Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:26, курсовая работа
Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью.
Введение
Глава 1. Личность школьника как предмет научного исследования
.1 Понятие «личность», «индивидуальность», «индивид»
.2 Формирование личности в различных видах деятельности
Глава 2. Народная педагогика как средство воспитания
.1 Культурные традиции воспитания нравственно-трудовых качеств школьника
.2 Опытная педагогическая работа
Заключение
Список литературы
Глава 2. Народная педагогика как средство воспитания
.1 Культурные традиции воспитания нравственно-трудовых качеств школьника
.2 Опытная педагогическая работа
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность. На современном этапе в школьном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г.Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности".
Традиция - всего-навсего способ передачи накопленного духовного и трудового опыта нации. Этнопедагогика всегда связывала три поколения, объясняют авторы сборника. В основу построения методики учебно-воспитательного процесса, базирующегося на народной педагогике, следует положить идеал личности как цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включается в систему современных социальных целей и выполняет по отношению к учебно-воспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия эффективности данного процесса.
Основной задачей учебно-
Нормы морали, правила общежития, рациональные способы и методы организации трудовой деятельности, отношения к природе, земле, освященные общественным мнением, выдержавшие испытание временем, оформляются в стабильные традиции, обычаи (слово «традиция» по-латыни означает «передача», «предание»). В Дагестане традиция, обычай обозначают арабским словом адат (т. е. обычай).
Совместная производственная деятельность и общение между старшим и младшим поколениями, помимо решения конкретных трудовых и нравственных вопросов и задач, служила такой стратегической жизненной цели, как социализация последнего, т. к. подготовка его к умению успешно трудиться, умело строить добрые отношения с окружающими в семье и обществе, беречь природу, разумно пользоваться ее дарами, защищать родную землю от тех, кто посягает на ее свободу и др.
Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.
Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью.
Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.
Цель курсовой работы изучить влияние культурных традиций на формирование личности школьника.
Задачи курсовой работы
1. раскрыть понятие
«личности» как предмет
. описать формирование личности в различных видах деятельности.
. выявить культурные
традиции воспитания
.Провести опытно-
Структура. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Личность - одна из базовых
категорий психологической
Индивид - это человек
как типичный представитель своего
рода, носитель типичных, природно обусловленных
свойств. В этом случае подчеркивается
обусловленность поведения
Субъект деятельности - это человек как типичный носитель видов человеческой активности; это человек как носитель сознания, психических механизмов, регулирующих специфически человеческие формы активности.
Личность - это человек как типичный представитель сформировавшего его общества, социума. Она раскрывается в обусловленности его общения с другими людьми и природой, структурой его ценностных ориентаций, спектром исполняемых им ролей, соотношением его прав и обязанностей и т.п.
Индивидуальность - это человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, уникальности, непохожести на других людей.
В соответствии с этой четырехаспектной моделью психики Б.Г. Ананьева В.И. Гинецинский выделяет систему свойств человека.
Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
Как личность человек
характеризуется уровнем развит
Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.
Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.
В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.
Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).
Таким образом, понять личность - это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.
Личность всегда живет
и действует в составе
К. Маркс, определяя сущность человека, пишет, что «она есть совокупность всех общественных отношений». Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, и, прежде всего, отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных и духовных благ. Эти отношения являются основными и определяющими в вопросе приобщения человека к социальному опыту. Таким образом, речь идет о потребностях человека. Общеизвестно, что потребности лежат в основе человеческой деятельности. М.С. Каган назвал деятельность способом существования человека. Именно «деятельность призвана обеспечить биологическую и социально-культурную жизнь человека». И именно «в деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем как существо общественное». Деятельность охватывает материально-практические, интеллектуальные, духовные операции, внешние и внутренние процессы общества в целом и личности в частности. Таким образом, деятельность пронизывает объективные и субъективные факторы формирования личности, являясь одновременно и условием вышеназванных факторов. Поскольку основной функцией деятельности является «обеспечение сохранения и непрерывного развития человеческого общества», «сложнейшая совокупность различных конкретных форм, сплетающихся друг с другом самым причудливым образом», классифицируется в четыре основных вида:
) Преобразовательная
деятельность (труд) - все формы человеческой
деятельности, которые ведут к
изменению, реальному или
) Познавательная деятельность (постижение сути объекта).
) Ценностно-ориентировочная
(специфическая форма
) Коммуникативная деятельность (общение) - социальная природа человека делает общение людей условием труда, познания и выработки системы ценностей. «Общение - вид деятельности, опосредствующий три других, но ими же порождаемый и стимулируемый».
Процесс формирования личности осуществляется благодаря объединенности видов деятельности, когда каждый из перечисленных видов, являясь относительно самостоятельным, включает в себя три других. Посредством такой совокупности видов деятельности и действуют механизмы становления личности и ее совершенствования в ходе жизни человека.
Личность возникает в обществе. Человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, и личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Иначе говоря, «в отличие от индивида, личность ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к деятельности человека, как и его сознание, личность порождается деятельностью». «Исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, и является ключом к подлинному научному пониманию личности».
Процесс формирования личности
человека начинается с первых лет
его жизни. И, как уже отмечалось,
«процессы трансформации