека.

Личность возникает  в обществе. Человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, и личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Иначе говоря, «в отличие от индивида, личность ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к деятельности человека, как и его сознание, личность порождается деятельностью». «Исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, и является ключом к подлинному научному пониманию личности».

Процесс формирования личности человека начинается с первых лет  его жизни. И, как уже отмечалось, «процессы трансформации личности»  осуществляются в деятельности, вернее, в «сложнейшей совокупности» различных ее форм. При этом определенному периоду человеческой жизни соответствует вид деятельности, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и в особенностях личности в данный период развития. Этот принцип деятельности, положенный в основу периодизации психического развития, был выдвинут в трудах школы Л. С. Выготского и его учеников (А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.Р. Эльконина и др.). С рождения до кончины вся жизнь человека изменяется в зависимости от ведущей деятельности, которая задана ему обществом и которую человек осваивает. В настоящей статье не будет рассматриваться периодизация психического развития человека. Подчеркивая значимость деятельности в механизмах формирования личности, выделим ведущий ее вид в различные возрастные периоды человека, опираясь на классификацию видов деятельности М.С. Кагана, а также отметим субъектно-объектный характер процессов становления и развития личности.

Информация о работе Воображение в дошкольном возрасте